Научная статья на тему 'Коллизии законодательства: Уголовно-исполнительный кодекс и Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»'

Коллизии законодательства: Уголовно-исполнительный кодекс и Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2079
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛИЗИИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ / ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / COLLISIONS / PENITENTIARY SYSTEM / EXECUTIVE PENAL LEGISLATION / ESTABLISHMENTS AND THE BODIES EXECUTING CRIMINAL PUNISHMENTS IN THE FORM OF IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латынин Сергей Николаевич

В статье приводится сравнительный анализ двух документов, составляющих правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации — Уголовно-исполнительного кодекса и Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Автором отмечено наличие несоответствий (коллизий) теоретико-прикладного характера между этими документами и приведены конкретные примеры, имеющие наиболее важное значение для пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Латынин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION COLLISIONS: THE EXECUTIVE PENAL CODE AND THE LAW «ABOUT ESTABLISHMENTS AND THE BODIES EXECUTING CRIMINAL PUNISHMENTS IN THE FORM OF IMPRISONMENT»

The article contains a comparative analysis of the two documents constituting the legal basis of penal system of the Russian Federation – The Executive Penal Code and The Law «About establishments and the bodies executing criminal punishments in the form of imprisonment». The author noted inconsistencies (collisions) theoretical and applied nature between these instruments and the specific examples that are most important for penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Коллизии законодательства: Уголовно-исполнительный кодекс и Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»»

С.Н. Латынин,

УФСИН России по Воронежской области

КОЛЛИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

LEGISLATION COLLISIONS: THE EXECUTIVE PENAL CODE AND THE LAW «ABOUT ESTABLISHMENTS AND THE BODIES EXECUTING CRIMINAL PUNISHMENTS IN THE FORM OF IMPRISONMENT»

В статье приводится сравнительный анализ двух документов, составляющих правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системыг Российской Федерации — Уголовно-исполнительного кодекса и Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободыы». Автором отмечено наличие несоответствий (коллизий) теоретико-прикладного характера между этими документами и приведеныг конкретныге примерыг, имеющие наиболее важное значение для пенитенциарной системыг.

The article contains a comparative analysis of the two documents constituting the legal basis of penal system of the Russian Federation — The Executive Penal Code and The Law «About establishments and the bodies executing criminal punishments in the form of imprisonment». The author noted inconsistencies (collisions) theoretical and applied nature between these instruments and the specific examples that are most important for penitentiary system.

Вопрос о значении Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно -испол -нительном законодательстве по-прежнему оста -ется открытым [1]. Представляется, что этот за -кон должен в полной мере соответствовать по -ложениям Уголовно-исполнительного кодекса (УИК). Однако их сравнительный анализ пока -зывает — до сих пор в этих документах содержатся коллизии, имеющие теоретико-прикладное значение. На различные коллизии законодатель -ства в уголовно-исполнительной деятельности указывают не только теоретики, как, например, Ю.А. Кашуба [2], А.П. Скиба и А.И. Пятакова [3], но и практики (В .И. Хижняк) [4].

По общему правилу, нормативную основу уголовно -исполнительной деятельности со -ставляют Конституция РФ, международные стандарты, относящиеся к деятельности долж -ностных лиц в области исполнения наказаний, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативно -правовые акты федерального уровня, в том числе межведомственные и ведомственные, и другие акты [5]. Этот же подход прослежива-ется в ст. 3 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в соответствии с которой правовую основу деятельности уголовно -

исполнительной системы составляют Конституция РФ, вышеуказанный закон и иные нор -мативные правовые акты РФ, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нор -мативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государ -ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Однако в ст. 2 УИК подход несколько иной

— уголовно -исполнительное законодательство состоит из самого УИК и других федеральных законов. Исходя из дословного понимания этой нормы получается, что подзаконные до -кументы и другие акты к этой отрасли законодательства отношения не имеют. Вместе с тем объективно к уголовно -исполнительному зако -нодательству относятся и иные нормативно -правовые акты (кроме федеральных законов), упоминания о которых имеются в различных нормах УИК (ст. 5, ч. 3 ст. 32, ч. 3 ст. 82, ч.ч. 1 и 5 ст. 101, ст. 152 и др.).

По всей видимости, имеющаяся коллизия должна решаться в пользу ст. 3 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголов -ные наказ ания в виде лишения свободы».

Ряд расхождений имеется между УИК и анализируемым законом при регулировании привлечения к труду осужденных к лишению свободы.

В соответствии со ст. 17 Закона «Об учре -ждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учрежде -ния, исполняющие наказания, привлекают осужденных к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности и, по возможности, их спе -циальности. Получается, что иные личностные характеристики осужденных, а также другие обстоятельства во внимание администрациями исправительных учреждений (ИУ) не прини-маютс я.

Однако в ч. 1 ст. 103 УИК условия привлечения осужденных к труду несколько иные: администрация ИУ обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Обращает на себя внимание дополни -тельная конкретизация в УИК личностных ха -рактеристик осужденных (пол, возраст, состояние здоровья), а также наличие объективных обстоятельств (наличие рабочих мест), что сущест -венно изменяет концепцию взаимоотношений администраций ИУ с осужденными в этой области. Так, упоминание о наличии рабочих мест как условия привлечения к труду, по сути, не обязы -вает администрацию ИУ трудоиспользовать всех осужденных, а лишь только на имеющихся объектах . В этом случае обязанность администраций ИУ привлекать осужденных к труду в соответст -вии с УИК как бы становится относительной.

Обращает на себя внимание и перечень объектов , на которых можно трудоиспользовать осужденных. Так, по ст. 17 Закона «Об учрежде -ниях и органах, исполняющих уголовные нака -зания в виде лишения свободы» к ним относятся:

1) центры трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений , исполняющих наказания;

2) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;

3) объекты организаций любых организа-ционно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих нака -зания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

П. 4 этой нормы закона, по сути, образует правовую основу привлечения осужденных к труду по хозяйственному обслуживанию раз -личных ИУ: колоний -поселений, исправитель -ных колоний общего, строгого и особого ре -жимов, воспитательных колоний, тюрем, ле-чебных исправительных учреждений, следст-

венных изоляторов, лечебно -

профилактических учреждений.

Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 УИК, где дается перечень объектов, на которых можно трудоис-пользовать осужденных, о хозяйственном обслуживании ИУ ничего не говорится (в противо -речие ст. 17 Закона « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде ли -шения свободы»). В других нормах УИК хозяй -ственное обслуживание упоминается лишь в от -ношении следственных изоляторов и тюрем (ч. 1 ст. 74, ст. 77, ч. 1 ст. 96, ч. 1 ст. 97, ч. 2 ст. 131), хотя эта форма привлечения к труду достаточно активно применяется на практике и в других учреждениях УИС. Например, об этом говорится в ст. 22 Закона «Об учреждениях и органах, ис-полняющих уголовные наказания в виде лише -ния свободы» и п.п. 185,186 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно -исполнительной системы.

Получается, что положения УИК в сфере регулирования привлечения осужденных к труду по хозяйственному обслуживанию ИУ не соответствуют не только иным нормам законодательства в области исполнения наказа -ний, но и реальной правоприменительной дея -тельности.

Отдельные вопросы имеются и в отношении правового регулирования мер безопасности, так как основания их применения сотрудниками ИУ в рассматриваемых актах прописаны по-разному.

Так, по ст. 86 УИК физическая сила, специ -альные средства и оружие применяются в случаях : оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых бес -порядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.

Однако в соответствии со ст. 30 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следую -щих случаях: для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан; для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задер -жания правонарушителей, оказывающих зло -стное неповиновение или сопротивление пер -соналу; для освобождения заложников, захва-ченных зданий, сооружений, помещений и

транспортных средств; при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, ис -полняющего наказания.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об учре -ждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудни -ки уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие: для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан; для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно -исполнительной системы, осужден -ных заключенных и иных лиц, а также для от -ражения нападения с целью завладения оружи -ем; для освобождения заложников, захвачен -ных зданий, сооружений, помещений и транс -портных средств; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учрежде -ний, исполняющих наказания, а также на транспортные средства; для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, и в некоторых других случаях.

Получается, что только отдельные осно-вания применения физической силы, специ-альных средств и оружия (например, для отражения нападения) прописаны в обоих актах, в то время как остальные основания разнятся. Налицо наличие коллизий в части регулиро -вания оснований применения физической си -лы, специальных средств и оружия сотрудни -ками УИС, что не может не сказываться на практике.

Кроме того, в рассматриваемых законах имеются различные подходы к определению перечня учреждений уголовно-исполнительной системы.

Так, по ст. 16 УИК к учреждениям уголовноисполнительной системы относятся: уголовно -исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следст -венные изоляторы.

Закон «Об учреждениях и органах, испол-няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не содержит подобного исчерпы-вающего перечня, обычно ограничиваясь об -щими фразами и ссылками на УИК. Однако само название данного закона подразумевает его распространение только на учреждения, исполняющие лишение свободы, но никак не

на уголовно -исполнительные инспекции, ис -правительные центры и арестные дома.

Таким образом, вопрос о том, каков же перечень учреждений УИС, остается откры-тым. Тем более, что в УИК перечень учреж-дений, указанных в ст. 16, дополняется ле-чебно-профилактическими учреждениями (ч. 8 ст. 74 УИК).

В итоге можно говорить о том, что требуется корректировка положений УИК и закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголов-ные наказания в виде лишения свободы» для устранения имеющихся коллизий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Злобин С .И. Закон «Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : прошлое и

настоящее // 15 лет Закону Российской

Федерации « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : сборник материалов

международной научно-практической

конференции / 24-25 сентября 2008 г.,

г. Псков. — Псков: Изд -во Псков. юрид. ин-та ФСИН, 2008. — С. 185—190.

2. Кашуба Ю .А. Коллизии норм Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. — 2007. — № 1. — С. 15—21.

3. Скиба А.П., Пятакова А.И. Коллизии

законодательства при применении уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних // Антиобщественный образ жизни и пре -ступность молодежи: материалы Всеро -

ссийского «круглого стола» / 16—17 сентября 2011 года. — Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2011. — С. 169—172.

4. Хижняк В.И. Закон «Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и УИК РФ: проблемы

корреляции // 15 лет Закону Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: сборник материалов международной научнопрактической конференции / 24—25 сентября 2008 г., г. Псков. — Псков: Изд-во Псков. юрид. ин-та ФСИН, 2008. — С. 257—260.

5. Уголовно-исполнительное право России.

Общая и Особенная части: учебник для

бакалавров / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова.

— М.: Юрайт, 2012. — С. 214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.