50% студентов. Основные ошибки при составлении программы сохранения собственного здоровья заключались в следующем: отсутствие систематизации отдельных этапов; не были учтены такие моменты, как контроль над временем работы с компьютером и пользованием другими мобильными устройствами, продолжительность ночного сна, степень воздействия экзаменационного стресса. Со второй частью задания справились практически все студентки. Они разработали широкий спектр мероприятий, среди которых классный час с видео-презентацией «Как важно сохранить здоровье семьи», вечер встреч «Я и мое здоровье», анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка», круглый стол «Мы то, что мы едим», конкурсы «Самый здоровый класс» и «Самый спортивный класс». Реализация данных проектов была осуществлена студентами 3-4-го курса в рамках педагогической практики.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Обследованные респонденты не в полной мере владеют понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни». По данным анкетирования, у них не прослеживается целостное формирование компетенций, направленных на организацию здоровьесберегающей образовательной среды. 2. Пищевые предпочтения студентов не отвечают принципам рационального питания. В рационе питания редко присутствуют рыба, бобовые, каши из круп. Представленные количественные и качественные характеристики питания учащихся вуза указывают на наличие негативных тенденций, что при отсутствии должных обучающих и профилактических мероприятий может в дальнейшем привести к нарушениям состояния здоровья. 3. Организация здоровьесберегающей деятельности в школе представляет собой сложный целенаправленный процесс, который в значительной степени определяется уровнем гигиенической грамотности учителя. Современный педагог независимо от профиля подготовки должен в полной мере обладать знаниями, умениями и навыками формирования здоровьесберегающей образовательной среды, что и будет являться приоритетным направлением нашей дальнейшей работы.
Литер ату р а
1. Соколова Н.В., Попов В.И., Картышева С.И., Королева А.О.
Некоторые аспекты профилактической деятельности учите-
ля, направленной на улучшение состояния здоровья школьников. Гигиена и санитария. 2014; 1: 90-1.
2. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 60-3.
3. Попов В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.
4. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И.Г., Кварацхелия А.Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2013; 3-2 (91): 130-4.
5. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберега-ющей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения: монография. Екатеринбург: РГППУ; 2014.
References
1. Sokolova N.V., Popov V.I., Kartysheva S.I., Koroleva A.O. Some aspects of the preventive activity of the teacher directed on improvement of a state of health of school students. Gigiena i sani-tariya. 2014; 1: 90-1. (in Russian)
2. Popov V.I., Kolesnikova E.N., Petrova T.N. Health of the studying youth: approaches to an assessment and improvement. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 60-3. (in Russian)
3. Popov VI., Esaulenko I.E., Petrova T.N. Monitoring of a state of health and quality of life of students on a regional level. In: Semerkova L.N., ed. Quality of Life of the Population and Ecology [Kachestvo zhizni naseleniya i ekologiya]. Penza; 2014: 5-22. (in Russian)
4. Sokolova N.V., Popov V.I., Alferova S.I., Artyukhova I.G., Kvar-atskheliya A.G. An integrated approach to a hygienic assessment of quality of life of student's youth. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademiimeditsinskikh nauk. 2013; 3-2 (91): 130-4. (in Russian)
5. Tret'yakova N.V, Fedorov V.A. Quality ofHealth Saving Activity of the Educational Organizations: Theory and Technologies of Providing: Monograph [Kachestvozdorov'esberegayushchey deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy: teoriya i tekhnologii obespecheniya: monografiya]. Ekaterinburg: RGPPU; 2014. (in Russian)
Поступила 15.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.96:616-092.11-02-057.875
Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С.
САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 394000 Воронеж, Россия
Образ жизни рассматривают как один из ведущих факторов, определяющих здоровье человека. Проблема ведения студентами здорового образа жизни в настоящее время, несмотря на широкую его пропаганду, до сих пор не решена, так как в студенческой среде еще достаточно широко распространены факторы риска для здоровья. В статье представлены данные социологического опроса, освещающие самооценку здоровья, особенности образа жизни студентов физико-математического факультета педагогического университета. Дана оценка степени распространения факторов риска здоровью в данной категории респондентов.
Ключевые слова: образ жизни; качество жизни; самооценка; здоровье; вредные привычки; режим питания;
нерациональность питания; материальное благополучие; отрицательные эмоции.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 18-20.
Kartysheva S.I., Popova O.A., Grosheva E.S. SELF-ASSESSMENT OF HEALTH STATUS AND LIFESTYLE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043
The life style is considered as one of the leading factors determining human health. The problem of maintaining a healthy lifestyle now isn't solved yet, despite its broad promotion, since in the student's environment risk factors for health are still rather widespread. In the paper there are presented data of sociological questionnaire survey lighting
a self-assessment of health status, features of a life style among students of the physical and mathematical faculty of the Pedagogical University. There is given an assessment of the spread of risk factors for health in this category of respondents.
Key words: life style; quality of life; self-assessment; health; addictions; dietary pattern; frequency rate of nutrition; irrationality of nutrition; material welfare; negative emotions
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 18-20. (In Russ.) For correspondence: Svetlana I. Kartysheva, e-mail: [email protected] Received 15.06.15
Образ жизни является одним из факторов, который на 50-55% определяет состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении здоровья [1]. Нездоровый образ жизни все чаще имеет место в современной жизни, несмотря на широкомасштабную пропаганду ведения здорового стиля жизни. Несоблюдение режима дня, большие умственные нагрузки, нерационально составленное расписание учебных занятий, недостаточность сна и отдыха, малоподвижный образ жизни, некачественное, несбалансированное питание, вредные привычки, отрицательные эмоции - все эти факторы негативным образом сказываются на состоянии здоровья [2, 3]. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека [4]. Все это имеет непосредственное отношение к студентам педагогического университета, чья профессиональная ориентация направлены на распространение своих знаний, ценностных установок и жизненных приоритетов среди будущих своих учеников [5]. Поэтому от того, насколько будущие педагоги будут серьезно относиться к вопросам своего здоровья, образу жизни, насколько высоким уровнем развития личности они будут обладать, зависит будущее нашей страны.
Материалы и методы
Нами были анкетированы студенты I курса физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета. Возраст испытуемых составил 17-19 лет. Для решения поставленных задач была создана анкета, которая включала ряд вопросов, раскрывающих особенности образа жизни, самооценку здоровья, социальное и психологическое благополучие исследуемого контингента.
Результаты и обсуждение
Проведенное социологическое исследование показало следующие результаты: качеством своей жизни вполне удовлетворены 50% респондентов, тогда как 34,6% студентов дали отрицательный ответ. На вопрос: «Что на Ваш взгляд определяет качество Вашей жизни?», 26,9% ответили: «материальные условия жизни», 34,9% респондентов - «качество их жизни определяется состоянием здоровья», и столько же выбрали ответ -«взаимоотношения в семье». На вопрос: «Как бы Вы оценили свое здоровье?», 53,8% оценили его как хорошее, 23% - удовлетворительное, и только 19,2% высоко оценили уровень своего здоровья. Вопросы, связанные с желанием знать о своем здоровье больше, положительно ответили 84,6% опрошенных.
Выявление особенностей образа жизни первокурсников физико-математического факультета показало следующее: 55,7% респондентов оценили свой образ жизни подвижным, остальная же часть студентов указала на недостаточную двигательную активность, которая вызвана затратой большей части времени на учебный процесс. Из всей массы респондентов, считающих свой образ жизни подвижным, 62% занимались в спортивных секциях.
На вопрос: «Сколько времени в будний день Вы проводите за компьютером?», 71,2% студентов указали на 3 ч и более, при этом только четверть студентов готовится к учебным занятиям за компьютером, а больше половины респондентов посвящают это время общению в социальных сетях Internet. Просмотр
Для корреспонденции: Картышева Светлана Ивановна, E-mail: [email protected]
телевизора современная молодежь пренебрегает, на это указало 82,7%. На вопрос: «Вы высыпаетесь?», только 15,4% респондентов дали утвердительный ответ, тогда как оставшаяся часть студентов испытывает хроническое недосыпание, причину которого они видят в долговременной подготовке к учебным занятиям.
Изучение сложности обучения в вузе показало, что 26,9% респондентам достаточно сложно обучаться на данном факультете, 51,9% - «не очень», и только 21,1% студентов благополучно справляются с учебной нагрузкой. На вопрос: «Вы не сожалеете о том, что поступили на физико-математический факультет?», 61,4% вполне удовлетворены своим выбором, 11,5% сожалеют о своем выборе.
Исследование распространения вредных привычек среди первокурсников показало, что 34,6% опрошенных курят, причем 19,3% делают это ежедневно и стаж курения у них составляет более двух лет. Гендерный подход к данному вопросу показал, что из всех куряшдх респондентов 66,6% составляют девушки. 26,9% первокурсников пробовали никотин, но сейчас не курят. Отказ от курения студенты объясняют тем, что это «не модно», проводяшейся антиникотиновой политикой и значительным подорожанием табачной продукции.
На вопрос: «Употребляете ли Вы слабоалкогольные коктейли и пиво?», 76,9% ответили утвердительно. При этом 3,8% делают это ежедневно, 23% - каждые выходные, 26,9% 1-2 раза в месяц, а 23% - только по праздникам. Данный момент не может не вызывать тревоги, так как распространение среди молодежи «пивного» алкоголизма в настояшее время приобретает глобальные масштабы. Не утешает и то, что 72,5% обычно употребляют алкоголь в компаниях. Несмотря на описанные отрицательные моменты, 90,3% студентов считают, что вредные привычки «вредны» для здоровья.
Вопрос, касающийся употребления наркотических и токсических вешеств, показал, что 11,6% студентов-первокурсников ранее пробовали их, но на данный момент не употребляют.
Изучение особенностей питания показал, что 71,1% студентов удовлетворены качеством своего питания, 53,8% опрошенных считают себя сторонниками здорового питания, но как показал опрос, при этом они не соблюдают режим питания и не придерживаются правил рационального питания; 36,5% респондентов таковыми себя не считают и крайне редко задумываются над тем, что они едят. Интересным является то, что респонденты I курса считают, что рациональное питание - это вегетарианство.
Кратность приема пиши у 55,7% студентов составляет 3 раза и более, у 32,6% - 1-2 раза в день. Питание вне дома (в столовой, буфете, кафе быстрого питания) у половины респондентов составляет 1/4-1/2, причем только 21,1% опрошенных обедают в студенческой столовой, тогда как подавляющее большинство предпочитают в качестве перекусов чипсы, сухарики, снеки, мучные изделия, конфеты, а также сладкую газированную воду. Свои погрешности в питании респонденты объясняют нехваткой времени на полноценный прием пиши и короткие перерывы между занятиями.
Анализ ответов, касающихся материального благополучия, показал, что лишь 11,6% респондентов не испытывают нехватку денежных средств, у 55,8% данный вопрос является «болезненным», причем у 62% студентов это отражается на качестве одежды и обуви, а также на отсутствии у них желаемых гаджетов; у 23% студентов это вызывает психологический дискомфорт.
Заключение
Таким образом, несмотря на глобальную пропаганду здорового образа жизни, студенты-первокурсники физико-математи-
ческого факультета Воронежского государственного педагогического университета мало ориентированы на ведение здорового образа жизни. Большинство из них подвержены факторам риска здоровью, что может в последующем негативным образом сказаться на их профессионализме, физическом, социальном и психологическом благополучии.
Лите р атур а
1. Золотова Г.И. Формирование здорового образа жизни молодежи как основная социальная задача современного общества. В кн.: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения - основа процветания России». Анапа; 2014: 111-3.
2. Камаев И.А., Гурьянов М.С., Миронов С.В., Иванов А.А. Социологическое изучение здоровья и образа жизни студентов медицинской академии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010; 1: 24-7.
3. Соколова Н.В., Ковылова В.И. Роль образа жизни в профилактике нарушений состояния здоровья студентов. В кн.: Материалы III заочной международной научно-практической конференции «Проблемы теории и методики физической культуры и спорта, валеологии и безопасности жизнедеятельности, май 2010». Воронеж: ВГПУ; 2011: 175-8.
4. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета. Молодой ученый. 2013; 6: 730-2.
5. Попов В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.
References
1. Zolotova G. I. Formation of a healthy lifestyle of youth as the main social objective of modern society. In: Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with the International Participation "Health of the Population - a Basis of Russia Prosperity " [Materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Zdorov'e naseleniya - osnova protsvetaniya Rossii»]. Anapa; 2014: 111-3. (in Russian)
2. Kamaev I.A., Gur'yanov M.S., Mironov S.V., Ivanov A.A. Sociological studying of health and life way of medical academy students. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i is-torii meditsiny. 2010; 1: 24-7. (in Russian)
3. Sokolova N.V., Kovylova V.I. Role of life way in prevention of students health state violations. In: Materials of the III Correspondence International Scientific and Practical Conference "Problems of the Theory and Technique of Physical Culture and Sport, Valueology and Health Safety, May, 2010" [Materialy III zaochnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy teorii i metodiki fizicheskoy kul'tury i sporta, vale-ologii i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, may 2010»]. Voronezh: VGPU; 2011: 175-8. (in Russian)
4. Solomin V.P., Bakhtin Yu.K., Buynov L.G., Makarova L.P. About motivation to a healthy lifestyle of pedagogical university students. Molodoy uchenyy. 2013; 6: 730-2. (in Russian)
5. Popov V.I., Esaulenko I.E., Petrova T.N. Monitoring of health state and quality of students life at the regional level. In: Se-merkova L.N., ed. Quality of Life of the Population and Ecology [Kachestvo zhizni naseleniya i ekologiya]. Penza; 2014: 5-22.
(in Russian) поступила 15.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.956-058
Корденко А.Н.1, Ковылова В.И.', Попов В.И.2, Тарасенко П.А.1 КРИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
'ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 394000, Воронеж, Россия; 2ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», 394006, Воронеж, Россия
Проведено обсуждение вопроса формирования качества жизни подростков. Рассмотрены возможности и проблемы определения качества жизни. Представлены данные собственного исследования подростков с применением антропометрических, психометрических и социометрических методов. Предлагается считать приоритетными критическими факторами качества жизни подростков уровень материального благосостояния и психологический климат в школе, физическую и социальную активность, поведенческие факторы риска.
Ключевые слова: качество жизни; подростки; критические факторы. Для цитирования: Гигиена и санитария.2015; 94(9): 20-21.
Kordenko A.N.1, Kovylova V.I.1, Popov V.I.2, Tarasenko P.P..1 CRITICAL FACTORS OF THE LIFE QUALITY OF ADOLESCENTS
'Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043; 2Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation, 394036
There was performed the discussion of the shaping of the quality of life of adolescents. There are considered possibilities and problems of the determination of the quality of life. There are presented data of their own studies of adolescents with the use of anthropometric, psychometric and sociometric methods. It is proposed to consider the priority critical factors of life quality of adolescents the level of material well-being and psychological climate in the school, physical and social activity, behavioral risk factors.
Key words: life quality; adolescents; critical factors.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 20-21. (In Russ.)
For correspondence: Anatoly N. Kordenko, e-mail: olgkord @yandex.ru, Valery I. Popov, e-mail: [email protected] Received 15.06.15
Для корреспонденции: Корденко Анатолий Николаевич, E-mail: [email protected], Попов Валерий Иванович, E-mail: [email protected]