[гиена и санитария 9/2015
ческого факультета Воронежского государственного педагогического университета мало ориентированы на ведение здорового образа жизни. Большинство из них подвержены факторам риска здоровью, что может в последующем негативным образом сказаться на их профессионализме, физическом, социальном и психологическом благополучии.
Лите р атур а
1. Золотова Г.И. Формирование здорового образа жизни молодежи как основная социальная задача современного общества. В кн.: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье населения - основа процветания России». Анапа; 2014: 111-3.
2. Камаев И.А., Гурьянов М.С., Миронов С.В., Иванов А.А. Социологическое изучение здоровья и образа жизни студентов медицинской академии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010; 1: 24-7.
3. Соколова Н.В., Ковылова В.И. Роль образа жизни в профилактике нарушений состояния здоровья студентов. В кн.: Материалы III заочной международной научно-практической конференции «Проблемы теории и методики физической культуры и спорта, валеологии и безопасности жизнедеятельности, май 2010». Воронеж: ВГПУ; 2011: 175-8.
4. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета. Молодой ученый. 2013; 6: 730-2.
5. Попов В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.
References
1. Zolotova G. I. Formation of a healthy lifestyle of youth as the main social objective of modern society. In: Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with the International Participation "Health of the Population - a Basis of Russia Prosperity " [Materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Zdorov'e naseleniya - osnova protsvetaniya Rossii»]. Anapa; 2014: 111-3. (in Russian)
2. Kamaev I.A., Gur'yanov M.S., Mironov S.V., Ivanov A.A. Sociological studying of health and life way of medical academy students. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i is-torii meditsiny. 2010; 1: 24-7. (in Russian)
3. Sokolova N.V., Kovylova V.I. Role of life way in prevention of students health state violations. In: Materials of the III Correspondence International Scientific and Practical Conference "Problems of the Theory and Technique of Physical Culture and Sport, Valueology and Health Safety, May, 2010" [Materialy III zaochnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy teorii i metodiki fizicheskoy kul'tury i sporta, vale-ologii i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, may 2010»]. Voronezh: VGPU; 2011: 175-8. (in Russian)
4. Solomin V.P., Bakhtin Yu.K., Buynov L.G., Makarova L.P. About motivation to a healthy lifestyle of pedagogical university students. Molodoy uchenyy. 2013; 6: 730-2. (in Russian)
5. Popov V.I., Esaulenko I.E., Petrova T.N. Monitoring of health state and quality of students life at the regional level. In: Se-merkova L.N., ed. Quality of Life of the Population and Ecology [Kachestvo zhizni naseleniya i ekologiya]. Penza; 2014: 5-22.
(in Russian) поступила 15.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.956-058
Корденко А.Н.1, Ковылова В.И.', Попов В.И.2, Тарасенко П.А.1 КРИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
'ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет», 394000, Воронеж, Россия; 2ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», 394006, Воронеж, Россия
Проведено обсуждение вопроса формирования качества жизни подростков. Рассмотрены возможности и проблемы определения качества жизни. Представлены данные собственного исследования подростков с применением антропометрических, психометрических и социометрических методов. Предлагается считать приоритетными критическими факторами качества жизни подростков уровень материального благосостояния и психологический климат в школе, физическую и социальную активность, поведенческие факторы риска.
Ключевые слова: качество жизни; подростки; критические факторы. Для цитирования: Гигиена и санитария.2015; 94(9): 20-21.
Kordenko A.N.1, Kovylova V.I.1, Popov V.I.2, Tarasenko P.P..1 CRITICAL FACTORS OF THE LIFE QUALITY OF ADOLESCENTS
'Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043; 2Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation, 394036
There was performed the discussion of the shaping of the quality of life of adolescents. There are considered possibilities and problems of the determination of the quality of life. There are presented data of their own studies of adolescents with the use of anthropometric, psychometric and sociometric methods. It is proposed to consider the priority critical factors of life quality of adolescents the level of material well-being and psychological climate in the school, physical and social activity, behavioral risk factors.
Key words: life quality; adolescents; critical factors.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 20-21. (In Russ.)
For correspondence: Anatoly N. Kordenko, e-mail: olgkord @yandex.ru, Valery I. Popov, e-mail: [email protected] Received 15.06.15
Для корреспонденции: Корденко Анатолий Николаевич, E-mail: [email protected], Попов Валерий Иванович, E-mail: [email protected]
Проблема качества жизни детей и подростков, несмотря на значительное число исследований, остается одной из наиболее актуальных. В значительной степени это связано с выраженными возрастными особенностями подростков, несформирован-ностью их жизненных планов, недостаточной критичностью оценок составляющих качества жизни (КЖ) [1, 2]. Кроме того, приходится учитывать более выраженную по сравнению со взрослыми чувствительность подростков к действию условий жизни [3]. Решение вопроса может заключаться в определении критических факторов формирования КЖ подростков [4].
Цель работы - выявить роль основных физиологических, психологических и социальных факторов, критических в формировании качества жизни подростков.
Материалы и методы
Обследованы 128 подростков мужского пола, возраст которых составлял 13-14 лет. Был проведен ряд психометрических, физиометрических и социометрических исследований. Использовали комплекс методик для подростков «Катарсис». Определяли интеллектуальную работоспособность и способность дифференцировки, изучали характеристики памяти. Проводили антропометрию, определяли показатели функции кровообращения, физическую работоспособность. Оценивали успеваемость учащихся, результаты выполнения физкультурных норм. Учитывали острую и хроническую заболеваемость. Исследовали показатели самооценки качества жизни с помощью анкеты самооценки здоровья, адаптированной к подростковому возрасту. Проводили корреляционный и вариационный анализ данных с исчислением средних, дисперсий и коэффициентов корреляции.
Результаты и обсуждение
Полученные результаты указывают на довольно низкую оценку качества жизни у значительной части обследованных. Только 41,6% обследованных оценивали КЖ как высокое, а 30,7% считали его низким.
Анализ влияния различных факторов на самооценку качества жизни, во-первых, показал, что самой сильной из обнаруженных является связь между этой самооценкой и психологическим климатом в школе (коэффициент корреляции (КК) +0,44). Вероятно, это отражает возрастные особенности подростковой психики. При этом была установлена связь рейтинга в классе с уровнем самооценки материального положения (КК +0,31), что может свидетельствовать о раннем социальном расслоении в подростковой среде.
Второе место по уровню корреляции с самооценкой качества жизни занимает вопрос о материальном положении (КК +0,32). При этом удовлетворенность своими материальными условиями достоверно коррелирует с оптимизмом респондентов (КК +0,47). Однако самооценка материального положения не имеет значимых корреляций с показателями острой (КК +0,2) и хронической заболеваемости (КК -0,05), уровнем и гармоничностью физического развития. Следует отметить, что материальное благополучие отражается и на когнитивных способностях учащихся. У хорошо обеспеченных подростков достоверно выше средний балл успеваемости (4,3 против 3,7) и уровень интеллекта (15 баллов против 12,6 балла).
Обследованные подростки показывают достоверную связь материального положения с характером питания (КК +0,34), недостаточным потреблением мясных продуктов (КК -0,32), свежих овощей и фруктов (КК -0,28). В то же время высокая оценка КЖ, по мнению подростков, не связана с основными биологически важными составляющими рациона, зато имеет достоверную корреляцию с употреблением шоколадных изделий (КК +0,3), что может указывать на недостаточное гигиеническое воспитание по вопросам рационального питания.
Рассматривая влияние психологического климата в семье на самооценку КЖ, мы не обнаружили корреляции, что может быть связано с нелинейным характером зависимости. Так, низкая оценка КЖ может быть связана как с недостатком внимания со стороны родителей, так и с чрезмерной опекой. Действительно, среди давших наиболее высокую самооценку КЖ 25% указывают на недостаточное внимание со стороны родителей, 27% считают опеку чрезмерной.
При анализе влияния показателей здоровья на самооценку качества жизни подростков установлено отсутствие корреляций с объективными и субъективными показателями. Однако оказалось, что среди оценивающих состояние своего здоровья как низкое только 9% дают высокую оценку КЖ. Это может указывать на недостаточно критичное отношение к этому фактору. С проблемой влияния здоровья на КЖ перекликается проблема роли образа жизни. Среди обследованных подростков признались в курении табака 24%, а 28% - в эпизодическом употреблении алкоголя.
Выявленные в ходе исследования связи между отдельными показателями КЖ подростков позволяют отобрать критические факторы. К ним относятся уровень материального благосостояния, психологический климат в школе. Вместе с тем обнаружены проблемы с формированием адекватных оценок составляющих образа жизни, влияющих на формирование самооценки КЖ.
Литер атур а
1. Баранов А.А. Методы определения и показатели качества жизни детей подросткового возраста. М.: НО НЦЗД РАМН; 2006.
2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни QOL - новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь; 2001.
3. Журавлева М.С., Сетко Н.П. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности. Гигиена и санитария. 2009; 1: 49-51.
4. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Ямпольская Ю.Я., Бережков Л.Ф., Березина Н.О., Цамерян А.П. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 60.
References
1. Baranov A.A. Methods for Determination and Quality of Life of Children of Teenage Age [Metody opredeleniya i pokazateli kachestva zhizni detey podrostkovogo vozrasta]. M.: NO NTsZD RAMN; 2006. (in Russian)
2. Gordeev V.I., Aleksandrovich Yu.S. Methods of Study of Child Development: Quality of Life QOL - a New Tool to Assess the Development of Children [Metody issledovaniya razvitiya rebenka: kachestvo zhizni QOL - novyy instrument otsenki razvitiya detey]. SPb.: Rech'; 2001. (in Russian)
3. Zhuravleva M.S., Setko N.P. Socially-hygienic aspects of adaptation of teenagers in modern conditions of life. Gigiena i sanitariya. 2009; 1: 49-51. (in Russian)
4. Rapoport I.K., Chubarovskiy V.V., Yampol'skaya Yu.Ya., Berezhkov L.F., Berezina N.O., Tsameryan A.P. Differentiated approach to the assessment of the dynamics of the adolescents health's indicators as a result of preventive medical examinations. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 60. (in Russian)
Поступила 15.06.15