Научная статья на тему 'Влияние средовых факторов на психо-эмоциональное состояние младших школьников'

Влияние средовых факторов на психо-эмоциональное состояние младших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
385
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / МЕГАПОЛИС / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидельникова Наталья Юрьевна

Рассматривается влияние комплекса средовых факторов на психо -эмоциональное состояние и адаптационные процессы младших школьников в условиях столичного мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сидельникова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние средовых факторов на психо-эмоциональное состояние младших школьников»

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Сидельникова Наталья Юрьевна, зав. Лаборатории Экологической психологии кафедры экологии человека экологического факультета Российского университета дружбы народов г. Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация. Рассматривается влияние комплекса средовых факторов на психо -эмоциональное состояние и адаптационные процессы младших школьников в условиях столичного мегаполиса.

Ключевые слова: младшие школьники, окружающая среда, мегаполис, психо-эмоциональная сфера

Изучение особенностей адаптации человека к факторам окружающей среды в вследствие роста загрязнения природы и ухудшению слаженной работы психофункциональных систем индивида является важной и актуальной задачей науки и общества [1, c.24; 2, c.87; 3, c.84]. Вместе с ухудшением экологического состояния окружающей среды отмечается и мощный рост стрессогенных факторов современной жизни: процессы урбанизации, психоинформационные перегрузки, острая нехватка времени и т.д. [4, c.72;5, c. 69; 6, c.25].

В настоящее время в доступной форме есть достаточное количество данных о воздействии отдельных факторов среды, которые влияют на адаптационные процессы детей младшего школьного возраста. Однако по-прежнему мало исследований, которые рассматриваются с позиции комплексного, системного подхода, где учитываются факторы окружающей среды, воздействующие на организм человека [7, c.110]. К такому комплексному подходу мы можем отнести междисциплинарные подходы и методы, которые изучают воздействие био-социальных факторов на приспособительные реакции организма младшего школьника [8, c. 286; 9, c.236; 10 c. 226]. Организация и методы исследования. Предварительное изучение (анкетирование и психофизиологическое тестирование) исследуемой выборки младших школьников и их родителей позволило разбить учащихся на 4 подгруппы (3 экспериментальные, сравниваемые группы и одна контрольная сравниваемая группа)

Экспериментальная группа. Общий количественный состав экспериментальной группы составили 113 детей младшего возраста - 51 мальчик и 62 девочки, возраста от 7,3 лет до 11,1 лет. В первую подгруппу (Э1, n=62) вошли дети, проживающие в Юго-Восточном административном округе (ЮВАО), имеющий достаточно высокий уровень шумовой нагрузки (67-88 дБ) и химическое загрязнение атмосферного воздуха (превышение ПДК по оксиду

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

углерода, окислам азота, фенолу, формальдегиду, взвешенным веществам, углеводородам). Помимо экологического воздействия в этой подгруппе было выявлено неблагоприятное влияние социальной среды (низкий социально-экономический статус семей младших школьников). Вторая подгруппа (Э2, n=23) имела достаточно высокий социально-экономический статус (хороший материальный достаток и жилищные условия) и проживала также в ЮВАО. В третью подгруппу экспериментальной группы вошла часть младших школьников (Э3, n=28) из Юго-Западного административного округа (ЮЗАО), которая имела низкий социально-экономический статус (низкая зарплата родителей, неполная семья, безработные, асоциальность отношений в диаде «родитель-ребенок» и т.д.), но проживали в благоприятных экологических условиях.

Контрольная группа была также из ЮЗАО. Средовые условия данной группы были благоприятными как в экологическом так и в социальном плане. В группу вошли 49 детей -21 мальчик и 28 девочек, возраста от 7,6 лет до 10,7 лет. Количественное распределение детей младшего школьного возраста по группам и округам Москвы приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение младших школьников экспериментальной и контрольной

групп в зависимости от средовых условий проживания столичного _мегаполиса (п=162)_

Экспериментальная группа Контрольная группа

Неблагоприятная экологическая и социальная среда Неблагоприятная экологическая и благоприятная социальная среда Неблагоприятная социальная среда и благоприятная экологическая среда Благоприятная экологическая и социальная среда Всего

Э1 (Э-,С-) Э2 (Э-,С+) Э3 (Э+,С-) К (Э+,С+)

62 23 28 49 162

113 49 162

Исследование было добровольным, анонимным и не ущемляло права родителей и детей.

Методы исследования. Проведение исследования младших школьников проводилось как в групповом, так и индивидуальном порядке в знакомой доброжелательной обстановке школы. Тестирование проходило во второй половине дня. Тестирование начиналось с установления контакта с группой, с определения эмоционального состояния младших школьников, выявления у них мотивации, интереса к занятиям, готовности включиться в работу и т.д. Все

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

обследование проводилось в два этапа с перерывом, каждый из этапов занимал не более часа.

Для статистической обработки результатов исследования использовались стандартные статистические методы: дисперсионный однофакторный анализ, метод ранговой корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента. Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программ StatSoft Statistica 6.0. Сравнительный анализ полученных результатов по тестовым заданиям основной и контрольной группы младших школьников проверялась с помощью t-критерия Стьюдента. При этом вычислялся уровень статистической значимости (p) сравниваемых параметров. На уровне значимости р < 0.05 различия считались достоверными.

Влияние факторов среды на психофункциональное состояние младших школьников оценивалось методом однофакторного дисперсионного анализа One-way ANOVA. Влияние считалось значимым при р < 0,05.

Полученные результаты и обсуждение. ЮВАО — один из 12 административных округов города Москвы. Площадь ЮВАО -11176,0 км2, что составляет 10,9 % от площади всей столицы. Население на 2010 год составила 1 313 848 чел, что составляет 11,4 % населения Москвы.

Юго-Восток Москвы исторически был рабочей окраиной. Здесь сосредоточен большой промышленный потенциал: Московский нефтеперерабатывающий завод, автозавод «Автофрамос» (бывший АЗЛК) и многие другие. В связи с этим, а также с традиционной для Москвы западной розой ветров, Юго-Восточный округ официально относят к экологически неблагоприятным территориям, несмотря на расположение зелёных зон, крупных парков и скверов: Кузьминки — Люблино, Лефортово, Парк имени 850-летия Москвы и др.

ЮЗАО находится на юго-западе Москвы. Округ занимает территорию площадью около 111,4 км2. Общая численность жителей округа по данным переписи населения 2010 года — 1 366 282 человека, что составляет 11,9 % населения Москвы. Юго-Западный — четвёртый по количеству населения округ Москвы.

Официально ЮЗАО относится к экологически «чистым» районам Москвы (Доклад. Экология Москвы http://protown.ru/russia/city/articles/2856.html, дата обращения 20.10.2013).

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

Сравнительный анализ психоэмоциональной сферы младших школьников, проживающих в разных средовых условиях г. Москвы

Для выявления средовых влияний на психоэмоциональное состояние младших школьников, проживающих в разных округах Москвы, было проведено тестирование уровня тревожности.

Уровень тревожности младших школьников Тест тревожности (Р. Томмл, М.Дорки, В.Амен). Сравнительный анализ уровней тревожности детей младшего школьного возраста, проживающих на территориях с разными средовыми условиями, показал следующую картину (рис. 1).

60 50 40 30 20 10 0

Пониженная тревожность

29,5 28,7

17,4 18,2

in- Т 10.2^

в

31

32

33 К

Средний уровень

Повышенная тревожность

Высокая тревожность

Рис. 1. Среднегрупповые показатели (в %) тревожности детей младшего школьного возраста в зависимости от средовых условий столичного мегаполиса (п=162)

Сравнивая экспериментальную Э1 (Э-;С-) и контрольную К (Э+;С+) группы можно отметить, что сочетание средовых факторов (неблагоприятная экологическая и социальная среда и наоборот) по-разному влияет на тревожность младших школьников. В экспериментальной (Э1) группе отмечается рост и большой процент встречаемости младших школьников по тревожности. Так начиная с уровня «средний» и заканчивая уровнем «высокий» зафиксированы такие результаты: 28,8%, 39,7% и 18,2% соответственно. В контрольной группе младших школьников отмечается

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

обратная тенденция по тревожности: 43,1%, 17,4% и 8,8% соответственно. Различия между показателями экспериментальной Э1 (Э-;С-) и контрольной К (Э+;С+) групп по тревожности были значимы (р=0,0000). Также статистический анализ по непараметрическому критерию Крускала-Уоллиса (Kruskal-WalHs) показал (рис. 2) значимые различия между группами: контрольной К (Э+;С+) и экспериментальной Э2 (Э-;С+); контрольной К (Э+;С+) и экспериментальной Э3 (Э+;С) р=0,0002 и р=0,0003 соответственно.

Вывод. Таким образом, изучение официальных источников (Росприроднадзор), контролирующего состояние окружающей среды исследуемых районов Москвы (Юго-Западный и Юго-Восточный административные округа) показало разный уровень антропогенного воздействия на данных территориях. Так большая часть Юго-Западного административного округа была отнесена к экологически «чистой» территории Москвы. По тем же источникам территория Юго-Восточного административного округа по антропогенному воздействию была отнесена к экологически «грязным» территориям столицы.

В зависимости от уровня и сочетания комплекса факторов окружающей среды, воздействующие на детей младшего школьного возраста были выявлены 3 группы младших школьников, которые отличались по работе психо-эмоциональной сферы.

При совместном воздействии неблагоприятной экологической и социальной сред отмечалось значимое ухудшение адаптационных процессов младших школьников. При различных сочетаниях неблагоприятного и благоприятного воздействия экологической и социальной среды и наоборот действия факторов среды частично нивелировалось, но оказывало воздействие на адаптационные процессы младших школьников. При благоприятном воздействии экологической и социальной сред адаптационные процессы младших школьников протекали адекватно возрастным нормам.

Библиографический список:

1. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). - Новосибирск: СО РАМН, 2002. - 230 с.

2. Глебов В.В. Оптимизация режима труда и отдыха в психофизиологической адаптации учащихся школ// Известия СГУ.Филос.Психол.Педагогика. 2014.№1. С. 87-90

3. Глебов В.В. Профилактическая и коррекционная работа по повышению адаптации детей и подростков // Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности» 2014, № 1 -С.83-91

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

4. Глебов В.В., Даначева М.Н., Сидельникова Н.Ю. Функциональное состояние школьников в условиях столичного мегаполиса. // Вестник МГПУ серия «Естественные науки» №2 (10)2012 -С. 72-80

5. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы. // Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности» 2013, № 5 -С.68-73

6. Назаров В.А, Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса //Вестник РУДН, серия «Экология и безопасность жизнедеятельности» № 5, 2012-С.24-27

7. Назаров В.А.., Глебов В.В., Даначева М.Н. Комплекс антропогенных факторов городской среды и состояние иммунной системы школьников. // Сборник научных материалов. Вторая Международная конференция «Психология человека в условиях здоровья и болезни». Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина-2012, -С.110-113

8. Сидельникова Н.Ю., Рязанцева М.А., Глебов В.В. Психологические особенности адаптационных процессов детско-подросткового населения в условиях экологии мегаполиса. //Сборник научных материалов. XV Всероссийский симпозиум с международным участием «Эколого-физиологические проблемы адаптации» М.: РУДН.,2012 -С. 285-287

9. Сидельникова Н.Ю., Рязанцева М.А., Глебов В.В. Состояние психического и физического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возрастов в условиях экологии столичного мегаполиса.//Материалы международной научно-практической конференции «Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология». 5-9 июня 2012, Барнаул: АлтГПА, 2012, -С. 236-238

10. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 146, 25 August 2014, P. 226-232

Сведение об авторе:

Сидельникова Наталья Юрьевна, зав. Лаборатории Экологической психологии кафедры экологии человека экологического факультета Российского университета дружбы народов г. Москва, Россия, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.