Научная статья на тему 'Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса'

Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ДИЗАДАПТАЦИЯ / МЕГАПОЛИС / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ADAPTATION OF CHILDREN'S POPULATION / PUPILS OF SCHOOLS / DYSADAPTATION / A MEGACITY / A PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даначева М. Н., Назаров В. А., Глебов В. В.

В статье рассмотрены воздействия комплекса факторов (экологические и социально-гигиенические) на психофизиологическое состояние детской популяции в условиях мегаполиса. Проанализирован вклад данных факторов на адаптацию школьников в условиях г. Москвы. Рассмотрены различные уровни адаптационных процессов учащихся московских школ в разных экологических условиях проживания мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даначева М. Н., Назаров В. А., Глебов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ECOLOGICAL AND HYGIENIC FACTORS ON THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF SCHOOLBOYS IN THE CONDITIONS OF THE MEGACITY

In article influences of a complex factor (ecological and socially-hygienic) on a psychophysiological condition of children's population in the conditions of a megacity are considered. The contribution of the given factors on adaptation of schoolboys in the conditions of Moscow is analyzed. Various levels of adaptable processes of pupils of the Moscow schools in different ecological conditions of residing of a megacity are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса»

2. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд.

дом ГУ ВШЭ, 2008.

3. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2008.

4. Бадарч, Д. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография / Д. Бадарч, Б.А. Сазонов. - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве; ТЕИС, 2007.

5. Михайлов, О. «Подводные камни» рейтинговой системы // Высшее образование в России. - 2008. - №8.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т.1.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 613.863

М.Н. Даначева, соискатель РУДН; В.А Назаров, со-искатель РУДН; В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

В статье рассмотрены воздействия комплекса факторов (экологические и социально-гигиенические) на психофизиологическое состояние детской популяции в условиях мегаполиса. Проанализирован вклад данных факторов на адаптацию школьников в условиях г. Москвы. Рассмотрены различные уровни адаптационных процессов учащихся московских школ в разных экологических условиях проживания мегаполиса.

Ключевые слова: адаптация детской популяции, учащиеся школ, дизадаптация, мегаполис, психофизиологическое состояние.

Психическое, физическое и духовное здоровье человека рождается, формируется и развивается в детском возрасте, которое в последние годы показывает значимое ухудшение показателей психосоматического развития детей и подростков, рост распространенности хронических заболеваний, психических расстройств и девиаций [1; 2; 3]. В этой связи важно понять причины нарушения здоровья детей и подростков в условиях отдельных территорий России и, прежде всего, в городах-мегаполисах.

Изучению психофизиологического состояния здоровья детей, проживающих в условиях мегаполисов, посвящено немало работ [4; 5; 6], однако большая часть исследований опираются на данные официальной статистики. Представленные результаты научных исследований в большинстве случаев носят констатирующий и описательный характер без всесторонней оценки факторов риска для популяции детского населения. В то же время ощущается недостаток комплексных исследований, с учетом факторов риска различного происхождения [7; 8].

Таким образом, своевременное выявление у детей и подростков отклонений психофизиологического состояния станет важной подмогой в мероприятиях по профилактике и укреплению психического и физического здоровья в популяции детского населения в условиях мегаполиса.

Исходя из поставленной проблематики, целью нашей исследовательской работы стала попытка проведения экологогигиенического мониторинга факторов риска у школьников, проживающих в условиях мегаполиса.

Исследование проводилось в несколько этапов. Вначале была проведена гигиеническая оценка условий и образа жизни всей изучаемой совокупности школьников трех образовательных школ, расположенных в разных районах г. Москвы (юго-запад, юго-восток и восток).

Далее проводилась гигиеническая оценка внутришколь-ной среды обследованных школ, включающая оценку учебновоспитательного процесса при традиционной форме обучения, в которой выявлялись дети и подростки с психогенными формами школьной дизадаптации, сравнивались их гигиенические показатели с аналогичными показателями учащихся контрольной группы на территории с благополучной экологической обстановкой. В дальнейшем была проведена математическая обработка полученных результатов для ранговой оценки факторов риска развития психогенных форм школьной диза-даптации.

Необходимо отметить, что экологическая обстановка Москвы имеет разный уровень экологического благополучия.

Так район юго-востока столицы характеризуется как один из самых загрязненных в Москве. На качество атмосферного воздуха здесь в основном влияют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод.

Восточный район Москвы в целом характеризуется по уровню загрязнения как средний.

Юго-западный округ один из самых чистых территорий в Москве. Район нашего исследования - район «Теплый стан». На территории округа не имеется особо крупных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Методы исследования. Комплексная оценка условий обучения в общеобразовательных учреждениях проводилась по методике А.Г. Сухарева, Л.Я. Каневской (2002) с учетом совокупности показателей, отражающих состояние внутришколь-ной среды общеобразовательных учреждений и учебновоспитательного процесса обучения с применением ранговой шкалы трудности предметов И.Г. Сивкова (1975). Степень соответствия показателей требованиям СанПин 2.4.2. - 1178 -02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» выражалась в баллах.

Для оценки условий и образа жизни детей и подростков применялся опросно-анкетный метод. При этом использовались анкета по изучению факторов риска психогенных форм школьной дизадаптации детей и подростков, представляющая собой переработанную и дополненную нами анкету изучения экологических и психосоциальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей.

Для оценки адаптационных свойств личности учащихся применялся тест МЛО (многофакторный личностный опросник) в компьютерном варианте.

Эмоциональное состояние школьников изучалось по показателям тревожности и депрессии. Для оценки тревожности у учащихся младших классов применялась детская шкала проявлений тревожности (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), разработанная A. Castenada et. al. (1956), адаптированная А.М. Прихожан (1994). Выявление ситуативной и личностной тревожности проводилась по опроснику Спилбергера-Ханина.

Оценка достоверности различий средних и относительных величин проводилась при помощи критерия Стьюдента (t) и критерия уровня значимости (р). Для оценки риска возникновения психогенных форм школьной дизадаптации у детей и подростков с пограничными нервно - психическими расстройствами применялся метод регрессионного анализа. Обработка статистических данных проводилась с использованием программ Microsoft Exel 5.0, Statistica 5.5.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе полученных данных была выявлена (выборке 3-х школ составила 1236 учащихся, возраст 6-17 лет) опасность для здоровья обучающихся, которая в значительной степени обусловлена нерациональной организацией учебновоспитательного процесса.

Изучение учебных планов и расписаний учебных занятий показало, что лишь чуть больше половины случаев (53,2%) учебная нагрузка школ соответствует требованиям СанПин 2.4.2.1178 - 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Нами было отмечено, что в обследованных школах при составлении расписания не учитывается биоритмологический оптимум хода суточной работоспособности учащихся. Часто в исследуемых школах встречается несоответствие расписания динамике недельной работоспособности учащихся. Выявлено несоответствие учебно-воспитательного процесса таким критериальным признакам, как «Соответствие программ, технологий, учебных планов, дневной и недельной нагрузки гигиеническим рекомендациям», «Организация физкультурных пауз (физкультминуток) в середине занятия».

Помимо факторов внутришкольной среды были изучены условия жизни школьников. Установлено, что 92,1±0,3% детей и подростков проживают в типовых многоквартирных домах, где на одного человека площадь составляет около 12м2. Несмотря на то, что большинство обследованных школьников проживают в благоустроенных домах, бытовые условия их нельзя признать оптимальными. Это связано с тем, что у многих из них отсутствует отдельная детская комната, а у каждого пятого школьника даже нет своего определенного места для занятий. При этом 62,4±0,3% обследуемых детей живут в благоустроенных домах, расположенных рядом с автомагистралями (юго-восток).

Важно отметить, что по всем показателям проявления школьной дизадаптации по психофизиологическим и психологическим показателям достоверно чаще встречалось у уча-

щихся, проживающих в экологически неблагоприятном районе г. Москвы (юго-восток).

Анкета по изучению факторов риска психогенных форм школьной дизадаптации детей и подростков, базирующаяся на изучении экологических и психосоциальных причин показало достаточно высокую долю (71,3%) дизадаптированных учеников, для которых характерны выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные, психосоматические нарушения, патохарактерологическое развитие личности (акцентуация). Существенным в этих нарушениях является феноменологическая связь со школой, которая влияет на формирование личности ребенка. Во многих случаях (78%) школьная дизадаптация проявляется в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных отклонений, повышенного уровня школьной тревожности.

При исследовании ситуативной и личностной тревожности (Спилбергера-Ханина) у школьников было выявлена высокая степень ситуативной тревожности в начальной и старшей школы. Состояние тревожности часто проявлялось в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости.

При оценке характеристик сердечного ритма (кардиорит-мографических показателей) у школьников пубертатного возраста показало, что в покое средняя длительность RR-интервалов находится на верхней границе условной нормы, свойственной смешанному эйтоническому типу регуляции. При оценке нейро-динамического вегетативного регулирования с помощью кардиоинтервалографии по P.M. Баевскому оказалось, что в 65,2% случаях имел место исходный вегетативный тонус по гиперсимпатикотоническому типу (резкое увеличение сердцебиения, повышение артериального давления), в 16,7% случаях выявлен ваготонический тип регуляции (резкое уменьшение сердцебиения, одышка, тошнота, бледность, обильный пот, боли в сердце) и только в 18,1% - эйтонический (нормальный) тип. Нормальную реактивность сердечнососудистой системы имели 19,9% подростков. Поданным велоэргометрии в 83,3% случаев наблюдалась низкая толерантность к физической нагрузке и в 45,6% случаев установлен неблагоприятный тип гемодинамики - гипокинетический.

При выполнении активной ортостатической пробы у школьников частота пульса в среднем увеличивается на 32%, величина амплитуды моды - в 1,6 раза, тогда как индекс напряжения рос на 87%. Величина этих изменений свидетельствует об умеренной активации систем вегетативногуморального обеспечения в ответ на функциональную нагрузку, вероятно, из-за их низкого адаптивного резерва.

Таким образом, было выявлено значимое влияние комплекса факторов (экологических и гигиенических) на психофизиологическое состояние популяции школьников в условиях мегаполиса. Среди гигиенических факторов большое значение, влияющее на психическое и физиологическое здоровье школьников, играла оценка внутришкольной среды обитания и условия жизни школьников, которые в районах с экологическим загрязнением имели тенденцию увеличения процента психосоматических отклонений среди популяции детского населения.

Только каждый пятый школьник имел нормальной уровень работы сердечнососудистой системы (19,9%). В большинстве случаев (83,3%) выявлена низкая устойчивость к физической нагрузке и практически половины испытуемых (45,6%) показали низкую физическую активность. Все эти данные свидетельствует о умеренной активации систем веге-

тативно-гуморального обеспечения в ответ на функциональ- лучного психофизического развития детей и подростков в ную нагрузку и служат прогностической оценкой преблагопо- условиях мегаполиса.

Библиографический список

1. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков. - М., Медицина, 2003.

2. Eaman, M.K. The effects of poverty on children’s socioemotional development: an ecological systems analysis // Sol. Work. - 2001. - Vol. 46. - №7.

3. Largo, R.H., Caflisch J.A., Hug F. Neuromotor development from 5-18 years // Dev. Med.Child. Neurol. - 2001. - Vol. 43. - №7.

4. Кучма, В.Р. Мегаполис: некоторые гигиенические проблемы. - М.: Издатель РЦЗД РАМН. - 2002.

5. Сухарев, А.Г. Организация мониторинга состояния здоровья и факторов риска детского населения г. Москвы / Сухарев А.Г., Шелонина О.А., Рябова Л.В. и др. // ЗНиСО, РосРИАЦ. - М. - 2003. - № 9.

6. Школьные учреждения. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН2.4.2. - 1178 - 02.

7. Маймулов, В.Г. Адаптация организма к действию экологических факторов на клеточном и субклеточном уровнях / В.Г. Маймулов, А.А. Пузы-рев, В.Ф. Иванова: Морфология, 2007. - Том 112. - № 4.

8. Онищенко, Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Г.Г. Онищенко, С.М. Новиков, Ю.А. Рахманин [и др.]. - М., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 159.922

Е.В. Маликова, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты экспериментальной работы, связанной с изучением ответственности как системного свойства личности и исследованием особенностей его проявления у подростков с различной личностной направленностью.

Ключевые слова: ответственность, направленность личности,

Совершенствование системы образования на современном этапе ее развития связано с внедрением различных инновационных и развивающих программ обучения, что с одной стороны приводит к увеличению требований со стороны учителей, а с другой к усилению ответственности, которая возлагается на школьников-подростков.

Ответственность, по мнению многих ученых, является личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует высший уровень развития человека, его личностную и социальную зрелость [1; 2; 3]. Наиболее сенситивным в плане становления и развития ответственности является критический с точки зрения становления личности подростковый возраст [3; 4]. На его протяжении должны сформироваться сложные механизмы, знаменующие переход от внешней детерминации к внутренней саморегуляции поведения и деятельности личности.

Подросток в силу формирующегося чувства «взрослости» стремится приобрести такие умения и качества, которые будут характеризовать его как взрослого человека. Одним из таких качеств, степень проявления и уровень развития которого могут выступать критериями личностного роста растущего человека в период перехода из подросткового в юношеский возраст является ответственность, важнейшая характеристика социально зрелой личности. В повседневной практике ответственным считается тот подросток, который благодаря ярко выраженной внутренней саморегуляции умеет мобилизиро-ваться, определять приоритеты, тщательно продумывать и добросовестно подходить к выполнению любых дел. Наличие данных характеристик, как правило, способствует успешному освоению учебных предметов и более высокой успеваемости в школе. Таким образом, развитие ответственности подростков

целостная структура ответственности.

должно являться одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений в плане организации учебно-воспитательного процесса.

Для более продуктивного решения вопросов, связанных с развитием ответственности, необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах и факторах, определяющих реализацию данного свойства.

Направленность является основной системообразующей, стержневой характеристикой, базовой составляющей структуры личности [5], которая не просто соотносится с ее потреб-ностно-мотивационной сферой и кругом интересов, но и предопределяет их, оказывая при этом воздействие на выполняемую в соответствии с потребностями и интересами деятельность и тем самым, регулируя поведение человека, в том числе и ответственное.

Основой нашего исследования стало определение специфики проявления ответственности подростков с различной направленностью личности.

Для определения направленности личности как обобщенной категории использовался опросник Б. Басса «Направленность личности». После выполнения подростками данной методики с помощью ключа были обработаны результаты. На их основе подростки (62 респондента) были распределены в три группы (в зависимости от доминирующей направленности личности): 1 группа - 22 подростка (35,5%) с направленностью на себя - «Я»; 2 группа - 23 подростка (37,1%) с направленностью на общение - «О»; 3 группа - 17 подростков (27,4%) с направленностью на дело - «Д».

На следующем этапе осуществлялось изучение ответственности подростков с различной направленностью личности. С этой целью в каждой из групп был проведен «Тест сужде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.