долговременного запоминания, объема и устойчивости внимания, снижением уровней личностной и ситуативной тревожности, депрессии, что свидетельствует о снижении уровней эмоциональной напряженности, тревожности, улучшении психологического комфорта пациентов.
Финансирование. Работа выполнена в рамках средств, выделяемых для выполнения государственного задания ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований».
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература (пп. 4-7 см. References)
1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Иркутской области в 2014 году». Иркутск; 2015.
2. Никитин С.С., Куренков А.Л. Магнитная стимуляция в диагностике и лечении болезней нервной системы: Руководство для врачей. М.: Сашко; 2003.
3. Червяков А.В. Транскраниальная магнитная стимуляция как метод нейромодуляции при болезни Паркинсона и дистонии. Бюллетень Национального общества по изучению болезни Паркинсона и расстройств движений. 2011; (3): 15-21.
8. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография (картирование и локализация источников электрической активности мозга). М.: МЕДпресс-информ; 2004.
9. Николаев С.Г. Практикум по клинической электронейромиографии. Иваново: ИГМА; 2003.
10. Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. Психология личности: Тесты, опросники, методики. М.: Геликон; 1995.
11. Рукавишников В.С., Панков В.А., Кулешова М.В., Катаманова Е.В., Картапольцева Н.В., Русанова Д.В. и др. К теории сенсорного конфликта при воздействии при воздействии физических факторов: основные положения и закономерности формирования. Медицина труда и промышленная экология. 2015; (4): 1-6.
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
Оriginal article
References
1. State report "On the sanitary and epidemiological welfare of the population in the Irkutsk region in 2014". Irkutsk; 2015. (in Russian)
2. Nikitin S.S., Kurenkov A.L. Magnetic Stimulation in the Diagnosis and Treatment of Diseases of the Nervous System: a Guide for Physicians [Magnitnaya stimulyatsiya v diagnostike i lechenii bolezney nervnoy sistemy: Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: Sashko; 2003 (in Russian)
3. Chervyakov A.V. Transcranial magnetic stimulation as a method of neuromodulation in Parkinson's disease and dystonia. Byulleten' Natsional'nogo obshchestva po izucheniyu bolezni Parkinsona i ras-stroystv dvizheniy. 2011; (3): 15-21. fin Russian)
4. Dileone M., Profice P., Pilato F., Ranieri F., Capone F., Musumeci G. et al. Repetitive transcranial magnetic stimulation for ALS. CNS Neurol. Disord. Drug Targets. 2010; 9 (3): 331-4.
5. Wagner T., Valero-Cabre A., Pascual-Leone A. Noninvasive human brain stimulation. Annu. Rev. Biomed. Eng. 2007; 9: 527.
6. Allen E.A., Pasley B.N., Duong T., Freeman R.D. Transcranial magnetic stimulation elicits coupled neural and hemodynamic consequences. Science. 2007; 317 (5846): 1918-21.
7. Fregni F., Simon D. K., Wu A., Pascual-Leone A. Non-invasive brain stimulation for Parkinson's disease: a systematic review and meta-analysis of the literature. J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. 2005; 76 (12): 1614-23.
8. Gnezditskiy V.V. The Inverse Problem of EEG and Clinical Electroencephalography (Mapping and Localization of Sources of Electrical Brain Activity). [Obratnaya zadacha EEG i klinicheskaya elektroentse-falografiya (kartirovanie i lokalizatsiya istochnikov elektricheskoy ak-tivnosti mozga)]. Moscow: MEDpress-inform; 2004. (in Russian)
9. Nikolaev S.G. Workshop on ClinicalElectroneuromyography [Praktikum po klinicheskoy elektroneyromiografii]. Ivanovo: IGMA; 2003. (in Russian)
10. Kirsheva N.V., Ryabchikova N.V. Personality Psychology: Tests, Questionnaires, Methods [Psihologiya lichnosti: Testy, oprosniki, metodiki]. Moscow: Gelikon; 1995. (in Russian)
11. Rukavishnikov V.S., Pankov V.A., Kuleshova M.V., Katamanova E.V., Kartapol'tseva N.V., Rusanova D.V. et al. On the theory of sensory conflict when exposed under the influence of physical factors: the main regulations and laws of formation. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2015; (4): 1-6. (in Russian)
Поступила 10.06.2016 Принята к печати 04.10.2016
Гигиена детей и подростков
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016
УДК 613.95:612.821-053.2]:681.32
Кучма В.Р.1, Ткачук Е.А.2, Тармаева И.Ю.2,3
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
'НИИ гигиены детей и подростков ФГАУ Научного центра здоровья детей Минздрава России, 105064, Москва;
2ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск;
3ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, Иркутск
Переход человечества к новому этапу развития - информационному обществу - является объективной реальностью и оказывает влияние на все сферы деятельности общества, в том числе и становление ребенка как объекта гигиенического исследования. В условиях всеобщей информатизации общества появление так называемого клипового мышления объясняет несоответствие технологий обучения механизмам восприятия детей и подростков и подтверждается ростом школьной патологии и увеличением заболеваемости. В исследовании на примере образовательных учреждений Иркутска проведена оценка влияния интенсификации и информатизации образования и воспитания. Для исследования были сформированы 2 группы дошкольников с разным уровнем информатизации в одном дошкольном учреждении центрального района Иркутска, но в разные временные периоды. Всего 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Для изучения влияния интенсификации обучения были сформированы 2 группы младших школьников с разным уровнем интенсификации (и информации) обучения. Всего 465 детей в возрасте 7-9 лет. Предложены методические подходы к оценке состояния здоровья детей с учетом неизбежного влияния факторов информатизации и интенсификации образования. Проведенные исследования позволили выявить следующие тенденции формирования психофизического состояния здоровья и развития детей: увеличение уровня информатизации обучения и воспитания, напряженности учебного труда; снижение уровня внимательности, воображения и визуального различия,
дигиена и санитария. 2016; 95(12)
DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1183-1188_
Оригинальная статья
способности к линейной дифференциации и построению умозаключений; страх не соответствовать ожиданиям окружающих и низкая сопротивляемость стрессу; возрастание скорости обработки информации при снижении качества; увеличение гиперактивности.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста; информатизация и интенсификация образования и воспитания.
Для цитирования: Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-1188. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
Kuchma V.R.1, Tkachuk E.A.2, Tarmaeva I.Yu.23
PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF CHILDREN IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF THEIR LIFE ACTIVITY AND INTENSIFICATION OF EDUCATION
'Research Institute of Hygiene of children and adolescents Children s, Moscow, 105064, Russian Federation; 2East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Angarsk, 665827, Russian Federation; 3Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation
The transition to a new stage of the development - the information society is an objective reality and has an influence on all areas of the activity of the society, including the establishment of a child as an object of the hygienic research. In conditions of the general informatization of the society, the appearance of so-called "clip thinking," explains the maladjustment of educational technologies to mechanisms of children ' and teenagers 'perception and is confirmed by the growth of the school pathology and the gain in the morbidity rate. In the investigation on the example of the educational institutions of Irkutsk it was executed the evaluation of the impact of the intensification of informatization of education and personal development. For the investigation there were formed 2 groups ofpreschools with different levels of informatization in the same preschool institution of the central district of the city of Irkutsk but in different periods of time. In total there were observed 211 children aged of 5.5 to 6.5 years. For the study the influence of the intensification (and informatization of training there were formed 2 groups of small schoolchildren with different levels of intensification (and informatization) of education. The total number of cases accountedfor 465 children aged of 7-9 years. There were suggested methodical approaches to the estimation of the health status of the children, with taking into account the inevitable influence offactors of informatization and the intensification of education. The performed investigations have allowed to reveal the following tendencies in the shaping of the psychophysical state of health and development of children: an increase of level of informatization of education and personal and accomplishment; intensification of learning working; reduction of the attention level; imagination and visual divergence; capability to the linear differentiation and construction of inferences; fear to fail to meet the expectations of surrounding people and low resistance to stress; the increase speed of data processing along with fall in quality; the gain in hyperactivity.
Keywords: preschool children; primary school children; informatization and intensification ofeducation; accomplishment.
For citation: Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Tarmaeva I.Yu. Psychophysiological state of children in conditions of informatization of their life activity and intensification of education. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 1183-1188. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
For correspondence: Elena A. Tkachuk, MD, PhD, Associate Professor, leading researcher of the East-Siberian Institute of medical and environmental research. E-mail: [email protected] Information about authors
Kuchma V.R., https:// orcid.org/0000-0002-1410-5546; Tkachuk E.A., https:// orcid.org/0000-0001-7525-2657;
Tarmaeva I.Yu., https:// orcid.org/0000-0001-7791-1222
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgement. The study had no sponsorship.
Received: 13.06.2016
Accepted: 04.10.2016
Введение
В условиях всеобщей информатизации общества и снижения уровня здоровья детского населения отмечается изменение структуры ценностей и моделей поведения, которое проявляет свою сущность во всех сферах жизни и особенно в формировании здоровья [1]. Так, одним из трендов информатизации является изменение мышления подрастающего поколения: появление так называемого клипового мышления, впервые отмеченного Э. Тоффлером [2]. Несоответствием технологий обучения механизмам восприятия детей и подростков объясняются рост школьной патологии и увеличение заболеваемости детей и подростков [3]. Показана негативная связь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков: гиперактивность и антисоциальное поведение, рост агрессивного поведения, снижение просоциального поведения, невнимательность, снижение способности к концентрации внимания и контролю сосредоточенности в организации ответной реакции [3, 4]. Ис-
Для корреспонденции: Ткачук Елена Анатольевна, д-р мед. наук, доц., вед. науч. сотр. ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск. E-mail: [email protected]
следователями отмечено ухудшение оперативной памяти, снижение ее объема (который с возрастом должен возрастать) и связанную с этим явлением низкую успеваемость у современных школьников [5-7].
Частое использование виртуальных технологий (в том числе компьютерных игр) приводит к потере чувства реальности [3], виртуальный мир заменяет реальный и, наоборот, реальный мир может восприниматься как виртуальный [5], исчезает реальное восприятие смерти, чужой боли и предела собственных возможностей. Приобретенные в виртуальных мирах жизненные стратегии ребенок может применять и в реальном мире, что приводит к агрессивному поведению, несчастным случаям и суицидальным попыткам [4]. Использование информационных технологий изымает из обучения человеческое общение и эмоциональный аспект, в конечном счете снижает мотивацию, нарушает психологическое здоровье, вызывает «синдром компьютерного стресса» [1, 4, 6]. В результате отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессивное состояние, могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками и близкими [3, 7]. Клиповое мышление, преимуществом которого является возросшая способность к многозадачности, приводит к рассеянности, гиперактивности, дефициту внимания и предпочтению визуальных
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
Original article
Таблица 1
Схема формирования групп исследования
Информатизация Интенсификация
доинформационный период (I = 0) информационный период (I = //24 • 100%) низкий уровень интенсификации высокий уровень интенсификации
I группа дошкольников (98 детей) - дети, посещавшие детский сад в 1998-1999 гг. II группа дошкольников (113) -дети, посещавшие детский сад в 2012-2013 гг. 1-я группа школьников (традиционная школа) -141 ребенок 2-я группа школьников (инновационная школа) -324 ребенка
символов логике и углублению в текст, неспособности к восприятию однородной и одностильной информации [3, 6 ,7].
По мнению некоторых авторов [2-4], биологическая эволюция человечества прекратилась с выделением человека из природы. С тех пор человечество подчиняется социальным, а не биологическим законам. Переход человечества к новому этапу развития - информационному обществу - является объективной реальностью и оказывает влияние на все сферы деятельности общества, в том числе и становление ребенка как объекта гигиенического исследования [2]. В связи с этим нами предпринята попытка сформулировать основные характеристики становления здоровья ребенка и его функционального (психофизического) состояния с учетом неизбежного влияния факторов информатизации и интенсификации образования.
Материал и методы
Цель исследования - определить методические подходы к оценке влияния информатизации образования и воспитания на психофизиологическое состояние и здоровье ребенка как объекта гигиенического исследования. Объект: старшие дошкольники (5,5-6,5 лет), посещавшие одно дошкольное образовательное учреждение в 1998-1999 и 2012-2013 гг.; младшие школьники (дети 7-9 лет), обучающиеся в образовательных учреждениях разного типа (инновационная и традиционная школы).
Исследование проведено методом естественного гигиенического эксперимента. Для формирования групп с разным уровнем информатизации были сформированы 2 группы дошкольников в одном и том же дошкольном учреждении центрального района Иркутска, но в разные временные периоды. Всего под наблюдением находилось 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет.
Также были сформированы 2 группы школьников начальных классов с разным уровнем интенсификации (и информатизации) обучения. Всего 465 детей (табл. 1).
Формирование групп осуществлялось сплошным методом. Были исключены дети с выраженными и высокими уровнями стигматизации, уровнями факторов риска в онтогенезе, биологического (в том числе дети с выраженным и высоким индексом отягощенности генеалогического анамнеза) и социального анамнеза, часто болеющие дети. При выборе образовательных учреждений учтены факторы окружающей среды. Были изучены уровни информатизации и интенсификации образования, гигиенические условия образовательных учреждений, показатели оценки состояния здоровья детей (социальный, биологический, генеалогический анамнез, физическое, нервно-психическое развитие, функциональное состояние).
Для разработки методических подходов к гигиенической оценке информатизации разработана анкета, проведен опрос. Было предложено измерять уровень информатизации в процентном соотношении количества часов использования средств информатизации в течение суток:
I = t /24 • 100 %,
где: I - уровень информатизации, t - время использования средств информатизации в часах.
Исследование показало, что в 2012-2013 гг. уровень информатизации дошкольников составил 3,01±0,2%, или 0,72 ч.
Уровни информатизации учащихся начальной школы также были различны. В традиционной школе данный показатель составил 6,9±0,3%, а в инновационной - 13,0±0,3%. Показано, что уровень информатизации в инновационной школе был выше за счет большего использования средств информатизации в учебном процессе (в частности, электронной доски). Уровень интенсификации образования изучали путем сбора сведений: наблюдения
(в том числе хронометраж учебного времени) и анкетирования. Оценка основывалась на анализе учебной деятельности обучающегося и ее структуры. Всего было изучено 465 анкет.
Гигиенические условия образовательных учреждений оценивались на предмет их соответствия гигиеническим регламентам СанПиН (СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»). При проведении гигиенических исследований и измерений были использованы приборы и аппаратура испытательной лаборатории ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России (Аттестат аккредитации № Р0СС^и.0001.516372).
Для оценки состояния здоровья и развития детей изучали нервно-психическое состояние с помощью шкалы личной тревожности и страхов по А.М. Прихожан [8, 9], показателей интеллектуального развития с помощью теста прогрессивных таблиц Равена [10, 11], показателей оценочной шкалы на гиперактивность [12] путем интервьюирования родителей и педагогов, а также наблюдения за особенностями режима дня, характера и поведения детей. Уровень функционального состояния оценивали по данным врачебного осмотра, на основании анализа поведения (методом социометрии), исследования работоспособности с помощью корректурных таблиц В.Я. Анфимова [12, 13], пробы Мартине-Кушелевского, показателей состояния сердечно-сосудистой системы [13].
Сбор информации о среднегодовой заболеваемости проводили путем фиксированной выкопировки первичной информации из медицинской карты ребенка (ф. № 26-у00). Все исследования проводили с письменного согласия родителей. Результаты были доведены до родителей.
Статистическая обработка с помощью программы Statistica Base 10 для Windows Ru с вычислением средней арифметической (М), среднего квадратичного отклонения (¿), ошибки средней арифметической (m). Статистическую значимость различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью /-критерия Стьюдента в доверительном интервале более 95%. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты
На этапе отбора образовательных учреждений для исследования из 6 дошкольных учреждений была отобрана одна дошкольная образовательная организация, гигиенические условия пребывания, питания, организации образовательного и воспитательного процессов за период с 1998 по 2013 г. не изменились, что позволило изучить влияние информатизации в условиях влияния фактора и в его отсутствие.
Исследование показало, что в информационный период уровень информатизации дошкольников составил 3,01%, в доин-формационный период - 0%, так как средства информатизации не использовались.
Использование школьниками средств информатизации в начальных классах показало, что в инновационной школе уровень информатизации выше за счет использования компьютера при выполнении домашнего задания, ридеров, планшетов и электронных досок. Уровни информатизации в инновационной и традиционной школах были статистически значимо отличны, что позволило изучать влияние интенсификации обучения на состояние здоровья и развитие детей при разных уровнях информатизации.
1гиена и санитария. 2016; 95(12)
РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
Оригинальная статья
Таблица 2
Напряженность учебного труда школьников начальных классов, баллы (М±т)
Показатель Традиционная Инновационная
школа школа
Интеллектуальные 2,3±0,1 3,3±0,1*
нагрузки (2-й класс) (3-й класс)
Сенсорные нагрузки 1,4±0,1 2,2±0,1* (2-й класс)
Эмоциональные нагрузки 1,3±0,1 2,3±0,1* (2-й класс)
Монотонность нагрузок 2,3±0,1 (2-й класс) 2,8±0,1 (3-й класс)
Режим работы 1,8±0,1 (2-й класс) 2,8±0,1*
Общий показатель напря- 1,82±0,2 2,68±0,2*
женности учебного труда (2-й класс) (3-й класс)
Примечание. * - значения статистически значимо отличаются (р < 0,05).
Изучение умственной работоспособности в тесте Анфи-мова показало, что на современном этапе дети просматривали большее количество строк и делали большее количество ошибок, однако общий показатель продуктивности не изменился, что говорит об увеличении скорости и снижении качества обработки информации на современном этапе. Изучение уровней интеллекта в тесте Равена показало увеличение числа детей с интеллектом ниже среднего и снижения со средним интеллектом, а также снижение уровня внимательности, воображения и визуального различия у современных дошкольников.
Таблица 3
Изменения условий жизнедеятельности и показателей психофизиологического состояния и развития дошкольников (р < 0,05)
Показатель Доинформаци- Информацион- Тенденция
онный период ный период
Уровень информатизации, % 0 3,0±0,2 Увеличение уровня информатизации
Уровень интеллекта средний, 58,4 46,7 Изменение уровней
% детей интеллекта (в тесте
Уровень интеллекта ниже 41,6 53,3 Равенна)
среднего, % детей
Результаты тестирования 9,6±0,3 6,6±0,4 Снижение уровня
по сериям (в тесте Равенна) внимательности,
серия А, баллы воображения и визуального различия
Тревожность, баллы 46,5±0,3 57,4±0,3 Повышение уровня тревожности
Факторы формирования Неблаго- Повышение Изменение
тревожности приятные агрессивного механизмов
семейные фона и немо- формирования
отношения тивированные страхи тревожности
Количество ошибок при 2,7±0,2 2,4±0,7 Возрастание скорости
выполнении теста Анфимова обработки
Количество просмотренных 6,3±0,4 11,6±0,4 информации,
строк при выполнении теста при снижении
Анфимова качества
Особенности сна, бодрствова-
ния, поведения детей (% детей):
хорошо засыпает 85,1 66,7 Увеличение
плохо засыпает 14,9 33,3 количества
глубокий сон 81,2 18,7 гиперактивных детей,
с признаками агрессии
поверхностный сон 18,9 81,3 и жестокости
Тенденция 15,8 19,9
к расторможенности
Агрессивные индивидуальные 37,3 7,9
особенности
Дети с признаками жестокости 8,9 24,0
Изучение тревожности показало увеличение на современном этапе самооценочной и личностной тревожности у дошкольников. Социометрические исследования позволили выявить изменение механизмов формирования тревожности. Так, в до-информационный период тревожность формировалась преимущественно за счет семейного неблагополучия, тогда как в настоящий момент формируется за счет самооценочного компонента.
На современном этапе изменились и особенности поведения дошкольников. Стало больше детей с признаками гиперактивности, агрессивности, жестокости, «плохо обучаемых» детей.
На следующем этапе изучали школы разного типа, с разным уровнем информатизации. Изучение режима, характера и структуры учебной деятельности детей, гигиенических факторов организации образовательного процесса позволило сгруппировать все факторы, оказывающие влияние на напряженность учебного труда в 5 групп показателей: интеллектуальные нагрузки, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность и режим работы. В соответствии с данными критериями определены критерии напряженности учебной деятельности, которые предложено изучать с помощью хронометража учебного времени и анкетирования. Для оценки критериев использовали квалиме-трический подход, диапазон определяли на основании действующих СанПинов, требований к учебным и наглядным пособиям, а также на основании данных литературы и собственных исследований.
Каждому критерию присваивали от 1 до 4 баллов в соответствии с классом напряженности (всего 3 класса, 3-й класс имеет 2 подкласса). Итоговая оценка напряженности учебной деятельности проведена в соответствии с предложенными классами: оптимальная учебная деятельность (1-й класс); допустимая учебная деятельность (2-й класс); напряженная учебная деятельность (3-й класс): 1-й степени и 2-й степени.
Исследование напряженности учебной деятельности обучающихся начальных классов продемонстрировало, что некоторые показатели напряженности были одинаковыми для всех детей в группе и зависели от организации образовательного процесса, используемой рабочей программы, психологической характеристики личности педагога (табл. 2).
Различия в оценке напряженности учебной деятельность наблюдались у детей, посещающих дополнительные кружки и секции (дополнительное образование), а также использующих при приготовлении домашнего задания компьютер или другие средства информатизации.
При сравнении напряженности учебного труда в школах разного типа было выявлено, что в инновационной школе напряженность деятельности статистически значимо выше по следующим показателям: интеллектуальные нагрузки, сенсорные и эмоциональные нагрузки, режим работы и общий показатель напряженности (р < 0,05). При изучении умственной работоспособности младших школьников было выявлено, что коэффициент продуктивности статистически не отличается в обеих группах. Однако количество просмотренных строк и количество ошибок в инновационной школе больше в 2 раза, чем в традиционной школе. Выявлено, что уровни интеллекта соответствуют среднему уровню у 85,7% школьников инновационной школы и у 89,9% учеников традиционной школы; уровню ниже среднего соответствует интеллект 10,1% учащихся традиционной школы и 14,6% инновационной школы.
Диагностика синдрома дефицита внимания у школьников с помощью опросника на гиперактивность показала, что по оценкам родителей имеется тенденция к увеличению количества гиперактивных детей в инновационной школе. При этом тенденция более
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
Original article
Таблица 4
Изменения условий жизнедеятельности, показателей психофизиологического состояния и развития учащихся начальной школы (р < 0,05)
выражена в группе мальчиков. Однако статистически значимых отличий между группами детей традиционной и инновационной школ не наблюдается. При изучении синдрома гиперактивности по анкетам для учителей также выявлена тенденция к увеличению гиперактивности в инновационной школе.
Обсуждение
Оценка психофизиологического состояния здоровья детей (с промежутком 14 лет) показала, что с изменением уровня информатизации от 0 до 3% при прочих равных гигиенических условиях большинство показателей дошкольников в доинформаци-онный и информационный периоды статистически значимо отличались.
Изучение умственной работоспособности выявило (табл. 3), что современные дети допускают большее в 7,5 раза количество ошибок (р < 0,05) в тесте Анфимова, хотя и просматривают большее количество строк в 1,8 раза (р < 0,05). Среди мальчиков данная тенденция выражена более ярко. Так, у современных мальчиков количество просмотренных строк увеличилось в 2 раза (р < 0,05), а количество сделанных ошибок -в 8,3 раза (р < 0,05). Исследование уровня интеллекта (с применением теста Равена) показало снижение количества детей со средним уровнем интеллекта и увеличение числа детей с интеллектом ниже среднего (см. табл. 3).
Анализ данных позволил выявить изменение механизмов формирования тревожности. В группе детей в 1998-1999 гг. основным механизмом формирования тревожности являлись неблагоприятные для ребенка семейные отношения, обстановка в семье, уровень эмоциональных связей и стиль воспитания. Однако дети этой группы были более адаптированы и хорошо контролировали свои поступки. В группе 2012-2013 гг. отмечены повышение агрессивного фона и немотивированные страхи вне дома (г = 0, 4), не связанные с внутрисемейными отношениями (см. табл. 3).
Современные дети хуже засыпают: 14,8% в 1998-1999 гг. против 33,3% детей в 2012-2013 гг.; в 2,7 раза возросло раздражительное настроение у детей в 2012-2013 гг. (р < 0,05); стали выражены агрессивные индивидуальные особенности характера детей (р < 0,05), увеличилось количество детей с признаками жестокости, особенно среди мальчиков (27% детей в информационном периоде и 10,2% детей в доинформационном периоде; р < 0,05).
Увеличение уровня интенсификации обучения (на примере младших школьников) не способствует развитию интеллекта (табл. 4). Так, дети традиционной школы в тесте Равена правильно выполнили 35,2±0,6% заданий, а дети инновационной школы - только 30,1±0,6% (р < 0,05). Изучение причин этого явления показало, что в условиях повышенной интенсификации обучения у детей инновационной школы были снижены внимательность, воображение и визуальное различие (дискриминация); снижена аналогия между парами фигур и способность линейной дифференциации, а также построение умозаключений на основе линейных взаимосвязей; при этом у них отмечено увеличение количества просмотренных строк и сделанных ошибок в тесте (р < 0,05).
Выявленные изменения психофизиологического состояния здоровья дошкольников подтверждают гипотезу, что информатизация общества является объективной реальностью и оказывает существенное влияние на все сферы деятельности общества [2],
Показатель Традиционная Инновационная Тенденция
школа школа
Уровень информатизации, % 6,9±0,3 13,0±0,3 Увеличение уровня
(1,7 ч) (3,1 ч) информатизации
Напряженность учебного 2-й класс 3-й класс Увеличение
труда, классы (допустимая (напряженный напряженности
напряженность учебный труд) учебного труда
учебного труда)
По показателям, баллы:
интеллектуальные нагрузки 2,3±0,1 3,3±0,1
сенсорные нагрузки 1,4±0,1 2,2±0,1
эмоциональные нагрузки 1,3±0,1 2,3±0,1
режим работы 1,8±0,1 2,8±0,1
Общий показатель 1,82±0,2 2,68±0,2
напряженности учебного труда
Уровень интеллекта средний, 89,9 85,7 Изменение уровней
% детей интеллекта (в тесте
Уровень интеллекта ниже 10,1 14,6 Равенна)
среднего, % детей
Результаты тестирования
по сериям (в тесте Равенна):
серия А, баллы 8,1±0,5 5,6±0,4 Снижение уровня внимательности, воображения и визуального различия
серия В, баллы 7,0±0,3 5,4±0,3 Снижение способности к линейной дифференциации и построению умозаключений
Тревожность
(структура по Филипсу):
страх не соответствовать 49,1±2,0 55,3±1,5 Страх не соответ-
ожиданиям, % детей ствовать ожиданиям окружающих
низкая сопротивляемость 36,8±2,3 53,6±1,7 Низкая сопротивляе-
стрессу, % детей мость стрессу
Количество ошибок, 11,0±0,2 12,0±0,2 Возрастание
сделанных при выполнении скорости обработки
теста Анфимова информации,
Количество просмотренных 2,4±0,3 4,6±0,4 при снижении
строк при выполнении теста качества
Анфимова
Анкета учителя, баллы 7,8 8,5 Увеличение гиперактивных детей
в том числе здоровье. Информатизация образования становится самостоятельным условием формирования ребенка как объекта гигиенического наблюдения и наряду с учебно-познавательным процессом обусловливает необходимость разработки новых технологий, правил обучения.
Выводы
1. Проведенное исследование позволило предложить методику оценки информатизации путем подсчета реального времени вовлечения детей в использование средств информатизации с использованием индекса уровня информатизации, а уровня интенсификации путем изучения критериев напряженности учебного труда (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, их монотонность и режимы учебной деятельности).
2. Проведенные исследования позволили сравнить группы детей с разными уровнями информатизации и интенсификации и доказать, что повышенные уровни этих показателей снижают умственную работоспособность, замедляют интеллектуальное развитие, повышают уровень тревожности и гиперактивности у детей.
гиена и санитария. 2016; 95(12)
DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1188-1192_
Оригинальная статья
3. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации обучения характеризуется снижением уровней интеллекта (в тесте Равена) за счет снижения уровня внимательности, воображения и визуального различия, способности к линейной дифференциации и построению умозаключений; страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой сопротивляемости стрессу. Для современных детей характерно возрастание скорости обработки информации при снижении качества.
4. Показатели психофизиологического состояния современных детей должны учитываться при организации и проведении физиолого-гигиенических исследований в сфере оценки условий и режимов их жизнедеятельности, а также при трактовке полученных результатов исследований.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 32-7.
2. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект. Фундаментальные исследования. 2009; (l): 87-8.
3. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа. Фундаментальные исследования. 2011; (12-3): 506-10.
4. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков. Сибирский научный медицинский журнал. 2010; 30 (6): 29-34.
5. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. 2012; (3). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6199
6. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4—11.
7. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе. Гигиена и санитария. 2014; 93 (3): 57.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»; 2000.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение; 1996.
10. Колмагорова А. В. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте. Психотерапия. 2007; (2): 13-4.
11. Дерманова И.Б. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан).
В кн.: Дерманова И.Б., ред. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.; 2002.
12. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Ме-диа; 2013.
13. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.
References
1. Kuchma V.R., Stepanova M.I. Stress at school: Causes, consequences and prevention. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2001; (8): 32-7. (in Russian)
2. Goncharov V.N. Informatization of education in modern society: socio-anthropological aspect. Fundamental'nye issledovaniya. 2009; (1): 87-8. (in Russian)
3. Osipova S.I., Baranova I.A., Ignatova V.A. Informatization of education as an object of teaching analysis. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; (12-3): 506-10. (in Russian)
4. Savkina T.O., Slobodskaya E.R. Internet and mental health of adolescents. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal. 2010; 30 (6): 29-34. (in Russian)
5. Gafurova N.V. Informatization of education as a pedagogical problem. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; (3). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6199 (in Russian)
6. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Efimova N.V. Hygienic estimation of an intensification of educational activities of children in modern conditions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2015; (1): 4-11. (in Russian)
7. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Kurganskiy A.M., Petrenko A.O. Hygienic assessment of the use of readers in elementary school. Gigiena i sanitariya. 2014; 93 (3): 57. (in Russian)
8. Prikhozhan A.M. Anxiety in Children and Adolescents: Psychological Nature and Age Dynamics [Trevozhnost' u detey i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut; Voronezh: NPO "MODEK"; 2000. (in Russian)
9. Rogov E.I. Handbook of Practical Psychology in Education: Textbook [Nastol'naya knigaprakticheskogopsikhologa v obrazovanii: Uchebnoe posobie]. Moscow: Prosveshchenie; 1996. (in Russian)
10. Kolmagorova A. V. Screening assessment of mental health at an early age. Psikhoterapiya. 2007; (2): 13-4. (in Russian)
11. Dermanova I.B. Scale of personal anxiety (A.M.Prikhozhan). In.: Dermanova I.B., ed. Diagnosis of Emotional and Moral Development [Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiya]. St. Petersburg; 2002. (in Russian)
12. Kuchma V.R. Hygiene of Children and Adolescents: a Textbook [Gigiena detey i podrostkov: uchebnik]. Moscow: GEOTAR-Media; 2013. (in Russian)
13. Kuchma V.R., ed. Health of Children and Adolescents. Guide to Practical Training [Gigiena detey i podrostkov. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam]. Moscow: GEOTAR-Media, 2012. (in Russian)
Поступила 13.06.16 Принята к печати 04.10.16
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016
УДК 614.72:616-053.2
Макаров О.А.1, Зимина А.Н.2, Ненахова Е.В.1
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПОНЕНТАМИ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
'ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, 664003, Иркутск;
2ОГБУЗ «Иркутская районная больница», 664510, Дзержинск
Цель настоящего исследования - оценка уровней загрязнения территорий дошкольных образовательных организаций (ДОО) компонентами выбросов автотранспорта в зависимости от их расположения относительно автомагистралей с различной транспортной нагрузкой и в этой связи оценка состояния здоровья детей по данным заболеваемости по обращаемости. Для достижения поставленной цели решали следующие задачи: оценить уровни загрязнения атмосферного воздуха территорий дошкольных образовательных организаций компонентами выбросов автотранспорта; оценить уровни и структуру заболеваемости по обращаемости детей, посещающих обследуемые ДОО. В статье приведена оценка уровней загрязнения атмосферного воздуха компонентами выбросов автотранспорта территорий 4 дошкольных образовательных организаций Иркутска, прилежащих к автомагистралям с различной интенсивностью автотранспортной нагрузкой. Результаты исследования получены с использованием «Методики определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов», которая позволяет определить максимальные выбросы движущегося автотранспорта в единицу времени (г/с) для основных компонентов сгорания топлива и последующим использованием программы «Магистраль-город» позволяющей рассчитать приземные концентрации учитываемых загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы (1 м) в долях ПДК. Наибольшие уровни загрязнения по содержанию оксида азота и бенз(а)пирена (4 и 6,5 ПДК соответствен-