Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_201 УДК 343.819.1
РОЛЬ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ THE ROLE OF COLONIES-SETTLEMENTS IN THE HISTORY OF THE DOMESTIC PENAL SYSTEM
ВОРОЩУК Владимир Богданович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России). 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: vbogdanovich62@mail.ru;
НИКОЛАЕВ Владимир Иванович,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (Пермский институт ФСИН России). 614012, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 125. E-mail: nikolaev_vi_09@mail.ru;
Voroshchuk Vladimir Bogdanovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Supervision and Prison Regime Organization Sub-department Faculty of Law of the Academy of Law and Management of the Federal Penal Service (Academy of the FPS of Russia). 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: vbogdanovich62@mail.ru;
Nikolaev Vladimir Ivanovich,
PhD in Engineering sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Regime and Protection
in the Penal System Sub-department of the Perm Institute of the Federal Penal Service (Perm Institute of the FPS of Russia).
614012, Russia, Perm region, Perm, Karpinsky str., 125.
E-mail: nikolaev_vi_09@mail.ru
Краткая аннотация: В статье анализируется роль колоний-поселений в отечественной пенитенциарной системе через историю их создания в советском государстве и последующего развития. Кроме того, акцентируется внимание на определенных аспектах деятельности колоний-поселений, создающих необходимые предпосылки для успешной социальной адаптации осужденных после освобождения.
Abstract: The article analyzes the role of colonies-settlements in the domestic penal system through the history of their creation in the Soviet state and subsequent development. In addition, attention is focused on certain aspects of the activity of colonies-settlements that create the necessary prerequisites for the successful social adaptation of convicts after release.
Ключевые слова: колонии-поселения, история, лишение свободы, осужденные, уголовно-исполнительная система.
Keywords: colonies-settlements, history, deprivation of liberty, convicts, penal system.
Дата направления статьи в редакцию: 26.03.2022
Основу современной отечественной пенитенциарной системы составляют преимущественно исправительные колонии различного вида режима с учетом исторически сложившейся структуры мест лишения свободы за ее советский период. Среди имеющихся видов исправительных колоний особенно выделяются колонии-поселения, которые в силу специфических признаков можно отнести к пенитенциарным учреждениям открытого типа, функционирующим в зарубежных странах.
В целях более детального рассмотрения интересующего нас вопроса обратимся к истории возникновения и дальнейшего развития рассматриваемых нами учреждений.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» в систему исправительно-трудовых учреждений были введены исправительно-трудовые колонии-поселения, целью которых стало дальнейшее совершенствование работы по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы и закрепление результатов перевоспитания. В указанные учреждения могли быть переведены для последующего отбывания наказания из действующих на тот момент исправительно-трудовых колоний (общего, усиленного и строгого режимов) осужденные, отличающиеся своим примерным поведением, честно относящиеся к труду, принимающие участие в самодеятельных организациях и общественной жизни своего коллектива и отбывшие при этом определенную часть срока наказания. Осужденные к лишению свободы, которые подпадали под действие закона об условно-досрочном освобождении, должны были отбыть половину срока наказания, но не менее трех лет, тогда как не подпадавшие под действие закона - 2/3 срока наказания, но не менее пяти лет [2, с. 21-22].
Возможность перевода осужденных в колонию-поселение являлась важным средством стимулирования их стремления к исправлению и перевоспитанию, способствовала восстановлению социальных связей, а также позволяла участвовать в воспитательной работе родственникам осужденных. В колониях-поселениях создавались условия, которые закрепляли достигнутые результаты исправления и способствовали формированию у осужденных качеств, позволяющих им успешно адаптироваться в обществе после освобождения [8, с. 19].
Следует обратить внимание на то, что колонии-поселения от других видов исправительно-трудовых колоний, существовавших на тот момент, наряду с отсутствием охраны осужденных со стороны администрации учреждения и свободным передвижением в пределах всей территории колонии отличало возможность совместного содержания различных категорий осужденных, лишенных свободы, независимо от степени
общественной опасности и тяжести совершенных ими преступлений, а также максимальное приближение установленного в них режима к условиям жизни и работы свободных людей. Практически полная трудовая занятость осужденных являлась главной причиной низкого числа преступлений в колониях-поселениях в рассматриваемый период [4, с. 88-89, 96; 9, с. 16].
Дальнейшее развитие колоний-поселений обусловлено возникшей в середине 60-х годов необходимости отделения лиц, совершивших преступление по неосторожности, от основной массы лишенных свободы. Эта идея была реализована в качестве эксперимента Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1971 г. «Об исправительно-трудовых колониях-поселениях для осужденных за преступления по неосторожности», на основании которого в июне-августе 1971 г. были организованы три колонии-поселения для содержания этой категории лиц, показавшие свою жизнеспособность.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. № 5201 -IX «О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик», а в последующем - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. «О внесении дополнений и изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» в системе исправительно-трудовых колоний был закреплен новый вид колоний-поселений, в которые для отбывания наказания стали направляться по приговору суда лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности. Однако суду предоставлялось право назначать отбывание лишения свободы в таких колониях-поселениях и лицам, которым наказание определялось свыше пяти, но не более десяти лет. Впоследствии в данный вид колоний-поселений стали направляться все впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений по неосторожности.
Главное назначение колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности заключалось в создании надлежащих условий для исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы без той изоляции от общества, характерной для исправительно-трудовых колоний общего, строгого и особого режимов, позволяя избежать таких ее негативных последствий, как отрыв от семьи и общества. Кроме того, раздельное содержание осужденных за умышленное преступление и лиц, совершивших преступление по неосторожности, способствовало дифференциации применения основных средств исправления и перевоспитания осужденных, что позволяло сократить уровень рецидивной преступности среди лиц, отбывающих наказание [4, с. 100-101; 8, с. 22].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. № 2147-Х1 «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» в системе исправительно-трудовых учреждений был введен новый вид колоний-поселений для лиц, совершивших умышленные преступления. В этих учреждениях отбывали наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, перечень которых устанавливался законодательством союзных республик [3, с. 161]. Естественно, что перед этим сначала были созданы экспериментальные колонии этого вида. На создание нового вида колоний-поселений в первую очередь повлияло то, что уровень рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из колоний-поселений, оказался значительно ниже, чем у освободившихся из исправительно-трудовых колоний закрытого типа. Кроме того, в указанных учреждениях (колониях-поселениях) отсутствовало отрицательное влияние со стороны осужденных антиобщественной направленности.
В целом можно констатировать, что к концу 80-х годов доля осужденных в колониях-поселениях для лиц, твердо вставших на путь исправления (переведенных из исправительно-трудовых колоний других видов), возросла до 6,8 % от общего количества осужденных, а в двух других осталась незначительной: по неосторожности - 1,6 % и совершивших умышленные преступления - 0,5 % [4, с. 102-103].
Необходимо отметить, что в 80-е годы количество колоний-поселений увеличивается. Это объясняется не только необходимостью использования труда именно осужденных-поселенцев для государственных нужд, что предполагало исключение больших финансовых затрат на обеспечение конвоирования и охраны, но и имевшимися в их работе прогрессивными моментами, связанными со стимулированием трудовой деятельности осужденных-поселенцев. Это касалось не только лесных колоний-поселений, поскольку их труд использовался и на сельскохозяйственных участках колоний, а также в других областях народного хозяйства.
Таким образом, к началу 1990-х годов в системе исправительно-трудовых учреждений функционировало 3 вида колоний-поселений.
Дальнейшее развитие колоний-поселений связано с принятием 8 января 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), закрепившего изначально два вида колоний-поселений: 1) для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; 2) для положительно характеризующихся осужденных (ст. 128 УИК РФ) [10]. В первой из перечисленных разновидностей рассматриваемых учреждений отбывали наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, тогда как во второй - переведенные из колоний общего и строгого режимов как положительно характеризующиеся.
Современный состав осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, определен федеральным законом от 29 марта 2010 г. № 36-Ф3:
1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;
2) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
3) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;
4) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ [6]. При этом, первым двум категориям осужденных предписано отбывать наказание в виде лишения свободы отдельно от последующих категорий, что свидетельствует о дифференциации впервые осужденных к лишению свободы от лиц, ранее отбывавших данное наказание.
Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
В марте 2020 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в ч. 2 ст. 128 УИК РФ (законопроект № 928781-7), предусматривающий возможность размещения осужденных, перечисленных в ч. 1 данной статьи, в пределах одной колонии-поселения при условии обеспечения их раздельного проживания и трудоустройства. Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона, принятие соответствующего законодательного акта будет способствовать сохранению социально полезных связей осужденных с родственниками, а также сокращению финансовых расходов на конвоирование осужденных в исправительное учреждение к месту отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Учитывалось то обстоятельство, что в ряде субъектов Российской Федерации располагается по одной колонии-поселении либо изолированных участков, функционировавших как колония-поселение при исправительных учреждениях, что обусловливает направление осужденных в исправительные учреждения других субъектов Российской Федерации за пределы места жительства или места осуждения. Кроме того, при наличии свободных мест в колониях-поселениях, предназначенных для содержания лиц одной категории, осужденные иной категории на основании ч. 2 ст. 73 УИК РФ направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Было учтено фактическое наполнение по состоянию на 1 января 2020 г. колоний-поселений и изолированных участков, функционировавших как колония-поселение при исправительных учреждениях, -61,7 % (33 215 человек при общем лимите наполнения 53 811 мест)1.
Впоследствии федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 380-ФЗ в ч. 2 ст. 128 УИК РФ внесено изменение, допускающее размещение различных категорий лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях согласно ч. 1 ст. 128 УИК РФ, в пределах одной колонии-поселении при условии обеспечения их раздельного проживания и трудоустройства [7].
Учитывая социальное назначение института колоний-поселений [5, с. 179], необходимо сформулировать выполняемые ими задачи в отношении переведенных в указанные учреждения осужденных из исправительных колоний общего и строгого режимов (в порядке реализации ст. 78 УИК РФ): 1) нейтрализация негативных последствий длительной изоляции от общества; 2) стимулирование правопослушного (правомерного) поведения осужденных, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов; 3) закрепление ранее достигнутых в исправительных колониях с более жестким видом режима результатов исправительного воздействия на осужденных и их подготовка к жизни в обществе.
Кроме того, на наш взгляд, достаточно важной задачей, выполняемой колониями-поселениями в настоящее время, остается достижение целей исполняемого в них наказания (лишения свободы) в отношении впервые осужденных, ранее не отбывавших данное наказание, содержание которых в условиях строгой изоляции является нецелесообразным.
Следует помнить, что привлечение осужденных к общественно полезному труду способствует их исправлению, ресоциализации и правопослушному поведению в период отбывания наказания, создает необходимые предпосылки для успешной социальной адаптации после освобождения. Можно говорить о том, что именно в колониях-поселениях создаются необходимые условия для успешной трудовой адаптации осужденных, направленной на приобретение либо восстановление ими профессиональных трудовых навыков и получение специальности, востребованной на рынке труда, выработке у них потребности трудиться, формировании уважительного отношения к труду. В современных условиях в рассматриваемых учреждениях имеется возможность привлекать осужденных к труду как на объектах собственного производства, по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих лишение свободы, и следственных изоляторов, так и на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений и вне их (выводных контрагентских объектах). Если оценивать в среднем результаты производственной деятельности колоний-поселений за год, то на их долю приходится более 12 % от общего объема произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг по исправительным колониям в целом. Среди отраслей производства в колониях-поселениях, приносящих наибольшую прибыль, можно назвать сельскохозяйственное производство, деревообработку, швейное производство и металлообработку. Представляет интерес изучение деятельности колоний-поселений сельскохозяйственного профиля, которая ориентирована не только на выращивание сельскохозяйственных культур, но и разведение свиней, крупного рогатого скота, овец и лошадей, производство молока и реализацию мяса. Имеются примеры успешного функционирования сельскохозяйственных колоний-поселений, способных обеспечивать своей продукцией (крупа, мясо, молоко) все пенитенциарные учреждения в пределах своего региона [1, с. 46].
Подводя итог, следует отметить, что колонии-поселения с момента своего создания в их современном виде прочно вошли в состав отечественной пенитенциарной системы как особая разновидность исправительных колоний, и как следствие исправительных учреждений, заняв далеко не последнее место в деле исправления осужденных к лишению свободы, подтвердив свою жизнеспособность, эффективность и востребованность. Функционирующие в настоящее время колонии-поселения обеспечивают не только подготовку к жизни на свободе осужденных, отбывших часть срока лишения свободы в охраняемых (закрытых) исправительных колониях, но и исполняют наказание в отношении осужденных, не представляющих большой общественной опасности в условиях наименьшей изоляции от общества. Пребывание в них оказывает достаточно позитивное воздействие на личность осужденного, укрепляя его социально-полезные связи и уберегая от негативного влияния тюремной субкультуры, что только подчеркивает их важную роль для отечественной пенитенциарной системы.
1 Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 928781-7 «О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (в части размещения разных категорий осужденных в пределах одной колонии-поселении) // Система обеспечения законодательной деятельности. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/928781-7 (дата обращения: 25.03.2022).
Библиогра фия:
1. Ворощук В. Б. О роли колоний-поселений в отечественной пенитенциарной системе // Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждений и органов ФСИН России: проблемы и перспективы развития: матер. межвузовской науч.-практ. конф., посвящ. памяти заслуженного деят. науки РСФСР, д.ю.н., профессора А.И. Зубкова, Дню российской науки, 140-летию УИС и 85-летию Академии ФСИН России. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 43-48.
2. Ворощук В. Б. Организационно-правовое обеспечение управления колониями-поселениями в условиях развития уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2017. - 224 с.
3. Ворощук В. Б. Ретроспективный анализ становления и дальнейшего развития колоний-поселений в рамках отечественной пенитенциарной системы / В. Б. Ворощук, А. Н. Кимачев // Право и государство: теория и практика. 2020. № 3 (183). С. 160-163.
4. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России: учеб. пособие / Л. Ф. Пертли [и др.]. - М.: РИОР; ИНФРА-М; НИИ ФСИН России, 2010. - 113 с.
5. Лаптев С.А. Организационно-правовые основы деятельности колоний-поселений: дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань: Академия ФСИН России, 2006. -
228 с.
6. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 марта 2010 г. № Зб-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 14.
Ст. 1556.
7. О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 23 ноября 2020 г. № 380-Ф3 // СЗ РФ. 2020. № 48. Ст. 7633.
8. Пертли Л. Ф. Историко-правовые основы деятельности колоний-поселений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 8. С. 17-23.
9. Предупреждение преступлений и иных правонарушений в колониях-поселениях: учеб.-метод. пособие / С. А. Бажанов [и др.]; под общ. ред. В. И. Штаненко. - М.: НИИ ФСИН России, 2007. - 116 с.
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 января 1997 г. № 1 -ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
References:
1. Voroshchuk V. B. On the role of colonies-settlements in the domestic penitentiary system // Organizational and legal support of the activities of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia: problems and prospects of development: mater. interuniversity scientific and practical conf., dedicated. in memory of the Honored Scientist of the RSFSR, Doctor of Law, Professor A.I. Zubkov, the Day of Russian Science, the 140th anniversary of the UIS and the 85th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. - Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019. pp. 43-48.
2. Voroshchuk V. B. Organizational and legal support of colony-settlement management in the conditions of development of the penal system: dis. ... cand. jurid. sciences'. Ryazan, 2017. - 224 p.
3. Voroshchuk V. B. A retrospective analysis of the formation and further development of colonies-settlements within the domestic penitentiary system / V. B. Voro-shchuk, A. N. Kimachev // Law and the State: theory and practice. 2020. No. 3 (183). pp. 160-163.
4. The history of the execution of criminal penalties in prisons and colonies-settlements of Russia: studies. manual / L. F. Pertli [et al.]. - M.: RIOR; INFRA-M; Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2010. - 113 p.
5. Laptev S.A. Organizational and legal bases of activity of colonies-settlements: dis. ... cand. jurid. sciences'. - Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2006. - 228 p.
6. On Amendments to the Penal Enforcement Code of the Russian Federation: feder. Law No. 36-FZ of March 29, 2010 // SZ RF. 2010. No. 14. St. 1556.
7. On Amendments to Article 128 of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation: feder. Law of November 23, 2020 No. 380-FZ // SZ RF. 2020. No. 48. St.
7633.
8. Pertli L. F. Historical and legal bases of activity of colonies-settlements // Sheets of the penal enforcement system. 2012. No. 8. pp. 17-23.
9. Prevention of crimes and other offenses in colonies-settlements: studies.- method. manual / S. A. Bazhanov [et al.]; under the general editorship of V. I. Shtanenko. -M.: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2007. - 116 p.
10. The Penal Enforcement Code of the Russian Federation: feder. Law of January 8, 1997 No. 1-FZ // SZ RF. 1997. No. 2. St. 198.