Научная статья на тему 'РОЛЬ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА'

РОЛЬ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНА / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / УЧАСТНИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕЛЬ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / CLUSTERING OF THE REGION / CLUSTER INITIATIVES / PARTICIPANTS OF TERRITORIAL CLUSTERS / CLUSTER POLICY / CLUSTERING MODEL / CAPITAL CONSTRUCTION PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов Евгений Павлович, Морщинина Наталья Ивановна, Храброва Наталья Ивановна

Создание и обеспечение функционирования объектов капитального строительства туристской инфраструктуры для динамичного развития Крымского полуострова является первостепенной задачей Правительств Российской Федерации, Крыма и города Севастополя. Эффективное взаимодействие участников кластерного территориального института может быть достигнуто только при реализации совместных усилий со стороны органов государственной власти, субъектов предпринимательства, учреждений образования и науки, некоммерческих объединений и др. В этой связи, целью статьи является выявление и систематизация процессов кластеризации приоритетных территориальных зон Крымского полуострова. Региональная экономика Крымского побережья имеет свои специфические особенности, связанные с географическим и климатическим расположением, эксплуатацией природных ресурсов, территориальной близостью к Черному мору, культурой и традициями местных многонациональных народностей и т.д. По принципу специализации секторов экономики создаются и развиваются сферы деятельности, объединенные в кластеры. Экономический потенциал Республики Крым и города Севастополя формируется и имеет тенденцию к росту за счет перспектив тесного взаимовыгодного сотрудничества в рамках устойчивых экономических связей. Главной задачей является непосредственная координация региональных кластерных инициатив на Крымском полуострове, которая осуществляется Министерством экономического развития РФ, Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ, Правительством города Севастополя и Центром кластерного развития Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CAPITAL CONSTRUCTION IN THE IMPLEMENTATION OF CLUSTER INITIATIVES ON THE TERRITORY OF THE CRIMEAN PENINSULA

The creation and maintenance of capital construction facilities for tourist infrastructure for the dynamic development of the Crimean Peninsula is a priority task of the Governments of the Russian Federation, Crimea and the city of Sevastopol. Effective interaction of participants in a cluster territorial Institute can only be achieved through joint efforts on the part of state authorities, business entities, educational and scientific institutions, non-profit associations, etc. In this regard, the purpose of the article is to identify and systematize the clustering processes of priority territorial zones of the Crimean Peninsula. The regional economy of the Crimean coast has its own specific features related to geographical and climatic location, exploitation of natural resources, territorial proximity to the Black sea, culture and traditions of local multinational nationalities, etc. according to the principle of specialization of economic sectors, spheres of activity are created and developed in clusters. The economic potential of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol is formed and tends to grow due to the prospects for close mutually beneficial cooperation within the framework of stable economic ties. The main task is the direct coordination of regional cluster initiatives on the Crimean Peninsula, which is carried out by the Ministry of economic development of the Russian Federation, the Ministry of construction and housing and communal services of the Russian Federation, the Government of the city of Sevastopol and the center for cluster development of the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ТЕРРИТОРИИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

УДК 332.143

Роль капитального строительства в реализации кластерных инициатив на территории Крымского полуострова

Панкратов Е.П., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, Морщинина Н.И., Храброва Н.И., Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Севастополь, Россия

Ключевые слова: кластеризация региона, кластерные инициативы, участники территориальных кластеров, кластерная политика, модель кластеризации, объекты капитального строительства.

Создание и обеспечение функционирования объектов капитального строительства туристской инфраструктуры для динамичного развития Крымского полуострова является первостепенной задачей Правительств Российской Федерации, Крыма и города Севастополя. Эффективное взаимодействие участников кластерного территориального института может быть достигнуто только при реализации совместных усилий со стороны органов государственной власти, субъектов предпринимательства, учреждений образования и науки, некоммерческих объединений и др. В этой связи, целью статьи является выявление и систематизация процессов кластеризации приоритетных территориальных зон Крымского полуострова. Региональная экономика Крымского побережья имеет свои специфические особенности, связанные с географическим и климатическим расположением, эксплуатацией природных ресурсов, территориальной близостью к Черному мору, культурой и традициями местных многонациональных народностей и т.д. По принципу специализации секторов экономики создаются и развиваются сферы деятельности, объединенные в кластеры. Экономический потенциал Республики Крым и города Севастополя формируется и имеет тенденцию к росту за счет перспектив тесного взаимовыгодного сотрудничества в рамках устойчивых экономических связей. Главной задачей является непосредственная координация региональных кластерных инициатив на Крымском полуострове, которая осуществляется Министерством экономического развития РФ, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительством города Севастополя и Центром кластерного развития Республики Крым.

The role of capital construction in the implementation of cluster initiatives on the territory of the crimean peninsula

Pankratov E. P., Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia,

Morschinina N.I., Khrabrova N.I., Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol, Russia

Keywords: clustering of the region, cluster initiatives, participants of territorial clusters, cluster policy, clustering model, capital construction projects.

The creation and maintenance of capital construction facilities for tourist infrastructure for the dynamic development of the Crimean Peninsula is a priority task of the Governments of the Russian Federation, Crimea and the city of Sevastopol. Effective interaction of participants in a cluster territorial Institute can only be achieved through joint efforts on the part of state authorities, business entities, educational and scientific institutions, non-profit associations, etc. In this regard, the purpose of the article is to identify and systematize the clustering processes of priority territorial zones of the Crimean Peninsula.

The regional economy of the Crimean coast has its own specific features related to geographical and climatic location, exploitation of natural resources, territorial proximity to the Black sea, culture and traditions of local multinational nationalities, etc.according to the principle of specialization of economic sectors, spheres of activity are created and developed in clusters. The economic potential of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol is formed and tends to grow due to the prospects for close mutually beneficial cooperation within the framework of stable economic ties. The main task is the direct coordination of regional cluster initiatives on the Crimean Peninsula, which is carried out by the Ministry of economic development of the Russian Federation, the Ministry of construction and housing and communal services of the Russian Federation, the Government of the city of Sevastopol and the center for cluster development of the Republic of Crimea.

Присоединение полуострова Крым к территории Российской Федерации в 2014 году повлекло за собой глобальное изменение в экономической и социальной области развития крымского побережья. Качественным шагом к трансформации является Федеральная целевая программа совершенствования и систематизации условий развития территории в разрезе кластерного подхода. Модель кластеризации призвана оказать доминирующий эффект на экономический, предпринимательский и социокультурный потенциал республики Крым и города Севастополя [1]. Особое значение уделено выделенным в отдельные кластеры социально-экономическим системам по основным региональным направлениям развития экономики крымского побережья, таким как: культурный, туристический, агро-био-технологический, медико-биологический, информационно-технологический, производство локального электротранспорта1. Таким образом, реализация стратегических приоритетных проектов на полуострове планируется через функционирование механизмов кластерной политики.

'Постановление Совета министров Республики Крым от 18 января 2017 г. .№9 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017-2020 годы.

Особенности федерального финансирования процесса кластеризации на

Крымском полуострове

Обзор основных документов2, регламентирующих перспективы экономического развития Крымского полуострова, позволил выявить приоритетные направления, базирующиеся на модели кластеризации. Основная роль отводится территориальным кластерам, которые систематизированы по основным хозяйствующим звеньям региональной политики. Специфические особенности приморских хозяйствующих зон учтены в кластерной политике, которая направлена на перспективную реализацию кластерных проектов и на экономический рост территории Крыма в целом.

Анализ Федеральной целевой программы «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года»3 (далее ФЦП) позволил выявить особенности финансирования Государственного заказчика - координатора, которыми выступают Министерство экономического развития РФ и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, процесса кластеризации (по состоянию на 01.10.2019 г.).

Согласно ФЦП, финансирование получают только мероприятия по созданию объектов капитального строительства для развития туристско-рекреационных кластеров (табл.1) . Таким образом, основными приоритетными объектами кластеризации на территории Крымского побережья являются:

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория, Республика Крым;

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки, Республика Крым;

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера в районе озера Чокракское, Республика Крым;

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Черноморский», Республика Крым;

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Коктебель», Республика Крым;

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера круизного и яхтенного туризма «Севастопольская Гавань», г. Севастополь;

- Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера культурно-познавательного и экскурсионного туризма «Перекресток культур», г. Севастополь.

Согласно целевым индикаторам Федеральной Адресной Инвестиционной Про-

2Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017 - 2020 годы.

3Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790» (подготовлен Минэкономразвития России 07.05.2019).

4Федеральная адресная инвестиционная программа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством экономического развития Российской Федерации 18 декабря 2017 г.).

Таблица 1

Объем бюджетных ассигнований в рамках ФЦП на период 01.10.2019 г.

Наименование кластера/ реконструкция объекта/ строительство Год ввода Бюджетные ассигн. на 2019 год (тыс. руб0 По данным на 01.07.2019

Освоено средств (за счет всех источников) (тыс. руб.) Профи- нанси- ровано из фе- дераль- ного бюджета (тыс. руб.)

ТРК «Детский отдых и оздоровление» 1 473 961,5 13 611,6

- городских сетей водоснабжения 2021 70 110,0

- изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС 2022 287 860,0

- водовода 2021 78 480,0

- улично-дорожной сети 2022 665 000,0

- иные объекты 2022 372 511,5 13 611,6

ТРК «Лечебно-оздоровительный отдых» 1 070 560,0 228 550,2 296 837,2

- канализационных очистных сооружений с применением новых технологий обработки 2020 190 000,0 45 824,2 33 936,9

- иные объекты 2021 880 560,0 182 726,0 262 900,3

ТРК в районе озера Чокракское 2022 303 378,7 2 218,3

ТРК «Черноморский» 2021 414 250,3 71 487,6 68 991,9

ТРК «Коктебель» 161 018,9 3 886,4

- иные объекты 2022 161 018,9 3 886,4

ТРК «Севастопольская Гавань» 161 340,0

- Создание яхтенной марины 2019 161 340,0

ТРК «Перекресток культур» 2022 421 386,1 133 637,3 126 955,4

граммы России5 количество новых туристско-рекреационных кластеров составляет 7 единиц, из которых в 2021 году планируется ввод двух единиц, в 2022 году - пяти единиц.

Механизмы государственной поддержки кластерных инициатив

В рамках Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017 - 2020 годы за 2018 год достигнуты следующие результатыб:

1. В рамках проведения мероприятия Подпрограммы «Улучшение инвестиционного климата Республики Крым»7 было предусмотрено финансирование в размере 432 940,75 тыс. руб., в т.ч. за счет федерального бюджета - 292 030,00 тыс. руб., бюджета Республики Крым - 140 910,75 тыс. руб.

Фактическое использование средств на финансирование Подпрограммы составило - 164 588,21 тыс. руб. (38,0% от планового показателя), что свидетельствует о высоком уровне финансового обеспечения Программы в 2018 году [6]. В том числе 63 654,05 тыс. руб. составляют средства федерального бюджета (21,8 % от планового показателя), 100 934,15 тыс. руб. - средства бюджета Республики Крым (71,6% от планового показателя). По итогам реализации Подпрограммы были достигнуты следующие показатели:

- объем инвестиций в основной капитал в рамках заключенных инвестиционных соглашений по реализации инвестиционных проектов составил 161,8 млрд. руб. (что на 8,2 млрд. руб. ниже планового значения).

Общее количество заключенных соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым составило 260, из которых расторгнуто 68 инвестиционных соглашений. В частности за 2018 год расторгнуто 33 инвестиционных соглашения. Основные причины расторжения - невыполнение инвесторами взятых на себя обязательств в соответствии с условиями инвестиционных соглашений, бездействие инвесторов, отклонение от календарного плана реализации инвестиционного проекта.

Отклонение от планового значения вызвано расторжением крупных инвестиционных соглашений о реализации следующих инвестиционных проектов:

- Создание туристско-рекреационного комплекса «Межозерье», инициированный ООО «Партнер Курорт Групп» (общий объем инвестиций 22 174,00 млн. руб.);

- Многопрофильный мясоперерабатывающий кластер. Птицеводство, инициированный ООО «Черноморская агропромышленная компания» (общий объем инвестиций 9 072, 97 млн. руб.).

2. В рамках проведения Подпрограммы «Развитие предпринимательства и ин-

5Федеральная адресная инвестиционная программа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством экономического развития Российской Федерации 18 декабря 2017 г.).

Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017 - 2020 годы.

7Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года ФЦП.

новационной деятельности в Республике Крым» обеспечена реализация мероприятия «Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственного автономного учреждения Республики Крым инвестиционного, инновационного и кластерного развития», которое включает в себя:

- оказание маркетинговых услуг (проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ различных рынков, исходя из потребностей предприятий-кластеров);

- разработку и продвижение зонтичных брендов региональных кластеров и т.п., услуг по брендированию, позиционированию и продвижению новых продуктов (услуг) предприятий МСП, являющихся участниками кластеров [5];

- содержание объектов капитального строительства;

- транспортные услуги;

- приобретение пользовательских прав на программное обеспечение;

- приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала и др.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 августа 2018 года №931-р «Об утверждении агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым и перечня производственных цепочек агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым»8 создан агропромышленный биотехнологический кластер, насчитывающий 46 активных предприятий следующих направлений:

- производство и переработка эфиромасличных культур, производство косметики;

- садоводство, овощеводство, выращивание бахчевых культур, переработка продукции садоводства, овощеводства и бахчевых культур;

- выращивание и переработка зерновых, бобовых культур, злаков;

- молочное животноводство и переработка.

В 2018 году поддержка оказана 46 участникам кластера, в том числе на:

- организацию участия предприятий малого и среднего предпринимательства в выставках «Интершарм», PIR EXPO, World food;

- вебинар по маркетинговым исследованиям;

- вебинар по интеллектуальной собственности;

- круглый стол по перспективам развития кластера с привлечением ведущих научно-исследовательских и образовательных организаций;

- услуги по маркетинговым исследованиям, информационным кампаниям, сертификации производств и продукции;

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 28 августа 2018 года № 931-р «Об утверждении агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым и перечня производственных цепочек агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым.

"Федеральная адресная инвестиционная программа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (утв. Министерством экономического развития Российской Федерации 18 декабря 2017 г.)(табл.2 на стр.40)

- тренинг по сыроварению для участников Агропромышленного биотехнологического кластера;

- тренинг по управлению продуктом для участников Агропромышленного биотехнологического кластера.

Идет активная работа по регистрации наименований мест происхождения товаров и товарных знаков [4]. Кроме того в 2018 году разработаны стратегия туристического кластера, программы развития 1Т-кластера и медико-биологического кластера.

На разработку стратегий кластеров из бюджета Республики Крым в 2018 году были предусмотрены средства в размере 3,1 млн. руб., из которых 850 тыс. руб. направлено на разработку стратегии туристического кластера, которая в дальнейшем будет использована на создание туристического кластера [2].

Помимо финансирования из федеральных средств, другие кластерные проекты на территории Крымского полуострова имеют финансовую поддержку со стороны Центра кластерного развития Республики Крым (далее ЦКР), созданного на базе некоммерческой организации «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства» на 2019 год и на плановый период 2020-2022 год. Центр создан с целью вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в процессы региональной кластеризации. В первом квартале 2017 года ЦКР Республики Крым был создан на базе Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития», а с первого квартала 2019 года, продолжает свою работу на базе Некоммерческой организации «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства».

Концепция создания кластерного развития разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым. В соответствии с Постановлением совета министров Республики Крым № 585 от 26.11.2018 года Фонд является единым органом управления организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Со стороны органов государственной власти Республики Крым координацию деятельности в области поддержки предпринимательства осуществляет Министерство экономического развития Республики Крым.

Услуги ЦКР [3] предоставляются участникам территориальных кластеров, на платной или частично платной основе (в виде софинансирования) в порядке, предусмотренном Регламентом ЦКР и иными локальными нормативными документами Фонда. План развития ЦКР на текущий год и плановый период 2020-2022 представлен в виде дорожной карты к Концепции и разработан на основе плана финансово-хозяйственной деятельности Фонда (табл. 2).

Процессы кластеризации Крымского полуострова находятся в активной стадии реализации. Многообразие программ поддержки со стороны государства гарантирует полное и динамичное выполнение мероприятий в рамках кластерных инициатив. Среди основных условий успешного развития экономики Республики Крым являются создание благоприятного инвестиционного, инновационного и бизнес-климата.

Потенциал развития кластерных зон направлен на создание и функционирование объектов капитального строительства, таких как: туристический кластер, производство локального электротранспорта, медико-биологический кластер, ИТ-кластер и

Таблица 2

Основные мероприятия развития ЦКР в 2019 - 2022 годах9

№ Наименование мероприятия Сроки реализации Результаты реализации

1 Мониторинг новых кластеров, изменение состава кластеров по итогам мониторинга 1-4 кв. 2019 г., далее ежегодно Формирование аналитических документов по потенциалу и потребностям участников кластерных образований

2 Разработка проектов нормативных правовых актов и методических материалов по совершенствованию нормативно-правового регулирования развития кластерных образований 1-3 кв. 2019 г. Подготовка нормативно-правовых актов в сфере реализации кластерной политики и развития кластерных образований. Повышение доступности господдержки для предприятий участников кластеров

3 Участие в разработках концепций, целевых программ и проектов, инициируемых Советом министров Республики Крым 2019-2022 гг. Повышение эффективности реализации целевых программ и проектов в соответствии с целями и задачами кластерной политики

4 Поддержка развития созданных кластеров в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности ЦКР 2019-2022 гг. Повышение эффективности кластерной политики Республики Крым, оптимизация внутрикластерных кооперационных связей, повышение эффективности реализации совместных кластерных проектов, поиск потенциальных участников кластеров

5 Проведение исследований по оценке потенциала территориальных кластеров Республики Крым 2019-2022 гг. Анализ, технико-экономические обоснования проектов. Повышение эффективности реализации совместных кластерных проектов

6 Мониторинг федеральных целевых программ с возможностью привлечения дополнительных инвестиций постоянно Привлечение дополнительных инвестиций на осуществление инновационных проектов Республики Крым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Организация взаимодействия с Центрами кластерного развития других субъектов РФ 2019-2022 гг. Обмен опытом; реализация совместных проектов; повышение инвестиционной привлекательности

8 Содействие межрегиональному и международному сотрудничеству кластеров 2019-2022 гг. Обмен опытом; реализация совместных проектов; повышение инвестиционной привлекательности

9 Проведение отчетной стратегической сессии IV кв. 2019 г. IV кв. 2020 г. IV кв. 2021 г. IV кв. 2022 г. Отчеты работающих кластеров; выявление возможностей создания новых кластеров

10 Создание не менее 3-х кластеров из числа перспективных 2019 г. Повышение конкурентоспособности предприятий Республики Крым на основе современных достижений в области менеджмента производственных систем и высоких технологий

11 Обучение и повышение квалификации сотрудников ЦКР 2-4 кв. 2019 г. Повышение эффективности работы ЦКР

др.

На данный момент для продвижения кластерного развития региона планируется организация кластерных мероприятий с целью популяризации и продвижение региональных кластерных инициатив. Среди необходимых условий адаптации экономики Крымского полуострова к кластерному типу относятся:

- утверждение стратегий (программ) развития кластеров;

- разработка планов и оказание услуг участникам кластеров;

- проведение кластерных мероприятий (рабочих и стратегических сессий, веби-наров, круглых столов и пр.);

- выявление кластерных инициатив и содействие реализации кластерных проектов и др.

Именно расширение состава участников, их взаимодействие с научно-исследовательскими организациями Республики Крым и Российской Федерации, организациями содействия инвестиционной и инновационной деятельности является первостепенными шагами к переходу к кластерной модели развития экономики региона. Важными блоками процесса кластеризации Крымского полуострова являются процессы организации мониторинга мер и внедрения инноваций, организационное сопровождение в процессе получения грантовой поддержки и субсидий по направлению инновационной деятельности, а также оказание услуг, способствующих продвижению продукции участников кластеров, выходу на новые рынки.

Библиография

1. Морщинина Н.И., Храброва Н.И. Кластеризация как важный курортообразующий инструмент // Материалы XIX Региональной научно-практической конференции «Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации», Евпатория, 2017. - С. 213-217.

2. Москалёва В.А., Поспелова С.В., Хатикова З.В. Управление персоналом предприятия индустрии туризма /

В.А. Москалёва, С.В. Поспелова, З.В. Хатикова // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XX Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 30 ноября - 01 декабря 2018г. / научн. ред. В. М. Ячменевой; редкол.: Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - С. 191-195.

3. Основные фонды строительства: воспроизводство и обновление [Текст] / [Е. П. Панкратов, О. Е. Панкратов]; Международная акад. инвестиций и экономики стр-ва (МАИЭС). - Москва: Экономика, 2014. - С. 350.

4. Панкратов Е.П. Использование основных фондов строительства и роль эффективности этого процесса в экономике отрасли [Текст] . (часть 1) / Е. П. Панкратов // Экономика строительства. - 2016. - N° 2. - С. 48-55.

5. Рождественская И.А. Взаимодействие власти и бизнеса в формировании и развитии территориальных кластеров: роль инфраструктурных организаций // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 1.-Ч.1.-С.339-341.

6. Факторы стратегического планирования развития индустрии гостеприимства Республики Крым [Текст] / Ю. В. Котелевская, Е. Л. Цай, Д. В. Нехайчук // Туризм: право и экономика. - 2019. - № 2. - С. 25-28.

References

1. Morschinina N. I., Khrabrova N. I. Clusterization as an important resort-forming tool / / Materials of the XIX Regional scientific and practical conference "Sustainable development of the social and economic system of the Russian Federation", Evpatoria, 2017. - Pp. 213-217.

2. Moskaleva, V. A., Pospelova S. V., Khatikova Z. V. Personnel Management of tourism enterprises / V. A. Moskaleva,

S. V. Pospelova, V. Z. Khatikova // Sustainable development of socio-economic system of the Russian Federation: proceedings of XX all-Russian scientific-practical conference, Simferopol, 30 November - 01 December 2018. / scientific. ed.: E. F. Yachmenev, R. A. Timaev, T. I. Vorobets. - Simferopol: it "ARIAL", 2018. - Pp. 191-195.

3. Fixed assets of construction: reproduction and renewal [Text] / [E. p. Pankratov, O. E. Pankratov]; international Acad. investment and economy of the country (MAIES). - Moscow: Ekonomika, 2014. - P. 350.

4. Pankratov E. P. The use of fixed assets for construction and the role of the efficiency of this process in the economy

of the industry [Text] . (part 1) / E. p. Pankratov // Economics of construction. - 2016. - No. 2. - Pp. 48-55.

5. Rozhdestvenskaya I. A. Interaction of government and business in the formation and development of territorial clusters: the role of infrastructure organizations / / Economics and entrepreneurship, 2016. - No. 1.- Part 1.- Pp. 339-341.

6. Factors of strategic planning for the development of the hospitality industry of the Republic of Crimea [Text] / Yu. V. Kotelevskaya, E. L. Tsai, D. V. Nekhaychuk / / Tourism: law and Economics. - 2019. - No. 2. - Pp. 25-28.

Авторы

Панкратов Евгении Павлович, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный строитель РФ, профессор Базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» (Стремянный пер., 36, г. Москва, 117997, Российская Федерация), тел. +7 (499)237-87-91, e-mail: Pankratov.EP@rea.ru;

Морщинина Наталья Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» (ул. Вакуленчука, д. 29., г. Севастополь, 299053, Российская Федерация), тел. +7 (978)034-49-42, e-mail: Sirnik35@mail.ru;

Храброва Наталья Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» (ул. Ва-куленчука, д. 29., г. Севастополь, 299053, Российская Федерация), тел. +7 (978)739-95-38, e-mail: khrabrova-nata@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.