Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATION OF ACTIVITY / КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / COLONIES-SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворощук Владимир Богданович

В статье анализируется состояние нормативно-правового регулирования организации деятельности колоний-поселений на современном этапе развития отечественной уголовно-исполнительной системы, а также рассматриваются меры по его дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ворощук Владимир Богданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state regulatory organization activities of the colonies-settlements

The article analyzes the state of the regulatory organization of the colony-settlement at the present stage of development of the national penal system, and examines measures for its further improvement.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ»

Уголовно-исполнительное право

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ

ВОРОЩУК Владимир Богданович,

преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета Академии ФСИН России. E-mail: vbogdanovich62@mail.ru

Краткая аннотация: в статье анализируется состояние нормативно-правового регулирования организации деятельности колоний-поселений на современном этапе развития отечественной уголовно-исполнительной системы, а также рассматриваются меры по его дальнейшему совершенствованию.

The article analyzes the state of the regulatory organization of the colony-settlement at the present stage of development of the national penal system, and examines measures for its further improvement.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование; организация деятельности; колонии-поселения; уголовно-исполнительная система.

Legal regulation; organization of activity; colonies-settlements; penal system.

В состав уголовно-исполнительной системы входят различные виды исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Среди исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, достигших совершеннолетия, особое место занимают колонии-поселения. Социально-правовое назначение данных учреждений заключается в том, что, с одной стороны, они закрепляют навыки правопослуш-ного поведения осужденных, адаптировав их к условиям жизни на свободе, а с другой - обеспечивают достижение целей наказания в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности. Изоляция от общества как обязательный признак лишения свободы присутствует в колонии-поселении в наименьшей степени, что позволяет по аналогии с пенитенциарной системой зарубежных стран отнести их к исправительным учреждениям открытого типа с учетом соответствующих признаков (отсутствие вооруженной охраны; содержание осужденных под надзором администрации учреждения, в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; разрешение на проживание с семьями на арендованной или собственной жилой площади за пределами учреждения).

Вопросы нормативно-правового регулирования организации деятельности колоний-поселений, несмотря на кажущуюся простоту, требуют более детального исследования вследствие их существенного отличия от других разновидностей исправительных колоний. Остановимся на рассмотрении нормативно-правовых актов, которые служат правовой основой организации деятельности современных колоний-поселений.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, испол-

няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1, в котором закреплены основы организации деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих уголовно-исполнительную систему. Подобные вопросы нашли отражение в гл. 3 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где определены права и обязанности (компетенция) учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, к числу которых относятся и колонии-поселения1.

Основополагающее значение для колоний-поселений имеют правовые нормы, изложенные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ от 8 января 1997 г. (далее -УИК РФ), принятого Федеральным законом № 1-ФЗ, которые определяют порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы и порядок деятельности исправительных учреждений. В настоящее время УИК РФ определен следующий состав осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях:

1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

2) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

3) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

4) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого ре-

1 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

Уголовно-исполнительное право

жима в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ1. Причем, первым двум категориям осужденных предписывается отбывать наказание в виде лишения свободы отдельно от двух последующих. Основные особенности деятельности колонии-поселения (содержание осужденных без охраны, но под надзором администрации учреждения, отбывание наказания осужденными в одних и тех же условиях, возможность содержания в пределах одного учреждения осужденных мужчин и осужденных женщин и др.) закреплены в ст. 128-129 УИК РФ.

Анализ правовых норм УИК РФ свидетельствует о том, что исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях регулируется по принципу от общего к частному. Указанное обстоятельство выражается в том, что в отношении рассматриваемых нами учреждений применяются все нормы разд. IV «Исполнение наказания в виде лишения свободы» УИК РФ с учетом изъятий и исключений, изложенных в данном разделе. По мнению некоторых исследователей, такой подход (принцип регулирования), представляется «остаточным» и не совсем удачным, поскольку порождает определенные противоречия общих и специальных норм (изъятия и исключения касаются норм, относящихся ко всем другим видам учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), далеко не во всем отражая специфику рассматриваемой разновидности исправительных учреждений2.

Рассматривая данный вопрос, необходимо обратить внимание на Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, в которой изложены перспективные направления развития отечественной пенитенциарной системы. Ранее Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. предусматривала возможность создания новых видов колоний-поселений - с обычным и усиленным наблюдением в рамках реформирования системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (подразд. 2 разд. III), однако впоследствии от реализации подобного пришлось отказаться. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. в ее современной редакции

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2015 г. № 103-Ф3) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

2 Кириллов М.А. Правовое регулирование и организация функ-

ционирования исправительно-трудовых колоний-поселений: Авто-реф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 1995. С. 11; Чатаджян А.Г. Колония-поселение как вид исправительного учреждения (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 8.

предусматривает проведение мероприятий, способных оказать влияние не только на деятельность колоний-поселений, но и на ее дальнейшую организацию, а именно:

- расширение оснований для направления осужденных в колонии-поселения в рамках дифференциации их содержания, а равно, как и возможности в них перевода осужденных из других исправительных учреждений в целях их подготовки к освобождению и последующей адаптации в обществе;

- внедрение новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы и создание дополнительных рабочих мест, в том числе, на основе государственно-частного партнерства, а также модели индивидуально-трудовой деятельности осужденных, что становится возможным только в условиях колоний-поселений;

- модернизация материально-технической базы колоний-поселений для расширения производства сельскохозяйственной продукции;

- повышение эффективности надзора за поведением осужденных, на основе внедрения современных технических средств, введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.)3.

Кроме вышеперечисленных нормативно-правовых актов в рамках правового регулирования функционирования колоний-поселений следует назвать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205, которые регламентируют вопросы деятельности исправительных колоний, а, следовательно, и колоний-поселений. Вместе с тем необходимо отметить, что нормы, которые содержатся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и регламентируют вопросы деятельности колоний-поселений, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, по аналогии с УИК РФ носят характер изъятий и исключений из общего правила, применимого ко всем исправительным учреждениям. Прежде всего, это касается обязанностей осужденных, проверки осужденных колоний-поселений, проживающих с семьями, порядка передвижения осужденных в пределах колонии, а также перечня вещей и предметов, продуктов питания, кото-

3 О внесении изменений в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. № 1877-р // СЗ РФ. 2015. № 40. Ст. 5581; О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от 23 сентября 2015 г. № 1877-р) // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2016. № 3(135)

рые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение № 1)1. Отдельные направления деятельности колоний-поселений регламентирует достаточно большой массив преимущественно ведомственных нормативно-правовых актов (например, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденное приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259 и др.), которые распространяют свое действие на все исправительные учреждении.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время самостоятельного нормативно-правового акта, непосредственно (напрямую) регламентирующего деятельность рассматриваемых нами учреждений и учитывающего особенности (специфику) исполняемого в них наказания. Для решения указанной проблемы, по мнению тех, кто исследовал вопросы правового регулирования деятельности колоний-поселений, можно прибегнуть к следующим вариантам. Первый вариант предлагает выделение норм, регламентирующих деятельность рассматриваемых нами учреждений (колоний-поселений), в более объемные, относительно самостоятельные разделы в рамках уже существующего нормативно-правового акта2. Второй - разработку самостоятельного ведомственного нормативного правового акта (Положение о колонии-поселении или Правила внутреннего распорядка колоний-поселений)3.

В рамках первого варианта потребуется переработка уже действующих нормативно-правовых актов, которые касаются деятельности колоний-поселений как разновидности исправительных учреждений (например, УИК РФ), что является более трудоемким процессом, требующим наращивание правовых норм. На наш взгляд, более правильным с точки зрения юридической техники подходом является второй вариант, связанный с разработкой самостоятельного нормативного право-

1 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Приказ Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

2 Чатаджян А.Г. Колония-поселение как вид исправительного учреждения (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. 29 с.

3 Афанасьев С.А. Правовое и организационное обеспечение режима отбывания наказания в колониях-поселениях: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012.

21 с; Лаптев С.А. Организационно-правовые основы деятельности колоний-поселений: дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. 228 с; Обеспечение изоляции осужденных, отбывающих наказание за преступления, предусмотренные ст. 321 УК РФ: аналит. обзор. М.: НИИ ФСИН России, 2010. 22 с.

вого акта в отношении колоний-поселений (Федеральной службы исполнения наказаний либо Минюста РФ), который не потребует существенной переработки уже действующей правовой базы, затрагивающей исполнение наказания в виде лишения свободы.

Создание самостоятельного нормативного акта, регламентирующего деятельность колоний-поселений, была предпринята еще в то время, когда уголовно-исполнительная система находилась в ведении МВД России изданием в 1997 г. Положения о колониях-поселениях в уголовно-исполнительной системе МВД России. В данном нормативном акте содержались: задачи колоний-поселений, правовая основа их деятельности, отдельные направления деятельности данных учреждений (обеспечение режима и надзора за осужденными, организация труда осужденных и др.)4. Указанный документ представлял собой некий акт инкорпорации соответствующих норм, содержащихся в различных правовых актах, регламентирующих исполнение лишения свободы без учета особенностей исполнения наказания в условиях колонии-поселения.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование организации деятельности колоний-поселений на современном этапе представлено как законами, так и подзаконными нормативными актами, которые носят универсальный характер и могут быть применены в отношении практически любых исправительных учреждений. Подавляющее большинство правовых норм, регламентирующих вопросы функционирования учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, определяют порядок и условия исполнения наказания именно в учреждениях закрытого типа. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, не позволяет в полной мере отразить особенности (специфику) деятельности рассматриваемых учреждений, поскольку по сравнению с остальными разновидностями исправительных колоний правовые нормы в отношении колоний-поселений носят характер исключения из правил. Для разрешения создавшейся ситуации необходимо разработать самостоятельный нормативный правовой акт (Положение о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы), в котором следует раскрыть: предназначение современных колоний-поселений (цели и задачи), права и обязанности рассматриваемых учреждений, основные направления их деятельности, учитывающие особенности, характерные для данной разновидности исправительных учреждений.

4 Положение о колониях-поселениях в уголовно-исполнительной системе МВД России от 5 ноября 1997 г. // Информационный бюллетень ГУИН МВД России. М., 1998. № 38. С. 52-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.