Научная статья на тему 'Особенности формирования патриотических отношений у студенческой молодёжи'

Особенности формирования патриотических отношений у студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Тамара Рамазановна

В статье дается определение сущности понятия «патриотические отношения», выделяется структура патриотических отношений и уровни их развития в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования патриотических отношений у студенческой молодёжи»

Психолого-педагогические науки

• • •

105

УДК 374.01

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

©2008 Сулейманова Т.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье дается определение сущности понятия «патриотические отношения», выделяется структура патриотических отношений и уровни их развития в вузе.

The author of the article defines the term «patriotic relations», marks out the structure of the patriotic relations and the model of their formation at institutions of higher education.

Ключевые слова: патриотические отношения, социальная позиция, совершенствование подготовки будущих учителей, студенческий коллектив, патриотическое воспитание.

Keywords: patriotic relations, social position, improvement of training of future teachers, student group, patriotic education.

Каждый человек включён в систему отношений, охватывающих все сферы его жизни и взаимодействующих с его мировоззрением, духовными потребностями и чувствами. Отношения есть результат жизненного опыта личности и обусловливают её деятельность и поведение, определяют её нравственно-

психологические ценности, общую направленность мировоззрения, убеждений, взглядов, мотивов и т.д.

Для раскрытия природы патриотических отношений большое значение имеет концепция психологии отношений человека, разрабатываемая в отечественной психологии В.Н. Мясищевым, понимавшим отношения как «...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания» [11. С. 210].

А.С. Макаренко считал, что «именно отношения составляют истинный объект нашей педагогической работы» [10. С. 316].

Исследователи В. Г. Боброва и М.М. Вахрушев [1] делают попытку разделить систему межличностных

отношений, выделяя в их структуре два вида отношений: взаимные и односторонние. Первые условно делят на «парные» и «групповые», вторые - на «одиночные» и «блуждающие».

Т.Е. Конникова выделила «гуманистические отношения», отмечая, что если деятельность гуманна по своим целям, но не требует совместных усилий, сотрудничества, взаимоответственности, то отношения этого вида в коллективе не складываются [5. С. 38].

Рассматривая вопрос о формировании отношений, А.А. Люблинская замечает: «Отношения представляют собой сложное целостное образование, формирующееся на протяжении всей жизни подрастающего человека. На каждом этапе этого процесса отношение представляет собой единое, целое, сплав знаний, чувств и практического опыта человека» [9. С. 78].

С точки зрения целостного подхода можно выделить следующие моменты в формировании содержания патриотического отношения студента:

- принятые студентом ценности (субъективный аспект), включающие в себя его предыдущий жизненный опыт;

106

Известия ДГПУ, №1, 2008

- процесс взаимодействия с окружающими (интенциональный аспект), включающий все позитивное: хорошие отношения с ними, понимание, сочувствие и т.д.;

- мир как социально-

психологичес-кое условие существования человека (объективный аспект): достижение материального

благополучия, приобретение бытовых вещей и т.д.

Итак, в структуре отношений можно выделить три аспекта взаимодействия человека с миром (субъективный, объективный, интенциональ-ный), которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости.

Под термином «отношение» понимается мотивированная психолого-педагогическая связь, которая изменяется и развивается в процессе взаимодействия субъекта и окружающей действительности.

В результате анализа литературы по теме исследования мы определяем патриотические отношения как отношения, выступающие в общей системе общественных отношений одним из видов, характеризующих нравственную и гражданскую ценность личности, и предполагающие в своей основе проявление по отношению к другим людям таких качеств, как дружба и товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка, преданность общенародному делу, уважение национальных традиций, единство общественных и личных интересов, уважительное и бережное отношение к природе, памятным местам, к Родине, месту жительства и т.д.

Задача совершенствования подготовки будущих учителей на современном этапе выдвигает перед преподавателями вузов проблему поиска путей ее осуществления.

Студенческий коллектив является типичной социальной ячейкой в обществе, значит, процесс формирования патриотических отношений в процессе профессиональной подготовки заключается в накоплении и качественном обогащении студентами опыта патриотического поведения при целенаправленном воздействии на их чувства и сознание — это приобретение юношами и девушками знаний о патриотизме, развитие патриотических

оценок поступков окружающих и своих собственных.

Формирование патриотических отношений предполагает проектирование патриотических черт личности будущих учителей через организацию системы «отношения - общение» в процессе общественно значимой совместной деятельности. Это должно осуществляться в единстве с воспитанием у студентов общественных чувств, в частности патриотических.

Вопросу формирования чувств и их роли в становлении личности уделяли внимание многие психологи и педагоги. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования...» [14. С. 89].

Патриотические чувства проявляются в непосредственной форме личностного переживания у студентов, оказывая большое влияние на их психическое развитие, которое определяется не только теми чувствами, которые переживаются в настоящее время, но уже пережитыми ранее, отложившимися в эмоциональной сфере юношей и девушек. Согласно А.В. Ковалёву, «чувства связаны с определенными представлениями и понятиями, вкусами и привычками и органически входят в психологический склад личности» [4. С. 20].

В.Н. Косырев рассматривает формирование нравственных чувств в зависимости от индивидуально-психологичес-ких особенностей молодых людей и от восприятия ими нравственной информации [6] Он выявляет зависимость воспитания общественных чувств от нравственного опыта человека и его личностной позиции, в связи с чем и необходим индивидуальный подход к каждой личности в отдельности при условии воспитания в коллективе и через коллектив [12. С. 68].

У студента педвуза, в связи с новой социальной позицией, происходит изменение в системе его отношений к окружающей действительности, следствием чего является трансформация его эмоциональной сферы. Для молодого поколения особенно ценным становится патриотическое сопереживание в со-

Психолого-педагогические науки

107

• • •

вместной общественной деятельности.

Чувство патриотизма охватывает всю совокупность многообразных общественных отношений, специфически влияет на материальную и духовную жизнь общества, оно постоянно совершенствуется и развивается.

Формировать патриотические отношения у будущих учителей можно только всей системой обучения и воспитания. Этот процесс связан непосредственно со спецификой дан-

Большинство ученых рассматривают студенческую молодежь как особую социально-демографическую категорию, имеющую специфические возрастные признаки и особенности. Это особый период в жизни человека.

В студенческом возрасте у юношей и девушек развивается относительная экономическая самостоятельность, у некоторых появляется семья, то есть - это значимый период духовно-нравствен-ного становления личности.

ной возрастной группы (рис. 1).-

Внешние факторы

- социально-экономическое развитие страны;

- духовно-нравственные ориентиры;

- пропаганда жизненных ценностей СМИ;

- модернизация системы высшего образования;

- молодежные организации;

- информационные технологии в воспитании патриотизма у студентов.

Требование общества к уровню патриотического воспитания и про-

Внутренние факторы

- гуманистическое воспитание молодежи (самостоятельность, деловитость, патриотизм,

решительность);

- направленность личности:

а) профессионально-личностные ценности и духовные потребности;

б) цели и убеждения;

в) взгляды и мотивы;

г) самооценка и уровень притязания личности;

д) установки и отношения.

Требование личности на получение конкурентоспособных знаний в области патрио-

фессиональной компетентности. тизма.

Задачи патриотического воспитания студентов

1. Формирование механизмов, обеспечивающих консолидацию и координацию деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в формировании патриотических отношений у студентов.

2. Разработка концептуальной модели формирования патриотических отношений у студентов.

3. Определение критериев и показателей развития у учащейся молодежи патриотических отношений и выявление эффективных условий повышения уровня их развития у студентов.

4. Создание технологии формирования патриотических отношений.

Рис. 1. Структура формирования патриотических отношений у студентов

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю патриотизма предполагает учет того, что патриотизм - система взглядов человека не только на мир, но и на

свое место в мире. Формирование патриотизма у студента означает развитие его рефлексии, осознание им самого себя как субъекта патриотической деятельности, носителя

108

Известия ДГПУ, №1, 2008

патриотических ценностей, социально-полезной личности.

В свою очередь, это обязывает преподавателя искать способы интенсификации диалогичности обучения, специальной организации патриотического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои патриотические взгляды, цели, патриотические позиции в процессе учебной, внеучебной и общественной работы в учебном заведении.

Формирование патриотизма у молодежи должно иметь внутригосударственную и международную направленность и складывается из патриотического воспитания в городских или сельских условиях, коллективе, различных общественных организациях и объединениях, учебных заведениях и др.

Отсюда процесс формирования патриотических отношений включает два аспекта:

- организационно-педагогический, объединяющий патриотическое просвещение и организацию разнообразных видов студенческой деятельности (учебной, внеучебной, общественной и

др.);

- психолого-педагогический, предполагающий интериоризацию внешних явлений в структуру внутреннего плана личности студента с последующей экстериоризацией, проявляющейся в деятельности.

К патриотическим отношениям студентов в вузе предъявляются высокие требования сформированности данных отношений, так как на начальном этапе обучения они еще слабо развиты.

Мы определи три уровня развития патриотических отношений, каждый из которых имеет свои требования и условия.

Первый уровень предполагает формирование модели патриотических отношений: личностные новообразования, которые «запускают» субъективные механизмы самосовершенствования и осуществления патриотической направленности на протяжении всей послевузовской жизнедеятельности личности.

При этом важно учитывать нормативные параметры модели, связанные с тем, что выпускник вуза - это специалист, владеющий основными навыками нравственной культуры,

осознающий ценности человеческого бытия, умеющий защищать права и свободу человека, строящий свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилия, имеющий потребность в самосовершенствовании.

Второй уровень ориентирован на условия, которые способствуют

формированию патриотических отношений и профессиональному становлению. Это могут быть условия успешной реализации воспитательной функции вуза, творческое сотрудничество педагога и студента, накопление и развитие опыта участия будущих учителей в патриотической работе, развитие студенческого самоуправления.

Третий уровень связан с «проектированием» качеств личности студента, формирующих у него патриотические отношения. Сюда относятся: уважение трудовых и боевых традиций, общественная активность, патриотическое мировоззрение, мужество, высокая духовность, уважение нашего прошлого, формирование воина - защитника Отечества.

Процесс профессиональной подготовки будущего учителя осуществляется через систему отношений, включающую:

- различные виды жизнедеятельности (учебной, внеучебной, общественной и др.);

- других людей (преподавателей, сокурсников, родителей и др.);

- группы и сообщества (учебную группу, курс и т.д.);

- самого себя (самооценку, самовоспитание, самосовершенствование и др.);

- предметную действительность (памятные места, природу, памятники культуры, изваяния выдающихся людей, ритуальное наследие, произведения искусства и др.);

- информацию (учебно-воспитательную, производственную, из книг, СМИ, от людей и др.).

Организованное психолого-педагогическое воздействие учебно-воспита-тельного процесса на студента имеет функциональное значение и тесно связано с внешней и внутренней патриотической и профессиональной мотивацией. Во-

первых, влияние преподавателя приобретает смысл строгого контроля за

Психолого-педагогические науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

109

• • •

поведением и учебой студента, где испытуемый является объектом, что может снизить внутреннюю нравственно-патриотическую мотивацию.

Во-вторых, это воздействие приобретает смысл информации и воспринимается студентами как обеспечивающее обратную связь, тем самым способствует развитию внутренней профессионально-

патриотической мотивации.

В-третьих, психолого-педагогическое воздействие выполняет регулирующую функцию, воспринимаемую обучаемым как внешнее давление в виде убеждения или внушения, вынуждающее его мыслить, анализировать, действовать в нужном для преподавателя направлении.

В-четвертых, влияние преподавателя выполняет саморегулирующую функцию, когда студент рассматривается, в первую очередь, как субъект, а затем уже как объект профессиональной и патриотической подготовки. Это способствует повышению внутренней профессионально-

патриотической мотивации через характер взаимоотношений типа «преподаватель - преподаватель», «преподаватель - студент», «студент - студент», что повышает как внешнюю, так и внутреннюю профессионально-патриотическую мотивацию и отношения у студентов.

При формировании патриотических отношений учитывалось, что это управляемый и самоуправляемый процесс, выступающий в качестве одного из основных ориентиров и критериев профессиональной подготовки будущих специалистов. Среди предпосылок, которые способствуют формированию патриотических отношений, мы выделяем внешние и внутренние.

Внешние предпосылки включают в себя: социально-экономическое развитие общества; средства массовой информации; личностно-

профессиональную подготовку специалиста; материальный уровень жизни.

К внутренним предпосылкам относится степень развития патриотических качеств, таких как любовь к Родине, гражданская и личностная ответственность, отношение к идеологии, духовность и нравственность, патриотическое мировоззрение, гражданская позиция и активность, цен-

ность и общественно значимая мотивация и др.

Условиями формирования патриотических отношений у студентов являются:

1. Целенаправленное педагогическое воздействие нравственнопатриотического просвещения в единстве с организацией патриотической деятельности студентов.

2. Осознанное усвоение патриотических ценностей, норм и правил поведения в обществе, с объективной практической оценкой собственного поведения и педагогических воздействий преподавателей.

Мы предполагаем, что указанные условия способствуют эффективному формированию таких патриотических качеств личности и отношений, как любовь и преданность к Родине, гуманизм, гражданственность, защита Отечества, сохранение народных традиций, бережное отношение к природе и преумножение ее богатств и пр.

Важнейшей задачей преподавателей вуза является организация жизнедеятельности студентов, способствующей формированию патриотических отношений и практическому овладению важнейшими нормами и правилами патриотического поведения

Совместная учебная деятельность в вузе сама по себе еще не формирует патриотические отношения. На юношей и девушек при обучении оказывают влияние и другие сферы деятельности; внеучебная, общественная работа, спортивная, художественная, бытовая и т. д. Связующим и направляющим звеном формирования патриотических отношений у будущих специалистов в учебном процессе является преподаватель, актив, коллектив.

Во время внеучебных занятий при развитии патриотических отношений значима общественная работа студентов, занятия со школьниками в подростковых клубах, проведение праздников по месту жительства, уход за могилами участников Великой Отечественной войны, содействие в работе молодежным движениям, работа в фольклорных экспедициях по родному краю и т. д. Именно здесь будущие учителя приобретают опыт патриотической деятельности.

110

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2008

Чтобы будущий учитель мог активно участвовать не только в профессиональной, но и патриотической жизни общества, он должен быть сам патриотом, эрудированным в области культуры и истории Отечества.

Примечания

При формировании патриотических отношений студент должен быть включен во внеучебную патриотическую деятельность, например, в группы по изучению истории своего края и т. д.

1. Боброва В.П., Вахрушев М.М. К вопросу о взаимодействии системы личностных и внутриколлективных отношений детей // Проблемы воспитания общественно трудовой активности школьников. - Пермь, 1965. 2. Борисов Г.Е. К проблеме отношений в буржуазной и советской психологии // Нравственное воспитание школьников. - Тамбов, 1968. 3. Государственная про-

грамма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - М., 2005. 4. Ковалев А.Г. Характер и закономерности его формирования. - Л., 1954. 5. Конникова Т.Е. Роль

коллектива в формировании личности школьника: Дис. ... докт. пед. наук. - Л., 1970. 6. Косырев В.Н., Сластенин В.А., Старов М.И. Динамика отношений студентов к учению в педагогическом вузе // Вопросы психологии. №3. 1985. - С. 75. 7. Краткий психологический словарь / Под ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985. 8. Лазурский А.Ф. Классификация личностей

/ Под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. - М .-СПб., 2003. 9. Люблинская А.А. Система отношений - основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. №2. 1983. 10.

Макаренко А.С. О взрыве // Соч.: В 7-и тт. Т.5. - М., 1958. 11. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 12. Психологические основы формирования духовных потребностей в студенческом коллективе. - Тамбов, 1989. 13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -

М.-Л.: Учпедгиз, 1999. 14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избр. пед. соч.: В 2-х тт. Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. 15. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.