Научная статья на тему 'РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ'

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / литература / информационнокоммуникационные технологии / современный урок / сайт.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умида Абдуллаевна Аннакулова

Эта статья о пользе использования ИКТ на уроках литературы, о сайтах, где можно найти программы по составлению коммуникабельных уроков литературы с закреплением, проверочными заданиями и тестами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ»

Chirchik State Pedagogical University Volume 4 | CSPU Conference 1 | 2023

Effectiveness of Introduction of Digital Ta'lim jarayonida raqamli texnologiyalarni

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Умида Абдуллаевна Аннакулова

Преподаватель кафедры русского языка и литературы ТерГПИ

annakulovau@gmail. com

АННОТАЦИЯ

Эта статья о пользе использования ИКТ на уроках литературы, о сайтах, где можно найти программы по составлению коммуникабельных уроков литературы с закреплением, проверочными заданиями и тестами.

Ключевые слова: образование, литература, информационно-коммуникационные технологии, современный урок, сайт.

ABSTRACT

This article is about the benefits of using ICT in literature lessons, about sites where you can find programs for composing communicative literature lessons with anchoring, test tasks and tests.

Keywords: education, literatire, ICT, modern lesson, school.

Современное образование нельзя представить без использования информационно-коммуникационных технологий.

В наше так называемое «бурное» детство из технологий был телевизор ,магнитафон, проигрыватель и радио. «Евгения Онегина» в оперном варианте мы слушали с помощью проигрывателя и грампластинок. Художественные фильмы с героями произведений XIX и XX веков, просматривались нами в кинотеатрах и по телевизору по определённой программе. Современную попсу слушали на кассетной магнитоле, а последние новости передавались по радио. Хоть технически мы и не бедствовали, но любви к чтению у нас нельзя было отнять. Многие из нас засыпали и просыпались с книгой. В наш современный мир прогресса с развитием Нео технологий ученики познают всё с помощью современных компьютерных технологий. Оживающие портреты писателей, учёных и исторических личностей рассказывают о себе и о событиях происходящих в их время, чем интригуя способствуют запоминанию их биографии. Нейросеть помогает оживить не только литературных героев, но и в запоминающихся картинках передать прямой и косвенный смысл фразеологизмов,

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

119

Chirchik State Pedagogical University Effectiveness of Introduction of Digital

ТесЬпОО^/е/^П^^шшшшшая/шшшшшшшшш

jort^

пословиц и поговорок, или посещение онлаин-экскурсии по историческим местам. Ученики с большим удовольствием слушают новую тему, которую им с красочными презентациями на электронных досках или с проектором показывают педагоги.

Внедрение ИКТ в образовательную сферу повысил интерес к учебноИ деятельности у детеи и у взрослых.

Использование ИКТ упростило труд наставников. В данное время нельзя провести современныи урок без использования информационно-коммуникационных технологии. Без ИКТ урок непродуктивен, устаревшие методы не дают возможности качественно обучать детеИ.

Нужно обратить внимание на то, что меняются цели и задачи современных занятий. Меняется и подход к современному образованию, вся мощь обучения переносится с усвоения знании на формирование компетентности.

Современная педагогика способствует развитию личности в значимых качествах , а не только пропаганду знании. Учитель - предметник становится «компасом», помогающего найти нужную правильную информацию в «океане всемирной паутины ». Требование современного преподавания быть не только подкованным по теме, но и уметь закреплять при помощи современных технологий. Ведь не зря было доказано многими учёными , что человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что говорит, и 90% того, что самостоятельно совершает. В современном мире информация увиденная имеет больше преимуществ, чем другая.

Благодаря современным технологиям мы педагоги можем добиться желаемых результатов. Для того чтобы добиться мотивации ученика наши презентации, аудио, видео уроки должны быть яркими, легко запоминающимися, с интересными фактами. [1]

Помнится из-за вируса «Короны» учащиеся долгое время оставались дома ,чем были лишены получения знаний, но опять же благодаря современным технологиям были проведены онлайн уроки. Развитие технологий не стоит на месте и благодаря этому прогрессу развитие науки тоже стремительно поднимается в высь. Но всё же, урок был и остается основной частью учебного процесса. Обучающийся всегда должен быть сконцентрирован на предмете, который изучает. Атмосфера на проводимых уроках с ИКТ должна соответствовать тематике, где споры и диспут, где анализ и характеристика. И именно отрывки из

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

120

Chirchik State Pedagogical University Effectiveness of Introduction of Digital Technologies in the Educational Process

g

g

художественных или документальных фильмов заставят не читающего ученика понять суть того или иного произведения. В каждом современном доме есть связь со всем миром и со всей интересующей информацией через Wi-Fi. И именно эта « паутина» помогает нашим детям получить и закрепить информацию, Они спокойно познают любую информацию, через фильмы, аудио записи и краткий анализ произведений. Им не сложно найти нужную информацию по любым предметам.

Используя информационные технологии, наши дети открывают всё больше возможностей при подготовке к уроку, сдаче материала более иллюстративнее, с яркими наглядными материалами. Современные технологии стали незаменимой частью работы почти каждого педагога и учащегося.

Использование компьютерных технологий даёт возможность освоить материал :

• Электронный источник учебной информации, который сможет заменить учителя;

• наглядное пособие в виде презентаций, красочных слайдов в виде мультимедий или телекоммуникаций;

• программа тренажер - тесты;

• средство диагностики и контроля знаний с помощью заданий и упражнений.

Компьютерные технологии выступают как рабочий инструмент:

• программы по подготовке текстов, презентаций, аудио-видео файлов и их хранение;

• программа редактирования текстов;

• программа моделирования- программирования.

Роль учителя при подготовке к уроку:

• сортировка нужного материала;

• подготовка слайдов к уроку (особенно, если на уроке используются иллюстрации);

• подготовка аудио и видеоматериала;

• создание таблиц, опорных конспектов, алгоритмов и рассуждений.

Использование компьютера и проектора становится возможным

следующее:

• подача нового материала или закрепление пройденного материала в форме презентаций;

https://cspi.uz/

Republican Scientific and Practical Conference

October 20, 2023

Chirchik State Pedagogical University Effectiveness of Introduction of Digital

jort^

gL

• работа с тестовыми заданиями с помощью компьютерных программ;

• индивидуальный и групповой опрос при помощи интернет программ;

• выполнение проверочных и исследовательских работ,использование словарей в интернете и сравнение толкований одних и тех же слов в разных словарях, что доказывает, использование бумажных словарей занимает гораздо больше времени и их нехватки .

Для того чтобы уроки литературы были интереснее учитель - предметник использует видео и аудио материалы соответствующие уроку. Прослушивание аудио материалов поможет ученикам правильно произносить слова и расставлять ударения. Аудио с выразительным чтением поэтических произведений поможет ощутить настроение автора и его героев. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер лирических героев. Аудио поэтических произведений читается чтецами под какую либо мелодию, которая помогает проявлению глубоких чувств у слушателей. Слушая выразительное чтение стихов, ученик запоминает на слух правильную расстановку ударений и смену голосовой интонации, а повторное прослушивание поможет быстрому выучиванию стихотворений.

Как раз по этому случаю, от издательства «Просвещение», выпущены онлайин- медиотеки «Учим стихи» и «Страна читающих». Здесь можно найти не только выразительное чтение стихов, но и анализ с комментариями и пояснениями к непонятным словам. Организовываются онлайн- конкурсы чтецов. И все, что требуется - это читать любимые стихи, записывать чтение на видео и публиковать на страницах интернет программ. [2]

На страницах интернета также можно найти программы, где все желающие могут создать видеоматериал или анимационный ролик , в которых иллюстрационные изображения появляются по мгновению ока.

Существуют программы по созданию тестов, кроссвордов, опросников на различные темы по разным предметам, такие как «Online Test Pad», «Webanketa», «Simpoll», «Фабрика кроссвордов»

Для изучении литературных направлений можно использовать демонстрацию архитектурных сооружений, а также произведения живописи и музыки разных эпох, отрывков из произведений разных авторов, портретов писателей, поэтов, драматургов. Иллюстративный материал предоставляет целый ряд сайтов: "Русские писатели и поэты" (http: //writerstob. narod.ru/index. htm), учительский портал "Учителя. com" (https: //uchitelya.com/), сайт "Учительский

October 20, 2023 Republican Scientific and Practical Conference

122

Chirchik State Pedagogical University Effectiveness of Introduction of Digital Technologies in the Educational Process

g

g

портал"(https://www.uchportaLru/), сайт "Виртуальный музей литературных героев" (https://www.likt590.rii/proiect/museum/avtory.html), сайт "В помощь молодому педагогу" (https://skolakras.ru/), сайт "Российская виртуальная библиотека" (https://rvb.ru/), сайт "Серебрянного века силуэт" (http: //silverage.ru/).

В данное время во «всемирной паутине» можно найти готовые интернет ресурсы по биографии и творчеству всех литераторов мира, что намного упростило работу учителя-литератора.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы развивает творческий потенциал и коммуникативные навыки учащихся, мотивирует их интерес к предмету, повышает качество знаний, экономит время учителя на уроке и совершенствует функции контроля. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока. [3]

С использованием современных информационно-коммуникационных технологий урок литературы может стать незабываемым, а насколько он будет эффективным, зависит от учителя.

REFERENCES

1.Пищик А. Информационно-компьютерные технологии и современный урок // Открытый урок. 2016. №3. С. 26-30.

2.Яковлев А.И. Информационно - коммуникационные технологии в образовании- М.: Просвещение, 2003.

3.Дьячок С. Компьютерные технологии осовременивают урок литературы // Всемирная литература в средних учебных заведениях. 2016. № 11-12. С. 22

https://cspi.uz/

Republican Scientific and Practical Conference

October 20, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.