СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИДЕИ А. С. МАКАРЕНКО И И. П. ИВАНОВА О ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА
© А. В. Комарова*, Т. В. Слотина
Петербургский государственный университет путей сообщения Россия, 190031 г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 9.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена современной оценке проблемы взаимосвязи и взаимодействия личности и коллектива. Проведен анализ различных дефиниций личности. Дан исторический экскурс развития теории коллектива в советский и постсоветский период. Представлены взгляды на взаимодействие и взаимосвязь личности и коллектива выдающихся педагогов А. С. Макаренко и И. П. Иванова и их психолого-педагогический анализ с точки зрения актуальности и практической значимости.
Ключевые слова: личность, коллектив, взаимосвязь личности и коллектива, теория А. С. Макаренко, концепция И. П. Иванова, общая творческая гражданская забота, коллективная творческая деятельность.
В современной психологической науке отсутствует однозначность и согласованность понимании таких терминов как: «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности», «групповая динамика», «команда», используемых большинством авторов, а также понятий которые на сегодняшний день встречаются гораздо реже: «коллектив», «патриотизм», «сплоченность», «коллективизм» и т.п.
Одним из отечественных ученых, указывающих на важнейшую роль коллектива в развитии личности, был Игорь Петрович Иванов, выдающийся ленинградский ученый, доктор педагогических наук, автор педагогики социального творчества, общей заботы, методики коллективного творческого воспитания и др., которому в 2013 г. исполнилось бы 90 лет. Педагогическое наследие И. П. Иванова не потеряло свою актуальность, оно востребовано современными воспитательными системами и далеко не в полной мере освоено педагогической наукой и практикой. И. П. Иванов считал себя и являлся по праву продолжателем педагогического наследия А. С. Макаренко. Обоими педагогами коллектив рассматривался как условие, цель, средство и др. развития личности подрастающего поколения.
В современной педагогической практике часто недооценивается роль коллектива в воспитательном процессе и развитии личности в целом. Научный интерес к изучению коллектива резко упал еще в 90-е годы и на протяжении двух десятилетий многие ученые пытаются его «не замечать», подменяя другими словами «группа», «команда» и т.д. В немногочисленных работах первому удару критики подверглось утверждение о реальном существовании коллектива, соответствующего своему определению. Требования деидеологизации коллектива ознаменовало пересмотр мировоззренческих оснований взаимоотношения коллектива и личности.
Отдавая дань великим педагогам, мы хотели бы актуализировать проблему взаимоотношения личности и коллектива, рассмотрев два этих понятия.
* автор, ответственный за переписку
Если сегодня первое понятие бесспорно с точки зрения актуальности и востребованности, то со вторым вопрос очень неоднозначен. Сегодня стало «немодно» говорить о коллективизме, как о черте или характеристике личности и о коллективе как определенной группе.
Истоки вышеназванных проблем стоит искать в определениях.
Существует огромное множество различий в понимании феномена личность. Можно выделить следующие основные составляющие дефиниций: личность как:
• множество черт;
• определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;
• система конструктов;
• система личностных смыслов;
• субъект отношений;
• социальное качество в человеке;
• некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;
• деятельность «Я» субъекта и т.д.
При всем разнообразии определений «личность», чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и индивидуальных качеств, приобретенных или развитых им в процессе социального развития, т.е. вне общества личности нет.
Так В. Н. Мясищев считал, что определяет личность - ее отношения к людям, становящиеся одновременно взаимоотношениями.
По словам Б. Г. Ананьева: изучение личности начинается с определения ее статуса, однако уже в этом процессе возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит.
В психологическом словаре личность - это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив); занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [13].
Братченко С. Л. пишет: «в самом общем виде личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей» [1, с. 38-46].
А. Б. Орлов (2002) указывает, что, обобщая большинство определений личности, можно сказать, личность - это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта» [9, с. 47].
Таким образом, чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и индивидуальных качеств, приобретенных или развитых им в процессе социального развития. Очевидно одно: вне общества нет личности.
В советский период существовала стойкая позиция рассматривать формирование личности как процесс управляемый, целенаправленный и организованный. Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных
наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Сегодня мы все чаще используем понятие развитие, которое предполагает свободное, индивидуальное изменение каждой личности, что в свою очередь не претит определенным рамкам, имеющимся в конкретном обществе. В середине прошлого века В. С. Мерлин пытался провести разграничительную линию между процессами формирование и развитие личности, но на тот момент в нашей стране это было не только аполитично, но и опасно: «коммунистически ориентированные личности не могут быть разными по определению».
Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми - коллектива.
Возможно, что одной из первых эта мысль была высказана в трудах К. Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества. В 1921 году выходит работа В. М. Бехтерева «Коллективная рефлексология», положившая начало экспериментальному этапу изучения малой группы в России. Вывод исследователей о малой группе как содержательном социально-психологическом контексте адекватного изучения личности и важном условии воздействия на нее привлек внимание российских педагогов, социальных работников, психологов уже в 20-е - 30-е годы. В это время в нашей стране остро встали вопросы обучения и воспитания, преодоления беспризорности и противоправного поведения. Тема коллектива и личности особенно продуктивно разрабатывается в педагогике и педагогической психологии. Она нашла отражение в трудах психологов и педагогов, таких как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. В. Петровский и др.
В этой области одной из первых формируется социально-психологическая и воспитательная концепция коллектива А. С. Макаренко, всесторонне обосновывающая именно развитие личности. Осуществление этого развития возможно только через коллектив, посредством коллектива и в коллективе, где строятся и развиваются отношения между воспитанниками и воспитателями, воспитанниками и воспитанниками. Развитие этих взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений - стояли в центре педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, а значит гарантию свободного и творческого развития.
Коллектив (от лат. соПесййо^ - собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.
Коллектив по А. С. Макаренко - это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общие цель и деятельность, дисциплина, выборные органы самоуправления, связь данного коллектива с обществом.
А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллектив-
ной деятельности и взаимоотношений. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А. С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [14, с. 403].
Другой советский педагог В. А. Сухомлинский считал коллектив как средством нравственного и духовного развития ребенка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [14, с. 113].
Таким образом, в наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.
Именно данное понимание коллектива послужило основой для разработки теории коллектива, которая рассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора развития личности.
Согласно данной теории, с одной стороны развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся внутри него отношений. С другой стороны - активность участников коллектива, уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В результате, развитие личности и коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.
Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип поддерживался Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и др. и провозглашал основной целью коллектива «всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».
Согласно данной теории, в коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция личности.
Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда. Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала личности, эмоционального развития. В коллективе удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.
Именно в коллективе человек может взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Развитие личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, на наш взгляд, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.
Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т. Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка. Условием становления гуманистических отношений она считала участие детей в делах на благо других, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений [3, с. 80-82].
По мнению Макаренко А. С. коллектив проходит через несколько стадий своего развития, которые он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам разрабатывает требования - создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности - личность предъявляет требования к самой себе.
В одном из определений А. С. Макаренко коллективизм означает солидарность человека с обществом. Эта сторона личности включает в себя: умение работать в коллективе, товарищескую солидарность и взаимопомощь, а также ответственность за своих товарищей и за весь коллектив в целом, развитую способность к коллективному творчеству, заботу о своем коллективе и его перспективах, осознание себя хозяином коллектива, желание и потребность подчинить свои интересы коллективу.
Были рассмотрены также такие вопросы: строение коллектива, взаимоотношения в коллективе, педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание, нравственное и трудовое воспитание, стиль работы, самоуправление, традиции, индивидуальный подход к каждому.
Воспитание отдельной личности, Макаренко А. С. рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект - личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно. Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определенной системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив - как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.
В целом А. С. Макаренко допускает некоторый приоритет общих (солидарных) целей и интересов над личными, однако его приоритет - нахождение гармонии личного и коллективного (общественного). Личность там должна быть свободна, а формой такого общества является дисциплина. Важным является также соединение принципа свободы и достоинства личности с представлениями личности о долге по отношению к другим членам общества [6, 7].
В нашей стране после первого «великого перелома» в области социальной психологии, начатого дискуссией в области рефлексологии в 1931 году, который завершился всем сегодня хорошо известным Постановлением ЦК ВКП(б) по педологии в 1936 году стала фактически невозможным разработка социально-психологических проблем малых групп и коллектива. Возрождение произошло только на рубеже 50-х и 60-х годов.
Как указывает В. Л. Ситников даже «в условиях административно-командной системы создавались коллективы, действовавшие на реально демократических принципах. Или, говоря в терминах управления: в авторитарной структуре организации действовали подразде-
ления, основанные на демократическом, патисипативном стиле управления, обеспечивавшем максимальное участие всех членов подразделения в организации эффективной деятельности. Это достигалось благодаря участию каждого в совместном определении цели и задач (миссии) своего коллектива, в совместном планировании, в коллективной подготовке и творческом проведении каждого конкретного дела, в общем обсуждении итогов, результатов и возможностей их использования в дальнейшей деятельности коллектива. При этом в коллективе была система постоянной ротации руководителей всех постоянных и временных структурных подразделений. При такой включенности в жизнедеятельность коллектива каждый чувствовал свою персональную ответственность за свой круг обязанностей, каждый имел опыт и исполнителя и руководителя» [11].
Игорь Петрович Иванов, как последователь А. С. Макаренко, указал, что следует различать понятие «коллектив» в широком смысле слова и в собственном, точном смысле. Коллектив в собственном, точном смысле слова - это объединение людей, в котором развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению.
Коллектив в широком смысле слова - это объединение людей, для которого характерны два признака: наличие общественно полезной цели и органов самоуправления. Однако в таком объединение не всегда происходит действительно всесторонне-целостное развитие каждого его члена, так как имеет место устойчивое деление данной социальной группы на организаторов и исполнителей. Только в истинном коллективе, только в общей творческой гражданской заботе всех членов объединения во главе с его руководителями происходит целостное развитие у каждого участника объединения личностных отношений к жизни, ее ценностям, преодолевается и предотвращается эгоистически-потребительское отношение к жизни как источнику удовольствий и выгоды для себя и прежде всего для себя. В творческой гражданской заботе каждый человек получает от других членов коллектива общественно необходимый опыт, участвует в создании нового общественно ценного опыта, в соединении его с прежним опытом, в накоплении такого объединенного опыта, только в истинном коллективе личность получает средства для своего всестороннего развития каждый стремится стать лучше [4, с. 220].
Для того чтобы реализовать идею создания истинного коллектива академиком И. П. Ивановым и его учениками была создана методика коллективной творческой деятельности, ставшая важным элементом педагогики сотрудничества, педагогики социального творчества. Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Каждое коллективное творческое дело (КТД) - это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно-
мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной. Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия - коллективный
анализ свершенного - тоже имеет свое методическое обеспечение. По И. П. Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:
1. Что было хорошего, что удалось и почему?
2. Что не получилось и почему?
3. Что предлагаем на будущее?
Принципиальное значение имеет также их последовательность.
Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.
Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда «финишная» рефлексия становится «стартовой», у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Интересно, но немногие знают, что столь популярные сегодня психолого-педагогичес-кие тренинги во многом сроятся фактически в соответствии с большинством содержательных моментов КТД. Одна только методика рефлексии по сути полностью повторяет задачи шеринга, обсуждения, дебрифинга [5, 13].
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И. П.Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТТП (чередование традиционных творческих поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.
Мы также успешно реализуем идеи И. П. Иванова в учебной и учебно-воспитательной работе со студентами университета путей сообщения. Важно, что сами ребята с огромным удовольствием включаются в подобную работу и помнят ее спустя многие годы.
Выдающимся достижением А. С. Макаренко и его последователем И. П.Ивановым является то, что они, обладая не только организаторскими, но и исследовательскими способностями, смогли, анализируя обыденную педагогическую практику, увидеть наиболее эффективные пути формирования деятельного творческого коллектива и закономерности его развития, обобщить их в теории и разработать методику, позволяющую технологически четко добиваться воспроизводства творческих коллективов, действующих на реально демократических началах, создающих и реализующих социально значимые проекты. Ключевыми элементами их системы являются: деятельная забота об улучшении окружающей жизни; отношения творческого содружества разных поколений коллектива; регулярная смена руководителей всех уровней; включение всех членов (независимо от возраста, опыта, квалификации) в целеполагание, коллективное планирование и подведение итогов любой деятельности с обязательной позитивной оценкой каждого, внесшего реальный вклад в достижение желаемого результата; сохранение многообразных традиций и ритуалов коллектива; бодрый, «мажорный» тон даже в самых сложных ситуациях; требовательное и бережное отношение к каждому члену коллектива, сформулированное А. С. Макаренко в формуле: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».
Современное переосмысление опыта Макаренко А. С. - Иванова И. П. особенно в решении проблемы взаимосвязи личности и коллектива предполагает с ее некоторым обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Сегодня мы находим необходимым отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации человека в условиях коллективной деятельности и отношений.
Современная педагогическая наука продолжает развивать теорию коллективистского воспитания. Задействуются как открытые А. С. Макаренко, так и развитые его последователями цели, принципы, признаки, методы, формы и этапы развития коллективистских отношений.
Таким образом, согласно теории отечественных педагогов, полноценное развитие личности может происходить только в коллективе. Он является основой для воспитания и обучения.
Подобных идей придерживаются и зарубежные коллеги, так известный канадский психолог Гордон Ньюфелд, указывал на недооценку роли коллектива в воспитательном процессе. Он высказывает мысль о происходящем смещении терминов индивидуальность (individuality) и индивидуализм (individualism), которое «заставляет людей думать, что индивидуализация - это нечто противоположное коллективу, хотя на самом деле является необходимым условием для формирования настоящего коллектива, сообщества» [10, с. 363].
В заключение статьи отметим, что свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это - Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори и А. С. Макаренко.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 38-46.
2. Иванов И. П. Методика Коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990. С. 59-63.
3. Иванов И. П. Педагогика коллективной творческой жизни // Педагогические труды академика И. П. Иванова. Т. 1. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 78-100.
4. Иванов И. П. Общие основы воспитания // Педагогические труды академика И. П. Иванова. Т. 2. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013 С. 220-221.
5. Комарова А. В., Слотина Т. В. Формы, методы и приемы командообразования // Акмеологические проблемы управления в современных условиях: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. СПб.: Изд-во СПб институт психологии и акмеологии, 2011. С. 169-174.
6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.
7. Макаренко А. С. Полн. собр. соч. Т. II. М., 1954. С. 403.
8. Моргаевская А. Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: автореф. дис. ... канд. пед наук. СПб., 2009. 22 с.
9. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 с.
10. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2012, C. 363.
11. Ситников В. Л. Педагогические истоки современной психологии командообразования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. №148. С. 51-60.
12. Ситников В. Л., Комарова А. В., Слотина Т. В. Практикум по психологии командообразования. СПб.: ПГУПС, 2011. 217 с.
13. Слотина Т. В. Психология личности. СПб.: Питер, 2012. 304 с.
14. Стефановская Т. А. Классный руководитель. М.: Академия, 2006. С. 113.
Поступила в редакцию 25.02.2014 г.
MODERN VIEW OF THE IDEAS A. S. MAKARENKO AND I. P. IVANOV ABOUT THE RELATIONSHIP OF THE INDIVIDUAL AND A COLLECTIVE
© A. V. Komarova*, ^ V. Slotina
Petersburg State Transport University 9 Moskovsky Ave. 190031 St. Petersburg, Russia.
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the assessment of interconnection and interaction problems of an individual and a collective. The different definitions of personality are analyzed. There has been made a historical excursus to the theory of collective development during the soviet and post-Soviet period. There also have been set forth the views of interconnection and interaction of individual and a collective of outstanding pedagogues A. S. Makarenko and I. P. Ivanov. The modern psycho-pedagogical analysis of these theories confirms its actuality and practical importance.
Keywords: collective, individual and collective interaction, A. S. Makarenko theory, I. P. Ivanov conception, general creative and civil care, collective creative activity.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
Please, cite the article: Komarova A. V, Slotina T. V. Modern View of the Ideas A. S. Makarenko and I. P. Ivanov About the Relationship of the Individual and a Collective / / Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 2. Pp. 122-130.
REFERENCES
1. Bratchenko S. L., Mironova M. R. Psikhologicheskie problemysamoreali-zatsii lichnosti. Saint Petersburg, 1997. Pp. 38-46.
2. Ivanov I. P. Metodika Kommunarskogo vospitaniya [Methodology the Communitarian Education]. Moscow:
Prosveshchenie, 1990. Pp. 59-63.
3. Ivanov I. P. Pedagogicheskie trudy akademika I. P. Ivanova. Vol. 1. Saint Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. Pp. 78-100.
4. Ivanov I. P. Pedagogicheskie trudy akademika I. P. Ivanova. Vol. 2. Saint Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2013. Pp. 220-221.
5. Komarova A. V., Slotina T. V. Akmeologicheskie problemy upravleniya v sovremennykh usloviyakh: materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studen-tov, aspirantov, prepodavatelei. Saint Petersburg: Izd-vo SPb institut psikhologii i akmeologii, 2011. Pp. 169-174.
6. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitanie lichnosti [The Team and Education of a Person]. Moscow: Pedagogika, 1972.
7. Makarenko A. S. Poln. sobr. soch. [Complete Works]. T. II. M., 1954. Pp. 403.
8. Morgaevskaya A. N. Razvitie teorii kollektiva v otechestvennoi pedagogike: avtoref. dis. ... kand. ped nauk. Saint Petersburg, 2009.
9. Orlov A. B. Psikhologiya lichnosti i sushchnosti cheloveka: Paradigmy, proektsii, praktiki [Psychology of personality and Human Nature: Paradigms, Projection, Practice]. Moscow: Akademiya, 2002.
10. N'yufeld G., Mate G. Ne upuskaite svoikh detei [Do not Lose Your Children]. Moscow: Resurs, 2012. Pp. 363.
11. Sitnikov V. L. Izvestiya Rossii-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2012. No. 148. Pp. 51-60.
12. Sitnikov V. L., Komarova A. V., Slotina T. V. Praktikum po psikhologii komandoobrazovaniya [Practical Course of Teambuilding Psychology]. Saint Petersburg: PGUPS, 2011.
13. Slotina T. V. Psikhologiya lichnosti [Psychology of Personality]. Saint Petersburg: Piter, 2012.
14. Stefanovskaya T. A. Klassnyi rukovoditel' [Class Teacher]. Moscow: Akademiya, 2006. Pp. 113.
Received 25.02.2014.