Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников'

Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
375
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH / SCHOOL / TEACHER / PUPIL / HEALTHY LIFESTYLE / COMPONENTS OF A HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL ACTIVITY / HEALTHY NUTRITION / BAD HABITS / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова Наталья Валерьевна, Попов В. И., Картышева С. И., Королева А. О.

Проблема низкого качества профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся школы, на сегодняшний день является крайне актуальной и требует совместной деятельности педагогической и медицинской общественности. В статье представлены данные, доказывающие целесообразность активной работы учителя по формированию здоровьесберегающего пространства в современной школе. Обращает на себя внимание интерес школьников к проблемам здорового образа жизни при проведении с ними интересных профилактических мероприятий и как следствие снижение степени риска после них. В то же время отмечен низкий уровень подготовки учителей различного профиля (в том числе и биологов) по специализированным вопросам профилактики здорового образа жизни, что указывает на необходимость введения в учебные планы высших учебных заведений дополнительных модулей по здоровьесбе-режению, а также проведения курсов повышения квалификации с участием медицинских работников как для учителей, так и для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова Наталья Валерьевна, Попов В. И., Картышева С. И., Королева А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of prevention activity of the teacher, directed to the improvement of the health of schoolchildren

The problem of bottom quality of prevention work directed to the saving and strengthening the health of schoolchildren, today is a very urgent and requires a joint activity of the pedagogical and medical community. In the article there are presented data proving the feasibility of an active teacher’s work on the formation of health saving space in a present school. Conspicuous is the interest of schoolchildren to the problems of a healthy lifestyle during performance of interesting preventive measures with them and as a result risk mitigation subsequently. At the same time, there was noted a low level of training teachers in various fields (including biologists) on specialized problems of the prevention of healthy lifestyles, which points to the need for introduction into the curricula of higher educational institutions additional modules on health saving, as well as conducting training courses involving health care workers as for teachers as parents.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников»

[гиена и санитария 1/2014

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616-057.874-084:371.12

Н.В. Соколова1, В.И. Попов2, С.И. Картышева1, А.О. Королева1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ,

направленной на улучшение состояния здоровья школьников

'ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки РФ, 394000, Воронеж; 2ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, 394000, Воронеж

Проблема низкого качества профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся школы, на сегодняшний день является крайне актуальной и требует совместной деятельности педагогической и медицинской общественности. В статье представлены данные, доказывающие целесообразность активной работы учителя по формированию здоровьесберегающего пространства в современной школе. Обращает на себя внимание интерес школьников к проблемам здорового образа жизни при проведении с ними интересных профилактических мероприятий и как следствие снижение степени риска после них. В то же время отмечен низкий уровень подготовки учителей различного профиля (в том числе и биологов) по специализированным вопросам профилактики здорового образа жизни, что указывает на необходимость введения в учебные планы высших учебных заведений дополнительных модулей по здоровьесбережению, а также проведения курсов повышения квалификации с участием медицинских работников как для учителей, так и для родителей.

Ключевые слова: здоровье; школа; учитель; ученик; здоровый образ жизни; компоненты здорового образа жизни; двигательная активность; здоровое питание; вредные привычки; здоровьесберегающие технологии.

N. V. Sokolova1, V. I. Popov2, S. I. Kartysheva1, A. O. Koroleva1 — SOME ASPECTS OF PREVENTION ACTIVITY OF THE TEACHER, DIRECTED TO THE IMPROVEMENT OF THE HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

1Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394000; 2Voronezh State Medical Academy named after Acad. N. N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation, 394000

The problem of bottom quality of prevention work directed to the saving and strengthening the health of schoolchildren, today is a very urgent and requires a joint activity of the pedagogical and medical community. In the article there are presented data proving the feasibility of an active teacher’s work on the formation of health saving space in a present school. Conspicuous is the interest of schoolchildren to the problems of a healthy lifestyle during performance of interesting preventive measures with them and as a result risk mitigation subsequently. At the same time, there was noted a low level of training teachers in various fields (including biologists) on specialized problems of the prevention of healthy lifestyles, which points to the need for introduction into the curricula of higher educational institutions additional modules on health saving, as well as conducting training courses involving health care workers as for teachers as parents.

Key words: health; school; teacher; pupil; healthy lifestyle; components of a healthy lifestyle; physical activity; healthy nutrition; bad habits; health-saving technologies.

Современное российское законодательство определяет профилактику как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды обитания (Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», 2011).

На сегодняшний день можно выделить ряд аспектов, которые относятся к здоровому образу жизни и на которые должен ориентироваться учитель при формировании здоровьесберегающей мотивации у школьника и здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении. Основополагающими являются режим дня, труда и отдыха, режим питания, режим сна, закаливание, оптимальный режим двигательной активности, личная гигиена, отсутствие вредных привычек, а также знания как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни [1-4].

Цель исследования - дать оценку степени информированности учащихся о характеристиках основных ком-

Д ля корреспонденции: Соколова Наталья Валерьевна, [email protected].

понентов здорового образа жизни, оценку их умению применять полученные знания.

На базе сельской общеобразовательной школы нами было проведено анкетирование учащихся старших классов (всего обследовано 56 человек в возрасте 14-17 лет). Школьникам было предложено ответить на вопросы специально разработанной нами анкеты. Затем на протяжении четверти мы совместно с учителями школы проводили с респондентами беседы, классные часы, внеклассные мероприятия и т. д., посвященные вопросам здорового образа жизни. Повторное анонимное анкетирование было проведено спустя три месяца после первого. Полученные результаты были обработаны с помощью методов статистического анализа и позволили сделать следующие выводы.

Несмотря на активную работу педагогического коллектива по формированию основ здорового образа среди учащихся, лишь 75% опрошенных имеют достоверное и полное представление о здоровом образе жизни и его компонентах. По результатам повторного анкетирования данный показатель повысился до 96%. При этом на начальном этапе исследования 19,7% школьников считали, что ведут здоровый образ жизни, а после обучающих и профилактических мероприятий, проведенных нами, число таких учащихся снизилось до 12,3%. Это позволяет нам говорить о том, что учащиеся, получившие до-

90

полнительные сведения о компонентах здорового образа жизни, более критично подошли к оценке своего образа жизни. Более 90% респондентов считают, что вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) необходимо. В то же время в качестве причин, не позволяющих следовать принципам ЗОЖ, наиболее часто называли такие, как «не получается правильно питаться», «привык поздно ложиться спать», «курю», «не люблю спорт».

Режим питания «иногда» соблюдают 67% респондентов, а 33% вообще его не соблюдают. Почти каждый день в школьном буфете питаются около 24% учащихся, 64% - посещают буфет 2-3 раза в неделю и лишь 2% школьников ответили, что они не питаются в буфете. Анализ рациона питания школьников показал, что наиболее часто употребляемый респондентами продукт -это картофель. Так, 65% опрошенных употребляют его почти каждый день, 25% - через день. Большинство учащихся в достаточном количестве употребляют молоко и молочные продукты (43% - «почти каждый день», 38% - «2-3 раза в неделю»).

При ответе на вопросы «Как часто Вы употребляете мясо (свинина или говядина)?» и «Как часто Вы употребляете птицу?» большинство школьников ответили, что употребляют мясо и птицу 2-3 раза в неделю. К сожалению, почти у четвертой части опрошенных нами учащихся в пищевом рационе редко присутствует рыба, а 5% не употребляют ее вообще. Очень редко подростки потребляют сыры и кисломолочные продукты, каши. Обращает на себя внимание тот факт, что респонденты к оценке своего питания подходят безответственно и недооценивают роль питания в формировании состояния своего здоровья. Проведенные нами мероприятия и разъяснительные беседы позволили в некоторой степени изменить мнение учащихся о питании как одном из компонентов ЗОЖ. В первую очередь это проявилось в том, что 25% респондентов, по итогам повторного анкетирования, отказались от употребления пищи быстрого приготовления.

Несомненно, одним из ведущих компонентов ЗОЖ является двигательная активность [2, 4]. Результаты проведенного опроса показали, что лишь 14,5% респондентов выполняют утреннюю гимнастику, 67% - 2-3 раза в неделю занимаются в спортивной секции. Кроме того, дефицит двигательной активности сельские школьники восполняют за счет дороги от дома до школы и обратно, так как у некоторых учащихся этот путь составляет около 1,5 км.

Непременным условием здорового образа жизни является отказ от вредных привычек, которые получили очень широкое, угрожающее распространение не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков [3, 4]. В ходе проведенного нами анкетирования были получены неутешительные цифры: более 70% школьников пробовали курить и употреблять алкогольные напитки, а 6,4% употребляли наркотические вещества. Анализ ответов школьников на вопрос «Употребляете ли Вы пиво?» показал, что лишь около 10% опрошенных не пьют пиво. Настораживает тот факт, что около 60% 16-17-летних школьников пьют пиво ежемесячно, а около 30% - еженедельно.

Весьма интересным является анализ ответов под-

ростков на вопросы «Почему Вы курите?» или «Почему Вы употребляете алкогольные напитки?». Так, в качестве основной причины курения они называют удовольствие от самого процесса, а употреблять алкоголь школьникам не только нравится, но и принято в их компании - такой ответ дают в среднем около 17% опрошенных нами учащихся. Тем не менее 100% респондентов считают употребление алкоголя, курение и прием наркотических веществ вредными для здоровья, и по итогам проведенной нами профилактической работы ряд респондентов высказали желание бросить курить, а 43% утверждают, что стали реже употреблять алкогольные напитки.

Таким образом, воспитывать у молодежи потребность сохранять собственное здоровье, беречь природу - ответственная задача взрослых, не только учителей, но и родителей. Ведущими задачами школы наряду с развитием интеллекта и обогащением научными знаниями являются и забота о состоянии здоровья учащихся, формирование экологически грамотной гармонично развитой личности с установкой на здоровый образ жизни. В связи с этим возникает необходимость непрерывной подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья учащихся разных возрастных групп. Практический механизм реализации повышения уровня компетентности педагога в этом направлении мы видим в курсах повышения квалификации для учителей всех профилей по вопросам здорового образа жизни, здоровьесберегающей деятельности.

Литер атур а

1. Беседин Д.И., Колесникова Н.Г., Сорокина Л.И. Проблемы здоровья школьников и здорового образа жизни. В кн.: Материалы V региональной научно-практической конференции школьников «От любви к природе - к культуре природопользования». Воронеж; 2011: 48-9.

2. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. Теория и практика физической культуры. 2010; 8: 9-12.

3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия; 2008.

4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия; 2008.

References

1. Besedin D.I., Kolesnikov N.G., Sorokin L.I. Problems of school health and healthy living. In: The V Regional Scientific Conference pupils “from love to nature - to the culture of nature”. Voronezh; 2011; 48-9 (in Russian).

2. Volcov N.I. Motor activity and good nutrition of schoolchildren. Theory and practice of physical culture. 2010; 8: 9-12 (in Russian).

3. Mityaeva A.M. Health-educational technology: a textbook for students of higher education. M.: Academy; 2008 (in Russian).

4. Nazarova E.N., Zhilov Yu. D. Healthy lifestyle and its components: a textbook for students of higher education. M.: Academy; 2008 (in Russian).

Поступила 14.02.13

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.