Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2015
УДК 332.1 ББК 65.04 П 93
РОЛЬ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В МЕЗОЭКОНОМИКЕ
(Рецензирована)
Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна,
кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (906) 438 80 85, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ места и роли теневой экономики в механизме социальноэкономического развития депрессивного региона. В качестве основного условия в данном контексте отмечена роль механизмов и инструментариев, способствующих детеневизации региональной экономики. Для реализации поставленной задачи обосновано значение финансовой и правовой диагностики депрессивного региона, позволяющей рассматривать ее как особый фактор эффективного социально-экономического развития территории.
Ключевые слова: региональная экономика, теневая экономика, комплаенс контроль, управление регионом.
THE ROLE OF COMPLIANCE CONTROL IN MESOECONOMICS
Pshikanokova Nuriet Ibragomovna,
candidate of Economic Sciences, professor of the Adygei State University, Maikop. Ph.: (906) 438 80 85, e-mail: [email protected]
Abstract. This article presents an analysis of the place and role of the shadow economy in the mechanism of socioeconomic development of the depressed region. As a basic condition in this context highlighted the role of mechanisms and tools that promote elimination of the shadow economy regional economy. To perform this task, justified the importance of financial and legal diagnosis of depressive region, allows to consider it as a special factor of effective socio-economic development of the territory.
Keywords: regional economy, the shadow economy, compliance monitoring, management of the region.
Эффективность и конкурентоспособность экономики во многом зависят от экономической безопасности страны, характера и теневизации самой экономики.
Негативное влияние теневой экономики на все сферы жизни уже общеизвестно. Теневая экономика и коррупция, как ее составная часть, считаются одним из главных препятствий в развитии России. Действительно, теневые экономические процессы пагубно влияют на экономическую и социальную системы, деформируют практику ведения бизнеса, питают коррупцию, а также являются каналом финансирования экстремистских и террористических организаций.
В истории нашего государства процессы теневизации экономики стали отмечаться уже в 1970-е, а в конце 1980-х ее объем составлял не менее 15% национального продукта. Последующая быстрая
коммерциализация постсоветской России сопровождалась не менее быстрой криминализацией ее экономики. В 1990-е в России сформировалась «пестрая экономика», суть которой - в тотальном взаимопереплетении «белой» и теневой экономической деятельности, в стирании граней между ними. По оценкам экспертов, объем теневой экономики (ТЭ) России составлял в середине 1990-х 25% ВНП, а к концу 1990-х - до 40-45%. В первые годы нынешнего века рост теневого сектора удалось приостановить, однако в настоящее время масштабы российской ТЭ оцениваются примерно в 25-35% [4,9].
Исследование специальной литературы по данной проблематике показало, что роль теневого сектора в экономике неоднозначна. Позитивное влияние состоит в том, что скрытость от налогообложения повышает конкурентные преимущества фирм, осуществляющих теневые действия, и позво-
10
Научный вестник ЮИМ №1' 2015
Стратегия развития регионов
ляет получать дополнительные доходы их работникам, уменьшает размер реальной безработицы. Негативное влияние заключается в нанесении ущерба государственному бюджету и опосредствованно -иным экономическим агентам, соблюдающим требования закона.
В частности, швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции ТЭ в рыночном хозяйстве: «экономическая смазка», «социальный амортизатор», «встроенный стабилизатор» [2].
Однако большинство ученых считает, что в целом влияние ТЭ на общество является скорее негативным, чем позитивным. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т.д. Наконец, развитие любых форм ТЭ ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.
Разделяя точку зрения большинства ученых в отношении преобладания негативного эффекта ТЭ, отметим, что соотношение позитивных и негативных эффектов ТЭ зависит от ее масштабов и видов, а также от типа экономической системы, где она развивается. Динамика оценочных показателей свидетельствует о том, что в последние десятилетия в хозяйстве практически всех групп стран наблюдается устойчивая тенденция относительного роста теневой экономики. Так, согласно оценкам экономистов Кельнского института международных исследований, к началу последнего десятилетия 20 века негативные эффекты ТЭ заметно превышали ее положительные результаты.
Теневизация экономики отмечается во всех субъектах России, которые различаются по уровню развития и региональным особенностям. К примеру, республики Северного Кавказа отличаются деформированной социально-экономической структурой и по этой причине не могут быть устойчивыми. Для них характерны более высокий уровень коррупции, теневой экономики и без-
работицы, слабость государственного аппарата и низкие налоговые и неналоговые сборы, несопоставимые с соответствующим потенциалом. Высокий уровень коррупции здесь тесно связан с теневой экономикой, что обусловливает рост социальной поляризации и несправедливости, уменьшение налоговых сборов и т.д. В конечном итоге бюджеты данных республик не справляются со своими социальными функциями, что вызывает недовольство населения. При таких обстоятельствах социальноэкономическая система, как правило, дестабилизируется. Дотации и субсидии из федерального бюджета частично снимают напряжение в обществе, однако вызывают острое соперничество за доступ к ресурсам между влиятельными олигархическими структурами. Последнее обусловливает увеличение числа преступлений на основе борьбы за доступ к ресурсам.
В этой связи актуализируются проблемы разработки механизмов и инструментариев, способствующих детеневизации региональной экономики. Очевидно, что такая задача приобретает фундаментальный характер как в сфере экономической науки, так и в народнохозяйственном комплексе. Решение поставленной задачи представляется возможным через создание в проблемных (депрессивных) регионах комплаенс - контроля, как разновидность финансового аудита и особой функции управления социально-экономической системой для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), предотвращения финансовых преступлений. В качестве инструмента комплаенс-контроля в целях управления предлагается концепция финансовой и правовой диагностики деятельности региона.
О нарушениях законодательства в этом аспекте свидетельствуют данные Счетной палаты Российской Федерации [1].
На сегодняшний день наиболее важным является создание предпосылок для развития культуры комплаенса не только в микроэкономике, но и мезоэкономике, то есть экономике региона. В этой связи актуализируется принцип соблюдения требований законодательства для всех направлений бизнеса в регионе. Основная цель комплаенс - контроля в данном аспекте, по нашему мнению, состоит в выявлении барьеров, препятствующих развитию региональной экономики, и их устранении (либо минимизации их негативных эффектов). Содержание комплаенса на мезоуровне - это соответствие установленным требованиям, а его главная функция - обеспечение соответствия установленным требованиям. Задача региональных регуляторов в целях ПОД/ФТ состоит в осуществлении контроля
11
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2015
и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации и субъекта Федерации о ПОД/ ФТ, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение данного законодательства. Задача реализуется главным образом проведением плановых (внеплановых) проверок. В этой связи необходима активизация мониторинга и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов для выявления коррупционных положений, а также в целях установления противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации. Актуальность данной проблемы может быть обоснована преобладанием декларативного характера и недостаточным уровнем проработки стратегических документов субъектов Российской Федерации. Практически невозможна их интеграция в рамках федеральных округов ввиду их различия по принципам целеполагания, порядку и горизонтам планирования. За основу расчетов берутся разные базовые годы и промежуточные плановые периоды, а также используются разные целевые индикаторы» [1, c. 82].
Механизм реализации предлагаемой концепции также включает мониторинг и анализ теневого права в критических сферах общественной жизни. В этой связи важно проанализировать соответствие последнего с формальным законом: как оно влияет на социальные, экономические и политические отношения в том или ином регионе. Такое исследование должно заложить основы для последующих решений и инициатив по оптимизации законодательства. В данном аспекте представляется важным наличие строгого контроля над соблюдением федеральных законов антикоррупционного характера.
Для республик Северного Кавказа особо важным представляется установление соответствия управленческих кадров образовательному, профессиональному, нравственному и др. критериям избрания на должности различной иерархии. Здесь также необходимы барьеры, препятствующие расширению родственных связей в сфере управления.
Система предлагаемого контроля в этих регионах решает нижеследующие задачи:
- во-первых, выявляет реализующиеся комплаенс-риски на самых ранних стадиях, быстро реагирует и устраняет недостатки, определяет причины, что позволяет предотвратить рецидивы;
- во-вторых, устраняет дублирование функций на макро, мезо и микроуровнях для обеспечения соответствия регионального бизнеса установленным требованиям;
- в-третьих, эффективно дополняет систему внутрирегионального контроля;
- в-четвертых, обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона;
- в-пятых, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что основные элементы предлагаемого механизма реализации комплаенс-контроля на мезоуровне должны быть законодательно закреплены. Наряду с функционированием хозяйствующих субъектов в соответствии закону, здесь необходим постоянный мониторинг и диагностика законодательных и иных нормативных правовых актов (их проектов) на предмет выявления коррупционных положений, а также правовых и иных коллизий в законодательстве Российской Федерации и ее регионах.
ИСТОЧНИКИ:
1. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году. Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2011 года № 66К (833). Электронный ресурс. Адрес доступа: http:// www.ach.gov.ru.
2. Д. Кассел. Функции теневой экономики в координационном механизме в условиях рыночной и плановой экономики. // Экономическая теория преступлений и наказаний. - 2002. -№ 4, ч.1.
3. Латов Ю.В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности // TERRA ECONOMICUS. - 2007. - Т. 5. - № 1. - С. 16-27.
4. Экономика преступлений и наказаний: «Экономика и право» для регионалистики; «Экономика и право» для экономической истории. // Вып. 9-10 / Под ред.: Латов Ю.В. - М.: Изд-во РГГУ, 2006.
12