Литер ату р а
1. Сулейманов Р.А., Валеев Т.К., Егорова Н.Н. Эколого-гигие-ническая оценка процессов нефтедобычи как источников загрязнения подземных вод. Вода: химия и экология. 2013; 11: 98-100.
2. Сулейманов Р.А., Валеев Т.К., Масягутова Л.М., Кучимова Н.А., Байкина И.М., Халфина Р.Р. и др. Система санитарно-гигиенических мероприятий по улучшению сельского водоснабжения в вододефицитных районах Нижнего Поволжья и Урала (на примере нефтедобывающих районов Республики Башкортостан): Методические рекомендации. Уфа: Мир печати; 2012.
3. Сулейманов Р.А. Гигиеническая оценка фосфорорганических комплексонов, как загрязнителей водных ресурсов: автореф. дис.... канд. мед. наук. Л.; 1987.
References
1. Suleymanov R.A., Valeev T.K., Egorova N.N. Ekologo-gigienicheskaya otsenka protsessov neftedonychi kak istochnikov zagryazneniya podzemnykhy vod. Voda: himiya i ekologiya. 2013; 11: 98-100. (in Russian)
2. Suleymanov R.A., Valeev T.K., Masyagutova L.M., Kuchimova N.A., Baykina I.M., Khalfina R.R. et al. Sistema sanitarno-gigienicheskikh meropriyatiy po uluchsheniyu sil'skogo vodosnabzheniya v vododefitsitnykh rayonakh Nizhnego Povolzh'ya i Urala (na primere neftedobyvayushchikh raynov Respubliki Bashkortostan): Metodicheskie rekomendatsii. Ufa: Mir pechati; 2012. (in Russian)
3. Suleymanov R.A. Gigienicheskaya otsenka fosfororganicheskikh kompleksonov, kak zagryazniteley vodnykh resursov: Diss. Leningrad; 1987. (in Russian)
Поступила 30.01.14 Received 30.01.14
О ТКАЧУК Е.А., ТАРМАЕВА И.Ю., 2014 УДК 613.954:159.7]-058
Ткачук Е.А.1, Тармаева И.Ю.2
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
'ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» Минобразования России, 664007, Иркутск; 2ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, Иркутск
Начало нового тысячелетия ознаменовалось переходом человечества к новому этапу развития - информационному обществу, которое является объективной реальностью и оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе на здоровье детей.
Последнее десятилетие характеризовалось ростом использования средств информатизации, уровня агрессии и агрессивности детей, снижением интеллектуальных показателей, ухудшением психического здоровья, увеличением количества детей с проблемами поведения, гиперактивностью, невнимательностью, снижением умственной работоспособности.
В исследовании на примере дошкольного образовательного учреждения Иркутска в условиях изменения уровня информатизации общества во временном периоде с 1998 по 2012 г. выявлены изменения показателей интеллектуального развития, умственной работоспособности и тревожности детей. Под наблюдением находилось 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет в дошкольном учреждении центрального района Иркутска. Были сформированы 2 группы: I группа - дети, посещавшие детский сад в 1998 г., и II группа - дети, посещающие детский сад в 2012 г. Возрастные группы дошкольников соответствовали их календарному возрасту: от 5 лет 5 мес 30 дней до 6 лет 5 мес 30 дней.
При изучении интеллектуального развития было показано снижение количества детей со средним уровнем интеллекта и увеличение детей с интеллектом ниже среднего, увеличение скорости (р < 0,05) и снижение качества (р < 0,05) обработки информации в пробе Анфилова на умственную работоспособность и повышение общего уровня тревожности, агрессивного фона и немотивированных страхов вне дома на современном временном этапе (2012).
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; информатизация общества; интеллектуальное развитие; умственная работоспособность; тревожность.
Tkachuk E.A.1, Tarmaeva I.Yu.2 - NEUROPSYCHIC DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF THE INFORMATIZATION
1Irkutsk Institute for the training of Educators, Irkutsk, Russian Federation, 664007; 2Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russian Federation, 664003
The new millennium was marked by the transition of humanity to a new stage of the development - the Information Society, which is an objective reality and affects on all aspects of living environment, including the health of children. The last decade was characterized by the increase of the use of means of informatization, the level of aggression and aggressiveness of children, the decrease of intellectual indices, deterioration of mental health, an increase of children with behavioral problems, hyperactivity, inattention, decrease of mental capacity.
In a study on the example of preschool educational institution in the city of Irkutsk in the conditions of the changing of the informatization level of the society in the time period from 1998 to 2012, there were revealed the changes in indices of intellectual development, mental capacity and anxiety of children.
Under observation there were 211 children aged from 5.5 to 6.5 years in the preschool institution of the central district of the city of Irkutsk. There were formed two groups of children: I group - children who attended kindergarten in 1998 and group II - children attending kindergarten in 2012. Age groups of preschool children were consistent with their calendar age: from 5years 5 months 30 days to 6years 5 months 30 days.
In the study of intellectual development there has been shown the decrease of the number of children with average intelligence level and an increase in children with the below-average intelligence level, the increase of the speed (p <0.05) and the decrease of the quality (p <0.05) of the information processing in the Anfilov test for the mental
performance and the increase the general level of anxiety, aggressive background and unmotivated fears "out" at the present time stage(2012).
Key words: children in the preschool institution; informatization ofsociety; intellectual development; mental performance; anxiety
За последнее десятилетие вместе с возросшим влиянием информатизации [1, 2] произошло качественное ухудшение состояния здоровья детей, сокращение продолжительности латентного периода формирования «школьной патологии», увеличение ее распространенности за время пребывания в образовательных учреждениях с 3,27 до 6,22 раза [3-5]. Т.О. Савкина и Е.Р. Слободская (2010) отметили рост уровня агрессии и агрессивности, снижение интеллектуальных показателей, ухудшение психического здоровья, увеличение численности детей с проблемами поведения, гиперактивностью, невнимательностью [6]. Выявлена устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях [7].
В связи с тем что развитие интеллектуального потенциала должно осуществляться на основе формирования умений в обработке информации [4, 8], информатизация общества становится одним из ключевых аспектов его формирования. Информатизация социальной реальности носит при этом не внешний, а сущностный характер [1, 4], она становится причиной увеличения учебной информации на фоне возрастания учебной нагрузки [4, 9], однако качество российского образования при этом стремительно снижается [9-11], а состояние здоровья детей постоянно ухудшается [4, 5]. В этих условиях изучение нервно-психического развития детей представляется весьма актуальным.
Целью нашего исследования стало изучение показателей нервно-психического здоровья детей на примере показателей интеллектуального развития, умственной работоспособности и тревожности дошкольников в зависимости от уровня информатизации, возникшего в обществе за время проведения нашего эксперимента (с 1998 по 2012 г.)
Материалы и методы
Под наблюдением находилось 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет в дошкольном учреждении Иркутска. Были сформированы 2 группы: I группа (п = 98) - дети, посещавшие детский сад в 1998 г., и II (п = 113) группа - дети, посещавшие детский сад в 2012 г. Возрастные группы дошкольников соответствовали их календарному возрасту: от 5 лет 5 мес 30 дней до 6 лет 5 мес 30 дней. Формирование групп осуществляли сплошным методом, однако из группы детей, отобранных для исследования, были исключены дети с выраженными и высокими уровнями стигматизации, факторами риска в онтогенезе, биологическом и социальном анамнезах. Из исследования также исключали детей с выраженным и высоким индексом отягощенности генеалогического анамнеза (метод, предложенный И.Н. Власовой [12]). В ходе исследования был проведен анализ нервно-психического развития, уровня интеллекта и показателей тревожности детей в одном дошкольном учреждении, но в разные временные периоды (в 1998 и в 2012 гг., с интервалом 14 лет).
Для корреспонденции: Ткачук Елена Анатольевна; zdorowie38@gmail.com
For correspondence: TkachukE.A., zdorowie38@gmail.com.
Нервно-психическое развитие оценивали в соответствии с эпикризными сроками. Показатели интеллектуального развития оценивали в тесте Равена [13], адаптированного для детей 5-7 лет. При этом выделяли 5 степеней интеллектуального развития: выполнено более 95% тестовых заданий - высокий интеллект, 75-94% - интеллект выше среднего, 25-74% - интеллект средний, 5-24% - интеллект ниже среднего, ниже 5% - дефект [14].
Работоспособность оценивали с помощью фигурных таблиц В.Я. Анфилова [15] по количеству допущенных ошибок и просмотренных строк. Каждая пропущенная строка приравнивалась к одной ошибке.
Коэффициент продуктивности Q рассчитывали по формуле:
Q = c2/c + d,
где с - количество просмотренных строк, d - количество ошибок (ошибки не стандартизировались) [15].
Уровень тревожности дошкольников изучали с помощью методики А.М. Прихожан [14, 16].
Все исследования проводили с письменного согласия родителей. Результаты были сообщены родителям и использованы педагогами для разработки индивидуальных траекторий воспитания и образования.
В связи с тем что в 1998 г. средства информатизации в обучении и воспитании детей в семье отсутствовали, уровень информатизации выражали в двоичной системе исчисления (в 1998 г. уровень информатизации был принят за ноль, а в 2012 г. - за единицу).
На заключительном этапе исследования проводили опрос педагогов (в форме беседы), работающих в системе дошкольного образования более 15 лет, с целью выявления субъективного мнения педагогов о нервно-психическом развитии детей.
Статистическую обработку результатов выполняли с помощью программы Statistica Base 10 for Windows. В ходе статистической обработки вычисляли среднюю арифметическую величину (М), среднее квадратичное отклонение (s), ошибку средней арифметической (m). До статистического анализа оценивали характер распределения признаков на нормальность. Статистическую значимость различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью /-критерия Стьюдента в доверительном интервале > 95%. В случае ненормального распределения вариационного ряда статистическую значимость различий анализировали с использованием критерия Ман-на-Уитни. Анализ статистической значимости различий качественных признаков осуществляли по критерию X2. Зависимость между двумя переменными оценивали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали за 0,05.
Результаты и обсуждение
При изучении нервно-психического развития было отмечено его соответствие эпикризным срокам у детей обеих групп. Среди обследованных дошкольников в различные временные периоды не были выявлены дети с уровнями интеллекта: высоким, выше среднего и интеллектуальным дефектом.
Количество детей с разными уровнями интеллекта в тесте Равена (в %)
Уровень развития интеллекта
I группа II группа
Средний интеллект (25-74% выполненных заданий)
Интеллект ниже среднего (5-24% выполненных заданий)
58,42 46,67 41,58 53,33
Изучение уровня интеллекта показало снижение количества детей со средним уровнем интеллекта и увеличение детей с интеллектом ниже среднего в 2012 г. (см. таблицу).
Анализ абсолютных показателей интеллекта в тесте Равена (баллы, переведенные в проценты выполненных зданий) также показал значимое снижение уровня интеллекта: 24,6% в 1998 г. и 23,1% в 2012 г. (р < 0,05).
При исследовании умственной работоспособности отмечено, что показатель продуктивности за период с 1998 по 2012 г. значимо не изменился. Вместе с тем в обеих группах наблюдалось статистически значимое увеличение количества ошибок и просмотренных строк. Так, во II группе (2012) в тесте Анфилова увеличилось количество просмотренных строк в 1,8 раза (р<0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 7,5 раза (р < 0,05) (см. рисунок).
Как видно на рисунке, у девочек II группы количество просмотренных строк увеличилось в 1,6 раза (р < 0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 6,3 раза (р < 0,05) по сравнению с I группой.
Среди мальчиков данная тенденция была выражена более ярко. Так, во II группе количество просмотренных строк увеличилось в 2 раза (р < 0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 8,3 раза (р < 0,05).
При изучении тревожности дошкольников в разные временные периоды было выявлено статистически значимое возрастание общей тревожности и практически у всех детей возрастание (кроме школьной тревожности) шкальных оценок тревожности (р < 0,05).
Среди шкальных факторов тревожности более изменчивой оказалась «магическая тревожность», которая возросла почти в 2 раза (3,4 балла в 1998 г. и 6,9 балла в 2012 г.;р < 0,05). Межличностная и самооценочная тревожность возросли почти в 1,5 раза (р < 0,05): межличностная тревожность в 1998 г. составила 3,24 балла, в 2012 г. - 4,62 балла; самооценочная тревожность - 3,33 балла в 1998 г. и 4,61 балла - в 2012 г.
Исследование тревожности дошкольников в 1998 г. показало выраженное в разной степени неблагополучие в структуре семейных отношений по всей выборке. При корреляционном анализе отмечены некоторые взаимосвязи показателей. Так, у детей I группы (1998) тревожность имела более выраженную положительную связь с показателями, отражающими семейное неблагополучие. Однако выработанные адаптационные механизмы позволили детям этой группы высоко контролировать свои поступки (г = 0,52). В данной группе также была выявлена тенденция высокостатусного положения в группе - решительная и активная позиция детей.
Во II группе (2012) были выявлены низкие и отрицательные взаимосвязи тревожности и показателей семейного неблагополучия (ревность к сиблингам: г = -0,28; ревность к родителям: г = 0,156), положительная взаимосвязь тревожности и самооценки (г = 0,55), в то время как в 1998 г. была обнаружена отрицательная взаимосвязь тревожности и самооценки (г = -0,52).
25-1 20151050-
I П
- Количество просмотренных строк, с
- Количество ошибок, с1
- Показатель продуктивности, а
показатели умственной работоспособности детей
Сравнительные двух групп.
Все педагоги при специальном опросе отметили тенденцию к снижению интеллектуального уровня развития детей в эксперименте, усложнение формирования бытовых компетенций дошкольников, увеличение количества агрессивных детей и детей с нарушениями речи.
Исследование нервно-психического развития детей всегда было и остается актуальной задачей. Учитывая, что из эксперимента были исключены дети не только с психической патологией, но и с выраженными и высокими уровнями социального, биологического, генеалогического индексов, а также с выраженным и высоким уровнем стигматизации, свидетельствующей о скрытых генетических аномалиях, мы предположили, что полученные данные могут указывать на изменения, произошедшие в обществе под влиянием информатизации.
К сожалению, в 1998 г. не использовались методики, связанные с интеллектуальным развитием детей, не изучались также процессы восприятия и переработки информации, созданные и адаптированные для детей дошкольного возраста только позднее (2012).
Заключение
Проведенные нами исследования детей одного и того же детского сада с интервалом 14 лет выявили тенденцию к снижению интеллектуального потенциала, повышению скорости, но снижению качества обработки информации; повышению общего уровня тревожности, агрессивности и проявлению немотивированных страхов, возникающих у детей вне дома. Все это свидетельствует о явном ухудшении психического состояния дошкольников в условиях усиления напряжения в современном обществе из-за интенсификации процесса информатизации.
Литер атур а
1. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект. Фундаментальные исследования. 2009; 1: 87-8.
2. Гончаров В.Н. Информатизация российского образования как форма социально-культурной деятельности. Фундаментальные исследования. 2011; 8: 17-21.
3. Боева А.В., Лещенко Я.А., Сафонова М.В. Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска. Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. 2004; 2 (1): 47-54.
4. Колмагорова А. В. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте. Психотерапия. 2007; 2: 13-4.
5. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 32-7.
6. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков. Бюл. СО РАМН. 2010; 6: 29-34.
7. Мухина С.Н. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков двигательной сферы дошкольников на этапе подготовки к школе. Корекционно-развивающее образование. 2011; 3: 49-59.
8. Попова Е.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет. Вестник северного (арктического) федерального университета. Серия: естественные науки. 2012; 1: 77-86.
9. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. 2012; 3. Available at: www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения: 11.10.2013).
10. Мазаева Д. Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников. 18 октября 2012 года. Available at: http://izvestia.ru/news/537919#ixzz2VuDo9s4o.
11. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа. Фундаментальные исследования. 2011; 12 (3): 506-10.
12. Власова И.Н. Методы комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста: Методические рекомендации. Нижний Новгород: Нижненовгородская государственная медицинская академия ; 1998.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС; 1996.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психология тревожности и возрастная динамика. М.; 2000.
15. Кондрашенко В.Н., ред. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М.; 1983.
16. Дерманова И.Б. Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан). В кн.: Дерманова И.Б., ред. Диагностика эмоцио-нально-нравственногоразвития. СПб.; 2002: 64-71.
References
1. Goncharov V.N. Informatization of education modern society: socio-anthropological aspect . Fundamental'nye issledovaniya. 2009; 1: 87-8. (in Russian)
2. Goncharov V.N. Informatization of the Russian education as a form of social and cultural activities. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; 8: 17-21. (in Russian)
3. Boeva A.V., Leshhenko Ja.A., Safonova M.V. Features of physical development of preschool children of Angarsk. Byull. VSNTs SO RAMN. 2004, 2 (1): 47-54. (in Russian)
4. Kolmagorova A.V. Screening assessment of mental health at an early age. Psikhoterapiya. 2007; 2: 13-4. (in Russian)
5. Kuchma V.R., Stepanova M.I. Stress in schoolchildren: causes, consequences and prevention. Meditsina truda ipromyshlennaya ekologiya. 2001; 8: 32-37. (in Russian)
6. Savkina T.O., Slobodskaya E.R. Internet and mental health of adolescents . Byull. VSNTs SO RAMN. 2010; 6: 29-34. (in Russian)
7. Mukhina S.N. Prevention, diagnosis and correction of deficiencies motor areas of preschoolers in preparation for school. Korektsionno-razvivayushchee obrazovanie. 2011; 3: 49-59. (in Russian)
8. Popova E.V. Features of development of the structure of intelligence pupils aged 11-18. Vestniksevernogo (arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Series: Science. 2012; 1: 77-86. (in Russian)
9. Gafurova N.V. Informatization of education as a pedagogical problem. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 3. Available at: www.science-education.ru/103-6199 (data obrashcheniya: 11.10.2013). (in Russian)
10. Mazaeva D. Russia refuses to participate in the international testing of students. October 18, 2012. Available at: http://izvestia. ru/news/537919#ixzz2VuDo9s4o. (in Russian)
11. Osipova S.I., Baranova I.A., Ignatova V.A. Informatization of education as an object of pedagogical analysis. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; 12 (3): 506-10. (in Russian)
12. Vlasova I.N. Methods for integrated assessment of the health of young children: Method. recommendations. Nizhny Novgorod: Nizhnenovgorodskaya gosudarstvennaya meditsinskaya akademiya; 1998. (in Russian)
13. Rogov E.I. Handbook of Practical Psychology in Education: Textbook. Moscow: Education: VLADOS; 1996. (in Russian)
14. Prikhozhan A.M. Anxiety in children and adolescents: the psychology of anxiety and age dynamics. Moscow; 2000. (in Russian)
15. Kondrashenko V.N., ed. Guide to laboratory studies on hygiene of children and adolescents. Moscow; 1983. (in Russian)
16. Dermanova I.B. Trait anxiety scale (A.M. Prihozhan). In: Dermanova I.B., ed. Diagnosis emotional and moral development. St. Petersburg; 2002: 64-71. (in Russian)
nocTymna 29.01.14 Received 29.01.14
О ТОМАШУНАС В.М., АБАКУМОВ Е.В., 2014 УДК 613.771 (571.121)
Томашунас В.М.12,3, Абакумов Е.В.1
СОДЕРЖАНИЕ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ПОЧВАХ ПОЛУОСТРОВА ЯМАЛ И ОСТРОВА БЕЛЫЙ
1Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург; 2Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, 199397, г. Санкт-Петербург; 3Ленинградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН, 188338, С.-Петербург и Ленинградская обл., д. Белогорка
В 2012 г. правительство Ямало-Ненецкого округа совместно с НИИ Арктики и Антарктики Росгидромета провело первую комплексную экспедицию по обследованию полуострова Ямал (КАЭМБ Ямал-Арктика 2012). Ключевыми участками наблюдений стали пос. Новый Порт, пос. Усть Юрибей и о-в Белый. К последнему участку сейчас привлечено максимальное внимание общественности, поскольку он выбран для начала осуществления программы по очистке Арктики от мусора и отходов, накопившихся в процессе функционирования полярной инфраструктуры. Пробы почв были отобраны из шурфов в августе 2012 г. Тяжелые металлы, а также содержание оксидов кремния, алюминия, железа, титана, марганца определялись на рентгенфлуоресцентном анализаторе «Спектроскан-МАКС». Полученные значения сопоставлялись с ОДК и ПДК принятыми в РФ. Так как накопление тяжелых металлов связано с их фиксацией органическим веществом почв, параллельно производилась оценка содержания органического углерода и азота на приборе VARIO EL III. Применение профильного подхода к изучению химического состава почв помогло установить среднеглубинные и глубокие надмерзлотные максимумы накопления приоритетных неорганических токсикантов и других тяжелых металлов. Это связано, скорее всего, с развитием двух групп почвенных процессов: