НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
УДК: 37.015.324.2(091)(47)
Коновалова Марина Николаевна, аспирант первого года обучения, направления подготовки 44.06.01 Общая педагогика, история педагогики и образования Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского
e-mail: [email protected]
Джураева Елена Петровна, учитель МБОУ «Зуйской средней школы №1 им. А.А. Вильямсона»
e-mail: [email protected]
ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВА: НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Аннотация: статья посвящена вопросам развития школьного коллектива. Рассмотрены истоки и сущность коллектива как социальной общности. Исследовано освещение проблем воспитания в школьном коллективе ведущими педагогическими теоретиками 2-й половины ХХв.
Ключевые слова: коллектив, личность, общество, традиции, всестороннее развитие, нравственностьвоспитательный коллектив, школа, проблемы воспитания, самоуправление, взаимодействие, педагог-учащийся.
Konovalova Marina Nikolayevna, post-graduate student of the first year of study, training directions 44.06.01 General pedagogy, history of pedagogy and education Tavricheskaya Academy, Crimean Federal University. V.Vernadsky e-mail: [email protected]
Juraeva Elena Petrovna, teacher of the MBAU "Zuyskoy secondary school № 1 named. A.A. Williamson » e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 THEORY OF COLLECTIVE: THE HERITAGE OF DOMESTIC PEDAGOGICAL SCIENCE
Annotation: the article is devoted to the development of the school team. The origins and essence of the collective as a social community are considered. The study covered the problems of education in the school team by leading pedagogical theorists of the second half of the twentieth century.
Key words: collective, individual, society, traditions,all-round development, morality, educational team, school, problems of education, self-government, interaction, teacher-student.
Коллективизм лежит в основе нравственных отношений между людьми, в основе их учебной, трудовой и общественной деятельности. Воспитание личности в коллективе является древнейшей традицией нашего общества. Издавна у русского народа и у многих других народов Европы и Азии бытовал обычай оказывать безвозмездную коллективную помощь в работах трудоёмких, где одной семье не справиться, к примеру, при строительстве дома, ремонте крыши, заготовке дров, установке глиняной печи, при жатве, покосе. Героиня повести В. Г. Распутина "Последний срок" вспоминает о своей жизни в деревне: "... то, что было не под силу одной семье, делали миром, брали с собой ребятишек, находя им сподручную работу" [13, с. 440]. Обычно коллективно помогали больным и слабым, а также сиротам, вдовам и погорельцам. Такая помощь была благотворительной. Чаще всего односельчане помогали друг другу по очередной договорённости, так называемая помощь "в отработку". Когда же требовалось произвести определенную работу быстро, такая одноразовая помощь именовалась "об один день". Во все времена люди не могли выживать без коллективной помощи, без взаимовыручки.
Совместная работа жителей русской деревни воспринималась как праздник. Обряд коллективной помощи объединял две стороны жизни крестьян - работу и праздник. Каждый из них считал своим долгом принять участие в
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 коллективном труде, именуемом "помочь". Отказаться от "помочи" было по деревенским этическим нормам безнравственно. Этот русский обычай описан писателем В. И. Беловым в книге "Кануны. Хроника 20-х годов"[1, с. 58].
Коллективная деятельность людей соответствует социальной природе человека. Природа требует от людей общения друг с другом и развивает у них стремление к совместной деятельности. Отдельная человеческая личность никогда не находится в изоляции от общественных отношений. Человек в своей истории развивается как общественное существо.Педагогические теории воспитания личности признают активную природу человека необходимой для его развития. Основным педагогическим принципом системы воспитания является принцип воспитания личности в коллективе, принцип воспитательного коллектива. Школьный коллектив формирует личность и развивает у неё способность продуктивно трудиться. Это утверждение является основным направлением педагогической деятельности по воспитанию детей.
Государственной системой воспитания в Советском Союзе была система коммунистического воспитания, созданная В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и другими теоретиками. Эта система действовала с 1918 до начала 90-х годов. Принципы коммунистического воспитания лежали во всех направлениях школьной практики. Педагогическое воздействие на школьников предусматривало сочетание педагогического руководства с инициативой учащихся, гуманное к ним отношение, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, единство педагогических требований школы и семьи.
Народный комиссариат просвещения возглавляла Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), друг и соратник В. И. Ленина. Она была главным организатором советского просвещения и внесла значительный вклад в разработку педагогической теории и в строительство советской школы. В развитии у детей духа коллективизма в процессе их совместной учебной и трудовой деятельности Н. К. Крупская видела основу нравственного воспитания. Она указывала, что совместный труд вырабатывает у детей
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
дисциплинированность, чувство ответственности за коллективное дело, укрепляет знания, полученные ранее и предоставляет возможность для получения новых знаний.
Сто с лишним работ Н. К. Крупская посвятила политехническому образованию, с которым связывала трудовое воспитание школьников. Она считала, что учащиеся должны овладевать основами технологии и организации труда современного производства, а для этого необходимо их включение в трудовую деятельность. Большое значение она придавала связи школьного коллектива с общественной жизнью, гуманистическому направлению в отношениях между детьми и педагогами, организационному состоянию детей в условиях коллективной деятельности.
Необходимость развития коллективизма в школах широко пропагандировал первый нарком просвещения А. В. Луначарский, излагая в своих трудах мысли об основных принципах воспитания. Он считал, что в воспитании школьников главным является развитие личности, способной жить в гармонии с другими и для которой выполнение задач, стоящих перед обществом, выше личных интересов. А. В. Луначарский утверждал, что на базе коллектива полнее всего развиваются особенности человеческой личности и достигается единство личной и общественной направленности. Идейную направленность в деле воспитания детей, развитие у них чувства чести и ответственности, интеллектуальное и эмоциональное их развитие он считал необходимыми условиями для подготовки всесторонне развитой личности.
Практическое применение теории коллективного воспитания показал опыт первых в стране школ-коммун. В составе Первой опытной станции по народному образованию была школа-коммуна, которой руководил С. Т. Шацкий. Он практически доказал возможности создания такого школьного коллектива, в котором школьники получали не только образование, но и всестороннее развитие.
Стройную теорию воспитательного коллектива, глубоко пронизанную гуманистическим направлением, разработал талантливый педагог Х1Х века А.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 С. Макаренко. В статье "О воспитании молодёжи" он писал, что "коллектив является воспитателем личности" [8, с. 476].
На опыте своей многолетней педагогической деятельности со школьными коллективами, действующими на базе двух колоний беспризорников, А. С. Макаренко в работе "О целях и задачах воспитательного коллектива" делает следующие выводы о роли коллектива: "Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива". [9, с. 84].
А.С. Макаренко считал, что включение школьников в коллективную деятельность обеспечивает им приобретение опыта общественных отношений. Чем более развит коллектив в его интеллектуальном, нравственном и культурном уровнях, тем больше возможностей получает каждый школьник для своего развития и в свою очередь способствует развитию коллектива.
Учебная, трудовая, культурная и общественная деятельность школьников формирует коллектив, живущий общими интересами и целями. "Опыт коллективной жизни, - подчёркивал А. С. Макаренко, - есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности" [8, с. 335]. Обобщая свой педагогический опыт, Макаренко писал о том, что "... мы всё время должны воспитывать коллективные линии устремлённости, общее стремление к завтрашнему дню, наполненному коллективным усилием и коллективным успехом" [4, с.169].
Определяя качества, необходимые для развития школьного коллектива, А. С. Макаренко в статье "Методы воспитания" писал о роли традиций: "Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их -чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции не может быть хорошей школой" [9, с. 222].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018
Большое внимание А. С. Макаренко уделял вопросу о настроениях своих воспитанников. Он считал, что в коллективе должна быть постоянная атмосфера бодрости: "... никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, радужное настроение, именно мажорное, весёлое" [9 с. 202-203].
Развивая идеи А. С. Макаренко по организации и развитию школьного коллектива, педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский дополнил теорию коллектива положениями о цели воспитания; о воспитательной силе коллектива; о богатстве индивидуальностей, составляющих коллектив; о недоступности коллектива к глубоко личному, интимному; о необходимости создания в коллективе высоконравственной атмосферы для воспитания у школьников человеческого достоинства и выработки положительных взглядов на жизнь. Главную задачу воспитательного коллектива В. А. Сухомлинский видел в создании благоприятных условий для творческого саморазвития личности при активном взаимодействии коллектива учителей и коллектива учащихся [12, 192 с.].
В настоящее время активизировались педагогические исследования о роли коллектива в воспитании детей, о задачах группового и индивидуального в коллективе; о развитии социальной направленности и творческой индивидуальности членов коллектива; о единстве педагогического руководства и органов ученического самоуправления, и другие темы исследований. В последние десятилетия педагогические исследования Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой и других педагогических теоретиков были направлены на выявление эффективных форм организации воспитательных коллективов [5, с. 400 ; 10, с. 143]. Труды Л. Ю. Гордина освещают методы стимулирования коллективной деятельности и вопросы организации классного коллектива [3, с. 175].
Вопросам по развитию воспитательных функций коллектива и организации в коллективе самоуправления посвятил свои работы В. М. Коротов. Основной идеей его концепции по развитию воспитательного
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 коллектива является выработка у его членов высоконравственных убеждений с помощью методов педагогического воздействия [6; 7, 181 с.].
Современный взгляд на роль воспитательного коллектива отражает присущие ему отношения и принятую в нём систему человеческих ценностей. В исследованиях о детском коллективе отражаются отношения, сложившиеся в обществе на сегодняшний день и освещаются пути его дальнейшего развития.
Список источников:
1. Белов В. И. Кануны. Хроника конца 20-х годов / В. И. Белов. -Москва : Современник, 1989. - 446 с. (Библиотека российского романа).
2. Гордин Л. Ю. О материальных стимулах в воспитании школьников / Л. Ю. Гордин // Воспитание школьников. - 1978. - № 1.
3. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин. -Москва : Просвещение, 1984. - 175 с.
4. Донцов А. И. Психология коллектива : методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 206 с.
5. Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе / Т. Е. Конникова. - Москва : АПН РСФСР, 1957. - 400 с.
6. Коротов В. М. Развитие воспитательных функций коллектива / В. М. Коротов.- Москва: Педагогика, 1974. - 232с.
7. Коротов В. М. Самоуправление школьников / В. М. Коротов. -Москва : Просвещение, 1981. - 181 с.
8. Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми томах / А. С. Макаренко. Москва : - М., 1958. - Т. 5. - 336 с.
9. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1985. - 336 с.
10. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова.-Москва : Педагогика, 1978. - 143 с.
11. Распутин В. Г. Повести и рассказы / В. Г. Распутин. - М. : Современник, 1984. - 734, [2] с. - (Сельская библиотека Нечерноземья).
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 12. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с.