Научная статья на тему 'Использование скрининг-оценки уровня здоровья школьников в профилактической работе учителя'

Использование скрининг-оценки уровня здоровья школьников в профилактической работе учителя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
500
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / УЧИТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОМАТОТИП / HEALTH / PUPILS OF SCHOOLS / TEACHER / PHYSICAL DEVELOPMENT / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICES / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / SOMATOTYPE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захаренко А. С., Соколова Наталья Валерьевна, Гончарова И. Г.

В статье представлены результаты исследования, проведенного с помощью автоматизированного программного комплекса «Здоровье-экспресс». Определена роль участия самого ученика в оценке состояния его здоровья, показателей физического развития и психологических характеристик. Доказана целесообразность активного привлечения школьников к формированию программы действий по сохранению и укреплению состояния их здоровья. Показана роль профилактической работы школьного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the screening-assessment of the health level of schoolchildren in the preventive work of the teacher

In the paper there are presented results of the research performed with the aid of the automated software complex "Health Express". There was determined the role of the participation of the pupil himself in an assessment of a state of his health, indices ofphysical development and psychological characteristics. There was proved the expediency of the active involvement of schoolchildren to the shaping of the program of activities on preservation and strengthening of a state of their health. There was shown the role ofpreventive work of the school teacher.

Текст научной работы на тему «Использование скрининг-оценки уровня здоровья школьников в профилактической работе учителя»

выяснилось, что 30,5% детишек не спят днем и 44,1% детей спят менее 8 ч ночью.

Проблема здорового питания одна из самых актуальных в наши дни. Полноценное питание предусматривает потребление достаточного количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов для нормального функционирования организма в целом. Наше физическое здоровье, состояние иммунитета, долголетие, психическая гармония - все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека. Достаточно широкую распространенность имеют пищевые привычки, обусловленные потреблением так называемого пищевого мусора (чипсы, сухарики, сладкая газировка, фаст-фуд и пр.). Фруктовые соки в настоящее время редко являются таковыми, в основном это 10-30% натурального сока, остальное - пищевая химия (красители и ароматизаторы). Нами было выяснено, что 62,9% детей предпочитают сок, 5,9% ребят - сладкую газированную воду, преобладание в рационе концентратов и замороженных полуфабрикатов у 5,5% детей и 43,8% детей как минимум 1 раз в месяц посещают заведения быстрого питания. 69,9% опрошенных детей предпочитают фрукты и овощи, 75% - мясо и морепродукты.

Здоровье всей семьи определяется различными по значимости факторами и не последнее место занимает экономический фактор. На вопрос: «при улучшении материального положения, на что Вы направите появившиеся материальные ресурсы?» , 82% родителей ответили, что потратят деньги на совместный отдых с ребенком, на спортивно-оздоровительные занятия - 27,3% опрошенных, 10,9% родителей приобретут новые игрушки для своих малышей и лишь 5,5% опрошенных отметили, что потратят деньги на более нужные вещи, чем все вышеперечисленное.

Заключение

Мотивация к здоровью родителей носит довольно односторонний характер, который обусловлен в основном стремлением к выздоровлению и реабилитации. В этом случае мотивация имеет узкую направленность, касающуюся не здоровья ребенка в целом, а ограничивается стремлением к отсутствию болезни.

Литер ату р а

1. Ивардава М.И. Место иммуномодуляторов в лечении острой респираторной инфекции у часто болеющих детей. Вопросы современной педиатрии. 2011; 10(3): 103-7.

2. Крамарь Л.В., Хлыгина Ю.О. Часто болеющие дети: проблемы и пути решения. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2010; 2: 9-10.

3. Чижова В.М., Садыков И.В., Гаврилова И.С., Богатырев А.А. Роль санологической мотивации родителей в профилактике детских респираторных заболеваний. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2012; 1: 107-12.

References

1. Ivardava M. I. Use of immunomodulators in acute respiratory infection treatment in frequently ill children. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2011; 10(3): 103-7. (in Russian)

2. Kramar' L.V., Khlygina Yu.O. Often ill children: problems and solution. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinsk-ogo universiteta. 2010; 2: 9-10. (in Russian)

3. Chizhova V.M., Sadykov I.V., Gavrilova I.S., Bogatyrev A.A. A role of sanological motivation of parents in prevention of children's respiratory diseases. Vestnik Volgogradskogo gosudarstven-nogo meditsinskogo universiteta. 2012; 1: 107-12. (in Russian)

Поступила 15.06.2015

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:616-084

Захаренко А.С., Соколова Н.В., Гончарова И.Г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРИНИНГ-ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, 394045, Воронеж, Россия

В статье представлены результаты исследования, проведенного с помощью автоматизированного программного комплекса «Здоровье-экспресс». Определена роль участия самого ученика в оценке состояния его здоровья, показателей физического развития и психологических характеристик. Доказана целесообразность активного привлечения школьников к формированию программы действий по сохранению и укреплению состояния их здоровья. Показана роль профилактической работы школьного учителя.

Ключевые слова: здоровье; учащиеся школ; учитель; физическое развитие; психофизиологические показатели; здоровьесберегающие технологии; соматотип.

Для цитирования: Гигиена и санитария.2015; 94(9): 14-16.

Zakharenko A.S., Sokolova N.V., Goncharova I.G. THE USE OF THE SCREENING-ASSESSMENT OF THE HEALTH LEVEL OF SCHOOLCHILDREN IN THE PREVENTIVE WORK OF THE TEACHER

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043

In the paper there are presented results of the research performed with the aid of the automated software complex "Health Express". There was determined the role of the participation of the pupil himself in an assessment of a state of his health, indices ofphysical development and psychological characteristics. There was proved the expediency of the active involvement of schoolchildren to the shaping of the program of activities on preservation and strengthening of a state of their health. There was shown the role ofpreventive work of the school teacher.

Key words: health; pupils of schools; teacher; physical development; psychophysiological indices; health saving technologies, somatotype.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 14-16. (In Russ.) For correspondence: Natal'ja V. Sokolova, e-mail: sokoli@vmail.ru Received 15.06.15

Для корреспонденции: Соколова Наталья Валерьевна, E-mail: sokoli@vmail.ru

На современном этапе развития общества перед Россией стоит ряд актуальных вопросов, решение которых жизненно необходимо. Особую актуальность в ХХ1-м веке приобретает задача сохранения и преумножения здоровья молодого поколения граждан, потому что именно здоровье детей является фундаментом для успешного развития страны. Несомненно, что активную позицию в решении данного вопроса должно занимать само подрастающее поколение, в связи с этим особую актуальность приобретает задача привития школьникам потребности в самостоятельном здоровьесбережении.

Изучением состояния здоровья детей и подростков занимается широкий ряд специалистов: медиков, психологов, педагогов. Государством проводится целый ряд мероприятий, направленных на укрепление здоровья, однако есть сведения о продолжающемся ухудшении здоровья подрастающего поколения [1-5].

Необходимость укрепления здоровья подрастающего поколения подчеркнул в своем выступление и Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [6].

Цель работы заключалась в использовании автоматизированного комплекса «Здоровье-экспресс» в скрининг-оценке состояния здоровья школьников при внедрении элементов профилактической работы и развитии стремления учащихся к здоровому образу жизни.

Материалы и методы

Исследование было проведено в одной из школ г. Воронежа. Обследованны 51 человек в возрасте от 14 до 15 лет, из которых 27 мальчиков и 24 девочки. Исследование проводилось с использованием современного автоматизированного программного комплекса «Здоровье-экспресс», который позволяет проводить скрининг-оценку уровня психофизиологического и соматического здоровья человека с возможностью индивидуальных рекомендаций по коррекции состояния и выбору образа жизни [5]. Для оценки психического состояния школьников использовали цветопсихологический тест Люшера.

Весь ход исследования можно условно разделить на три этапа. Первый - подготовительный, продолжительностью в один месяц. В течение этого периода учителем биологии, классным руководителем, школьным психологом проведено со школьниками пять мероприятий с привлечением специалистов (анкетирование, лекция-презентация, панельная дискуссия, интерактивная игра, защита проектов, разработанных учениками) под общим названием «Здоровье и здоровый образ жизни». Второй этап - основной, в ходе которого использовали автоматизированный комплекс «Здоровье-экспресс». Он продолжался с ноября по март 2015 г. и включал в себя следующие экспериментальные блоки: изучение физического развития (измерение роста, массы тела, артериального давления, определение сома-тотипа), оценка некоторых показателей психического состояния (общего настроения, текущего поведения, уровня тревожности). Основными задачами заключительного третьего этапа было не только знакомство респондентов с результатами исследования, но и представление рекомендаций по улучшению текущего состояния физического и психологического здоровья обследованных школьников. Его продолжительность составила одну неделю, но при этом были намечены пути профилактической работы учителя как с группой учащихся, так и с их родителями.

Результаты и обсуждение

Значение первого этапа заключалось в вовлечении учащихся в обсуждение проблем формирования здоровья, актуальности здорового образа жизни. В течение месяца была организована совместная работа учителей, узких специалистов и школьников, направленная на всестороннее обсуждение вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни как в процессе уроков, так и во внеурочное время. Активная поисковая деятельность учащихся по подготовке материала для презентаций, дискуссий, а также командная работа позволила вовлечь респондентов в обсуждение данной проблемы и на высоком познавательном уровне совместно перейти в следующий этап.

Статистический анализ данных, полученных в ходе основного этапа исследования, позволяет говорить о том, что нор-

мальные темпы возрастного развития присущи большей часть изучаемой аудитории (52%). Результаты изучения соматотипа показали, что для 36% школьников характерны ускоренные темпы возрастного развития, они относятся к группе макросома-тотипа; 28% имеют нормально-ускоренные темпы возрастного развития (группа мезомакросоматотипа); у 24% выявлены нормально-замедленные темпы возрастного развития (группа мезо-микросоматотипа); 10% имеют замедленный темп возрастного развития (группа микросоматотипа). Анализ результатов оценки соматотипа у девочек и мальчиков показал, что микро- и мезо-микросоматотип преобладают у девочек, в то время как макро- и мезомакросоматотип характерны для мальчиков.

Оценка уровня тревожности показала, что уровень тревожности у 36% школьников не изменен; 60% школьников испытывают отклонение от нормы; 4% имеют ярко выраженное отклонение. В большей степени отклонения от нормы характерны для девочек. Так, сравнение групп уровня тревожности по полу показало, что в группе с нормальной тревожностью преобладают мальчики (27%); в группе с отклонением от нормального уровня тревожности - девочки (36%); в группе с выраженным отклонением тревожности соотношение между мальчиками и девочками одинаковое.

Результаты текущего состояния и настроя по данным теста Люшера: 88% школьников не имеют отклонений от нормы; 12% относятся к группе с отклонениями от нормы. Детей с ярко выраженными отклонениями текущего состояния и настроя выявлено не было. Сравнение групп текущего состояния и настроя по полу показало, что в группе с нормальным состоянием с небольшим перевесом лидировали мальчики, соотношение между мальчиками и девочками составляет 49 и 39%; в группе с отклонениями от нормального текущего состояния и настроя лидировали девочки.

С целью выявления силы взаимосвязи между изученными показателями был рассчитан коэффициент корреляции. Наибольшая зависимость была выявлена между показателями сома-тотипа и массой тела (г = 0,71). Средняя корреляция (г = 0,62) по результатам исследования была установлена между соматоти-пом и ростом; взаимосвязь между ростом и эмоциональным поведением составила 0,32. Обращает на себя внимание наличие отрицательной корреляционной зависимостью между такими показателями, как соматотип и успеваемость (г = -0,37), а также масса тела и успеваемость (г = -0,35). По-видимому, наличие отрицательной корреляционной связи может быть связано с психофизиологическими особенностями подросткового возраста.

Представляет интерес анализ результатов корреляционной зависимости в группах мальчиков и девочек. Так, для группы девочек корреляционная взаимосвязь между массой тела и сомато-типом средняя, а у мальчиков сильная (г = 0,63 и 0,72 соответственно). Взаимосвязь соматотип - тревожность сильнее у мальчиков (г = 0,5). Слабая корреляционная зависимость между показателями массы тела и текущего состояния прослеживалась в группе девочек г = 0,27, в то время как у мальчиков взаимозависимости не выявлено. Данные результаты говорят о большей взаимосвязи факторов массы тела и текущего состояния у девочек. Взаимосвязь масса тела и тревожность у мальчиков выше, чем у девочек (г = 0,26 и 0,14 соответственно).

Выявлена средняя корреляционная зависимость между показателями роста и эмоционального поведения в группе мальчиков г = 0,43, в то время как в группе девочек прослеживалась слабая взаимосвязь - г = 0,15. В среднем по группе данный показатель равен 0,32.

В рамках третьего заключительного этапа исследования мы познакомили респондентов с полученными результатами, каждому были даны рекомендации по улучшению психофизических характеристик здоровья. Особенность третьего этапа заключалась еще и в том, что школьники-участники исследования подготовили для учеников начальных классов несколько мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни, осознание необходимости сохранения и укрепления собственного здоровья.

Заключение

Данные, полученные нами в ходе основного этапа работы, позволяют сделать следующие выводы: 1. Оценка соматотипа

показала, что скорость возрастного развития мальчиков и девочек отличается, темпы возрастного развития преобладают среди мальчиков 14-15 лет, в то время как девочки несколько отстают; 2. Показатели психологического здоровья школьников не позволяют однозначно утверждать о полном психологическом благополучии исследуемой группы. Несмотря на нормальные значения общего состояния и общего настроя у подавляющего большинства респондентов, выявлено значительно число школьников с отклонениями уровня тревожности от нормы. 3. Взаимосвязь между физическими и психологическими характеристиками обследованных подростков слабая (г < 0,3). 4. Взаимосвязь между физическими характеристиками и успеваемостью также слабовыражена (г > 0,3). Это подтверждает гипотезу о влиянии фактора учебного процесса на формирование физической составляющей здоровья школьника.

Использование методов скрининг-оценки уровня здоровья с помощью автоматизированного комплекса «Здоровье-экспресс» играет существенную роль в формировании здоровьесберега-ющего мышления учащихся. Используя практические навыки, самостоятельное измерение и анализ показателей, школьник может осознать всю важность и необходимость здорового образа жизни. Особая роль в такого рода исследованиях принадлежит школьному педагогу. Учитель, который умеет использовать здоровьесберегающие технологии не только на уроке, но и во внеучебной деятельности, является наиболее компетентным и соответствующим профессиональному стандарту. Следует отметить, что здоровьесберегающая направленность работы учителя, ученика и родителей должна иметь систематический характер и присутствовать во всех сферах деятельности респондентов, так как только в этом случае возможно изменение сложившейся сегодня ситуации с состоянием здоровья подрастающего поколения в лучшую сторону.

Литер ату р а

1. Попов В.И., Колесникова Е.Н., Петрова Т.Н. Здоровье учащейся молодежи: подходы к оценке и совершенствованию. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 60-3.

2. Картышева С.И. Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья современных школьников. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Мони-торирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения». М.; 2011: 419.

3. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И., Артюхова И.Г., Кварацхелия А.Г. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2013; 3-2 (91): 130-4.

4. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России. Гигиена и санитария. 2011; 4: 53-7.

5. О комплексе Здоровье-экспресс. Медицинские компьютерные системы. Available at: http://www.zdex.ru/ (дата обращения: 15.04.2015).

6. Путин В.В. О Национальной стратегии действий в интерес ах детей на 2012 - 2017 годы. Гарант - Информационно правовой портал. Available at: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 15.04.2015).

References

1. Popov V.I., Kolesnikova E.N., Petrova T.N. Health of the studying youth: approaches to an assessment and improvement. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 58: 60-3. (in Russian)

2. Kartysheva S.I. Influence of behavioural factors on a state of health of modern school students. In: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Monitoring of a State of Health, Quality and Way of Life of the Population of Russia. Influence of Behavioural Risk Factors on Health of the Population" [Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii «Monitorirovanie sostoyaniya zdorov'ya, kachestva i ob-raza zhizni naseleniya Rossii. Vliyanie povedencheskikh faktorov riska na zdorov'e naseleniya»]. Moscow; 2011: 419. (in Russian)

3. Sokolova N.V., Popov V.I., Alferova S.I., Artyukhova I.G., Kvar-atskheliya A.G. An integrated approach to a hygienic assessment of quality of life of student's youth. Byulleten' Vostochno-Sibirsk-ogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2013; 3-2 (91): 130-4. (in Russian)

4. Kuchma V. R., Rapoport I.K. Scientific and methodical bases of protection and strengthening of health of teenagers of Russia. Gi-giena i sanitariya. 2011; 4: 53-7. (in Russian)

5. About the Health-Express. Medical Computer Systems complex. Available at: http://www.zdex.ru/ (Accessed: 15 April 2015). (in Russian)

6. Putin V.V. About National strategy of actions in interests of children for 2012 - 2017. Garant - legal information portal. Available at: http://base .garant.ru/70183566/ (Accessed: 15 April 2015). (in Russian)

Поступила 15.06.15

О КАЛИНИНА И.А., 2015

УДК 613.955:616-057.874-084]:378.661

Калинина И.А.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, 394045, Воронеж, Россия

В статье представлены результаты анкетирования студентов - будущих учителей технологии для изучения степени их информированности по вопросам формирования здоровья и здорового образа жизни. Дана оценка степени сформированности у студентов установок на здоровый образ жизни, включая пищевое поведение и рацион питания. Определены основные направления формирования здоровьесберегающей компетенции школьного педагога.

Ключевые слова: студенты; здоровье; образ жизни; учитель; рацион питания; школа; здоровьесберегающая образовательная среда.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 16-18.

Kalinina I. A. INFORMATION AWARENESS OF STUDENTS - FUTURE TECHNOLOGY FOR HEALTHY LIFESTYLES TEACHERS AND TRAINING IN THEIR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN AREA OF HUMAN HEALTH PRESERVATION

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation, 394043

In the article there are presented results of the questionnaire survey of students - future technology for healthy lifestyles teachers on issues of shaping of health and a healthy lifestyle. There is given an estimation of the degree

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.