2. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд.
дом ГУ ВШЭ, 2008.
3. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2008.
4. Бадарч, Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б.А. Сазонов. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007.
5. Михайлов, О. «Подводные камни» рейтинговой системы // Высшее образование в России. - 2008. - №8.
6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т.1.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 613.863
М.Н. Даначева, соискатель РУДН; В.А Назаров, со-искатель РУДН; В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
В статье рассмотрены воздействия комплекса факторов (экологические и социально-гигиенические) на психофизиологическое состояние детской популяции в условиях мегаполиса. Проанализирован вклад данных факторов на адаптацию школьников в условиях г. Москвы. Рассмотрены различные уровни адаптационных процессов учащихся московских школ в разных экологических условиях проживания мегаполиса.
Ключевые слова: адаптация детской популяции, учащиеся школ, дизадаптация, мегаполис, психофизиологическое состояние.
Психическое, физическое и духовное здоровье человека рождается, формируется и развивается в детском возрасте, которое в последние годы показывает значимое ухудшение показателей психосоматического развития детей и подростков, рост распространенности хронических заболеваний, психических расстройств и девиаций [1; 2; 3]. В этой связи важно понять причины нарушения здоровья детей и подростков в условиях отдельных территорий России и, прежде всего, в городах-мегаполисах.
Изучению психофизиологического состояния здоровья детей, проживающих в условиях мегаполисов, посвящено немало работ [4; 5; 6], однако большая часть исследований опираются на данные официальной статистики. Представленные результаты научных исследований в большинстве случаев носят констатирующий и описательный характер без всесторонней оценки факторов риска для популяции детского населения. В то же время ощущается недостаток комплексных исследований, с учетом факторов риска различного происхождения [7; 8].
Таким образом, своевременное выявление у детей и подростков отклонений психофизиологического состояния станет важной подмогой в мероприятиях по профилактике и укреплению психического и физического здоровья в популяции детского населения в условиях мегаполиса.
Исходя из поставленной проблематики, целью нашей исследовательской работы стала попытка проведения экологогигиенического мониторинга факторов риска у школьников, проживающих в условиях мегаполиса.
Исследование проводилось в несколько этапов. Вначале была проведена гигиеническая оценка условий и образа жизни всей изучаемой совокупности школьников трех образовательных школ, расположенных в разных районах г. Москвы (юго-запад, юго-восток и восток).
Далее проводилась гигиеническая оценка внутришколь-ной среды обследованных школ, включающая оценку учебновоспитательного процесса при традиционной форме обучения, в которой выявлялись дети и подростки с психогенными формами школьной дизадаптации, сравнивались их гигиенические показатели с аналогичными показателями учащихся контрольной группы на территории с благополучной экологической обстановкой. В дальнейшем была проведена математическая обработка полученных результатов для ранговой оценки факторов риска развития психогенных форм школьной диза-даптации.
Необходимо отметить, что экологическая обстановка Москвы имеет разный уровень экологического благополучия.
Так район юго-востока столицы характеризуется как один из самых загрязненных в Москве. На качество атмосферного воздуха здесь в основном влияют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод.
Восточный район Москвы в целом характеризуется по уровню загрязнения как средний.
Юго-западный округ один из самых чистых территорий в Москве. Район нашего исследования - район «Теплый стан». На территории округа не имеется особо крупных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Методы исследования. Комплексная оценка условий обучения в общеобразовательных учреждениях проводилась по методике А.Г. Сухарева, Л.Я. Каневской (2002) с учетом совокупности показателей, отражающих состояние внутришколь-ной среды общеобразовательных учреждений и учебновоспитательного процесса обучения с применением ранговой шкалы трудности предметов И.Г. Сивкова (1975). Степень соответствия показателей требованиям СанПин 2.4.2. - 1178 -02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» выражалась в баллах.
Для оценки условий и образа жизни детей и подростков применялся опросно-анкетный метод. При этом использовались анкета по изучению факторов риска психогенных форм школьной дизадаптации детей и подростков, представляющая собой переработанную и дополненную нами анкету изучения экологических и психосоциальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей.
Для оценки адаптационных свойств личности учащихся применялся тест МЛО (многофакторный личностный опросник) в компьютерном варианте.
Эмоциональное состояние школьников изучалось по показателям тревожности и депрессии. Для оценки тревожности у учащихся младших классов применялась детская шкала проявлений тревожности (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), разработанная A. Castenada et. al. (1956), адаптированная А.М. Прихожан (1994). Выявление ситуативной и личностной тревожности проводилась по опроснику Спилбергера-Ханина.
Оценка достоверности различий средних и относительных величин проводилась при помощи критерия Стьюдента (t) и критерия уровня значимости (р). Для оценки риска возникновения психогенных форм школьной дизадаптации у детей и подростков с пограничными нервно - психическими расстройствами применялся метод регрессионного анализа. Обработка статистических данных проводилась с использованием программ Microsoft Exel 5.0, Statistica 5.5.
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе полученных данных была выявлена (выборке 3-х школ составила 1236 учащихся, возраст 6-17 лет) опасность для здоровья обучающихся, которая в значительной степени обусловлена нерациональной организацией учебновоспитательного процесса.
Изучение учебных планов и расписаний учебных занятий показало, что лишь чуть больше половины случаев (53,2%) учебная нагрузка школ соответствует требованиям СанПин 2.4.2.1178 - 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Нами было отмечено, что в обследованных школах при составлении расписания не учитывается биоритмологический оптимум хода суточной работоспособности учащихся. Часто в исследуемых школах встречается несоответствие расписания динамике недельной работоспособности учащихся. Выявлено несоответствие учебно-воспитательного процесса таким критериальным признакам, как «Соответствие программ, технологий, учебных планов, дневной и недельной нагрузки гигиеническим рекомендациям», «Организация физкультурных пауз (физкультминуток) в середине занятия».
Помимо факторов внутришкольной среды были изучены условия жизни школьников. Установлено, что 92,1±0,3% детей и подростков проживают в типовых многоквартирных домах, где на одного человека площадь составляет около 12м2. Несмотря на то, что большинство обследованных школьников проживают в благоустроенных домах, бытовые условия их нельзя признать оптимальными. Это связано с тем, что у многих из них отсутствует отдельная детская комната, а у каждого пятого школьника даже нет своего определенного места для занятий. При этом 62,4±0,3% обследуемых детей живут в благоустроенных домах, расположенных рядом с автомагистралями (юго-восток).
Важно отметить, что по всем показателям проявления школьной дизадаптации по психофизиологическим и психологическим показателям достоверно чаще встречалось у уча-
щихся, проживающих в экологически неблагоприятном районе г. Москвы (юго-восток).
Анкета по изучению факторов риска психогенных форм школьной дизадаптации детей и подростков, базирующаяся на изучении экологических и психосоциальных причин показало достаточно высокую долю (71,3%) дизадаптированных учеников, для которых характерны выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные, психосоматические нарушения, патохарактерологическое развитие личности (акцентуация). Существенным в этих нарушениях является феноменологическая связь со школой, которая влияет на формирование личности ребенка. Во многих случаях (78%) школьная дизадаптация проявляется в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных отклонений, повышенного уровня школьной тревожности.
При исследовании ситуативной и личностной тревожности (Спилбергера-Ханина) у школьников было выявлена высокая степень ситуативной тревожности в начальной и старшей школы. Состояние тревожности часто проявлялось в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости.
При оценке характеристик сердечного ритма (кардиорит-мографических показателей) у школьников пубертатного возраста показало, что в покое средняя длительность RR-интервалов находится на верхней границе условной нормы, свойственной смешанному эйтоническому типу регуляции. При оценке нейро-динамического вегетативного регулирования с помощью кардиоинтервалографии по P.M. Баевскому оказалось, что в 65,2% случаях имел место исходный вегетативный тонус по гиперсимпатикотоническому типу (резкое увеличение сердцебиения, повышение артериального давления), в 16,7% случаях выявлен ваготонический тип регуляции (резкое уменьшение сердцебиения, одышка, тошнота, бледность, обильный пот, боли в сердце) и только в 18,1% - эйтонический (нормальный) тип. Нормальную реактивность сердечнососудистой системы имели 19,9% подростков. Поданным велоэргометрии в 83,3% случаев наблюдалась низкая толерантность к физической нагрузке и в 45,6% случаев установлен неблагоприятный тип гемодинамики - гипокинетический.
При выполнении активной ортостатической пробы у школьников частота пульса в среднем увеличивается на 32%, величина амплитуды моды - в 1,6 раза, тогда как индекс напряжения рос на 87%. Величина этих изменений свидетельствует об умеренной активации систем вегетативногуморального обеспечения в ответ на функциональную нагрузку, вероятно, из-за их низкого адаптивного резерва.
Таким образом, было выявлено значимое влияние комплекса факторов (экологических и гигиенических) на психофизиологическое состояние популяции школьников в условиях мегаполиса. Среди гигиенических факторов большое значение, влияющее на психическое и физиологическое здоровье школьников, играла оценка внутришкольной среды обитания и условия жизни школьников, которые в районах с экологическим загрязнением имели тенденцию увеличения процента психосоматических отклонений среди популяции детского населения.
Только каждый пятый школьник имел нормальной уровень работы сердечнососудистой системы (19,9%). В большинстве случаев (83,3%) выявлена низкая устойчивость к физической нагрузке и практически половины испытуемых (45,6%) показали низкую физическую активность. Все эти данные свидетельствует о умеренной активации систем веге-
тативно-гуморального обеспечения в ответ на функциональ- лучного психофизического развития детей и подростков в ную нагрузку и служат прогностической оценкой преблагопо- условиях мегаполиса.
Библиографический список
1. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков. - М., Медицина, 2003.
2. Eaman, M.K. The effects of poverty on children’s socioemotional development: an ecological systems analysis // Sol. Work. - 2001. - Vol. 46. - №7.
3. Largo, R.H., Caflisch J.A., Hug F. Neuromotor development from 5-18 years // Dev. Med.Child. Neurol. - 2001. - Vol. 43. - №7.
4. Кучма, В.Р. Мегаполис: некоторые гигиенические проблемы. - М.: Издатель РЦЗД РАМН. - 2002.
5. Сухарев, А.Г. Организация мониторинга состояния здоровья и факторов риска детского населения г. Москвы / Сухарев А.Г., Шелонина О.А., Рябова Л.В. и др. // ЗНиСО, РосРИАЦ. - М. - 2003. - № 9.
6. Школьные учреждения. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН2.4.2. - 1178 - 02.
7. Маймулов, В.Г. Адаптация организма к действию экологических факторов на клеточном и субклеточном уровнях / В.Г. Маймулов, А.А. Пузы-рев, В.Ф. Иванова: Морфология, 2007. - Том 112. - № 4.
8. Онищенко, Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Г.Г. Онищенко, С.М. Новиков, Ю.А. Рахманин [и др.]. - М., 2002.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 159.922
Е.В. Маликова, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
В статье представлены результаты экспериментальной работы, связанной с изучением ответственности как системного свойства личности и исследованием особенностей его проявления у подростков с различной личностной направленностью.
Ключевые слова: ответственность, направленность личности,
Совершенствование системы образования на современном этапе ее развития связано с внедрением различных инновационных и развивающих программ обучения, что с одной стороны приводит к увеличению требований со стороны учителей, а с другой к усилению ответственности, которая возлагается на школьников-подростков.
Ответственность, по мнению многих ученых, является личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует высший уровень развития человека, его личностную и социальную зрелость [1; 2; 3]. Наиболее сенситивным в плане становления и развития ответственности является критический с точки зрения становления личности подростковый возраст [3; 4]. На его протяжении должны сформироваться сложные механизмы, знаменующие переход от внешней детерминации к внутренней саморегуляции поведения и деятельности личности.
Подросток в силу формирующегося чувства «взрослости» стремится приобрести такие умения и качества, которые будут характеризовать его как взрослого человека. Одним из таких качеств, степень проявления и уровень развития которого могут выступать критериями личностного роста растущего человека в период перехода из подросткового в юношеский возраст является ответственность, важнейшая характеристика социально зрелой личности. В повседневной практике ответственным считается тот подросток, который благодаря ярко выраженной внутренней саморегуляции умеет мобилизиро-ваться, определять приоритеты, тщательно продумывать и добросовестно подходить к выполнению любых дел. Наличие данных характеристик, как правило, способствует успешному освоению учебных предметов и более высокой успеваемости в школе. Таким образом, развитие ответственности подростков
целостная структура ответственности.
должно являться одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений в плане организации учебно-воспитательного процесса.
Для более продуктивного решения вопросов, связанных с развитием ответственности, необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах и факторах, определяющих реализацию данного свойства.
Направленность является основной системообразующей, стержневой характеристикой, базовой составляющей структуры личности [5], которая не просто соотносится с ее потреб-ностно-мотивационной сферой и кругом интересов, но и предопределяет их, оказывая при этом воздействие на выполняемую в соответствии с потребностями и интересами деятельность и тем самым, регулируя поведение человека, в том числе и ответственное.
Основой нашего исследования стало определение специфики проявления ответственности подростков с различной направленностью личности.
Для определения направленности личности как обобщенной категории использовался опросник Б. Басса «Направленность личности». После выполнения подростками данной методики с помощью ключа были обработаны результаты. На их основе подростки (62 респондента) были распределены в три группы (в зависимости от доминирующей направленности личности): 1 группа - 22 подростка (35,5%) с направленностью на себя - «Я»; 2 группа - 23 подростка (37,1%) с направленностью на общение - «О»; 3 группа - 17 подростков (27,4%) с направленностью на дело - «Д».
На следующем этапе осуществлялось изучение ответственности подростков с различной направленностью личности. С этой целью в каждой из групп был проведен «Тест сужде-