must forestall appearance of new psychic and personal features of a child.(4) Aim of parents at autonomy, collaboration, cooperation, urge towards relations with the child based on democratic basis, as a rule, can't give rise to aggression of children. Contents of this educational strategy and of the type of paternal attitude are revealed the next way: parent is interested in affairs and plans of a child, tries to help, emphasizes, believes to a child, respects and encourages a child, takes child's opinion into consideration (Varga A.Y., Kovalev S.V., Petrovsky A.V., Spivakovskaya A.S., Stolin V.V.). Psychologically cooperation is an optimal and socially desired type of paternal attitude towards their child.
Changes of educational paradigm from attitude towards a child, like subject of bringing up, to humanist notion - a child as a subject of bringing up and equal in rights participant of relations, happened in the last quarter of XX century in the public minds is the basis of revision of concept of relations between parents and their children in direction of taking into consideration the position of a child like an active creator of this relations.
The bibliographic list
[1]. Varga A.Y., Smekhov V.A. Psychological correction of relations between parents and their children // Vestnik MGU «Psychology». - 1986. - № 4.
[2]. Kovalev S.V. Psychology of family relations. - M: Pedagogy, 1987.
[3]. PetrovskyA.V. Psychology and priorities of family education // Questions of education. -1983. - № 4.
[4]. Tsukerman G.A. Psychology of self-development. - M., 1995.
Степашина С.В.
РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.
Термин «коллектив» произошел от латинского collectives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.
Коллектив - это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления и сложившийся «зрелый» коллектив, то есть коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления.
Общение людей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, вносит в коллектив индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате чего происходит расширение внутреннего мира каждого участника коллектива по средствам приобщения к тому, что составляет проявления внутреннего мира других членов коллектива.
Особенность человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно - развивающий эффект общения и сотрудничества людей в коллективе в большей мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится студент по мере своего развития, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других.
В коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнёрами.
В непосредственном общении в коллективе человек приобретает умения поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для создания индивидуумом себя как субъекта деятельности познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека.
В коллективе студент входит в широкую систему отношений. Взаимодействие разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе представляет собой сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния студентов, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом А. С Макаренко понимал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений.
A. С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия.
Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С.Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива».
Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, А.В.Мудрика и др.
B.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
Проблема нравственного развития в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на личность в меру активности самого ребенка, и прежде всего в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика.
Т. Е. Конникова считала показателем высокого уровня развития коллектива гуманистические отношения. Условием становления таких отношений выступает участие студентов в делах на благо людей, сотрудничество с другими коллективами ради общей нравственно ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.
В современном мире главной задачей образования является всестороннее развитие личности, потенциал которой определяется не только ее профессиональными способностями и знаниями, но и общей культурой, включающей высокую нравственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, в целом жизнеспособность и конкурентоспособность. Развития этих качеств у современных студентов можно достичь только при целенаправленной воспитательной работе в вузе. Сам процесс вузовского обучения предполагает включение студентов в систему общественных отношений и усвоение ценностей общества.
Проблема формирования коллектива студентов - одна из важнейших задач современного образования.
Обусловленный определенными взаимоотношениями, уровнем сознательности и морального воспитания, коллектив является важным фактором всестороннего развития и формирования личности человека.
Основная цель современного профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных видах деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Формиро-
вание специалиста подобного уровня возможно только в условиях работы в слаженной группе высокого уровня развития.
В условиях современной социально-экономической ситуации понятие «коллектив» фактически отождествляется с понятием высокоэффективной команды.
Эффективность командной деятельности не вызывает сомнений: большинство задач, встающих перед людьми, требуют коллективных усилий, командная работа благотворно сказывается на общем результате и на индивидуальной эффективности. Работа в командах предпочтительнее для решения сложных задач, в ситуациях, когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения, когда необходима высокая самоотдача, когда организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии.
Основные признаки коллектива:
1) все члены коллектива разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности;
2) преобладают инициатива и творческий подход к решению задач;
3) третьих, поставленная задача хорошо понята, открыто и заинтересованно обсуждается всеми;
4) принимаемые решения основываются на согласии, а не голосовании большинства;
5) пятых, все члены коллектива берут на себя ответственность за конечные результаты
деятельности и перспективы развития коллектива вместе с руководителем;
6) современный коллектив представляет собой форму взаимоотношений между его членами, обеспечивающую принцип развития личности вместе с развитием коллектива.
Организованность, сработанность и психологическая совместимость позволяют коллективу
самостоятельно выбирать оптимальные формы деятельности, обеспечивающее успешное выполнение задания и наиболее полное раскрытие индивидуальности, творческого потенциала каждой личности.
Определение специфики коллектива на современном этапе, рассмотрение особенностей
студенческого коллектива, выделение этапов в его развитии позволяют перейти к поиску ряда педагогических условий, способствующих формированию студенческих коллективов на этапе обучения в вузе.
Формирование студенческого коллектива - педагогически управляемый процесс.
Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его
развития, насколько правильно педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.
Процесс формирования коллектива студентов на этапе обучения в вузе будет эффективен, если:
• определены критерии и уровни сформированности коллектива студентов в образовательном пространстве вуза;
• создаются условия эффективности формирования студенческого коллектива, которые заключаются в: учете личностных особенностей каждого; включении студентов в различные виды коллективной деятельности; наличии социально значимой цели группы; создании благоприятного социально-психологического климата; выборе соответствующего стиля педагогического руководства; формирование коллектива выступает как целостный, системно организованный, непрерывный процесс интеграции оказываемых на группу воздействий.
В центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть студент как личность. Именно исходя из интересов студента, уровня его знаний и умений, преподаватель формирует и направляет весь образовательный процесс в целях развития его личности.
В этих условиях меняется требование, прежде всего к целям и содержанию образовательного процесса. Вузовское образование рассматривается не столько как процесс передачи знаний, умений и навыков, сколько как их отбор, синтез, открытие, диалог. В провозглашенной идее личностно развивающего обучения акцент делается на социальную активность обучаемого, развитие его сознания, совершенствование навыков самоконтроля и самоорганизации.
По своим целевым функциям гуманизация образования представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта деятельности. Она предполагает установление подлинно гуманных отношений между педагогом и воспитанниками в образовательном процессе и является ключевым элементом педагогической ментальности.
Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания,
вырабатываются умения и навыки, формируются качества личности, ее способности и характер.
Коллективная деятельность - это такая форма сотрудничества, при которой сами студенты
являются активными и равноправными участниками достижения общей, социально значимой
задачи под руководством педагога и при условии такой ее организации, когда от деятельности
одного студента зависит общий результат. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной деятельности является необходимым условием в процессе формирования студенческого коллектива. Влияние деятельности на развитие коллектива студентов зависит от того, насколько продуманы формы и методы ее организации. Для успешного формирования студенческого коллектива необходимо чтобы цель деятельности отвечала следующим требованиям:
Во-первых, она должна быть конечна, то есть иметь четкий результат.
Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику.
В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные студентам средства ее достижения.
В-четвертых, цель должна быть личностно привлекательной для каждого студента. Создание благоприятного социально-психологического климата является одной из целостных характеристик коллектива. В нем отражаются складывающиеся отношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружающей жизни. Психологический климат выступает в качестве диагностического показателя социальной зрелости коллектива.
Работоспособность группы, способность успешно решать поставленные задачи существенным образом зависят от особенностей отношений с руководителем. Куратор в вузе - преподаватель, в обязанности которого входит академическое руководство студенческой группой и внеучебной жизнью студентов, связанной с вузом.
Достаточно сложно однозначно определить оптимальный стиль руководства студенческой группой. Он должен меняться по мере развития группы как коллектива и определяться особенностями каждого входящего в него члена.
Литература
[1] Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005
[2] Марисова Л.И. Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности. -Киев, 2004
[3] Педагогика Теории, Системы, Технологии / Под. ред. С.А. Смирнова. 7-е издание. -М.: Издательский центр «Академия», 2007
[4] Пиров А.Г. Студенческая группа. - М.: Мол. Гвардия, 2004
[5] Тулина О.О. Педагогические условия формирования коллектива студентов [Текст] /О.О.
Тулина// Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Психология и педагогика". - Таганрог: ТРТУ, 2006