филактического учреждения могут реально содействовать формированию единой профилактической среды, призванной обеспечить формирование здорового образа жизни и широкомасштабные профилактические мероприятия, совокупный вклад которых в интегральный показатель здоровья составляет не менее 50% по данным Минздрава России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Тек-шева Л.М. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях. Вестник РАМН. 2011; 6: 18-21.
2. Кучма В.Р. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 42-6.
3. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России. Гигиена и санитария. 2011; 4: 53-9.
4. ОнищенкоГ.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения. В кн.: Материалы Научной сессии академий, имеющих государственный статус "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества". Москва, 5-6 октября 2006 г.. М.: Наука; 2007: 38-49.
5. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Уланова С.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий. Гигиена и санитария. 2012; 2: 52-5.
© И. Г. ЗОРИНА, 2013 УДК 612.821.08-057.874
И.Г. Зорина
особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года
ГБОУ ВПОЧелябинская государственная медицинская академия, 454092, Челябинск, ул. Воровского, 64; Управление здравоохранения администрации Челябинска, 454091, Челябинск, ул. Свободы, 145
Представлены данные исследований психоэмоционального состояния школьников 7-17лет, которые свидетельствуют о том, что в различных типах образовательных учреждений обследованные учащиеся имеют динамические психологические характеристики с изменяющимся уровнем тревожности, у них отмечено снижение компенсаторно-адаптационных механизмов в течение учебного года, а учебная деятельность осуществляется с использованием резервных возможностей растущего организма.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние школьников, тревожность, функциональные нарушения
I.G. Zorina
FEATURES OF EMOTIONAL STATE IN SCHOOLCHILDREN DURING THE SCHOOL YEAR
State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Chelyabinsk State Medical Academy" of the Ministry of Health care, 64, Vorovsky str., Chelyabinsk, Russian Federation, 454092; Directorate of Health care of the Chelyabinsk city Administration, 145, Svobody Str., Chelyabinsk, Russian Federation, 454091.
Presented data from studies ofpsycho emotional state of schoolchildren aged 7-17 years suggest that in different types of educational institutions, examined students have dynamic psychological characteristics with varying levels of anxiety, they have a decrease of the compensatory-adaptive mechanisms during the school year, and training activities is carried out with using reserve capacities of the growing organism.
Keywords : psycho-emotional state school, anxiety, functional disorders
Для корреспонденции: Зорина Ирина Геннадьевна, канд. мед. наук, доцент, соискатель при ЧелГМА, начальник отдела статистики и анализа Управления здраоохранения Администрации города Челябинска, e-mail: stat@uzag74.ru
6. Сухарев А.Г. Формирование адаптационных возможностей организма детей. Вестник РАМН. 2006; 8: 15-8.
references
1. BaranovA.A., Kuchma V.R., SuharevaL.M., StepanovaM.I., Teksheva L.M. Preventive health security fundamentals of information and communication technology in educational institution. Vestnik RAMN. 2011; 6: 18-21 (in Russian).
2. Kuchma V.R. Medical support of children in educational institutions - the basis of disease prevention and health care for children and adolescents in the present conditions. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 3: 42-6 (in Russian).
3. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Scientific and methodological basis for the protection and promotion of health teens Russia. Gigiena i sanitarija. 2011; 4: 53-9 (in Russian).
4. Onischenko G.G. Sanitary-epidemiological welfare of children and adolescents: the status and the solutions. In: Zdorov'e i obrazo-vanie detej - osnova ustojchivogo razvitija Rossijskogo obwestva: Proc. 5-6th okt. Moscow, 2006. Moscow: Nauka; 2007: 38-49 (in Russian).
5. StepanovaM.I., SazanjukZ.I., PolenovaM.A. UlanovaS.A., Lashneva I.P., Berezina N.O. et al. School health capabilities of educational technology. Gigiena i sanitarija. 2012; 2: 52-5 (in Russian).
6. Suharev A.G. Formation of adaptive capacity in children. Vestnik RAMN. 2006; 8: 15-8 (in Russian).
Поступила 05.12.12
Сведения обавторах:
Сухарев Александр Григорьевич, акад. РАМН, д-р мед. наук, проф., зав. каф. гигиены детей и подростков РМАПО, e-mail: niigd-nczd@mail.ru
¿-ж ^--омплексный анализ нервно-психической К сферы школьников включает оценку психо-Л \ моторики, особенности реагирования на различные факторы школьной среды, пластичность и адаптационные возможности центральной нервной системы [1] . Установлено, что качество и степень психической зрелости учащихся младших классов в значительной степени определяются "стажем учебной деятельности" и слабо зависят от возраста начала обучения [2,3]. За последние десятилетия в состоянии здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различных типов, были отмечены неблагоприятные сдвиги, характеризующиеся увеличением частоты выявления функциональных расстройств и хронической патологии [3,4]. Значительные учебные нагрузки, превышающие психофизиологические возможности детей, приводят к снижению адаптационных возможностей нервной и других регуляторных систем растущего организма. Поэтому современных школьников отличает от сверстников прошлых лет не только большая частота выявленной хронической патологии, но и существенно сниженные функциональные возможности [3,5].
Изучение психофизиологических функций и качеств школьников способствует своевременному выявлению их нарушений, определению профессиональной направленности обучения детей и предупреждению формирования процессов дезадаптации [4,6]. Вместе с тем изучение факторов, определяющих формирование различных нарушений нервно-психического здоровья в образовательных учреждениях, позволит определить пути оптимизации индивидуального развития детей и перспективы профилактической работы в школе [4,7] .
в связи с изложенным нами проведено комплексное исследование психоэмоционального статуса школьников и определена значимость изменений эмоционального состояния в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей.
Исследования были проведены на базе 30 школ Челябинска. Объектом изучения явились 28 810
школьников в возрасте 7-17 лет, подобранных методом случайной выборки. Число обследованных детей составило 30% от общего числа школьников города.
Для анализа параметров психоэмоциональной сферы обследованных детей нами были использованы психометрические шкалы: тест Спилбергера - Ханина на выявление личностной и ситуативной тревожности, шкала Кондаша для определения структурных компонентов тревожности. Был проведен анализ стрессоустойчивости, уровней нервно-психического напряжения и активности, использовалась также шкала оценки субъективного самочувствия (САН). Для анализа интеллектуального потенциала школьников использовали методику Д. Векслера (адаптированный вариант ABM-WISK), которая позволяет исследовать структуру интеллекта путем определения 12 структурных компонентов (6 вербальных и 6 невербальных интеллектуальных показателей).
все полученные данные обработаны статистически с использованием статистических пакетов SPSS 10, STATGRAPHICS PLUS 3.0, STATISTICA 6.
Проведенные исследования показали, что информативными показателями, позволяющими оценить психоэмоциональное состояние школьников являются: степень тревожности, стрессоустойчивость, нервно-психическое напряжение, активность, а также субъективное самочувствие.
в эмоциональной сфере обследованных нами детей существенно изменялось состояние тревожности, определяемое как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности ребенка часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам, связанная со слабостью нервных процессов или являющаяся особенностью темперамента, либо и то и другое одновременно. высокий уровень реактивной тревожности характеризует отношение школьника к конкретной ситуации, сложившейся в настоящее время, а высокий уровень личностной тревожности определяет устойчивую склонность воспринимать большинство ситуаций как угрожающие и при недостаточной уверенности в
Начало года
Конец года
Реактивная тревожность Личностная тревожность
Ш5'9 ШШШШ 8.5
Начало года
^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 79,1 18,7
-
ШШШШ 26'1
Конец года Щ 6,5 i i i i i i i i ^^ 6,7 i i i i i i i
О 10 20 30 40 50 60 70 80
10 15 20 25 30 35
Высокий уровень
Низкий уровень
Уровни тревожности у школьников 1-11-х классов в течение учебного года (в %).
характеристика психоэмоционального состояния школьников 9-11 классов при разных формах обучения (в %)
Изученный параметр Уровень Форма обучения Всего (и=1130)
традиционная (п=420) гимназия (п=401) лицей (п=309)
Нервно-психическое напряжение Высокий 32,0 ± 0,6 35,2 ± 0,8 39,6 ± 0,8 35,6 ± 0,7
Низкий 11,3 ± 0,1 9,7 ± 0,1 5,2 ± 0,1 8,7 ± 0,1
Р < 0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Стрессоустойчивость Высокий 10,1 ± 0,5 15,0 ± 0,3 10,7 ± 0,1 11,9 ± 0,3
Низкий 33,2 ± 0,6 38,8 ± 0,7 39,2 ± 0,7 36,7 ± 0,7
Р <0,05 < 0,05 <0,05 < 0,05
Самочувствие Высокий 46,1 ± 1,1 27,9 ± 0,4 24,5 ± 0,3 32,8 ± 0,9
Низкий 23,0 ± 0,3 57,3 ± 1,5 37,7 ± 1,4 39,3 ± 1,1
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Активность Высокий 20,5 ± 0,5 13,5 ± 0,4 33,9 ± 1,3 22,6 ± 0,7
Низкий 30,7 ± 0,8 29,4 ± 0,5 24,5 ± 1,0 28,2 ± 0,8
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Настроение Высокий 13,8 ± 0,3 16,1 ± 0,3 20,7 ± 0,8 16,9 ± 0,5
Низкий 37,9 ± 1,0 42,6 ± 1,6 45,3 ± 1,5 41,9 ± 1,4
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Личная оценка:
умственные способности Высокий 25,4±0,5 30,4±0,5 29,2±0,4 28,3±0,5
Низкий 19,4±0,4 10,5±0,3 25,4±0,4 17,9±0,3
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
жизненное обеспечение Высокий 62,2±0,9 40,4±0,6 32,8±0,5 45,1±0,7
Низкий 1,8±0,01 9,0±0,3 1,8±0,01 4,2±0,1
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
здоровье Высокий 27,0±0,4 35,2±0,5 30,4±0,5 30,9±0,6
Низкий 18,3±0,3 2,5±0,01 10,3±0,3 10,4±0,3
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
себе реагировать на такие ситуации состоянием психологического стресса [4].
Нами было установлено, что в начале учебного года лишь у 5,9% школьников наблюдался высокий уровень реактивной тревожности. К концу года их число увеличилось в 5 раз. Число школьников с низким уровнем реактивной тревожности уменьшилось в 12 раз (см. рисунок). Известно, что, если более 60% обследованных подростков находятся в состоянии эмоционального напряжения и тревожности такое состояние можно считать прогностически неблагоприятным для развития тех или иных нарушений здоровья. У школьников с высоким уровнем тревожности наиболее выражен риск соматизации эмоционального напряжения, невротических срывов и неврозов [5,6]. При этом возрастающие в течение учебного года уровни реактивной тревожности можно рассматривать как субъективные проявления психологического неблагополучия, что является сигналом нарушения адаптации школьников.
При оценке личностной тревожности у детей было установлено, что в начале учебного года у
18,7% учащихся наблюдался низкий уровень тревожности и у 8,5% школьников - высокий, к концу учебного года была отмечена обратная тенденция - снижение числа школьников с низким уровнем тревожности и увеличением в 2-4 раза числа учащихся с ее высоким уровнем, что может быть связано с кумуляцией тревожных ситуаций в течение года.
вместе с тем нами было установлено, что с увеличением возраста школьников отмечается уменьшение числа учащихся с высоким уровнем как реактивной, так и личностной тревожности. Прослеживается сохранение направленности на повышение у школьников к концу учебного года реактивной тревожности - в 2,4 раза среди 7-10-летних детей, в 5 раз - среди 11-14 летних, в 8 раз - среди 15-17-летних подростков, частота выявления личностной тревожности также увеличивалась соответственно в 2, 4 и 5 раз (см. таблицу). Уменьшение интенсивности тревожности свидетельствует о стабилизации с возрастом процессов социальной и психологической адаптации.
Одновременно нами были выявлены изменения изученных психоэмоциональных параметров: у 35,6% обследованных школьников был отмечен высокий уровень нервно-психического напряжения и у 36,7% учащихся - низкий уровень стрессоустойчиво-сти. В связи с этим представлялось значимым выявить связи уровней интеллектуального потенциала с индивидуальными психологическими характеристиками школьников. Проведенный анализ показал, что высокие уровни интеллекта школьников тесно коррелировали с нормативным уровнем стрессоустойчи-вости (г=0,95), реалистичной самооценкой (г=0,94), развитой учебной мотивацией (г=0,91), высокой умственной работоспособностью (г=0,86), успеваемостью (г=0,94); удовлетворительным настроением (г=0,94) и самочувствием (г=0,82).
важно отметить, что показатели низкого уровня интеллекта имеют корреляционную связь с низкой тревожностью (г=0,94), низкими уровнями нервно-психического напряжения (г=0,85), несформи-рованной учебной мотивацией (г=0,78), низкой успеваемостью (г=0,72). с удовлетворительными активностью и настроением (г=0,92 и г=0,82), неудовлетворительным самочувствием (г=0,84). Среди школьников с низким уровнем интеллекта было выявлено большее число изолируемых и отвергаемых учащихся (г=0,80 и г=0,90), а также детей с дистимическим (г=0,74) и тревожным (г=0,63) типами акцентуации характера.
Используя эти закономерности, с помощью графического моделирования можно составить индивидуальный портрет школьника с высоким, средним и низким интеллектуальным потенциалом.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в различных типах образовательных учреждений обследованные учащиеся имеют динамические психологические характеристики с изменяющимся уровнем тревожности, у них отмечено снижение компенсаторно-адаптационных механизмов в течение учебного года, а учебная деятельность осуществляется с использованием резервных возможностей растущего организма. при этом своевременное психологическое обследование школьников необходимо для обеспечения их успешной социально-психологической адаптации к нарастающей интенсивности школьной жизнедеятельности и способствует ранней диагностике и профилактике психоэмоциональных отклонений у детей и подростков [8]. В этих условиях школьные службы здоровья должны постоянно присутствовать в образовательном учреждении в течение всего времени его работы для оказания комплексной психологической и меди-
цинской помощи и профилактики распространенных функциональных отклоненийи хронических заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Валиуллина С.А. Методы определения и показатели качества жизни детей подросткового возраста: Пособие для врачей. М.; 2005. 30 с.
2. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Модестов А.А. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 37-9.
3. Кучма В.Р. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях - основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 42-6.
4. Чубаровский В.В., Некрасов М.А. Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста. Орёл; 2005. 128 с.
5. Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу. Российский педиатрический журнал. 2012; 4: 41-5.
6. СухаревА.Г. Формирование адаптационных возможностей организма детей и подростков. Вестник РАМН. 2006; 8: 15-7.
7. РапопортИ.К., СергееваА.А., ЧубаровскийВ.В. Состояние здоровья младших школьников и роль гигиенических и социальных факторов в его формировании. Российский педиатрический журнал. 2011; 5: 54-7.
8. Кучма В.Р. Новые подходы к организации медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2012; 5: 34-8.
references
1. Baranov A. A., Albitsky V. Yu, Valiullina S. A. Methods for determination of quality of life in adolescents: A guidelines for physicians. Moscow; 2005 (in Russian).
2. Yakovleva T.V., IvanovaA.A., ModestovA.A. Main lines of modernization of the haelth-improving system for children and adolescents. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2011; 3: 37-9 (in Russian).
3. Kuchma V.R. Medical support of children in educational institutions - the basis of disease prevention and health care for children and adolescents in the present conditions. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 3: 42-6 (in Russian).
4. Chubarovsky V. V., Nekrasov M.A. Borderline mental disorders and addictive behaviors in adolescents and subadults. Orel; 2005 (in Russian).
5. SukharevaL.M., NadezhdinD.S. Features ofthe neuro-psychological development of children at admission to school. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 4: 41-5 (in Russian).
6. Sukharev A. G. Formation of adaptive capacities children and adolescents. Vestnik RAMN. 2006; 8: 15-7 (in Russian).
7. Rapoport I.K., Sergeyeva A.A., Chubarovsky V.V Young children's health status and a role of hygienic and social factors in its formation. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2011; 5: 54-7 (in Russian).
8. Kuchma V.R. New approaches to the arrangement of child medical support in educational institutions. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012; 5: 34-8 (inRussian).
Поступила 28.11.12
Сведения об авторе
Зорина Ирина Геннадьевна - канд. мед. наук, доцент, соискатель при ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России. Нач. отдела статистики и анализа управления здравоохранения Администрации города Челябинска, ул. Свободы 145, 454091. Тел.: (351)263-44-89 E-mail: stat@uzag74.ru
Российский ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ журнал 2'2013