Научная статья на тему 'Принципы территориально-планировочного размещения туристических кластеров в Республике Крым'

Принципы территориально-планировочного размещения туристических кластеров в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
334
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / TOURISM / RECREATION / CLUSTER / TERRITORIAL-PLANNING DECISIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Живица В.В., Сорокина Н.А.

В статье рассмотрено понятие туристического кластера. Проанализирован мировой и отечественный опыт создания изучаемых объектов. Дана краткая характеристика туристическим кластерам, включенным в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Проанализированы общие рекомендации к размещению туристических кластеров, а также сформулированы принципы по территориальному планированию данных объектов в Крыму. Предмет исследования: туристический кластер. Материалы и методы: при проведении научных исследований были изучены литературные, научные, нормативно-законодательные источники. При анализе полученных данных использованы методы аналогии, синтеза и дедукции. Результаты: В данной статье рассмотрены принципы создания и успешного функционирования туристических кластеров. Сформулирован алгоритм и значение кластерного подхода в развитии туристической отрасли. Выявлено, что одной из главных составляющих успешного туристского кластера является его инновационная направленность. Так как в нашей стране кластерный подход достаточно новый метод организации туристско-рекреационной деятельности, то градостроительные принципы планировочной организации кластеров еще требуют дальнейшей разработки. В данной статье были предложены некоторые из них, а также даны рекомендации по созданию пяти туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым в дополнение к уже предусмотренным Федеральной целевой программой. Выводы: Данная работа может быть интересна для обучающихся ВУЗов архитектурных и градостроительных специальностей, профессорско-преподавательского состава, практикующих архитекторов, градостроителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF TERRITORIAL PLANNING AND TOURISM CLUSTER IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

In article the concept of a tourist cluster is considered. Is analyzed international and domestic experience of creation of the studied objects. Gives a brief description of tourist clusters included in the Federal target program "Social and Economic Development of the Republic of Crimea and Sevastopol". The general recommendations to placement of tourist clusters are analyzed and also the principles on territorial planning of these objects in the Crimea are formulated. Subject of study: tourism clusters.

Текст научной работы на тему «Принципы территориально-планировочного размещения туристических кластеров в Республике Крым»

УДК: 711.388.483 (292.471)

ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ

КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Живица В.В., Сорокина Н.А.

Академия строительства и архитектуры, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Адрес: г. Симферополь, ул. Киевская 181. Е-mail:vzhivisa@mail.ru Е-mail:nadya2-94@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрено понятие туристического кластера. Проанализирован мировой и отечественный опыт создания изучаемых объектов. Дана краткая характеристика туристическим кластерам, включенным в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Проанализированы общие рекомендации к размещению туристических кластеров, а также сформулированы принципы по территориальному планированию данных объектов в Крыму.

Предмет исследования: туристический кластер.

Материалы и методы: при проведении научных исследований были изучены литературные, научные, нормативно-законодательные источники. При анализе полученных данных использованы методы аналогии, синтеза и дедукции.

Результаты: В данной статье рассмотрены принципы создания и успешного функционирования туристических кластеров. Сформулирован алгоритм и значение кластерного подхода в развитии туристической отрасли. Выявлено, что одной из главных составляющих успешного туристского кластера является его инновационная направленность. Так как в нашей стране кластерный подход - достаточно новый метод организации туристско-рекреационной деятельности, то градостроительные принципы планировочной организации кластеров еще требуют дальнейшей разработки. В данной статье были предложены некоторые из них, а также даны рекомендации по созданию пяти туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым в дополнение к уже предусмотренным Федеральной целевой программой.

Выводы: Данная работа может быть интересна для обучающихся ВУЗов архитектурных и градостроительных специальностей, профессорско-преподавательского состава, практикующих архитекторов, градостроителей.

Ключевые слова: туризм, рекреация, кластер, территориально-планировочные решения.

ВВЕДЕНИЕ

Крым обладает мощным природно-климатическим и историко-культурным

потенциалом, который, при грамотном подходе, может стать базой для развития курортно-туристической сферы. Географическое размещение Крыма, уникальный ландшафт, мягкий климат, природное разнообразие, богатое историко-культурное наследие и рекреационные ресурсы определяют основные направления развития

туристической отрасли. В Крыму постоянно ведётся работа по повышению туристической привлекательности и конкурентоспособности региона. Одним из способов рационального использования историко-культурного потенциала Крыма, является создание туристических кластеров разной тематики. В данной работе рассмотрим основные принципы и перспективы формирования туристических кластеров на полуострове Крым.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Сформулировать принципы территориально-планировочного размещения туристических кластеров на территории Крыма.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

- изучить научные, нормативные источники по теме исследования;

- рассмотреть понятие и общие характеристики кластеров;

-выявить особенности использования кластерного подхода;

-проанализировать существующие и сформулировать дополнительные принципы территориально-планировочного размещения

туристических кластеров в Крыму.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

При проведении научных исследование были изучены литературные, научные источники, Федеральные целевые программы развития Республики Крым. При анализе полученных данных использовались методы аналогии, синтеза и дедукции.

1. Предложенными в данной книге стратегиями ведения экономической деятельности. Исследование основано на Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором регламентируются принципы государственной политики, направленной на формирование единого туристического рынка; установлен порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

2. В работе Бойко А. Е. «Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России» рассмотрены условия развития внутреннего туризма, проблемы российской туристской индустрии. Современным инструментом развития туризма предложено формирование туристских кластеров. Изучена модель туристского кластера и составляющие ее элементы.

3. В работе Сидоровой В.В. и Маслий В.В. «Мировой опыт по градостроительному развитию приморских курортов» авторы данной статьи проанализировали отечественный и зарубежный опыт возникновения приморских курортов, а также

архитектурно-планировочные принципы

градостроительного зонирования, принципы градостроительного развития.

4. Из работы Сидоровой В.В. и Бурлаковой Д.С. «Проблема сохранения природной среды при формировании объектов туризма в горном Крыму» использована информация об особенностях рекреационного освоения территорий Крыма. Проанализированы выделенные авторами природоохранные, градостроительные,

конструктивные задачи и рекомендации по организации системы объектов туризма в Крыму.

Таким образом, анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема формирования туристско-рекреационных кластеров на региональном уровне чрезвычайно актуальна и должна быть изучена и обсуждаема специалистами в разных сферах деятельности (градостроителями, архитекторами, социологами, экономистами, инженерами, технологами и т.д.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

«Кластер в градостроительстве -территориальное образование внутри мегаполиса, представляющее собой относительно автономную систему и обеспечивающее жилую, административно-деловую, торгово-

развлекательную, рекреационную потребности населения. Кластер (в городской среде) - группа средовых пространств, объединённых

инновационными каналами связи, а также другими инфраструктурами, и представляющая единый городской ресурс» [10].

Туристический кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, близкой к туризму и рекреационными услугами. Цель создания туристического кластера - повышение конкурентоспособности территории на

туристическом рынке за счет синергетического эффекта. Интегрированные в одну систему рекреационные предприятия усиливают друг друга благодаря удобным связям и близкому расположению. Туристический кластер формирует дополнительный синергетический эффект за счет обмена информацией, опытом, инновационными технологиями, совместимого использования обслуживаемых инфраструктурных объектов,

подготовки и повышения квалификации обслуживающего персонала [2].

К туристским кластерам целесообразно относить группы предприятий, компактно расположенных в пределах региона, которые совместно используют специализированную туристскую инфраструктуру, локальные рынки труда и другие функциональные структуры хозяйства.

Благодаря кластерному подходу повышается эффективность работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулируются введение

инновации и развиваются новые технологии и направления [3].

Формирующиеся локальные кластеры, имеющие территориальный признак, с ядрами в зонах экономического роста постепенно вовлекают в инновационный процесс предприятия и организации других видов деятельности. Таким образом, создание кластеров способствует прогрессивному развитию всей территории, а не отдельной её части.

Туристические кластеры делят по видам преобладающей туристической деятельности и по масштабным параметрам (рис. 1)

Рис. 1. Классификация туристических кластеров Fig. 1. Classification of tourism clusters

Крупные кластерные формирования могут занимать значительные площади, оказывая влияние на прилегающие территории. Формирование кластеров происходит по целевому назначению или на базе исторически сложившейся структуры.

Главной особенностью и отличием туристических кластеров от кластеров других направленностей является грамотная организация техногенного каркаса. Транспортная и инженерная инфраструктуры должны пронизывать весь кластер. Формирующие его экскурсионные маршруты, объединяют туристические достопримечательности и направляют туристические потоки.

Распространенной практикой является присвоение кластеру определенной тематики, чтобы подчеркнуть рекреационные преимущества данной территории. В выборе тематики обращают внимание на доминанты кластера и туристические бренды [6].

Доминантой туристического кластера может быть как объект инфраструктуры, так и объект туристского интереса (памятники архитектуры, археологии, природы и т.д.). Основным условием функционирования туристического кластера

является организация и развитие туристических экскурсионных маршрутов. Также кластеры могут быть созданы на основании или после проведения какого-либо культурного события, привлекающего туристические потоки (например «Олимпийский парк», г. Сочи).

Туристические бренды - это достопримечательности, которые вызывают наибольший интерес у туристов на данной территории, и посещение которых считается обязательным. Туристические бренды

способствуют экономическому росту города, региона, страны на туристическом рынке (например, на Южном берегу Крыма: Дворец «Ласточкино гнездо», Ливадийский дворец, Воронцовский дворец) [2].

Также необходимо учитывать влияние туристической отрасли на состояние экологической ситуации в регионе. Туристический кластер должен иметь чётко выделенные границы и функциональные зоны, развивающиеся в соответствии с планом территориального планирования. В этой связи кластер, развивая туристическую инфраструктуру, принимает на себя

всю антропогенную нагрузку. Для туристов организуются экскурсионные маршруты, позволяющие ознакомится с природными достопримечательностями, и одновременно позволяющие минимизировать влияние на экологию природной среды.

Грамотно организованный и

функционирующий кластер позволяет полноценно:

-использовать зону кластера с урбанизированной комфортной рекреационной средой;

-организованно и бережно использовать природную среду для своего отдыха;

-формировать территорию с минимальной антропогенной нагрузкой, охраняемой от застройки и выброса отходов.

Эффект снижения влияния туристической отрасли на экологию также состоит в том, что в плотной, территориально ограниченной среде с удобными транспортными связями легче держать под контролем антропогенное влияние, чем на неограниченной территории: сбор мусора и его утилизация, организация транспортных связей, обеспечение территории инженерными сетями и коммуникациями, их поддержание в рабочем состоянии.

В настоящее время большинство развитых стран мира используют кластерный подход как инструмент повышения конкурентоспособности отдельно взятых города, региона, области, страны.

В июле 2006 г. был одобрен «Манифест кластеризации в странах Европейского Союза». В 2008 г. в рамках Европейской президентской конференции из инноваций и кластеров принят «Европейский кластерный Меморандум»; также существуют объединения: European Cluster Alliance, European cluster police group, рейтинг Cluster excellence, стратегия регулирования развития региональных кластеров в программе «Europe 2020: European clusters in tourism».

Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров использования кластеризации туристической отрасли в зарубежных странах:

-Эльблонский туристический кластер (Польша) объединяет фирмы, агротуристические хозяйства, жилье, туроператоров и других поставщиков услуг, связанных с индустрией туризма. Кластер занимается развитием: бизнес-туризма; туризма в городах; культурного туризма; туризма в сельской местности; рекреационного и

активного туризма; пограничного и транзитного туризма;

-туристический кластер «Земля молока и меда» (Польша). Объединяет предприятия, занятые в сфере сельского туризма и производства, потребления и экологического образования.

-примером тематического туристского кластера служит кластер винного туризма сформированный в Долине Напа (штат Калифорния, США). Ежегодно его посещает до 5 млн туристов, главным образом интересующихся виноградниками и дегустирующие вина;

-одним из ярких примеров туристского кластера является регион Италии - Тоскана. Тоскана богата разнообразием туристских ресурсов: великолепные песчаные пляжи на Тирренском побережье, шикарные термальные центры, три национальных парка, горы; зеленые долины и виноградники, замки и поместья, многие из которых переоборудованы в отели. У Тосканы есть довольно сильные исторически сформированные условия для развития туристского кластера;

-опыт формирования туристских кластеров имеется в Австралии на основе уникальных природных ресурсов Большого Барьерного рифа -экотуристский кластер штата Квинсленд [4];

- В качестве примера развития кластеров на территории Российской Федерации приведём туристско-рекреационный кластер «Никола-Ленивец» (Калужская область). Часть его территории входит в состав национального парка «Угра». Достопримечательностями данного туристического кластера являются ландшафтные инсталляции известных российских и зарубежных авторов, а также ежегодно проводимые международные фестивали ландшафтных объектов «Архстояние», «Архстояние детское», «Ночь новых медиа» [5].

Анализ развития туристических кластеров в Республике Крым.

Территория Крыма привлекает уникальными ландшафтами, природой (горная система ЮБК, водопады, пещеры, озёра, скалы Тарханкута и Балаклавы и т.д.), мягким климатом, богатым историко-культурным наследием (памятники истории, архитектуры, искусства, археологии, градостроительства).

Проанализировав рекреационные ресурсы крымского полуострова, выявили следующее:

1. Для туристической деятельности в Крыму характерен фактор сезонности. Длительность туристического сезона колеблется от 3 до 6 месяцев.

2. Объектами туристического интереса в Крыму считаются: уникальная природа и отдых на море.

3. Наименее освоено в туристическом плане Западное, Северо-Восточное и Северо-Западное побережье. На территории крымского полуострова рекреационные предприятия распределены неравномерно:

-на Южном и Юго-Восточном берегу Крыма. размещено 51% всех достопримечательностей Крыма;

-на Западном берегу Крыма - 39% (туристическая инфраструктура развивается стихийно);

-на Восточном берегу Крыма - 8% всех достопримечательностей полуострова;

-в Центральном Крыму - менее 3% всех достопримечательностей полуострова [1].

4. В Крыму большинство инвесторов привлекают проекты, реализуемые на ЮБК. Наибольшее количество инвестиционных заявок поступает по ЮБК - 46%, по Восточному побережью - 19%, по Западному побережью - 26%, по Центральной части Крыма - 9% [1].

Таким образом, наблюдается чрезмерное внимание к Южному берегу Крыма. Для данной территории это влечёт увеличение антропогенной нагрузки, неконтролируемую застройку, угрозу уникальному ландшафту и природе. В Западном и

Восточном Крыму курортный потенциал раскрыт не до конца. Многие города и сельские поселения могли бы получать больше прибыли, если бы часть туристов выбрала их в качестве места отдыха.

Необходимо стремиться ориентировать туристическую отрасль на круглогодичное функционирование. Данная задача решаема при помощи развития новых видов туризма: лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального [8].

Несмотря на явные достоинства полуострова, транспортная, жилищная, инженерная

инфраструктуры находятся в

неудовлетворительном состоянии, что делает невозможным широкое их использование в туристической сфере.

Государство, в рамках решения проблемы привлечения туристов на Западное и Восточное побережье Крыма, с 2015 года реализует Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». В этой связи осуществляется финансирование создания на территории Республики Крым пяти туристско-рекреационных кластеров (таблица 1):

На создание кластеров в период 2017 - 2020 годов запланировано выделение средств из федерального бюджета в сумме 23,8 млрд. руб. Планируется разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их развития и выполнения задач круглогодичной работы предприятий, учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.

Таблица 1. Туристические кластеры, предусмотренные Федеральной целевой программой

Table 2. Tourist clusters provided for by the Federal target program

Направление деятельности туристических кластеров по Федеральной целевой программе Схема размещения туристических кластеров

1) кластер «Детский отдых и оздоровление» (г. Евпатория) -центр семейного оздоровления. Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей: - семейный отдых, ориентированный на семьи с детьми; - создание детских лечебно-оздоровительных комплексов; - развитие системы здравоохранения; - создание центров раннего физического и интеллектуального развития детей. Р

2) кластер «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки) -грязелечебный курорт. Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей:

- создание уникального грязелечебного курорта;

- создание всемирно известной здравницы;

- создание системы круглогодичного санаторно-курортного лечения.

3) кластер в районе озера Чокракское (Ленинский р-н, п. Курортное) - бальнеологический лечебно-оздоровительный комплекс. Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей создание бальнеологического лечебно-оздоровительного комплекса на основе лечебных грязей Чокракского месторождения:

- санатория с бальнеолечебницей;

- гидрогеологической режимно-эксплуатационной станции по добыче грязи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мониторингу ее состояния и обеспечению режима охраны;

- создание на мысе Зюк археологического парка для проведения научных исследований и туристических посещений.

4) кластер «Черноморский» (Черноморский р-н) -центр развития экстремального, археологического и автотуризма. Предусматривает создание 4 зон:

- оздоровления;

- «EXTREME-центр туризма»;

- автотуризма и караванинга;

- археологического туризма.

5) кластер «Коктебель» (пгт. Коктебель) - центр активных видов туризма. Кластер предусматривает создание:

- на горе Клементьева Центра развития воздухоплавания;

- поля для гольфа у подножия горы;

- строительство яхтенной марины на территории предприятия «Бухта двуякорная».

Рис. 2. Задачи федеральной целевой программы и их решения Fig. 2. Tasks of the federal target program and their solutions

Образование туристических кластеров подразумевает создание развитой обслуживающей инфраструктуры, учитывающей все современные нормы и требования, а также предусматривающей возможность её модернизации в соответствии с потребностями туристического рынка.

Реализация Федеральной целевой программы на территории Крыма позволит активизировать инвестиционную и туристическую деятельность (рис. 2).

Однако, одной из первоочередных задач и непременным условием развития туристической отрасли в Крыму и формирования туристических кластеров должно стать развитие и модернизация транспортной инфраструктуры. Без выполнения этого условия продуктивное функционирование кластеров невозможно [1].

Анализ градостроительных рекомендаций по вопросу создания туристических кластеров

Создание туристических кластеров связано с решением следующих задач:

1) Определение основных конкурентных туристских преимуществ региона (туристические доминанты) и выявление территории, с наиболее ярко выраженными преимуществами. В таком случае каждый район мог бы предлагать особенные турпродукты и взаимодополнять друг друга в региональной системе. Туристский район при таком подходе является протокластером, т.е. территорией потенциально способной выполнять туристские функции.

В пределах конкретной территории (города, региона, области, страны) необходима оценка возможностей формирования туристического кластера. Она включает следующие этапы:

• определение территориальных границ туристского кластера;

• исследование потенциала региона и построение идеализированной модели туристского кластера;

• анализ туристических продуктов и туристических предприятий-партнёров;

• проектирование инфраструктуры кластера (предприятий питания, транспорта, досуга,

туроператоров, жилья), в том числе возможности дополняющих и сопутствующих отраслей (образование в области туризма и гостеприимства, продажа сувенирной продукции и другое);

• анализ факторов, влияющих на создание и функционирование кластера;

• прогнозирование спроса, рисков и тенденций развития кластера.

2) проведение туристского районирования. Одним из основных его принципов должен быть учет выделенных конкурентных туристских преимуществ, а также принцип завершенности туристских маршрутов, объединяющих отдельные объекты обслуживающие туристический кластер.

3) В каждом протокластере на основе туристских районов складываются или могут сложиться в перспективе территориальные сочетания предприятий - туристские кластеры. В связи с этим на основе сетки туристских районов следует определить пространственную структуру будущих туристских кластеров. В пределах протокластера выделяются три зоны. Первая -центральная зона, в которой генерируются туристские инновации, распределяются туристские потоки. Вторая - базовая зона. Территория, на которой концентрируются основные туристские объекты и маршруты. Третья зона - ареал перспектив туристского бизнеса. Она может выходить за пределы административных границ региона, охватывая территории межрегионального туристского сотрудничества. Это дальняя зона влияния кластера, распространяющаяся на области перекрытий с соседними подобными системами.

Таким образом, туристский кластер формируется в пределах туристского района и характеризуется наличием бизнес-компонента (туристских предприятий). Принимается во внимание возможность развития

специализированного туристского

предпринимательства в каждом кластере для сбалансированного развития всей туристско-рекреационной системы [7].

Каждый кластер должен занять свою туристическую нишу, основанную на базе историко-культурного наследия (архитектурном,

градостроительном, природном, археологическом и т.д.) не конкурируя между собой (рис. 3).

Рис. 3. Схема территориально-планировочного зонирования кластеров Fig. 3. Scheme of territorial-planning zoning of clusters

Наиболее распространенные территориально-планировочные нарушения, допускаемые при проектировании туристических кластеров:

• отсутствие чётко обозначенных границ объекта;

• реализация объектов туристической индустрии без учёта решений генерального плана, схемы территориального планирования;

• использование дорог федерального значения для внутрикластерных потребностей;

• неучёт охранных зон объектов культурного наследия;

• неучёт наличия зон с особыми условиями использования (санитарно-защитные, водоохранные зоны);

• недостаточное развитие инженерной инфраструктуры;

• несоответствие количества отдыхающих вместимости или потребностям туристического кластера [2].

В результате проведённого исследования выявлено, что задача развития крымского туризма состоит не только в привлечении как можно большего количества отдыхающих, но и создание условий, при которых туристическая отрасль окажет наименьшее влияние на природную среду Крыма.

Следовательно, необходимо разработать территориально-планировочные принципы,

которые способствовали бы снижению антропогенной нагрузки от возрастающей интенсивности туристического потока.

Выделим следующие территориально -планировочные принципы размещения

туристических кластеров в Крыму:

1. Принцип экологичности - при организации кластера следует применять новейшие технологии и инновации в строительстве и инженерных системах. Хорошая обеспеченность туристического кластера инженерными сетями, обслуживающими предприятиями и транспортной инфраструктурой, предприятиями по утилизации отходов и очистными сооружениями сделают рекреационную зону экологически устойчивой. Большая часть антропогенной нагрузки должна быть сосредоточена внутри урбанизированной среды кластера, а за его границами желательно оставить природную зону с наименьшим влиянием от туристической деятельности [9].

2. Принцип территориальной ограниченности -следует обозначить чёткие территориальные границы кластера для его развития. Близкое расположение туристических объектов друг к другу в некоторых территориальных границах позволит достичь синергетического эффекта в кластере. Этот же принцип способствует экологичности кластерного подхода.

3. Принцип функционального зонирования -туристический кластер должен делится на функциональные зоны определённого назначения, учитывать правила землепользования и застройки. При этом необходимо обеспечить изолированность кластера от зон и объектов не связанных с туризмом и обслуживанием кластера.

4. Принцип связанности и направленности будет способствовать эффективной работе предприятий рекреации внутри кластера. Грамотно организованные транспортные связи сделают

доступными все туристические ресурсы кластера, свяжут воедино предприятия обслуживания. Необходимо прогнозировать направленность туристических потоков для равномерного распределения отдыхающих в кластере. Наличие удобных связей с природной зоной и разработанных туристических маршрутов необходимо для создания комфортного и экологически безопасного отдыха.

В качестве рекомендаций предлагается алгоритм разработки территориально -

планировочного решения туристско-

рекреационного кластера:

1) Определить примерные границы кластера, величину его территории.

2) Определить подходящие для организации туристических маршрутов природные ландшафтные зоны для которых необходимо назначить защитные зоны.

3) Выявить в кластере все объекты, связанные с рекреацией, показать границы охранных зон объектов культурного наследия, если такие есть.

4) Проанализировать эффективность существующих транспортно-пешеходных связей в пределах кластера, его связь с прилегающими муниципальными образованиями а также с природными территориями и достопримечательностями.

5) По завершению анализа следует уточнить границы туристического кластера и выполнить функциональное зонирование, способствующее его формированию.

6) Предусмотреть реновацию объектов, неудовлетворяющих инфраструктуре кластера.

7) Определить потребность в реконструкции инженерных сетей и их развитии по необходимости.

8) Провести реконструкцию существующих предприятий обслуживания и рекреации, предусмотреть достаточное количество мест размещения для отдыхающих.

9) Предложить дополнительные рекреационные объекты на свободных местах или освободившихся после реконструкции.

10) Предусмотреть модернизацию транспортных связей, а также её расширение.

11) Предусмотреть модернизацию общественных пространств, создание целостной пешеходной сети, реконструкцию площадей, зеленых зон.

12) В природной зоне за границами кластера следует задать оборудованные туристические стоянки и пункты контроля экологической безопасности.

На основании проведённого исследования, было выявлено, что большая часть территорий Крыма, имеющих потенциал для развития туристической отрасли, не входит в туристические кластеры, предусмотренные Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

В таблице 2 авторы предлагают создание следующих туристических кластеров в дополнение к предложенным в Федеральной целевой программе:

Таблица 2. Туристические кластеры, предлагаемые авторами Table 2. Tourist clusters offered by the authors

Направление деятельности туристических кластеров

Схема размещения туристических кластеров

1) кластер «Бахчисарай» (г. Бахчисарай).

Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей:

- эко-туризм;

- историко-археологический туризм;

- этно-туризм - обустройство армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского, немецкого и других тематических поселений. Например: этнографические центры «Марама», «Славянская деревня»;

создание сети детских оздоровительных лагерей (ДОЛ «Мандарин» и МДМЦ «Ай-Кэмп») [10].

2) кластер «Керчь» (г. Керчь).

Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей:

- создание туристического экскурсионного маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства»;

- проведение тематических фестивалей (например, «Античное наследие России»)

- проведение научных археологических, исторических и др. исследований [11].

2) кластер «Севастополь» (г. Севастополь). Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей: - создание культурно-исторического экскурсионного маршрута или нескольких маршрутов, разделённых по периодам развития города и Крыма в целом (античный период, период средневековья, период Крымской войны 1853-1856 гг. и др.); - популяризацию города, как место базирования Черноморского флота ВМФ России; - развитие международного центра по изучению Черного моря и создание передовых морских технологий.

2) кластер «Большая Ялта» (г. Ялта) - Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей: - создание всемирно известной здравницы; - создание системы круглогодичного общероссийского санаторно-курортного лечения; - создание историко-археологического экскурсионного маршрута (дворцовые и садово-парковые комплексы Южного берега Крыма). 2 ъ

2) кластер «Старый Крым» (г. Старый Крым) - Кластер предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей: - создание историко-культурного экскурсионного маршрута, объединяющего археологические, архитектурные, исторические, этнографические памятники.

ВЫВОДЫ

1. В данной статье рассмотрен термин «туристический кластер». Проанализирован мировой и отечественный опыт создания изучаемых объектов. Рассмотрены принципы успешного функционирования туристических кластеров. Сформулирован алгоритм и значение кластерного подхода в развитие туристической отрасли в Республике Крым.

2. Выявлено, что поиск эффективных способов организации туристического хозяйства в Республике Крым направлен на оптимизацию использования материальных и нематериальных ресурсов, повышение эффективности и роста конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, а также на переход к экологически безопасному развитию туристической отрасли. В связи с этим одной из главных составляющих успешного туристского кластера является его инновационная направленность и чёткость следования плану.

3. Так как в нашей стране кластерный подход - достаточно новый метод организации туристско-рекреационной деятельности, то градостроительные принципы планировочной организации кластеров еще требуют дальнейшей разработки. В данной статье были предложены некоторые из них, а также даны предложения по созданию пяти туристско-

рекреационных кластеров на территории Республики Крым в дополнение к уже предусмотренным Федеральной целевой программой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство курортов и туризма Республики Крым / Отчеты о деятельности Министерства / Статистические данные / О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году. - 2016. 31 с.

2. Трояновский В.С. Инвестиционные возможности развития регионов, связанные с формированием туристических кластеров // IX Международный форум "Инвестиции в человека". -Москва. Гипрогор 2012 г. - 18 с.

3. Портер М. Э. Конкуренция // Пер. с англ. - М.: Издат. Дом «Вильямс», 2001. - 608 с.

4. Намазбеков М. Кластерное развитие в условиях глобализации: опыт зарубежных стран [Текст]: // Analytic. - 2005. -№3. - С. 8-14.

5. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ). - 2007.

6. Бойко А. Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 2 (47). С. 224-228.

7. Ковалев Ю.П. Кластерный подход к изучению туристской сферы России // Теория социально-экономической географии: синтез современных знаний. - Смоленск. - 2010. С. 100-108.

8. Сидорова В.В., Маслий В.В. Мировой опыт по градостроительному развитию приморских курортов // Строительство и техногенная безопасность. Сборник научных трудов АСиА ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В .И. Вернадского» - 2017. - Вып. 58 - С. 26 - 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сидорова В.В., Бурлакова Д.С. Проблема сохранения природной среды при формировании объектов туризма в горном Крыму // Строительство и техногенная безопасность. Сборник научных трудов Академии строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В .И. Вернадского» - 2012. Выв.44 - С. 94-100.

10. Стратегия социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2030 года г.Бахчисарай

11. Крымские античные города включены во всероссийский тур «Золотое кольцо Боспорского царства» - Министерство курортов и туризма Республики Крым. Новости. 4 июня 2018. Автор: Вадим Волченко. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/article/show/1556 - открытый

REFERENCES

1. Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym / Otchety o dejatel'nosti Ministerstva / Statisticheskie dannye / O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2016 godu. - 2016. 31 р. (In Russian)

2. Trojanovskij V.S. Investicionnye vozmozhnosti razvitija regionov, svjazannye s formirovanie mturisticheskih klasterov // IX Mezhdunarodnyjforum "Investiciivcheloveka". - Moskva. 2012 g. (In Russian)

3. Porter M.Je. Konkurencija // Per. s angl. - M.: Izdat. Dom «Vil'jams», 2001. - 608 р. (In Russian)

4. Namazbekov M. Klasternoe razvitie v uslovijah globalizacii: opyt zarubezhnyh stran // Analytic. - 2005. -#3. - рр. 8-14. (In Russian)

5. "Ob osnovah turistskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii" // Federal'nyj zakon ot 24 nojabrja 1996 g. #132-FZ (v redakcii Federal'nogo zakona ot 5 fevralja 2007 g. #12-FZ). - 2007. (In Russian)

6. Bojko A. E. Formirovanie turistskih klasterov kak instrument razvitija vnutrennego turizma v Rossii // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2009. №2 (47). pp. 224-228. (In Russian)

7. Kovalev Ju.P. Klasternyj podhod k izucheniju turistskoj sfery Rossii // Teorija social'no-jekonomicheskoj geografii: sintez sovremennyh znanij. - Smolensk. - 2010. Pp. 100-108. (In Russian)

8. Sidorova V.V., Maslij V.V. Mirovoj opyt po gradostroitel'nomu razvitiju primorskih kurortov // Stroitel'stvo i tehnogennaja bezopasnost'. Sbornik nauchnyh trudov Akademii stroitel'stva i arhitektury FGAOU VO «Krymskij federal'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo» - 2017. - Vyp.58 - pp. 26 - 29. (In Russian)

9. Sidorova V.V., Burlakova D.S. Problema sohranenija prirodnoj sredy pri formirovanii ob"ektov turizma v gornom Krymu // Stroitel'stvo i tehnogennaja bezopasnost'. Sbornik nauchnyh trudov Akademii stroitel'stva i arhitektury FGAOU VO «Krymskij federal'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo» - 2012. Vyv.44 - pp.94-100. (In Russian

10. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Bakhchisarayskogo rayona na period do 2030 goda g.Bakhchisaray.

11. Krymskiye antichnyye goroda vklyucheny vo vserossiyskiy tur «Zolotoye koltso Bosporskogo tsarstva» - Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym. Novosti. 4 iyunya 2018. Avtor: Vadim Volchenko. Rezhim dostupa: https://mtur.rk.gov.ru/ru/article/show/1556 - otkrytiy.

THE PRINCIPLES OF TERRITORIAL PLANNING AND TOURISM CLUSTER IN THE REPUBLIC

OF CRIMEA

Jivitsa V.V., Sorokina N.A.

Summary. In article the concept of a tourist cluster is considered. Is analyzed international and domestic experience of creation of the studied objects. Gives a brief description of tourist clusters included in the Federal target program "Social and Economic Development of the Republic of Crimea and Sevastopol". The general recommendations to placement of tourist clusters are analyzed and also the principles on territorial planning of these objects in the Crimea are formulated.

Subject of study: tourism clusters.

Key words: tourism, recreation, cluster, territorial-planning decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.