Научная статья на тему 'Анализ кластерного развития в Республике Крым и бенчмаркинг инновационного развития кластера сельского зеленого туризма'

Анализ кластерного развития в Республике Крым и бенчмаркинг инновационного развития кластера сельского зеленого туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
282
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЙ ЗЕЛЁНЫЙ ТУРИЗМ / КОНКУРЕНЦИЯ / БЕНЧМАРКИНГ / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / МОНОРАЙОНЫ / ДЕСТИНАЦИИ / CLUSTER DEVELOPMENT / COMPETITION / BENCHMARKING / STRUCTURAL ELEMENTS / MONOAREAS / DESTINATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кирильчук С.П., Чернявая А.Л.

В статье представлен анализ кластерного развития в Республике Крым и анализ формирующихся курортно-туристических кластеров. На основе идентификации конкурентных преимуществ существующих туристических кластеров (бенчмаркинга) представлено инновационное развитие крымского кластера сельского зеленого туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CLUSTER DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AND BENCHMARKING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A CLUSTER OF RURAL GREEN TOURISM

The innovative activity of a set of small and medium-sized tourist enterprises is a component of the formation of clusters. The advantage and novelty of the cluster approach is to increase the importance of the microeconomic component, which is a group of enterprises, firms, institutions whose activities are in related areas of business on a regional basis. In practice, it is noted that the creation of clusters has a positive impact on small and medium-sized businesses. Also clusters of partially solving the problem of competition. Developed clusters using the methods and interests of their participants by expanding the scope of activities beyond are not competitors to the participants of the common cluster, but rather all others. In the structure of the cluster there are always niches for enterprises, the occupation of which helps to ensure that the enterprises included in the cluster are protected from competitors. The article presents an analysis of cluster development in the Republic of Crimea and the analysis of resort and tourist clusters emerging at a given time. Based on the application of competitive advantages of existing tourism clusters (benchmarking), the innovative development of the cluster of rural green tourism is presented. The analysis of tourist and recreational clusters allowed to subdivide clusters by development goals: development of destinations, structural elements. The elements of innovative development of the cluster of rural green tourism are developed on the basis of the selected goals. For some areas of the Peninsula, the cluster of rural green tourism is an innovative model of long-term economic development. Namely, in the territories belonging to the towns (monoareas), focused on the same type of production. The creation of an innovative cluster of rural green tourism will improve socio-economic development, and will effectively build and implement a strategy for the development of areas in the long term. The innovative development of the cluster of rural green tourism on the basis of the proposed activities will attract more tourists through the implementation of new tourism products, and the development of less developed areas.

Текст научной работы на тему «Анализ кластерного развития в Республике Крым и бенчмаркинг инновационного развития кластера сельского зеленого туризма»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 46-53.

УДК 338.48

АНАЛИЗ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И БЕНЧМАРКИНГ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА Кирильчук С. П., Чернявая А. Л.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: angelanna_07@mail.ru

В статье представлен анализ кластерного развития в Республике Крым и анализ формирующихся курортно-туристических кластеров. На основе идентификации конкурентных преимуществ существующих туристических кластеров (бенчмаркинга) представлено инновационное развитие крымского кластера сельского зеленого туризма.

Ключевые слова: инновационное кластерное развитие, сельский зелёный туризм, конкуренция, бенчмаркинг, структурные элементы, монорайоны, дестинации.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время развитие экономики предопределяет поиск и применение в практике хозяйствования инновационных форм организации производительных сил. В связи с этим ставится задача создания территориальных инновационных кластеров в качестве наиболее перспективных форм региональной производственной кооперации, которые обеспечивают производство конкурентоспособной на региональных и мировых рынках продукции и эффективное развитие территорий. В многокомпонентной основе кластеры являются источниками формирования дополнительного синергетического и комплементарного активов за счет координации совместных действий, усиления инновационными технологиями и опытом, совместного использования обслуживаемых инфраструктурных объектов дестинации, эффективности деятельности друг друга (бенчмаркинга).

Вопросами кластеризации, кластерного развития территорий, развития кластеров в крымском регионе занимались многие зарубежные и отечественные учёные: Портер М. [12], Харрингтон Дж.Х. [7], Хайниш С. В. [6], Рейдер Н. [8], Алпатов Г. Е. [13], Борщ Л. М., Никитина М. Г., Побирченко В. В. и другие.

В то же время комплексное развитие, особенно депрессивных сельских регионов, как части эффективных социально-экономических систем, требует модернизации и оптимального размещения сельских предприятий, использования эффективных форм кооперации, создания инновационных конкурентоспособных экономических кластеров сельского зелёного туризма на основе сбалансированного пространственного развития территорий с учетом природно-ресурсного, производственного и кадрового потенциала, степени хозяйственной освоенности, экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной ёмкости и культурной освоенности ландшафтов.

Целью статьи является анализ кластерного развития, в том числе в Республике Крым, и анализ формирующихся курортно-туристических кластеров. На основе идентификации конкурентных преимуществ существующих туристических кластеров (бенчмаркинга) представить преимущества формирования инновационного развития крымского кластера сельского зеленого туризма.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Особой составляющей формирования кластеров является инновационная деятельность совокупности малых и средних туристических предприятий. Преимущества и новизна кластерного подхода заключаются в усилении значимости микроэкономической составляющей, представляющей собой группу предприятий, фирм, учреждений, деятельность которых находится в родственных сферах бизнеса по региональному признаку.

Кластеры сельского зеленого туризма обеспечивают объединение всех видов и форм отдыха в селах. Наряду с существующими туристическими кластерами основой кластера сельского зеленого туризма должен быть его инновационный потенциал.

Анализируя ситуацию с 2014 года (с момента создания режима свободной экономической зоны (СЭЗ), в Республике Крым, рост числа инвесторов значительно увеличился. Так, по данным журнала «Деловой Крым», только на 01.03.2017 г. было заключено 816 договоров об условиях деятельности СЭЗ (на 2014 г. проектов было 530) [1]. Представлено, что наиболее привлекательными со стороны инвесторов являются 4 сферы: строительная сфера - в ней реализуется 176 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 7,3 млрд руб., аграрный сектор - 124 инвестиционных проекта с объемом инвестиций 6 млрд руб., сельское хозяйство и промышленность с реализацией 116 инвестиционных проектов с объёмом инвестиций 4 млрд руб. и курортная сфера - 78 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 12 млрд руб. [1].

На основе возрастающего интереса со стороны инвесторов и интенсивного роста предприятий для уменьшения конкуренции и увеличения прибыли создание кластерных инициатив является актуальным решением.

На начальных этапах кластерное развитие на территории Крыма имело стихийный характер, и кластеры официально не регистрировались, а осуществляли свою деятельность как Ассоциации (из-за простоты регистрации). Одним из таких кластеров была Ассоциация кластер «Аура». Создан кластер в 2005 г при поддержке Ассоциации развития г. Севастополя и Министерства экономики Автономной Республики Крым. Цель создания - туристическое развитие региона. Участники кластера: владельцы туристических объектов, туроператоры, предприятия развлекательной сферы, вузы и т. д. Аналогичным по цели создания являлся туристско-рекреационный кластер «Байдары-Тур» (г. Севастополь).

В 2010 г. образовался кластер рыболовства «Продукты моря» (г. Севастополь). Зарегистрировавшаяся как неприбыльная организация (по законодательству Украины), она включала производителей, переработчиков и реализаторов морских

продуктов. Цель совместной деятельности участников кластера заключалась в создании эффективных кооперационных связей между участниками кластера; продвижении товаров и услуг членов кластера как на территории, так и за ее пределами; усилении конкурентных позиций; применении в своем производстве новых технологий и передового опыта; повышении квалификации участников по специализации.

При поддержке Севастопольской Торгово-промышленной палаты в 2010 году был создан кластер «Энергосбережение». Цель кластера - создание и внедрение возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий (солнечных и ветровых систем горячего водоснабжения, электроснабжения, отопления). Участники кластера: производители, реализаторы и специалисты по обслуживанию энергосберегающих технологий.

С 2015 г. осуществляет деятельность крымский «ИТ-кластер» (кластер информационных технологий). Цель создания кластера - разработка на основе современных технологий программного обеспечения для внедрения и развития инновационных проектов и стартапов в регионе. Ядро кластера составляют 10 структур: вузы, предприятия, предоставляющие программное обеспечение, проектные услуги, консалтинговые фирмы.

Интенсивное кластерное развитие началось с 2016 г. с проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» [2] при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации (РФ). Целью проекта является создание кластеров, опирающихся на инновационность, ориентирующихся на человеческий потенциал и развитие территории, обеспечивающих занятость населения (особенно сельского), повышение уровня жизни населения и конкурентоспособность продукции.

При поддержке Торгово-промышленной палаты Крыма и Научно-технического союза Крыма в 2016 году создан кластер «Локальный электротранспорт Крыма» (г. Симферополь). Ядро кластера составляют предприниматели, занимающиеся производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств с электрическим приводом (электровелосипеды, электромобили). Цель кластера - развитие инфраструктуры для эксплуатации электротранспорта, популяризация экологичного транспорта, инновационные разработки в области электромобилестроения, перевод коммунального и общественного транспорта на электротягу. Пилотный проект малой электромобилизации запущен и реализуется на южном берегу Крыма (п. Утес, комплекс «Санта-Барбара».

В 2017 году создан и осуществляет деятельность Центр кластерного развития Республики Крым [3]. На основе центра и при поддержке Совета Министров Республики Крым в 2017 г. создан агропромышленный биотехнологический кластер. Цель кластера - «...повышение благосостояния и качества жизни населения Республики Крым, повышение эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной и биотехнологической отрасли Республики Крым» [4]. Участниками кластера являются сельхозпроизводители, частные малые и средние предприятия по переработке сельхозпродукции (17 участников). Это первый территориальный кластер в Крыму.

На конец 2018 года в рамках реализации Федеральной целевой программы развития региона «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» [5], происходит формирование 6 туристско-рекреационных кластеров:

• кластер «Детский отдых и оздоровление» (г. Евпатория). Цель образования кластера - создание комфортных условий для отдыха родителей и детей с учетом современных возможностей и достижений. Срок реализации проекта -2018-2020 гг. Объем финансирования - 1163,53 млн руб. Ожидаемые результаты: увеличение рамок курортного сезона, увеличение протяжённости новых и реконструкция старых сооружений, становление всероссийской детской здравницы;

• кластер «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки). Цель создания кластера -развитие и совершенствование объектов инфраструктуры, формирования туристического имиджа, создание инфраструктуры грязелечебного курорта РФ. Срок реализации проекта - 2018-2020 гг. Объем финансирования - 6,5 млрд руб. Ожидаемые результаты: реконструкция города, становление как бальнеологического курорта, увеличение туристического потока;

• туристический кластер в районе озера Чокрак (север Керченского полуострова). Цель создания кластера: создание инженерной инфраструктуры, бальнеологического курорта. Срок реализации проекта - 2018-2020 гг. Объем финансирования - 2,7 млрд руб. Ожидаемые результаты: привлечение инвесторов, строительство очистных сооружений, строительство и ввод в эксплуатацию объектов размещения;

• туристско-рекреационный кластер «Черноморский» (Черноморский район). Черноморский район всегда был местом дикого отдыха и любителей экстремальных видов спорта. В 2013 году впервые на мысе Тарханкут был проведен фестиваль экстремальных видов спорта «Extreme Крым». Поэтому целью создания кластера является создание центра экстремальных видов туризма. Срок реализации проекта - 2018-2020 гг. Объем финансирования -1136 млн руб. Ожидаемые результаты: реконструкция автомобильных дорог, газификация, становление как центра экстремального и автотуризма;

• кластер «Коктебель» (п. Орджоникизе, п. Коктебель). Это самый сложный кластер, так как включает в себя 4 направления развития: создание инфраструктуры для малой авиации (г. Феодосия, гора Клементьева), создание пляжной инфраструктуры (Тихая бухта), строительство яхтенной марины (п. Орджоникидзе) и улучшение инфраструктуры в п. Коктебель. Срок реализации проекта - 2018-2020 гг. Объем финансирования - 6,6 млрд руб. Ожидаемые результаты: увеличение туристического потока, создание новых рабочих мест, строительство дорог и объектов размещения;

• горнолыжный кластер (г. Бахчисарай). Цель создания кластера: увеличение туристического потока за счет зимних видов спорта, создание центра горнолыжного туризма и комплекса с сетью канатных дорог. Срок реализации проекта - 2018-2020 гг. Объем финансирования - 270 млн руб. Ожидаемые

результаты: становление центра зимнего туризма, развитие экономики в

районе.

В 2017 г. со стороны инвестора началась разработка логистическо-продовольственного кластера в г. Бахчисарай. Цель создания: образование комплекса, обеспечивающего полный производственный цикл, создание логистического центра. Проектно-сметная документация в настоящее время ведется. Ожидаемые результаты: увеличение мощностей по переработке овощей и фруктов, увеличение рабочих мест, улучшение ситуации с продовольствием, уменьшение себестоимости продукции.

Таким образом, социально-экономическое развитие полуострова сто стороны государства ориентировано на появление и развитие таких элементов управления, как кластеры.

На практике отмечено, что создание кластеров оказывает положительное воздействие на сферу малого и среднего бизнеса. Также кластеры частично решают проблемы конкуренции. Развитые кластеры, используя методы и интересы своих участников за счет расширения сферы деятельности, не являются конкурентами участникам общего кластера, а скорее, всех остальных. В структуре кластера всегда имеются ниши для предприятий, занятие которых способствует обеспечению вошедшим в кластер предприятиям защищенного от конкурентов бизнеса.

Конкуренция внутри кластера способствует переходу в механизм активного распространения и применения конкурентных преимуществ - бенчмаркинг.

Вопросам развития бенчмаркинга были посвящены труды Харрингтона Х. Дж., Хайниш С. В., Рейдера Н., Соловьева Н. Ю., Акимова Е. А. и др. [6-10]. Существует много подходов к определению бенчмаркинга. Бенчмаркинг - это исследование и внедрение лучшего из опыта конкурентов и предприятий других сфер деятельности [11, с. 24].

Целями бенчмаркинга являются выявление передовых предприятий, определение факторов их успешного функционирования и последующее копирование этих факторов применительно к своему предприятию. Копирование позволит в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами произвести усовершенствование бизнес-процессов. А в перспективе применение бенчмаркинга даст возможность не только воспроизвести источники чужих успехов, но и превзойти их за счет более последовательного использования удачных находок.

Таким образом, кластерная теория М. Портера [12, с. 274] имеет прикладное выражение в бенчмаркинге и превратилась в управленческую процедуру. На основе бенчмаркинга существующих туристических кластеров эффективно развитие кластера сельского зеленого туризма.

Анализ функционирования туристско-рекреационных кластеров сельского зелёного туризма позволил авторам выделить две основные цели их развития: развитие дестинаций и развитие структурных элементов. На основе выделенных целей разработаны элементы инновационного развития кластера сельского зеленого туризма.

1. По развитию дестинаций кластер сельского зеленого туризма подразделяется на районы. Суть дестинации основана на сочетании конкурентных ресурсов района

по отраслевому признаку. Для эффективности дестинации возможна разработка спроектированной программы и туристического маршрута, сбалансированная по времени и услугам по каждому району (дестинации). Дестинации по районам:

• Симферопольский район - включает сельский зеленый туризм с познавательным и деловым туризмом, направлен на культурно-образовательный отдых;

• Бахчисарайский район - это центр археологического туризма, предприятия сельского зеленого туризма включают набор дополнительных услуг: иппотерапию, скалолазание, экскурсионные туры по пещерным городам, проведение фестивалей и ознакомление с культурой и обычаями этнопоселений;

• Белогорский район - активный отдых, развитие туризма с направленностью агротуризма, территория таких видов отдыха, как охота, рыбалка, конная езда;

• Кировский район - это территория пассивного отдыха (экскурсии по музеям, археология, сбор трав и цветов, травотерапия);

• Черноморский район - активный отдых с исторической и природной направленностью (экскурсии по античным местам греческих поселений, экскурсии по природным заповедникам), этнотуризм;

• Раздольненский, Красноперекопский, Джанкойский, Нижнегорский и Первомайский районы - экскурсионная направленность на ознакомление с этнопоселениями в этих районах (чехи, молдаване, румыны, греки). Проживание и питание предоставляется в национальном стиле, с ознакомлением с традициями и обычаями (гастротуры, событийный туризм);

• Красногвардейский, Советский районы - относятся к монорайонам сельского хозяйства, поэтому отдых с направленностью дауншифтинга и агротуризма.

• Сакский район - познавательный и оздоровительный отдых (дополнительные услуги: обучение народным национальным промыслам и ремеслам).

Таким образом, сельский зеленый туризм объединяет все виды и формы сельского отдыха, включает разнообразные виды дополнительных услуг и другие виды альтернативного туризма (параллельно осуществляет с ними деятельность), является для сельского населения источником дополнительного дохода (экономический аспект), создает новые рабочие места на селе (социальный аспект), способствует сохранению этнотрадиций и национальной аутентичности.

Для некоторых районов полуострова кластер сельского зеленого туризма (СЗТ) является инновационной моделью перспективного экономического развития, а именно на территориях, относящихся к моногородам (монорайонам), ориентированным на однотипном производстве. Создание инновационного кластера сельского зеленого туризма позволит повысить социально-экономическое развитие, а также позволит эффективно построить и реализовать стратегию развития районов в долгосрочной перспективе.

2. Структурные элементы кластера сельского зеленого туризма (регионального), на наш взгляд, играют значительную роль в монорайонах, поэтому представим их наглядно (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы кластера сельского зеленого туризма в монорайоне

Ядром кластера сельского зеленого туризма являются те предприятия, которые составляют основу кластера - выпускают конечную продукцию/услуги. Это предприятия, занимающиеся непосредственно туристической сферой: предприятия сельского зеленого туризма, экскурсионные бюро, туроператоры.

Структурный элемент «дополняющие объекты» составляют объекты, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования объектов ядра. Научно-исследовательские центры в настоящее время имеют важное значение в конкурентной борьбе, так как они генерируют знания, на основе которых кластер конкурентоспособен и уникален.

В инфраструктуру сельского зеленого туризма входят объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых не связана с функционированием ядра.

«Сопутствующая инфраструктура» - это объекты кластера, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера (консалтинговые и юридические фирмы, инвестиционные предприятия). Целью нахождения данных предприятий является изыскание внутренних резервов для обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов, достижение

результативности и повышение мобильности развития и реализации потенциала всего кластера. ВЫВОДЫ

На основе проведенного анализа установлено, что кластеры способствуют созданию основы эффективного экономического развития районов, так как в каждом кластере осуществляется взаимодействие не только со стейкхолдерами, но и с иными группами районного и городского развития. Кластерный подход является в крымском регионе перспективным для создания новых форм объединения знаний, развития смежных секторов в экономике и сфере услуг, стимулируя возникновение инновационных научно-технических направлений и их коммерческих предложений, обеспечит повышение занятости и привлечет квалифицированных специалистов. Создание и функционирование туристических кластеров при грамотном стратегическом планировании станет инновационным направлением в развитии полуострова, а инновационное развитие кластера сельского зеленого туризма на основе предложенных мероприятий будет способствовать привлечению большего количества туристов за счет реализации новых туристических продуктов и развитию депрессивных сельских районов.

Список литературы

1. Деловой Крым. Журнал о возможностях и перспективах развития бизнеса в Крыму. 2018., № 1 (11). С. 39.

2. Научно-методические материалы «Инновационные кластеры - лидеры инвестиционной привлекательности мирового уровня. М.: НИУ «Высшая школа». 2017. С. 132.

3. Сайт Центр кластерного развития Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: https://ckr82.ru/

4. Сайт агропромышленного биотехнологического кластера [Электронный ресурс]. URL: https://ckr82.ru/cluster-category/agrobioteh/

5. Сайт Федеральных программ России кластера [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/ fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/ View/2018/429

6. Харрингтон Дж. Х., Харрингтон Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! 20 шагов к успеху. Спб.: Питер, 2004, 176 с.

7. Хайниш С. В. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями. М.: УРСС, 2017. 144 с.

8. Рейдер Н. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли. М.: Стандарты и качество, 2007. 248 с.

9. Соловьев Н. Ю. Конкурентные преимущества и бенмаркинг. М.: ЮРАЙТ, 2017. 211 с.

10. Акимова Е. А., Акимов А. А. Все лучшее - себе. Бенчмаркинг // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2007. № 7. С.30-33.

11. Воеводина Н. А., Кулагина А. В., Логинова Е. Ю. и др. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ. Практическое пособие, 2017. 120 с.

12. Портер М. Конкуренция (обновленное и расширенное издание). М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. 591 с.

13. Алпатов Г. Е. Общая методика внедрения системы маркетинга на предприятии. М.: ИНФРА-М, 2009. 355 с.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.