Научная статья на тему 'Медикосоциальная оценка образа жизни школьников'

Медикосоциальная оценка образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
746
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МЕТОД КВАЛИМЕТРИИ / МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ / CHILDREN''S HEALTH / LIFESTYLE / SURVEY / QUALIMETRY METHOD / MOTIVATION FOR HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухарев Александр Григорьевич, Игнатова Лилия Федоровна, Стан Валентина Всеволодовна, Шелонина Ольга Александровна, Цыренова Наталья Михайловна

Представлена медико-социальная оценка образа жизни школьников, проведенная на основе анкетирования с использованием метода квалиметрии. В основу анкет заложены 5 ведущих компонентов образа жизни, оказывающих наибольшее влияние на формирование здоровья школьников. Общая оценка образа жизни проводилась по сумме баллов в соответствии с предложенной классификацией вариантов образа жизни. Результаты оценки образа жизни школьников позволят своевременно разрабатывать профилактические и коррекционные мероприятия по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в условиях общеобразовательной организации, а также прогнозировать тенденции изменений состояния здоровья обучающихся, обусловленные их образом жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухарев Александр Григорьевич, Игнатова Лилия Федоровна, Стан Валентина Всеволодовна, Шелонина Ольга Александровна, Цыренова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and social evaluation of the lifestyle of schoolchildren

There is presented the medical and social assessment of the lifestyle of schoolchildren, performed on the base of the survey with the use of the Qualimetry Method. in the basis of the questionnaire there were laid 5 main components of the lifestyle that have the greatest influence in the formation of the health of schoolchildren. Overall assessment of the lifestyle was performed on the total score according to the proposed classification of variants of the lifestyle. The results of the evaluation of the lifestyle of schoolchildren will allow to develop timely preventive and corrective measures for a sustainable motivation for a healthy lifestyle in terms of general education institution, as well as to predict the trends for the changes in the health of schoolchildren, stipulated by their lifestyle.

Текст научной работы на тему «Медикосоциальная оценка образа жизни школьников»

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Шелонина О.А., Цыренова Н.М., Лукашова Ю.А.

37 —

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.955-058

Сухарев А.Г., ИгнатоваЛ.Ф., Стан В.В., Шелонина О.А., Цыренова Н.М., Лукашова Ю.А.

медико-социальная оценка образа жизни школьников

Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, 123995, Москва, ул. Баррикадная, 2/1

Представлена медико-социальная оценка образа жизни школьников, проведенная на основе анкетирования с использованием метода квалиметрии. Б основу анкет заложены 5 ведущих компонентов образа жизни, оказывающих наибольшее влияние на формирование здоровья школьников. Общая оценка образа жизни проводилась по сумме баллов в соответствии с предложенной классификацией вариантов образа жизни. Результаты оценки образа жизни школьников позволят своевременно разрабатывать профилактические и коррекционные мероприятия по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в условиях общеобразовательной организации, а также прогнозировать тенденции изменений состояния здоровья обучающихся, обусловленные их образом жизни.

Ключевые слова: образ жизни; здоровье детей; анкетирование; метод квалиметрии; мотивация к здоровому образу жизни.

A.G. Sukharev, L.F. Ignatova, V.V. Stan, O.A. Shelonina, N.M. Tsyrenova, Yu.A. Lukashova MEDICAL AND SOCIAL EVALUATION OF THE LIFESTYLE OF SCHOOLCHILDREN

RUSSIAN MEDICAL ACADEMY OF POSTGRADUATE EDUCATION, 2/1, BARRIKADNAYA STR., MOSCOW, RUSSIAN FEDERATION, 123995

There is presented the medical and social assessment of the lifestyle of schoolchildren, performed on the base of the survey with the use of the Qualimetry Method. In the basis of the questionnaire there were laid 5 main components of the lifestyle that have the greatest influence in the formation of the health of schoolchildren. Overall assessment of the lifestyle was performed on the total score according to the proposed classification of variants of the lifestyle. The results of the evaluation of the lifestyle of schoolchildren will allow to develop timely preventive and corrective measures for a sustainable motivation for a healthy lifestyle in terms of general education institution, as well as to predict the trends for the changes in the health of schoolchildren, stipulated by their lifestyle.

Key words: lifestyle; children's health; survey; Qualimetry Method; motivation for healthy lifestyle.

Здоровье как основа жизнедеятельности человека формируется с самого рождения. От того, как в процессе воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Ухудшение здоровья детского населения - одна из основных проблем современного общества [1, 2].

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ф3, 2011 г., ст. 30) «формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом».

Современные дети не оценивают негативное влияние вредных привычек на состояние здоровья, не осознают свою роль в охране как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Педиатры порой сами недостаточно подготовлены по этим вопросам, поэтому их деятельность оказывается малоэффективной [3-6].

Для корреспонденции: Игнатова Лилия Федоровна, доктор мед. наук, проф. каф. гигиены детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ, e-mail: [email protected], [email protected]

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) школьника можно рассматривать как совокупность видов деятельности и мотивированного поведения, которые соответствуют биологическим и социальным потребностям растущего организма и одновременно способствуют сохранению и укреплению здоровья, обеспечивая предупреждение их потерь [6-8].

Целью нашей работы явилась оценка привычного образа жизни школьника как медико-социального фактора для разработки профилактических и коррек-ционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Материалы и методы

Апробация оценки образа жизни школьников проведена в экспериментальных (количество учащихся 611) и контрольных школах (количество учащихся 895) Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. В экспериментальных школах осуществлялась здоровьесберегающая деятельность, которая включала: организацию здорового питания, оптимизацию условий обучения и двигательной активности, а также внедрение инновационной технологии по формированию у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ. Инновационная технология представлена структурированной системой обучения здоровью; междисциплинарной школьной программой «Здоровье» как части учебно-воспитательного процесса

вместо самостоятельного предмета (уроков здоровья); активным вовлечением школьников в процесс обучения навыкам ЗОЖ; доброжелательным стилем общения учителя с учеником, разъяснением вместо назидательного обучения; учетом доминирующих биологических и социальных потребностей в критические возрастные периоды; мониторингом образа жизни с коррекцией по принципу обратной связи.

При изучении такого сложного процесса, как образ жизни школьников, использован системный подход. Употребляемое понятие «система» предусматривает характеристику множества взаимосвязанных между собой структурных элементов, объединенных достижением общей цели. Элементами системы образа жизни являются следующие компоненты: питание, двигательная активность, режим дня, личная гигиена, нравственное воспитание, гендерное поведение, вредные привычки и др. [9, 10].

Для оценки здорового образа жизни нами выделены 5 компонентов, значимых в формировании здоровья школьников: здоровое питание, оптимальная величина суточной двигательной активности, рациональный режим дня, соблюдение правил личной гигиены и отсутствие вредных привычек [9].

Медико-социальная оценка образа жизни проводилась методом анкетирования привычного образа жизни школьников в суточном и недельном цикле [10].

Разработаны анкеты для оценки образа жизни школьников разных возрастных групп, а именно учащихся начальных классов (7-11 лет, анкетирование проводится с привлечением родителей), средних классов (12-15 лет) и старших классов (16-18 лет). Все анкеты представлены в учебном пособии для врачей [9].

Каждая анкета состоит из 5 блоков, соответствующих основным компонентам образа жизни: питание, суточная двигательная активность, режим дня, личная гигиена, вредные привычки. В блок (компонент) входит 6 вопросов (критериальных признаков). Общее количество вопросов-30. Например, в блок «суточная двигательная активность» входят следующие критерии: выполнение утренней гимнастики; регулярность посещения уроков физкультуры; посещение спортивных секций; занятия разными видами общей физической подготовки; активный отдых на открытом воздухе; самооценка достаточности суточной двигательной активности.

Указанные критерии сравнивались с физиологическими нормами, действующими гигиеническими регламентами и общепринятыми нормами поведения. Для количественной оценки (в баллах) различных качественных показателей, характеризующих основные компоненты привычного образа жизни, использован метод квалиметрии. Разработана градация степени риска: риск не выражен или незначительный - 1 балл; слабая степень риска - 2 балла; сильная степень риска - 3 балла. На каждый вопрос предлагается 3 варианта ответа с учетом степени риска признака, входящего в компонент образа жизни. Отвечая на вопросы, анкетируемый подчеркивает один из вариантов ответа, который считает верным для себя и одновременно оценивает свой ответ в баллах, т. е. в

цифровой величине, стоящей напротив выбранного ответа. Эта цифра обводится кружочком. Оценочные баллы по всем вопросам каждого блока и анкеты в целом суммируются. По общей сумме баллов дается классификация вариантов образа жизни с медико-социальной оценкой жизнедеятельности. Сумма баллов 30-34 и соответствие физиологическим нормам, действующим гигиеническим регламентам и общепринятым нормам поведения оценивались как здоровый образ жизни.

Особое внимание обращается на наличие вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, компьютерная и игровая зависимость). Степень выраженности вредных привычек оценивается по следующей градации: 1) первая проба с учетом возраста; 2) нерегулярное табакокурение и (или) употребление алкоголя, экспериментирование с наркотиками; 3) вредные привычки на регулярной основе. По результатам анкетирования выявляются дети «группы риска», требующие коррекции отдельных компонентов образа жизни, а при необходимости медико-психолого-педагогической и социальной поддержки (направлена на предупреждение первых проб табака и ПАВ, а также помощь желающим избавиться от возникшей вредной привычки) или сопровождения (направлено на организацию постоянного наблюдения за школьниками «группы риска»).

Медико-социальная оценка образа жизни школьников предусматривает единый алгоритм действий педиатра: 1) сбор информации по основным компонентам образа жизни (выбор возрастной группы, анкетирование); 2) оценку каждого компонента образа жизни и сравнение с физиологическими нормами, действующими гигиеническими регламентами и общепринятыми нормами поведения; 3) определение варианта образа жизни; 4) оценку образа жизни по классам и общеобразовательной организации в целом; 5) создание банка данных для динамического наблюдения (мониторинга) за изменениями образа жизни и дальнейшего сопоставления с состоянием здоровья детей; 6) разработку профилактических и коррекционных мероприятий (индивидуальных и/ или коллективных); 7) оценку эффективности реализуемых мероприятий по принципу обратной связи. Все полученные данные обработаны статистически.

Результаты и обсуждение

Классификация образа жизни детей и подростков представлена в таблице.

Проведенные исследования показали, что здоровый образ жизни (I вариант) ведут 6,5% учащихся в экспериментальных школах, занимая 3-е ранговое место. Образ жизни приближен к здоровому (II вариант) занимает 1-е место у учащихся экспериментальных школ, его ведут 65% школьников. В контрольных школах он составляет 42% и занимает 2-е место. При этом наибольший удельный вес этого варианта характерен для учащихся начальных классов всех школ. Образ жизни с риском для здоровья (III вариант) составляет 29% в экспериментальных школах и находится на 3-м месте, в контрольных - выявлен у

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Шелонина О.А., Цыренова Н.М., Лукашова Ю.А.

Классификация образа жизни детей и подростков

Интегральная оценка образа жизни Оценка по сумме баллов Оценка жизнедеятельности по компонентам образа жизни

Здоровый образ жизни (I вариант) 30-34 Полное соответствие физиологическим нормам, действующим гигиеническим регламентам и общепринятым нормам поведения

Образ жизни приближен к здоровому (II вариант) 35-44 Не соответствует ЗОЖ по одному компоненту при отсутствии вредных привычек

Образ жизни с риском для здоровья (III вариант) 45-59 Не соответствует ЗОЖ по двум компонентам при отсутствии вредных привычек

Образ жизни тревожный (IV вариант) 60-74 Не соответствует ЗОЖ по трем или четырем компонентам при отсутствии вредных привычек

Образ жизни крайне тревожный (V вариант) 75-84 Не соответствует ЗОЖ по одному и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек

Образ жизни опасный для здоровья(VI вариант) 85-89 Не соответствует ЗОЖ по одному и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки

55% учащихся и находится на 1-м месте. Тревожный образ жизни (IV вариант), при котором имеет место табакокурение и первая проба алкоголя, отмечен только у учащихся контрольных школ, составляя в целом по школе 3,2% (3-е место). Крайне тревожный (V вариант) и опасный для здоровья (VI вариант) образ жизни у обучающихся всех школ не выявлен.

Следует отметить, что в процессе школьного обучения количество учащихся со II вариантом образа жизни (приближен к здоровому) неуклонно снижается во всех школах: в эксперименте - с 70,6% у первоклассников до 50% у выпускников (на 20,6%; р

< 0,01); в контрольной группе - с 52,4 до 20,8% (на 31,6%; р < 0,01). Вместе с тем от 1-го к 11-му классу «образ жизни с риском для здоровья» (III вариант) возрастает: в эксперименте - с 6 до 50% (на 44%; р

< 0,01) и в контрольной группе - с 47,6 до 70,8% (на 23,2%; р < 0,01). Обращает на себя внимание, что у 6-8% учащихся контрольных школ с 5-го по 11-й класс выявлен тревожный образ жизни (за счет вредных привычек).

Анализ отдельных компонентов образа жизни по степени риска позволил установить, что сильная степень риска для здоровья в контрольных школах выявлена по всем компонентам: 1-е ранговое место занимает «Двигательная активность» у 28,7% обучающихся; на 2-м месте - «Режим дня» - 27,4%; на

3-м - «Питание» - 24,5%; на 4-м - «Личная гигиена» - 22% и на 5-м - «Вредные привычки» - 21%. В экспериментальных школах сильная степень риска выявлена по компонентам «Питание» и «Двигательная активность» у 1,1% школьников; по «Режиму дня» у 2,2%.

Среди вредных привычек с сильной степенью риска на 1-м месте (5,4%) в экспериментальных школах отмечен критериальный признак - «время, проводимое в сети без определенной цели». На 2-м (4,3%) -«увлечение компьютерными играми».

В контрольных школах 1-е место (4,5%) занимает «табакокурение», 2-е место (по 3,8%) заняли два критериальных признака: «время, проводимое за компьютером без определенной цели» и «увлечение компьютерными играми».

Сравнительная оценка образа жизни школьников свидетельствует, что в экспериментальных школах показатели, как по вариантам образа жизни (p < 0,01), так и по отдельным его компонентам (p < 0,05), включая вредные привычки (p < 0,05), лучше, чем в контрольных.

Таким образом, медико-социальная оценка образа жизни школьников, разработанная на основе анкетирования и метода квалиметрии, информативна, легко воспроизводима и рекомендуется для практической деятельности врачей-педиатров и врачей по гигиене детей и подростков детских поликлиник, работающих в отделениях организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

Результаты оценки образа жизни учащихся являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к ЗОЖ, а также позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья обучающихся, обусловленные их образом жизни [6, 9, 11]. Здоровьесберегающая деятельность экспериментальных школ способствовала более эффективному обучению школьников навыкам здорового образа жизни [9, 12].

В процессе формирования мотивации к ЗОЖ приоритетными должны быть критические возрастные периоды (6-7, 11-13 и 15-16 лет), когда особенно важно учитывать доминирующие биологические и социальные потребности школьников [6, 13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; 6: 4-9.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С., Сухарева Л.М. Здоровье и развитие подростков России. М.; 2010: 54 с.

3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.; 2010: 272.

4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.

5. Сухарев А.Г., Шелонина О.А., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М. Состояние репродуктивной функциональной системы школьниц в возрасте 12-15 лет в зависимости от

особенностей образа жизни. Вопросы современной педиатрии. 2012; 11 (1): 5-8.

6. Сухарев А.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в детском возрасте. М.: Школа здоровья; 2012; 2: 3-9.

7. Самодова И.Л., Лучкевич В.С., Мариничева Г.Н., Абумусли-мова Е.А., Шакиров А.М. Влияние медицинской и социальной реабилитации на качество жизни детей группы медико-социального риска. Российский педиатрический журнал. 2013; 1: 60-3.

8. Терлецкая Р.Н., Бабкина Л.М. Оценка потерь здоровья детей с использованием критерия DALY. Российский педиатрический журнал. 2011; 2: 33-8.

9. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Ше-лонина О.А. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения: учебное пособие для врачей. М.: РМАПО; 2011: 228 с.

10. Стан В.В. Формирование здорового образа жизни у детей: учебно-методическое пособие. М.; 2006: 64 с.

11. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 48-53.

12. Кучма В.Р. Новые подходы к организации медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2012; 5: 34-8.

13. Модестов А.А., Косова С.А., Иванова А.А., Федоткина С.А. Здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 46-50.

REFERENCES

1. Baranov А.А., А1Ь^Ну V.Yu, Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Kosova S.A. Trends and the health status of the child population of the Russian Federation. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 6: 4-9. (in Russian).

2. Baranov А.А., Kuchma V.R., Namazova-Baranova L.S., Sukhareva L.M. Health and development of adolescents Russia. М.; 2010: 54. (in Russian)

3. Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Vinyarskaya I.V. Study of quality of life in pediatric. M.; 2010: 272 . (in Russian)

4. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediat-

rics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatriches-kiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)

5. Sukharev A.G., Shelonina O.A., Ignatova L.F., Stan V.V., Tsyren-ova N.M. The functional state of the reproductive system female pupils aged 12-15 years depending on the particular lifestyles. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; 11 (1): 5-8. (in Russian)

6. Sukharev A.G. Creating incentives for healthy lifestyles in childhood. M.: Shkola zdoroviya. 2012; 2: 3-9. (in Russian)

7. Samodova I.L., Luchkevich V.S., Marinicheva G.N., Аbumuslimova Е.А., Shakirov А.М. Influence of medical and social pehabilitation on quality of life of children in the group of medical and social risk. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 1: 60-3. (in Russian)

8. Terletskaya R.N., Babkina LM. Assesment of health losses in children by applying the DALY criterion. Rossiyskiy pedi-atricheskiy zhurnal. 2011; 2: 33-8. (in Russian)

9. Sukharev A.G., Ignatova L.F., Stan V.V., Tsyrenova N.M., Shelonina O.A., The basics of hygiene education and promotion of healthy lifestyle: Training manual for doctors. М.; 2011: 228. (in Russian)

10. Stan V.V. Formation of healthy lifestyle among children: Educational-methodical aid. М.; 2006: 64. (in Russian)

11. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. The morbidity of moscow schoolchildren in the dynamics of the learning from the first tj the ninth grade (longitudinal study). Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 48-53. (in Russian)

12. Kuchma V.R. New approaches to organization of medical support of children in educational institutions. Rossiyskiy pediatriches-kiy zhurnal. 2012; 5: 34-8. (in Russian)

13. Modestov A.A., Kosova S.A., Ivanova A.A., Fedotkina S.A. Health care seeking behavior of adolescents and young people as a basis for future parents health. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 3: 46-50. (in Russian)

Поступила 25.03.14 Received 25.03.14

Сведения об авторах:

Сухарев Александр Григорьевич, доктор мед. наук, проф., акад. РАН, засл. деят. науки Российской Федерации, зав. каф. гигиены детей и подростков, [email protected]; Игнатова Лилия Федоровна, доктор мед. наук, доцент, проф. каф. гигиены детей и подростков; Стан Валентина Всеволодовна, канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены детей и подростков; Цыренова Наталья Михайловна, канд. мед.наук, доцент каф. гигиены детей и подростков; Шелонина Ольга Александровна, канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков; Лукашова Юлия Алексеевна, канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.