Научная статья на тему 'Роль классного руководителя в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков'

Роль классного руководителя в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / СПОРТ / SPORT / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / CLASS TEACHER / VALUE SETTINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Елена Георгиевна, Колесникова Ольга Валериевна

В статье дана содержательная информация о работе классного руководителя в приобщении учащихся подросткового возраста к системе здорового образа жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева Елена Георгиевна, Колесникова Ольга Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CLASS TEACHER IN THEFORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG ADOLESCENTH

The article provides informative information about the work of the class teacher in the introduction of adolescent students to the system of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Роль классного руководителя в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков»

УДК 379.851

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ

THE ROLE OF THE CLASS TEACHER IN THEFORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AMONG ADOLESCENTH

Ткачева Елена Георгиевна

кандидат педагогических наукдоцент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna candidate of pedagogical sciences, associate professor

departmen«Physical culture»» Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Колесникова Ольга Валериевна

студент

факультет математики, информатики, физики Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Kolesnikova Olga Valeryevna

student

faculty of mathematics, computer science, physics Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье дана содержательная информация о работе классного руководителя в приобщении учащихся подросткового возраста к системе здорового образа жизни.

Abstract.The article provides informative information about the work of the class teacher in the introduction of adolescent students to the system of a healthy lifestyle.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, спорт, ценностные установки, классный руководитель.

Keywords:health,healthy lifestyle, sport,value settings, class teacher.

Настоящая красота человека это не только интеллект и здоровье, но и физическое совершенство.

Здоровье населения страны — это одна из наиболее значимых ценностей, а возрождение ценностей должно начинаться, конечно же, со здоровья, особенно со здоровья детей.

Исследование проблемы детского здоровья в наше время особенно актуально. По данным Министерства здравоохранения социального развития России, состояние здоровья детей и подростков в РФ можно охарактеризовать следующими показателями:

- среди 13,4 миллиона детей школьного возраста 53 % имеют слабое здоровье;

- две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания;

- только 10 % выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории «здоровых»;

- общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 %, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет -на 18 %;

- растут показатели болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных аномалий и анемий.

Проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей РФ исследования показали, что количество детей в возрасте от 6 до 7 лет, которые не готовы к систематическому обучению, превышает 32 %. Сохраняются высокие уровни заболеваний, таких как гастриты, дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет. Наблюдается ухудшение физического развития. Около 10 % детей в школьном возрасте имеют сниженные антропометрические характеристики.

Исходя из этого, становится ясно, что в вопросах оздоровления детей должны сотрудничать медики, педагоги, психологи и, конечно же, родители.

Основываясь на данные известного ученого-академика Ю. П. Лисицина можно сделать вывод, что одним из главных вопросов здоровья является здоровый образ жизни, который занимает примерно 50-55% всех факторов, которые обуславливают здоровье населения.

По данным Минздрава РФ можно сделать вывод, что если взять, например, шесть подростков, прошедших медицинский осмотр, то в 94,5% будут выявлены заболевания, при этом чаще всего 1/3 заболеваний ограничивают выбор профессии.

Несомненно, огромную роль, в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков, играет классный руководитель.

Проанализировав литературу можно сделать вывод, что формирование установки на здоровый образ жизни - это очень длительный и комплексный процесс, благополучие которого определяется рядом условий:

1. Охватывание в процессе формирования установки важнейших параметров жизнедеятельности человека, которые включают в себя:

• соблюдение соответствующего двигательного режима;

• тренировка иммунитета, а также закаливание;

• организация правильного питания и рационального режима жизнедеятельности;

• психофизиологическую регуляцию;

• уничтожение вредных привычек;

2. Учет в процессе формирования установки структуры данного феномена, который требует взаимодействия трех аспектов работы:

• усвоения системы знаний о смысле ЗОЖ и путях его формирования;

• стимулирования самосознания личности, которое направлено на эмоционально-личностное отношение к теме ЗОЖ;

• освоения норм поведения, которые соответствуют ЗОЖ.

Как показывает научно-педагогический анализ деятельности «школ здоровья», одних образовательных технологий, которые сберегают здоровье, недостаточно для формирования у подростков ценностной установки на здоровье и ЗОЖ. Если подросток сам не заинтересован в укреплении своего организма, не работает регулярно над улучшением его состояния, то можно и не ждать от него осознанного отношения к ЗОЖ. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков чаще всего занимает последнее место, что находит свое отражение в их склонности к рискам для жизни, агрессии. С таким отношением подростков (а также родителей) к здоровью нередко сталкиваются школьные педагоги.

Нужно постепенно формировать у подростков убеждение в том, что успех и хороший уровень жизни во многом зависят от собственной культуры каждого человека, от его отношения не только к своему здоровью, но и к здоровью других людей, к «здоровью» социокультурной и природной среды.

Понимание подростками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность ЗОЖ, помогает учащимся в преодолении трудностей, в сопротивлении давлению антисоциальных группировок.

Каким же образом можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести ЗОЖ? В любом случае для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна быть достойной потраченных усилий и достижима для каждого. Можно выделить несколько факторов, которые наиболее существенны для установки ЗОЖ:

• Знание того, какие типы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

• Осознанность того, что такое поведение даст положительный результат;

• Оптимистичное отношение к жизни;

• Способность справляться со своими негативными чувствами.

• Адекватная самооценка.

• Личный пример родителей.

И не нужно забывать о том, что стремление современных подростков сохранить и укрепить своё здоровье должно быть направлено на осознание важности состояния своего здоровья для творческой, активной, социально-полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь очень часто выбор специальности определяется требованиями, которые предъявляются к состоянию здоровья человека.

Можно выделить следующие педагогические условия формирования установки на ЗОЖ у подростков в ходе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:

• информирование ученика о ЗОЖ (организации информационного

обеспечения);

• важность его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ;

• пополнение опыта ЗОЖ школьника (включение в здоровье сберегающую

деятельность).

Каким же образом классный руководитель может объединить это все воедино и применить на практике?

Классным руководителям рекомендуется проводить различные внеклассные

мероприятия, беседы, тематические классные часы и т.д.

Примеры тем, для проведения классных часов (на год):

• 9 сентября - Международный день красоты.

• 1 октября - Международный день врача.

• 10 октября - Международный день психического здоровья.

• 13 ноября - Международный день слепых.

• 14 ноября - Всемирный день борьбы против диабета

• 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

• 3 декабря - Международный день инвалидов.

• 11 декабря - Всемирный день прав человека.

• 11 февраля - Всемирный день больного.

• 1 марта - Международный день борьбы с наркоманией.

• 24 марта - Всемирный день борьбы с туберкулезом.

• 7 апреля - Всемирный день здоровья.

• 21 мая - День памяти умерших от СПИДа.

Также необходимо проводить тематические родительские собрания. Вместе с родителями необходимо планировать различные мероприятия. Например, праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации.

В заключении хочется сказать, что конечно же классный руководитель играет большую роль в формировании у подростков установки на здоровый образ жизни, но только с помощью родителей и других педагогов можно достичь успеха.

Литература

1. Андреев Ю. А. Три кита здоровья / Ю. А. Андреев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 335 с.

2. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л.Шейнберг. - М., 1997.

3. Кузнецова Л. М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования / Л. М. Кузнецова // Перемены. - 2000. -№2. - С. 148-149.

4. Ткачева Е. Г. Оздоровление студенческой молодежи в высших учебных заведениях (на примере педагогического вуза) / Е. Г. Ткачева, Т. А. Андреенко, А. П. Попов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы V международной научно-практической конференции. -Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. - С. 428-432.

References

1. Andreev Yu. A. Tri kita zdorov'ya [Three pillars of health]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1991, 335 p.

2. Bayer K., Scheinberg L. Zdorovyj obraz zhizni [A Healthy lifestyle]. Moscow, 1997.

3. Kuznetsova L. M. Sovremennye osobennosti zdorov'ya detej i podrostkov i ih vzaimosvyaz' s problemami obrazovaniya [Modern features of health of children and

teenagers and their interrelation with problems of education]. Peremeny - Changes, 2000, no. 2, pp. 148-149.

4. Tkacheva E. G.,. Andreenko T. A, Popov A. P. [Improvement of students In higher education institutions (on the example of pedagogical higher education institution)]. Problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v novom tysyacheletii. Materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of physical culture and sports development in the new Millennium. Proceedings of the V international scientific-practical conference]. Yekaterinburg, Russian state vocational pedagogical University Publ., 2016, pp. 428-432. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.