Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ В РАМКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ ВОРОЩУК Владимир Богданович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» Академии ФСИН России. E-mail: vbogdanovich62@ mail.ru;
КИМАЧЕВ Андрей Николаевич,
кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры организации режима и надзора в УИС юридического факультета ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» Академии ФСИН России. E-mail: kimachevandrei@mail.ru
Краткая аннотация: В статье анализируются исторические предпосылки возникновения института колоний-поселений в России, история становления пенитенциарных учреждений переходного типа (прообраз колоний-поселений) в первые годы существования советской власти, а также создания в исправительно-трудовой системе советского государства различных видов колоний-поселений. Кроме того, рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования деятельности рассматриваемых учреждений, их современное состояние и перспективы развития.
Abstract: The article analyzes the historical background of the institution of colonies-settlements in Russia, the history of the formation of penitentiary institutions of a transitional type (a prototype of colonies-settlements) in the first years of the Soviet government, as well as the creation of various types of colonies-settlements in the penal system of the Soviet state. In addition, the issues of legal regulation of the activities of the institutions under consideration, their current state and development prospects.
Ключевые слова: колонии-поселения, ссыпка, пенитенциарные учреждения переходного типа, лишение свободы.
Keywords: colonies-settlements, exile, penitentiary institutions of transitional type, deprivation of liberty.
Колонии-поселения (далее - КП) как разновидность исправительных учреждений (далее - ИУ), исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, с момента своего образования и по сегодняшний день полностью подтвердили свою жизнеспособность, эффективность и востребованность. Их роль в отечественной уголовно-исполнительной практике и науке существенно возрастает, поскольку пребывание в них оказывает позитивное воздействие на личность осужденного, укрепляя его социально-полезные связи и уберегая от негативного влияния тюремной субкультуры.
Рассматривая состояние и функционирование КП, можно с уверенностью полагать, что истоки данных учреждений следует искать в таком наказании как ссылка, разновидностью которой стала ссылка на поселение, на что указывает в своих работах ряд авторов [11; 13; 15; 16].
Считается, что институт ссылки как вид уголовного наказания был окончательно сформирован благодаря принятию в 1822 г. Устава о ссыльных, закрепившего ссылку на поселение в качестве одной из ее разновидностей. Указываются следующие виды поселений - приселение к деревням местных жителей и заведение новых поселений за счет казны. Здесь следует подчеркнуть, что осужденные, отбывавшие наказание в таких поселениях, содержались без охраны, но под надзором, могли проживать со своими семьями в пределах территории административно-населенного пункта, где находился поселок. Ограничения, как правило, затрагивали свободу передвижения за пределами мест поселения [13, с. 15-16; 16, с. 14-15].
Слом старой тюремной системы и переход к воспитательным учреждениям в рамках реализации провозглашенной в СССР политики потребовал создания учреждений иного (переходного) типа, в которых возможна адаптация осужденных к условиям жизни на свободе. Такими учреждениями становятся
реформатории и земледельческие (сельскохозяйственные) колонии, а также испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения. Все они были созданы на основе утвержденной постановлением Наркомата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 г. Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» [12, с. 16; 13 с. 17]. Содержание в данных учреждениях было сопряжено с привлечением осужденных к труду, а заключенные могли не только свободно передвигаться в течение дня по территории колонии, но и находиться за ее пределами без надзора [1, с. 19].
Исправительно-трудовым кодексом РСФСР, утвержденным Постановлением ВЦИК от 16 октября 1924 г. (далее -ИТК РСФСР), в состав исправительно-трудовых учреждений (далее - ИТУ) были включены трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные. В них содержались трудящиеся, впервые осужденные за совершение преступления на срок, не превышающий 5 лет, не внушающие своим поведением опасений, что могут совершить побег. Кроме того, в данные учреждения могли быть переведены осужденные на больший срок лишения свободы, если оставшаяся часть срока наказания не превышала 5 лет. Режим в данных колониях был приближен к условиям работы свободных граждан [12, с.138; 13, с. 18-19].
Представляет интерес тот факт, что в системе мест заключения советского государства в 1920-х годах появляются переходные исправительные дома, условия содержания в которых были наиболее приближены к современным КП. Согласно Положению о переходных исправительных домах, утвержденному коллегией Наркомата юстиции РСФСР от 5 апреля 1922 г., их задачами являлись исправление лиц, не нуждающихся более
в суровом режиме, и подготовка их к вступлению в ряды трудящихся по выходу из рассматриваемых учреждений [7, с. 16]. Впоследствии переходные исправительно-трудовые дома получили свое закрепление в системе ИТУ согласно ИТК РСФСР 1924 г. Условия содержания в них были, по сути, приближены к условиям жизни обычных граждан с учетом ограничений, установленных для подобных мест заключения (возможность свободы передвижения в течение дня в пределах мест заключения, распоряжение имеющимися на лицевом счету деньгами без ограничений, свидания и получение передач через день и др.) [1, с. 19].
Вместе с тем, создание подобных учреждений с учетом имеющихся исторических реалий (недостаток материально-технической базы, отсутствие подготовленных кадров, состав спецконтинегнта) оказалось несколько преждевременным, поэтому они к концу 30-х гг. XX в. перестали существовать.
В период с 1954 по 1961 гг. в системе ИТУ функционировали исправительно-трудовые колонии (далее - ИТК) облегченного режима, деятельность которых регламентировалась Положением об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР 1958 г. В колониях облегченного режима осужденные находились не под охраной, а под надзором. На работу они выводились в составе бригад под наблюдением надзирателей или в отдельных случаях с разрешения администрации самостоятельно [4, с. 84; 11, с. 18]. Режим в них был менее строгим, чем в колониях общего режима, но более суровым, чем в современных КП.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления» были созданы исправительно-трудовые КП в целях дальнейшего совершенствования работы по исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы и закрепления результатов перевоспитания. В исправительно-трудовые КП могли быть переведены для последующего отбывания наказания из действующих на тот момент ИТК (общего, усиленного и строгого режимов) осужденные, отличающиеся своим примерным поведением, честно относящиеся к труду, принимающие участие в самодеятельных организациях и общественной жизни своего коллектива и отбывшие при этом определенную часть срока наказания. Следует пояснить, что осужденные к лишению свободы, которые подпадали под действие закона об условно-досрочном освобождении, должны были отбыть половину срока наказания, но не менее трех лет, тогда как не подпадавшие под действие закона - 2/3 срока наказания, но не менее пяти лет [2, с. 21-22].
Исправительно-трудовые КП от других видов ИУ, существовавших на тот момент, наряду с отсутствием охраны
осужденных со стороны администрации учреждения и свободным передвижением в пределах всей территории колонии отличало возможность совместного содержания различных категорий осужденных, лишенных свободы, независимо от степени общественной опасности и тяжести совершенных ими преступлений, а также радикальное изменение правового положения осужденных, поскольку режим максимально приближен к условиям жизни и работы свободных людей.
Следующий этап развития КП связан с проведением эксперимента, в ходе которого организованы три учреждения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, деятельность которых была признана успешной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. № 5201-1Х «О внесении дополнений и изменений в Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик», а в последующем - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г. «О внесении дополнений и изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» в системе ИТК созданы КП для лиц, совершивших преступления по неосторожности. В данные учреждения стали направлять по приговору суда лиц, осужденных впервые к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности.
Кроме того, в эти учреждения в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, по решению суда могли направляться для отбывания наказания лица, осужденные впервые за преступления, совершенные по неосторожности, на срок не свыше десяти лет [5, с. 3; 6, с. 49]. Впоследствии в указанную разновидность КП стали направляться все впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений по неосторожности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. № 2147-Х1 «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» в системе ИТУ был введен новый вид КП для лиц, совершивших умышленные преступления. В этих КП отбывали наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, перечень которых устанавливался законодательством союзных республик [3, с. 131].
Таким образом, к началу 1990-х годов в системе ИТУ функционировало 3 вида КП.
Дальнейшее развитие рассматриваемых нами учреждений связано с принятием 8 января 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), которым установлены два вида КП: 1) для осужденных за
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 3(183)
преступления, совершенные по неосторожности; 2) для положительно характеризующихся осужденных (ст. 128 УИК РФ) [14]. В соответствии с УИК РФ в первой из перечисленных разновидностей КП отбывали наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, тогда как во второй - переведенные из колоний общего и строгого режимов как положительно характеризующиеся. В обоих видах КП осужденные отбывали лишение свободы в одних и тех же условиях.
Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ внес изменения в состав лиц, отбывающих наказание в КП. Наряду с положительно характеризующимися осужденными, переведенными из исправительных колоний общего и строгого режимов, в КП стали отбывать лишение свободы осужденные за преступления, совершенные по неосторожности (без учета срока), и впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести [9].
Федеральным законом от 29 марта 2010 г. № 36-ФЗ определен современный состав осужденных, отбывающих наказание в КП:
1) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;
2) лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;
3) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;
4) положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ [8]. Следует отметить, что первым двум категориям осужденных предписывается отбывать наказание в виде лишения свободы отдельно от последующих категорий, что, в свою очередь, предполагает отбывание рассматриваемых категорий осужденных в разных учреждениях.
С точки зрения перспектив дальнейшего развития института реализации лишения свободы, в таком специфическом виде ИУ как КП, представляется интересным изучение возможности отбывания в них наказания осужденными, переведенными из воспитательных колоний (далее - ВК).
В целях закрепления результатов исправления и успешной социальной адаптации в последние несколько лет рассматривается возможность предоставления права перевода в
КП осужденным, отбывающим наказание в ВК, достигшим возраста 19 лет1, или сразу с наступлением совершеннолетия2. Таким образом предполагается, с одной стороны, устранить существующий правовой пробел, который на сегодняшний день создает в вопросе изменения вида ИУ более комфортные условия осужденным в ИК общего режима в сравнении с воспитанниками ВК. С другой стороны, соответствующие новеллы могут позволить эффективнее осуществлять ресоциализацию осужденных при отсутствии ограничений, как бы там ни было имеющих место в границах охраняемых территорий так называемых «детских» ИУ, максимально моделируя условия реальной свободы.
Рассматриваемые изменения согласуются с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [10], предусматривающей в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики, как одного из основных направлений развития пенитенциарного ведомства, расширение оснований для направления в КП.
Проведенный нами ретроспективный анализ создания и дальнейшего развития КП позволяет сформулировать следующие выводы:
- несмотря на то, что институт КП современного типа появляется лишь во второй половине XX века, истоками его зарождения следует считать ссылку на поселение эпохи царского самодержавия;
- в рассматриваемых учреждениях нашел отражение тот опыт исправительного воздействия на осужденных, который сложился в первое десятилетие советской власти при создании и функционировании переходных пенитенциарных учреждений и был продолжен в ИТК облегченного режима Советского Союза 1950-х годов;
- происходит дифференциация КП по видам одновременно с увеличением категорий осужденных, подлежащих отбыванию в них наказания;
- КП к середине 80-х гг. XX в. приобретают черты ИУ открытого типа, в которых происходит не только социальная реабилитация осужденных, отбывших часть срока наказания в охраняемых (закрытых) пенитенциарных учреждениях, но и исполняется наказание в отношении тех осужденных, которых содержать в условиях строгой изоляции просто нецелесообразно.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.01.2018).
Паспорт проекта Федерального закона № 901151-6 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (по вопросам отбывания наказания в воспитательных колониях)» (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ П.В. Крашенинниковым, А.Е. Хинштейном, М.М. Абасовым, О.В. Лебедевым, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Б.К. Балашовым, М.Х. Юсуповым, Р.Ш. Хайровым, А.С. Прокопьевым, А.Б. Выборным, А.В. Кретовым) (снят с рассмотрения).
Библиография:
1. Архипов И.Ю. Развитие и совершенствование правового регулирования деятельности колоний-поселений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 2. С. 17-22.
2. Ворощук В.Б. Организационно-правовое обеспечение управления колониями-поселениями в условиях развития уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2017. 224 с.
3. Ворощук В.Б. Историко-правовой анализ функционирования колоний-поселений (с момента образования по 2001 г.) // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 129-135.
4. История исполнения уголовных наказаний в тюрьмах и колониях-поселениях России: учеб. пособие / Л.Ф. Пертли [и др.]. М.: РИОР; ИНФРА-М; НИИ ФСИН России, 2010. 113 с.
5. Клюев Л.В. Правовые основы функционирования исправительно-трудовых колоний-поселений: лекция. М.: Академия МВД СССР, 1986. 34 с.
6. Кузьмин С.И. Деятельность мест лишения свободы в период с 1969-го по конец 1980-х годов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 7. С. 48-53.
7. Лаптев С.А. Организационно-правовые основы деятельности колоний-поселений: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. 228 с.
8. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 марта 2010 г. № Зб-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1556.
9. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1002.
10. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
11. Пертли Л.Ф. Историко-правовые основы деятельности колоний-поселений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 8. С. 17-23.
12. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг.). История законодательства / сост. П.М. Лосев и Г.И. Рагу-лин. М.: Юрид. лит., 1959. 360 с.
13. Титаренко А.П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказания в колониях-поселениях: дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. 260 с.
14. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
15. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России ХУШ-ХХ вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. СПб., 2004. 610 с.
16. Чатаджян А.Г. Колония-поселение как вид исправительного учреждения (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. 204 с.