Литер ату р а
1. Журихина И.А., Клепиков О.В., Лаптев В.И., Чубирко М.И. Состояние и анализ уровня питания населения региона и оценка среды обитания. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007; 6(2): 524-7.
2. Иванова Л.О., Куролап С.А., Клепиков О.В. Экологические аспекты распространения алиментарно-обусловленных заболеваний населения в Воронежской области. Вестник Международной Академии Наук (Русская секция): Спец. выпуск: Материалы международной конференции «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» (Москва, 26-27.10.2011). 2011: 223-5. Available at: http://www.heml-drsias.ru/download/spec/Vestnik_MAN_spec_2011_2.pdf
3. Юдина Т.В., Цикуниб А.Д., Истомин А.В., Клепиков О.В. Медико-биологические проблемы взаимосвязи качества продуктов питания и состояния свободнорадикального окисления в организме. Вопросы питания. 2000; 69(5): 28-31.
4. Попов. В.И., Есауленко И.Э., Петрова Т.Н. Мониторинг состояния здоровья и качество жизни студентов на региональном уровне. В кн.: Семеркова Л.Н., ред. Качество жизни населения и экология. Пенза; 2014: 5-22.
5. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 60-3.
6. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И.Г., Кварацхелия А.Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН. 2013; 3-2 (91): 130-4.
7. Алуф О.Б., Васюхичева О.В., Мишкич И.А., Султанбекова А.А., Истомин А.В. Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 2 (251): 23-6.
8. Алуф О.Б., Мишкич И.А., Истомин А.В., Сааркоппель Л.М. К вопросу организации и состояния питания студентов. Санитарный врач. 2014; 4: 29-31.
9. Попов В.И., Либина И.И., Губина О.И. Проблемы совершенствования и оптимизации учебного процесса в медицинском вузе. В кн.: Варзин С.А., Тарасковская О.Ю., ред. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. Труды 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2010: 185-6.
10. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровье сберегающей образовательной среды в вузе. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 23-9.
References
1. Zhurikhina I.A., Klepikov O.V, Laptev V.I., Chubirko M.I. Status and analysis of the level of nutrition of the population of the region and assessment of environment. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh. 2007; 6(2): 524-7. (in Russian)
2. Ivanova L.O., Kurolap S.A., Klepikov O.V. Environmental aspects of the spread of nutrition-related diseases in the population of the Voronezh Region. Vestnik Mezhdunarodnoy Akademii Nauk (Russkaya sektsiya): Spets. vypusk: Proceedings of the International conference "Human Ecology: Health, Culture and Quality of Life" (Moscow, 26-27.10.2011). 2011: 223-5. Available at: http://www.heraldrsias.ru/download/spec/ Vestnik_MAN_spec_2011_2.pdf (in Russian)
3. Yudina T.V., Tsikunib A.D., Istomin A.V., Klepikov O.V. Biomedical relationship problems of food quality and the state of free radical oxidation in the body. Voprosypitaniya. 2000; 69(5): 28-31. (in Russian)
4. Popov. V.I., Esaulenko I.E., Petrova T.N. Monitoring the health and quality of life of students at the regional level. In: Semerkova L.N., ed. The Quality of Life of the Population and the Environment [Kachestvo zhizni naseleniya i ekologiya]. Penza; 2014: 5-22. (in Russian)
5. Popov V.I., Kolesnikova E.N., Petrova T.N. Health students: approaches to assessing and improving. Nauchno-meditsinskiy vest-nik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 60-3. (in Russian)
6. Sokolova N.V, Popov VI., Alferova S.I., Artyukhova I.G., Kvaratskhe-liya A.G. An integrated approach to assessing the hygienic quality of life for students. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniyaRAMN. 2013; 3-2 (91): 130-4. (in Russian)
7. Aluf O.B., Vasyukhicheva O.V., Mishkich I.A., Sultanbekova A.A., Istomin A.V. Hygienic assessment of eating behavior first-year students of medical higher educational institution. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; 2 (251): 23-6. (in Russian)
8. Aluf O.B., Mishkich I.A., Istomin A.V., Saarkoppel' L.M. On the question of the organization and the nutritional status of students. Sanitarnyy vrach. 2014; 4: 29-31. (in Russian)
9. Popov V.I., Libina I.I., Gubina O.I. Problems of improving and optimizing the educational process in medical school. In: Varzin S.A., Taraskovskaya O.Yu., eds. Health - the Basis of Human Development - Challenges and Solutions. Proceedings of the 5th All-Russian Scientific-practical Conference with International Participation [Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. Trudy 5-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. 2010: 185-6. (in Russian)
10. Esaulenko I.E., Popov V.I., Petrova T.N. Experience in organizing health-saving educational environment of the university. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 23-9. (in Russian)
nocrynnna 15.06.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015
УДК 613.956:616.89-008.454-053.6-092:612.821]
Соколова Н.В., Захаренко А.С., Кочергина Н.И., Гончарова Д.Г.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕПРЕССИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Минобрнауки России, 394045, Воронеж, Россия
В статье представлены материалы исследования психофизиологических показателей высшей нервной деятельности подростков, установлены взаимосвязи между типом темперамента и уровнем работоспособности школьников. Проведена оценка распространенности депрессивных состояний среди восьмиклассников, определена частота встречаемости различных уровней тревожности. Обозначены основные направления профилактической работы по снижению уровня тревожности школьников старших классов, а также меры, направленные на снижение числа учащихся с депрессивными состояниями.
Ключевые слова: подростки; учитель; тревожность; депрессия; тип темперамента; память; умственная работоспособность; профилактическая работа в школе.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 27-29.
Для корреспонденции: Соколова Наталья Валерьевна, E-mail: [email protected]
[гиена и санитария 9/2015
Sokolova N.V., Zakharenko A.S., Kochergina N.I., Goncharova D.G. ASSESSMENT OF ANXIETY AND DEPRESSION STATES IN ADOLESCENTS AS THE INITIAL STAGE FOR PSYCHOPROPHYLACTIC WORK IN SCHOOL
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043
In the article there are presented data of the study of psycho-physiological indices of higher nervous activity in adolescents, there are established the interrelationships between the type of temperament and the level ofperformance of schoolchildren. There was made en evaluation of the prevalence of depressive states in 8th graders, defined the frequency of occurrence of various levels of anxiety. There are denoted basic directions of the preventive work on the anxiety level down in senior schoolchildren, as well as measures aimed at reduction of the number of students with depressive states.
Key words: teenagers; teacher; uneasiness; depression; temperament type; memory; intellectual working capacity; prophylactic work in school.
For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 27-29. (In Russ.) For correspondence: Natal'ja V. Sokolova, e-mail: [email protected] Received 15.6.15
Подросток, живущий в современном мире, подвергается постоянному всестороннему воздействию как положительных, так и отрицательных факторов. Известно, что подростковый возраст один из самых сложных периодов развития ребенка, перехода к взрослому состоянию как с точки зрения перестройки психофизиологических процессов, так и в социально-психологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового возраста, характеризующегося раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью, тревожностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Одними из ярких проявлений подросткового возраста являются высокий уровень тревожности и проявление депрессивных состояний. И хотя подростковая депрессия хорошо поддается лечению, эксперты указывают, что только в одном из пяти случаев депрессии подростки получают помощь [1-3]. В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подросткам обычно приходится полагаться на родителей, учителей и воспитателей, чтобы констатировать сам факт депрессии и получить необходимое лечение.
На сегодняшний день уровень подростковой депрессии повышается. Точных причин роста распространенности подростковой депрессии не установлено, но один из факторов связан с теми стремительными изменениями, которые происходят на сегодняшний день. Переполненные города, употребление психоактивных веществ, распадающиеся семьи - все это значительно влияет на стрессоустойчивость молодежи, делает ее уязвимой по отношению к разным расстройствам [4-6].
Вместе с тем можно полагать, что при благоприятных социальных факторах и правильно организованном учебно-воспитательном процессе, учитывающем особенности возрастного развития, трудности подросткового периода преодолимы. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности.
Цель работы - изучить частоту тревожно-депрессивных состояний у подростков и выявить признаки, свидетельствующие о возможном формировании депрессии, для дальнейшего использования информации при планировании психопрофилактической работы школьного учителя.
Материалы и методы
Нами было проведено исследование ряда психофизиологических процессов, позволяющих в определенной степени охарактеризовать особенности формирования высшей нервной деятельности подростков. В обследовании принимали участие 48 человек - учащиеся восьмых классов одной из школ, расположенных в пригороде Воронежа. Оценку индивидуальных психологических особенностей и типологических свойств нервной системы респондентов проводили с помощью стандартных методик: диагностику депрессивных состояний проводили по методике В. Зунга, адаптированной Т.И. Балашовой; тип темперамента определяли с помощью опросника Айзенка; степень субъективного дискомфорта и тревоги оценивали на основании шкалы тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированной на русский язык Ю.Л. Ханиным; уровень умственной работоспособ-
ности изучали однократно в середине третьей четверти, используя корректурные таблицы В.Я. Анфимова в разработке М.В. Антроповой; исследование памяти проводили, применяя тест «Информационный поиск». Время, данное на размышление над вопросами, не ограничивалось. Результаты подсчитывали по формулам с использованием ключей-тестов.
Результаты и обсуждение
Как известно, особенности высшей нервной деятельности определяются характером взаимодействия и соотношением основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Такими основными свойствами нервных процессов, по И.П. Павлову, являются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Результаты анализа тестового исследования силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов позволили нам установить преобладающие типы темперамента в группе респондентов. Так, согласно полученным данным, среди обследованных учащихся присутствовали дети 2-х типов темперамента - сангвиники (57%) и флегматики (43%). Большинство подростков характеризовались как общительные, веселые и жизнерадостные. В силу общительности они легко устанавливают контакты со сверстниками, с готовностью участвуют в коллективных мероприятиях. В коллективе большинство опрошенных респондентов старается ориентироваться на групповое мнение, за счет отсутствия собственной линии поведения.
Немаловажное значение в общей характеристике функционального состояния ЦНС подростков играет анализ показателей кратковременной памяти. Нами было установлено, что уровень кратковременной памяти у большинства обследованных респондентов средний - 65%, высокий уровень отсутствует, а результат ниже среднего показали 35% учащихся. В ходе исследования доказано, что взаимосвязь между типом высшей нервной деятельности и объемом кратковременной памяти в данной группе отсутствует (г=0,15).
Одним из показателей, позволяющих охарактеризовать психофизиологические процессы, является внимание. Анализируя функциональное состояние нервной системы, мы использовали тесты, направленные на оценку уровня концентрации внимания школьников. Результаты свидетельствуют о сохранении тех же пропорций, что и при оценке объема кратковременной памяти. Так, у большинства учащихся объем внимания средний - 64%, высокий уровень концентрации внимания характерен лишь для 11% респондентов, а низкий - для 25%. Взаимосвязь между типом высшей нервной деятельности и объемом внимания в группе респондентов низкая (г=0,24).
Показатель умственной работоспособности отражает функциональное состояние центральной нервной системы человека и является тем показателем, по которому можно судить о наступлении утомления, определить максимальную длительность восприятия учебного материала и соответствующим образом планировать учебный процесс. По результатам исследований прослеживалась взаимосвязь между типами темперамента и уровнем работоспособности. Так, общий уровень работоспособности у учащихся средний (46%), высокий уровень характерен
для 36%, а для 18% - низкий. Но в то же время, если рассматривать данный показатель отдельно для каждого типа высшей нервной деятельности, то можно увидеть, что у большей части флегматиков уровень работоспособности высокий (35%), низкий уровень отсутствует. У большинства сангвиников уровень работоспособности средний (51%), и лишь незначительная часть учащихся имеет высокий уровень (4%). Несомненно, это объясняется особенностями протекания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга лиц с тем или иным типом темперамента.
Следовательно, уровни и динамика скорости, точности, степени устойчивости дифференцировок и сопротивляемости утомлению в процессе умственной деятельности учащихся позволяют судить об изменениях не только функционального состояния, но и всего организма в целом. Глубокие перестройки физиологических систем организма в процессе полового созревания проявляются не только в различных показателях физического развития, сердечно-сосудистой и других систем, но и в уровне и устойчивости умственной работоспособности. Полученные данные позволяют утверждать, что при организации обучения наряду с групповыми задачами и интересами необходимо учитывать индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и работоспособности учеников, в противном случае возможно снижение ожидаемых качественных показателей обучения и состояния здоровья учащихся с признаками переутомления.
Одной из важнейших характеристик эмоционального реагирования организма является тревожность. Высокий уровень тревожности приводит к повышению чувствительности учащихся к воздействию различного рода стрессовых факторов. Анализ результатов позволяет говорить о том, что показатели реактивной тревожности у респондентов более стабильные, чем показатели личностной тревожности. Так, высокая личностная тревожность характерна для 15% опрошенных школьников, в то время как высокая реактивная тревожность диагностирована только у 4%. Следовательно, несмотря на относительно спокойное состояние на момент обследования, у респондентов присутствует чувство тревоги за свое будущее.
Оценка депрессивных состояний проведена по 7 показателям, отражающим группы симптомов и синдромов. Установлено, что 84% респондентов не имеют признаков депрессии, для 8% характерно состояние легкой депрессии, у 4% выявлена маскированная депрессия и у 4% - истинное депрессивное состояние. Следует отметить, что среди респондентов, у которых выявлены депрессивные состояния, преобладали лица женского пола.
Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей, да и самих школьников. С целью расширения кругозора, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний, формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни нами был разработан и реализован во внеурочное время элективный курс «Мое эмоциональное здоровье» объемом 12 ч, предназначенный для учащихся 8-9-х классов. Данный курс, предусматривает теоретическое занятие (2 ч), лабораторные работы, позволяющие провести самодиагностику подростков, показать практическую значимость данной области науки (8 ч). На последнем занятии проводится защита проектов, подготовленных школьниками. Этот курс позволяет учащимся изучить свои личностные особенности, повысить психологическую компетентность, сформировать позитивное отношение к самому себе, повысить коммуникативность.
Безусловно, у учителя нет возможности заниматься с каждым школьником в отдельности, но, учитывая тип темперамента, уровень тревожности, особенности памяти, внимания и работоспособности при распределении заданий, выставлении оценок, можно существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и сохранить здоровье учащихся.
Выводы
1. Среди обследованных респондентов-учашдхся 8-го класса выявлена небольшая группа лиц с признаками тревожно-депрессивных состояний. Высокая личностная тревожность, характерная для 15% опрошенных школьников, подтверждает наличие у респондентов чувства тревоги. Взаимосвязь между типом высшей нервной деятельности и объемом кратковременной памяти нами не выявлена, а между типом высшей нервной деятельности и объемом внимания она низкая. Установлена очевидная зависимость уровня работоспособности от типа темперамента.
2. Одним из способов вовлечения школьника в процесс формирования его психического здоровья является внедрение в образовательный процесс элективных курсов, которые предусматривают не только теоретические занятия, но и решение практических заданий, что позволяет подростку изучить свои личностные особенности, сформировать позитивное отношение к самому себе.
3. Роль учителя в распознавании признаков тревожно-депрессивных состояний и их профилактике велика. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров в вопросах получения знаний о возрастных особенностях физического и психического здоровья школьников, позволяюших сформировать здоровьес-берегаюшую образовательную среду, учитываюшую индивидуальные особенности каждого ученика.
Литер атур а
1. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М.: Медпрактика; 2000.
2. Астапов В.М., Гасилина А.Н. Генез тревоги и депрессии. Мир психологии. 2011; 1: 225-33.
3. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивно-сти: теория и практика:учебное пособие. СПб.: Питер; 2004.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер; 2011.
5. Картышева С.И., Соколова Н.В. Адаптационные возможности юношеского возраста. В кн.: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе - здоровые дети». Воронеж; 2012: 75.
6. Ушаков И.Б., Бубеев Ю.А., Ушаков Б.Н., Попов В.И. Психофизиологические механизмы адаптации при стрессе смертельно опасных состояний. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012; 11(4): 1127-30.
References
1. Antropov Yu.F. Neurotic Depression at Children and Teenagers [Nevroticheskaya depressiya u detey i podrostkov]. Moscow: Medpraktika; 2000. (in Russian)
2. Astapov V.M., Gasilina A.N. Genesis of alarm and depression. Mirpsikhologii. 2011; 1: 225-33. (in Russian)
3. Podol'skiy A.I. Diagnostics of Teenage Depressiveness: Theory and Practice: Manuals [Diagnostikapodrostkovoy depressivnos-ti: teoriya i praktika: uchebnoe posobie]. St. Petersburg: Piter; 2004. (in Russian)
4. Il'in E.P. Emotions and Feelings [Emotsii i chuvstva]. St.Petersburg: Piter; 2011. (in Russian)
5. Kartysheva S.I., Sokolova N.V. Adaptation opportunities of youthful age. In: Materials II of the All-Russian Scientific and Practical Conference "To New School - Healthy Children " [Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Novoy shkole -zdorovye deti»]. Voronezh; 2012: 75. (in Russian)
6. Ushakov I.B., Bubeev Yu.A.,Ushakov B.N., Popov V.I. Psychophysiological mechanisms of adaptation at a stress of deadly states. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh siste-makh. 2012; 11(4): 1127-30. (in Russian)
Поступила 15.06.15