Научная статья на тему 'Проблемные аспекты принудительных работ как нового вида уголовного наказания'

Проблемные аспекты принудительных работ как нового вида уголовного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRECTIONAL LABOR / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / CORRECTIONAL CENTRE / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ / COLONY-SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздов А. И., Орлов А. В.

В статье исследуются исторические предпосылки появления нового уголовного наказания в виде принудительных работ, а также проводится сравнительный анализ карательного содержания этого наказания и применяемого в настоящее время лишения свободы в колониях-поселениях. На основании полученных выводов предлагаются изменения в законодательство, призванные уже на данном этапе (до введения норм о принудительных работах в действие) устранить выявленные противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of compulsory labor as a new form of penal sanctions

In the given article the authors highlight historical background of the new criminal punishment in the form of the correctional labor. Also they give comparative analysis of punitive maintenance of this punishment and imprisonment presently applied in colonies-settlements. On the basis of the found evidence the authors offer to undertake particular measures to change the legislation already on this stage (before introduction of norms about correctional labor in an action) to remove the educed contradictions.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты принудительных работ как нового вида уголовного наказания»

А. И. ДРОЗДОВ A. I. DROZDOV

доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Самарского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

А. В. ОРЛОВ A. V. ORLOV

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

Проблемные аспекты принудительных работ как нового вида уголовного наказания

Issues of compulsory labor as a new form of penal sanctions

Аннотация. В статье исследуются исторические предпосылки появления нового уголовного наказания в виде принудительных работ, а также проводится сравнительный анализ карательного содержания этого наказания и применяемого в настоящее время лишения свободы в колониях-поселениях. На основании полученных выводов предлагаются изменения в законодательство, призванные уже на данном этапе (до введения норм о принудительных работах в действие) устранить выявленные противоречия.

Ключевые слова: принудительные работы, исправительный центр, лишение свободы, колония-поселение.

Abstract. In the given article the authors highlight historical background of the new criminal punishment in the form of the correctional labor. Also they give comparative analysis of punitive maintenance of this punishment and imprisonment presently applied in colonies-settlements. On the basis of the found evidence the authors offer to undertake particular measures to change the legislation already on this stage (before introduction of norms about correctional labor in an action) to remove the educed contradictions.

Key words: correctional labor, correctional centre, imprisonment, colony-settlement.

Появление в 2011 году в системе мер уголовно-правового воздействия нового вида уголовного наказания - принудительных работ [1] вызвало далеко не однозначную реакцию как в научной среде, так и у практических работников правоохранительных органов. Кроме того, что принудительные работы расширяют и без того достаточно разветвленную и сложную систему уголовных наказаний, недоумение у многих вызвало особое качество принудительных работ, которое до этого не использовалось законодателем при описании уголовно-правовых мер, - их альтернативный характер.

Так, законодатель в ч. 1 ст. 531 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) указывает, что принудительные работы являются

альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления. При этом ч. 2 ст. 531 УК РФ регламентирует возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы, что также говорит о невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного.

Несмотря на вышесказанное, принудительные работы наряду с обязательными, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением

свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основному виду наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ). При этом срок наказания составляет от двух месяцев до пяти лет.

Для того чтобы разобраться в сущности принудительных работ и понять, как этот вид наказания должен «вписываться» в общую систему, на наш взгляд, целесообразно обратиться к истории развития уголовных наказаний в России и попытаться проанализировать те правовые институты, на базе которых сформировалось современное понимание принудительных работ.

Еще в Соборном уложении 1649 года использование труда как эффективного средства уголовно-правового воздействия предусматривалось при описании прообраза каторги. В течение последующих трех столетий именно различные виды каторжных работ сочетали в себе элементы труда и изоляции осужденного от общества [2].

При Петре I главой XX Устава Главного магистрата от 16.01.1721 утверждалось создание цухтгаузов (или смирительных домов) для мужчин и прядильных домов для женщин, здоровых нищих и гулящих, которые не хотят трудиться и заботиться о своем пропитании. Содержание в этих учреждениях предполагало принудительный труд этой категории лиц, «чтобы они могли пропитание свое заработать и не вели праздный образ жизни» [3].

До конца XVIII века принудительные работы сопровождали различные формы ограничения свободы: ссылка в каторжные работы, ссылка на поселение и т. д. С принятием в 1822 году Устава о ссыльных и в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных ссылка на каторгу фактически становится основной формой принудительных работ.

Таким образом, принудительные работы в царской России выступали не только как форма государственного принуждения, но и как «неиссякаемый источник, из которого черпались рабочие силы для тех мест, где это необходимо для службы гражданской и военной, для заселения и укрепления границ, для добывания хлебных запасов на продовольствие служилым людям и т. д.» [4].

Временная инструкция Наркомата юстиции РСФСР от 23.07.1918 «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» ввела в действие реформатории и зем-

ледельческие колонии, а также испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения. Осужденные в них занимались в основном сельскохозяйственным трудом. Содержание строилось на принципах самоокупаемости в сочетании с «полусвободным режимом» [5]. Физическая изоляция заключенных в таких учреждениях отсутствовала, и они имели возможность адаптироваться к условиям свободы уже в период отбывания наказания.

Принудительные работы без помещения в места лишения свободы были указаны в качестве отдельного вида наказания и в VI разделе Руководящих начал по уголовному праву РСФСР от 12.12.1919. В п. 35 раздела IV «Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты» Уголовного кодекса РСФСР 1922 года наказание в виде принудительных работ без содержания под стражей уже разделялось на работы по специальности, при которых осужденный продолжал работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие или в другую местность, и работы неквалифицированного физического труда. Исполнение данного наказания было закреплено в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР (ИТК РСФСР) 1924 года.

В дальнейшем закон предусматривал широкое использование принудительного труда заключенных. Труд, провозглашенный законом как основное средство исправления и перевоспитания заключенных, в реальной жизни исправительно-трудовых лагерей превратился в источник бесконтрольного рабского использования рабочей силы заключенных для решения производственно-хозяйственных задач общегосударственного значения.

В качестве относительно самостоятельного правового института, в котором можно достаточно четко увидеть черты современного понимания принудительных работ, следует рассматривать появившийся в конце прошлого века институт условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Правовой основой анализируемого института являются указы Президиума Верховного Совета СССР от 12.06.1970 № 5253^П «Об условном осуж-

дении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду» [6] и от 08.02.1977 № 5199-1Х «О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик», которым в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик была введена ст. 232 «Условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду» [7], после чего подобная норма была включена и в УК РСФСР (ст. 242).

Очень близко к данному правовому институту примыкал институт условного освобождения из мест лишения свободы. Дополнительное сходство придавал тот факт, что надзор за поведением как условно осужденных, так и условно освобожденных с привлечением к труду осуществлялся одними и теми же органами - специальными комендатурами органов внутренних дел (ст. 785 ИТК РСФСР), которые, как правило, создавались по месту расположения строек (предприятий) народного хозяйства, обычно вдали от постоянного места жительства осужденных. Осужденные были обязаны проживать в специальном общежитии и работать на указанном им предприятии, часто с вредными для здоровья или тяжелыми условиями труда, что в народе называлось «химией» [8].

Не следует вместе с тем забывать, что в одной спецкомендатуре могли состоять на учете только либо условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, либо условно освобожденные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Таким образом, соблюдался принцип раздельного содержания осужденных, отбывавших лишение свободы, и осужденных, ранее не отбывавших лишение свободы.

Основные задачи специальных комендатур были изложены в Инструкции по организации работы специальной комендатуры органов внутренних дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел СССР (МВД СССР) от 11.07.1978 № 180 [9]:

- учет условно осужденных и условно освобожденных;

- осуществление за ними надзора;

- оказание помощи администрации предприятий (строек) в организации трудового использования и жилищно-бытового устройства лиц, состоящих на учете в спецкомендатурах;

- проведение с ними политико-воспитательной работы.

Порядок оборудования общежитий, размещения в них поднадзорных, поведение их в период проживания в общежитиях были определены Правилами внутреннего распорядка в общежитиях, специально предназначенных для проживания условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду или условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, утвержденными приказом МВД СССР от 14.12.1982 № 410, а также Положением об общежитиях для данной категории осужденных, утвержденным приказом МВД СССР от 09.02.1983 № 24.

Видимо, именно эти правовые институты, применявшиеся с 1977 по 1993 год [10], окончательно сформировали представление о необходимости использования принуждения осужденных к труду в рамках наказаний, не связанных с лишением свободы.

Возвращаясь к современному состоянию дел, подчеркнем, что появившиеся в результате (пусть пока только в теории уголовного права) принудительные работы свидетельствуют о твердом намерении изыскать финансовую, материально-техническую и организационную возможность для их практического воплощения.

Законодатель не собирается отказываться от реализации трудового воздействия на осужденных в рамках вновь вводимых принудительных работ как особого (пусть пока альтернативного) уголовного наказания, о правовой природе которого в настоящее время идет оживленная дискуссия: самостоятельный это вид наказания или альтернативный лишению свободы [11].

Принимая такую позицию авторов уголовного законодательства как данность и в целом соглашаясь с возможными положительными эффектами от применения этого нового вида наказаний, вынуждены отметить, что даже на этапе теоретического анализа закрепленных положений о принудительных работах очевиден целый ряд сложностей, которые могут вызвать помещенные в УК РФ и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) правовые нормы о рассматриваемом наказании.

Напомним, что законодатель за последнее время уже дважды переносил сроки введения

в действие указанного наказания. Первый раз результаты проработки Минюстом России совместно с ФСИН России вопроса о возможности реализации положений федерального закона о принудительных работах за счет имеющейся штатной численности и средств показали, что введение принудительных работ с 01.01.2013 без выделения дополнительных бюджетных ассигнований не представляется возможным [12], и его ввод был перенесен на 01.01.2014 [13]. Очередной перенос (уже на три года - до 01.01.2017) [14] также был обусловлен неготовностью ФСИН России реализовывать этот вид наказания.

По нашему глубокому убеждению, институт принудительных работ нуждается в существенном совершенствовании, в первую очередь с позиций четкого определения места данного наказания в общей системе мер уголовно-правового воздействия на осужденных. Традиционное деление уголовных наказаний на связанные и не связанные с изоляцией от общества лишний раз обращает внимание на тот факт, что принудительные работы обладают признаками обеих этих групп.

С одной стороны, принудительный труд осужденного в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, сопровождающийся по приговору суда обязательными отчислениями части его заработной платы в размере от 5 до 20 % в доход государства, говорит о схожести с наказанием, не связанным с изоляцией от общества, - в виде исправительных работ. С другой - содержание этих же осужденных под надзором в общежитии исправительного центра (далее также ИЦ), расположенном в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены [15], с обязательным соблюдением правил внутреннего распорядка ИЦ свидетельствует, что принудительные работы основаны и на частичной изоляции осужденного от общества.

Именно наличие частичной изоляции осужденного от общества указывает, что данное наказание имеет значительное сходство с отбыванием лишения свободы в колониях-поселениях, хотя осужденные к лишению свободы согласно приговору суда не обязаны делать отчисления из заработанных средств в доход государства.

Очевидно, что в перспективе принудительные работы могут занять особое место в системе наказаний и завершить ее оформление, то есть стать переходным звеном от наказаний, не связанных с лишением свободы, к наказаниям, связанным с ним.

Одним из вариантов решения материально-технических и финансовых проблем, возникающих на пути реального исполнения наказания в виде принудительных работ, является, на наш взгляд, выделение части функционирующих в настоящее время колоний-поселений, отвечающих определенным требованиям, и их дальнейшее перепрофилирование в исправительные центры.

Вспомним, что колонии-поселения первоначально были введены в систему исправительно-трудовых учреждений в 1963 году [16] для осужденных, утративших социально полезные связи после длительной изоляции от общества и твердо вставших на путь исправления, в целях нейтрализации негативных последствий и адаптации в изменившемся социуме.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях, указывают на то, что данный вид учреждений предназначен для изоляции личности. Однако осужденные содержатся в специальном общежитии исключительно под надзором, вооруженная охрана в котором отсутствует. Колонии-поселения относятся к числу открытых пенитенциарных заведений, создание которых в каждом государстве рекомендуется Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными [17].

На сегодняшний день согласно ч. 1 ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы:

- лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

- лица, осужденные впервые за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

- лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

- положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима для дальнейшего отбывания наказания, в установленном законом порядке.

Необходимо отметить, что исполнение наказаний в отношении первых трех категорий осужденных колоний-поселений регламентируется нормами как уголовного, так и уголовно-исполнительного права, а четвертой -только нормами уголовно-исполнительного права. Это объясняется тем, что осужденные четвертой категории направляются в колонии-поселения в порядке реализации норм института изменения вида исправительного учреждения, то есть не самостоятельно [18] по приговору суда - вследствие совершенного преступления, а по определению суда -в результате хорошего поведения в учреждении с более строгими условиями отбывания наказания.

Как нам представляется, отбывание наказаний в виде лишения свободы в колониях-поселениях ввиду своей несомненной эффективности необходимо сохранить, но только для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима, для обеспечения их предварительной социальной адаптации перед освобождением в качестве поощрения. При этом колонии-поселения для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, как нам представляется, должны быть выведены из системы исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и преобразованы в исправительные центры, а категории осужденных, отбывающих наказание в них, должны быть расширены.

В результате таких организационных мероприятий количество осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, удалось бы сократить приблизительно на 45 тыс. человек. Количество исправительных центров, перепрофилированных из колоний-поселений, по нашим предварительным оценкам, составило бы около сотни.

Для сравнения, в уголовно-исполнительную систему входили:

- в 2011 году: 149 колоний-поселений; численность осужденных, поступивших в них за отчетный год, - 50 296 мужчин и 9 518 женщин, из них переведенных в колонии-поселения в порядке ст. 78 УИК РФ из ИК общего режима -4 442 мужчин, 1 820 женщин, из ИК строгого режима - 8 345 мужчин;

- в 2012 году: 132 колонии-поселения; численность осужденных, поступивших в них за отчетный год, - 45 102 мужчин и 9 577 женщин, из них переведенных в колонии-поселения в порядке ст. 78 УИК РФ из ИК общего режима - 3 419 мужчин, 1 702 женщины, из ИК строгого режима - 7 419 мужчин;

- в 2013 году: 130 колоний-поселений; численность осужденных, поступивших в них за отчетный год, - 46 698 мужчин и 10 822 женщины, из них переведенных в колонии-поселения в порядке ст. 78 УИК РФ из ИК общего режима - 2 320 мужчин, 1 211 женщин, из ИК строгого режима - 6 452 мужчин;

- в 2014 году: 131 колония-поселение; численность осужденных, поступивших в них за отчетный год, - 47 849 мужчин и 10 807 женщин, из них переведенных в колонии-поселения в порядке ст. 78 УИК РФ из ИК общего режима - 1 901 мужчин, 1 111 женщин, из ИК строгого режима - 5 927 мужчин [19].

Приведенные данные говорят о том, что количество переведенных в колонии-поселения составляет в среднем 25 % от общей численности содержащихся в них осужденных.

Проведенный анализ развития института принудительных работ позволяет сделать следующий вывод: использовать принудительные работы целесообразно именно как основной самостоятельный вид уголовного наказания, а не как альтернативу лишению свободы, учитывая, что все наказания, не связанные с лишением свободы, и так фактически применяются как альтернатива изоляции от общества, если это предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ [20].

В связи с этим законодателю предлагается рассмотреть вопрос о внесении следующих изменений в действующее законодательство:

1. Внести изменения в ст. 531 УК РФ:

1) ч. 1 изложить в следующей редакции:

«1. Принудительные работы применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений небольшой и средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.»;

2) ч. 2 исключить;

3) ч. 6 изложить в следующей редакции:

«6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы с отбыванием в

колонии общего режима из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.».

2. Внести соответствующие изменения в п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ, ч. 3 ст. 74 и ч. 1 ст. 128 УИК РФ, исключив из них указанные выше категории осужденных. ^

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в ХУШ-ХХ вв.: историко-правовой анализ тенденций развития. СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. С. 146.

3. Реформы Петра I : сборник документов / сост.

B. И. Лебедев. М. : Государственное социально-экономическое издательство, 1937. С. 202, 203.

4. Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 256.

5. Ширвиндт Е., Утевский Б. Советское пенитенциарное право : учебное пособие для вузов. М., 1927.

C. 83, 84.

6. Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду : указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.06.1970 № 5253^П // Ведомости Верховного Совета СССР 1970. № 24, ст. 205.

7. О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик : указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.02.1977 № 5199-К // Ведомости Верховного Совета СССР 1977. № 7, ст. 116.

8. Президент Медведев возвращает советскую «химию» // Аргументы и факты : [федеральный АИФ]. 2011. 8 июня. иЯЬ: http://www.irk.aif.ru /society/news/37523 (дата обращения: 18.10.2014).

9. Грушин Ф. В. Институт принудительных работ в Российской Федерации: историко-правовой анализ // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ : сборник материалов научно-практической конференции (Москва, 20 сент. 2012 г.). М. ; Рязань : НИИ ФСИН России ; Академия ФСИН России, 2012. С. 38-47.

10. О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» : закон Рос. Федерации от 18.02.1993 № 4510Л // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 360. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Иванцова Н. В., Калачан К. Ю. Принудительные работы - альтернативный или самостоятельный вид наказания: пути поиска правильного подхода // Российская юстиция. 2012. № 8. С. 58-61.

12. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : пояснительная записка к законопроекту № 185977-6. Доступ из СПС «Гарант».

13. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 30.12.2012 № 307-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».

14. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 28.12.2013 № 431-Ф3. Доступ из СПС «Гарант».

15. Об утверждении типовых структуры и штатного расписания исправительного центра : приказ ФСИН России от 04.10.2012 № 460. Доступ из СПС «Гарант».

16. Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления : указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.06.1963 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1963. № 26. С. 591, 592.

17. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30.08.1955 // Защита прав человека в местах лишения свободы : сборник нормативных актов и официальных документов / отв. ред. О. О. Миронов. М. : Юриспруденция, 2003. 480 с.

18. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 22.12.2008 № 271-ФЗ // Российская газета. 2008. 26 декабря.

19. Отчет о количестве исправительных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, больниц, численности, составе и движении осужденных, содержащихся в них. Форма УИС-8 за 2011-2014 годы. Тверь : НИИИТ ФСИН России.

20. Голик Ю. Очередная модернизация уголовного кодекса // Уголовное право. 2012. № 6. С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.