Научная статья на тему 'Направления реализации кластерного механизма экономического развития Республики Крым'

Направления реализации кластерного механизма экономического развития Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / КЛАСТЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ / CLUSTER MECHANISM / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирильчук С.П., Кошкидько В.В.

В статье выявлены предпосылки кластеризации экономики Республики Крым. Предложены приоритетные направления реализации кластерного механизма экономического развития региона. Раскрыты особенности формирования перспективных промышленно-инновационных кластеров на территории региона. Обоснована необходимость применения кластерного подхода как эффективного механизма экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPLEMENTATION OF THE CLUSTER MECHANISM OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

This article noted that integration into the world economic space is an objective necessity of the domestic economy, and on what competitive position it will take, depend on the place and role of Russia in the global economic system. In recent years the President and the Government of the Russian Federation formed a new stage in state social and economic policy, the main content of which is the innovative development of the regions. Currently, the development of the economy determines the research and application in the practice of management new forms of organization of the productive forces. Therefore, the aim is the establishment of territorial innovative clusters as the most promising forms of regional industrial cooperation, which provide the production of competitive on the regional and world markets and effective development of territories. Thus, a comprehensive development, especially in border regions, as an effective socioeconomic systems that require modernization and optimal placement of enterprises, the use of effective forms of cooperation, creation of competitive economic clusters based on the balanced spatial development of territories, taking into account the natural resource, manufacturing and personnel resources, degree of economic development, environmental condition, historical background, mentality of the population, economic capacity and cultural development of the landscape. It is shown that one of the main tools for implementing the strategic priorities of the Republic of Crimea should become an effective cluster policy, which will ensure high rates of economic growth and diversification of the economy by strengthening collaboration and improving the competitiveness of enterprises, research and educational organizations located on the territory of the region taking into account ecological factor. In this regard, the article considers the preconditions of a clustering of economy of the Republic of Crimea. Presents a number of external threats to cluster initiatives and possible ways of overcoming them. It is revealed that in some sectors of the economy of the region was previously formed conditions for cooperation and has developed a strong economic ties. Proposed priority areas for the implementation of the cluster mechanism of economic development of the region. The features of the formation of an advanced industrial-innovative clusters in the region. The necessity of applying the cluster approach as an effective mechanism of economic development of the region. Recommendations for public policies aimed at promoting development of advanced industrial-innovative clusters.

Текст научной работы на тему «Направления реализации кластерного механизма экономического развития Республики Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 3 (69). 2017 г. № 3. С. 43-55.

УДК 332.12

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Кирильчук С. П., Кошкидько В. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: skir12@yandex.ru, valerikoshkidko@mail.ru

В статье выявлены предпосылки кластеризации экономики Республики Крым. Предложены приоритетные направления реализации кластерного механизма экономического развития региона. Раскрыты особенности формирования перспективных промышленно-инновационных кластеров на территории региона. Обоснована необходимость применения кластерного подхода как эффективного механизма экономического развития региона.

Ключевые слова: кластер, кластерный механизм, кластерная политика, регион, экономическое развитие.

ВВЕДЕНИЕ

Мировое экономическое пространство характеризуется направленностью на переход к новому типу экономического развития, сосредоточенному на непрерывном изменении и усовершенствовании производственной базы, технологий, товаров и услуг. Наибольшую роль при этом играет появление широкомасштабных информационных сетей, способствующих интенсификации информационного обмена и сотрудничеству в научно-технической сфере, бизнесе. То есть происходит образование всеобъемлющего информационного поля, которое генерирует знания и оказывает существенное влияние на формирование экономики нового типа - инновационной, в которой решающую роль играют знания, а производство знаний представляет собой источник экономического роста.

Интеграция в мировое экономическое пространство является объективной необходимостью отечественной экономики, и от того, какое конкурентное положение она займет, зависят место и роль России в глобальной экономической системе. В последние годы Президентом и Правительством Российской Федерации формируется новый вектор государственной социально-экономической политики, направленный на инновационное развитие регионов. В настоящее время развитие экономики предопределяет поиск и применение в практике хозяйствования новых форм организации производительных сил. В связи с этим ставится задача создания территориальных инновационных кластеров в качестве наиболее перспективных форм региональной производственной кооперации, которые обеспечивают производство конкурентоспособной на региональных и мировых рынках продукции и эффективное развитие территорий.

Таким образом, комплексное развитие, особенно приграничных регионов как эффективных социально-экономических систем, требует модернизации и оптимального размещения предприятий, использования эффективных форм кооперации, создания конкурентоспособных экономических кластеров на основе сбалансированного пространственного развития территорий с учетом природно-ресурсного,

43

производственного и кадрового потенциала, степени хозяйственной освоенности, экологического состояния, исторических предпосылок, менталитета населения, хозяйственной емкости и культурной освоенности ландшафтов.

Теоретическими и практическими аспектами проблемы формирования и последующего развития кластеров занимались многие зарубежные исследователи, в том числе М. Портер [1], С. Розенфельд [2], Э. Фезер [3], М. Энрайт [4] и др. Среди отечественных ученых, в трудах которых рассмотрены различные аспекты применимости кластерного подхода в российских условиях, следует назвать Г. Д. Боуш [5], П. А. Краснокутского [6], В. В. Лизунова [7], А. А. Миграняна [8], И. В. Пилипенко [9], В. П. Третьяка [10], Т. В. Цихан [11]. Вместе с тем вопросы, связанные с использованием кластерного подхода как механизма социально -экономического развития на региональном уровне, требуют уточнения и проработки для практического применения в отдельных регионах России.

Целью статьи является выявление и изучение перспективных направлений реализации кластерного механизма экономического развития Республики Крым.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Рассматривая процесс зарождения и развития кластеров на примере Республики Крым, можно отметить, что 11 августа 2014 года принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"», в рамках которого предусмотрены мероприятия по формированию туристско-рекреационных кластеров, а также созданию инфраструктуры для их развития. Также в соответствии с Федеральным Законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на уровне субъекта Российской Федерации в рамках целеполагания по Поручению Главы Республики Крым Аксенова С. В. от 15 октября 2014 года разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. В соответствии со стратегией одним из основных инструментов реализации стратегических приоритетов Республики Крым должна стать действенная кластерная политика, которая позволит обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики за счет усиления взаимодействия и повышения конкурентоспособности предприятий, научно-исследовательских и образовательных организаций, расположенных на территории региона, с учетом экологического фактора.

Республика Крым - самый молодой субъект Российской Федерации. Крымский федеральный округ образован в марте 2014 года на основании договора о принятии в состав России независимой Республики Крым, провозглашенной в пределах административных границ бывшей украинской Автономной Республики Крым и Севастополя. Указом Президента России В. В. Путина от 28.07.2016 № 375 в состав Южного федерального округа был включен упраздненный тем же указом Крымский федеральный округ.

Полуостров богато наделен природными ресурсами. В его недрах и на прилегающем шельфе содержатся промышленные месторождения железной руды,

44

горючего газа, строительного сырья, нефти и газового конденсата. Большее значение имеют и природные рекреационные ресурсы полуострова: мягкий климат, теплое море, лечебные грязи, минеральные воды, живописные пейзажи.

Экономическая специализация хозяйства административно-территориальных единиц Республики Крым обусловлена особенностями размещения производительных сил полуострова:

• рекреационная специализация (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория, г. Саки - в совокупности более 54 % рекреационных учреждений Республики Крым);

• сельскохозяйственная специализация (Красногвардейский, Джанкойский, Симферопольский районы - в совокупности около 40 % произведенной сельскохозяйственной продукции республики);

• промышленная специализация (г. Симферополь, г. Красноперекопск, г. Армянск, г. Керчь, г. Феодосия - в совокупности свыше 60 % объема промышленной продукции республики);

• транспортные центры (железнодорожные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Феодосия, г. Керчь; автомобильные - г. Красноперекопск, г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; воздушные - г. Симферополь; морские - г. Евпатория, г. Ялта, г. Феодосия, г. Керчь) [12].

Неравномерность природно-ресурсного, производственного и социального потенциала территорий, а также их экономическая специализация и уровень развития инфраструктуры стали причиной наличия существенной дифференциации в уровне социально-экономического развития административно-территориальных единиц Республики Крым. В свою очередь, диспропорциональность социально-экономического развития территорий полуострова усиливается экономической отсталостью проблемных районов, обусловливает дотационность бюджетов и обостряет социальную ситуацию. Внутренние региональные проблемы, мировые экономические, технологические, геополитические и геоэкономические факторы препятствуют устойчивому развитию Республики Крым (рис. 1).

Риски

экономические

Риски государственного управления

Риски в области безопасности

Риски социальные

Г

Геоэкономические; •

Бюджетное недофинансирование; Технологическое отставание; Сокращение туристического потока

Макроэкономические.

Социально-демографические; Межнациональная напряженность

Недостаток компетенций в сфере государственного управления; Отсутствие согласования интересов федеральных, региональных и местных политических элит

❖ Снижение уровня обеспеченности питьевой водой;

❖ Природные катаклизмы; ❖ Экологические катастрофы

❖ Техногенные аварии и террористические акты.

Рис. 1 . Основные риски развития Республики Крым

45

Таким образом, дальнейшее развитие Республики Крым на основе традиционной схемы хозяйственной политики, которая реализовалась ранее в Автономной Республике Крым, без учета геополитического положения, уникального природно-ресурсного потенциала, истории и полиэтничности невозможно.

Экономика региона хорошо диверсифицирована, ключевыми драйверами роста являются промышленность, сельское хозяйство, туризм и рекреация (рис. 2).

Для достижения конкурентных преимуществ необходимо, прежде всего, добиться конкурентоспособности отраслей, а это, в свою очередь, связано с активизацией инновационных процессов, использованием передовых эколого-ориентированных технологий, обеспечивающих тем самым необходимые условия для перехода к устойчивому развитию. Одним из таких инструментов, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию региона, является активная кластерная политика.

Рис. 2. Отраслевая структура валового регионального продукта Республики Крым за 2015 г., % [13]

Республика Крым - новый регион в составе Российской Федерации, который, с одной стороны, сегодня получает значительную федеральную финансовую помощь, с другой стороны, имеет достаточный потенциал для динамического развития. Правильно определив кластеры, точки роста и направив в них получаемые средства, регион может перейти из категории «донор» в категорию «реципиент». Основная цель развития Республики Крым - «формирование инновационной системы устойчивого, социального, экономического, экологического развития с целью обеспечения высокого уровня и качества жизни населения и гостей Республики Крым» [14, с. 8]. В связи с тем, что в цели развития Республики Крым присутствует инновационная составляющая, возникает необходимость создания промышленно-инновационных кластеров.

■ Сельское хозяйство

■ Строительство

Добыча полезных ископаемых

■ Обрабатывающие производств а Энергетика

Оптовая и розничная торговля Гостпнпцып рестораны

■ Транспорт п связь

Операции с недвижимым имуществом

■ Государственное управление Здр ав о охранение Образование

Прочие

46

В отдельных отраслях экономики Республики Крым ранее сформировались предпосылки для кооперации и сложились устойчивые экономические связи. В химической отрасли действует кооперация между крупнейшими предприятиями северной части Крыма: Армянским Филиалом ООО «Титановые Инвестиции» -«Крымский Титан», ПАО «Крымский содовый завод», АО «Бром». Возможна кооперация между предприятиями в области судостроения и судоремонта, предприятиями сопредельных отраслей: ООО «Судостроительный завод "Залив"», ФГУП «Судостроительный завод "Море"», АО «Завод "Фиолент"» и др.

Таким образом, в Республике Крым присутствует потенциал для формирования следующих промышленно-инновационных кластеров (рис. 3). Это непременно повлечет за собой потребность увеличения доли конкретных рынков, расширения сфер деятельности и влияния, что может быть обеспечено, прежде всего, за счет эффективной интеграции в экономическое пространство Российской Федерации.

С - Промышленно-инновационные кластеры Республики Крым -*

^— \ 1 1

Судостроительный кластер 1 " 1?- Химический кластер ' -1 Агропромышленный кластер

Рис. 3. Перспективные кластерные образования на территории Республики Крым

Рассмотрим особенности формирования перспективных промышленно-инновационных кластеров на территории Республики Крым.

1. Судостроительный кластер. В формировании данного кластера необходимо задействовать крупнейшие предприятия судостроительной отрасли, исследовательские институты, образовательные учреждения, конструкторские бюро.

Отрасль судостроения и судоремонта сконцентрирована в Керчи, Феодосии, Севастополе. В Керчи наиболее крупными предприятиями являются ООО «Судостроительный завод "Залив"», ООО «Керченская морская верфь "Фрегат"», ООО «Ювас-Транс», ООО Фирма «Трал», в Феодосии - ГУП РК «Феодосийский судомеханический завод», ФГУП «Судостроительный завод "Море"», ГУП РК «Стеклопластик», в Севастополе - Филиал «Севастопольский морской завод» АО «Центр судоремонта "Звездочка"», ООО «Судоремонтный завод "Южный Севастополь"», ООО «Лазаревское Адмиралтейство», ФГУП «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации.

В период нахождения под украинской юрисдикцией производственные мощности предприятий судостроительной отрасли Крыма были загружены на 3040 % из-за отсутствия заказов. Изношенность основных фондов производства,

47

нехватка квалифицированных кадров, убыточная деятельность и отсутствие государственной помощи привели практически к полному упадку судостроения в регионе. Общая ситуация также усугублялась отсутствием системы снабжения и качественной логистики, незначительностью объемов работ по сравнению с зарубежными заводами, экономическими санкциями. Тем не менее ввиду размещения государственных заказов, а также направления больших инвестиционных вложений в деятельность машиностроительных заводов Крыма уже к концу 2015 года на 40,2 % увеличился объем предоставленных услуг по ремонту, техническому обслуживаю и переоборудованию судов [15].

Платформу для создания инноваций в отрасли сформируют научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, образовательные учреждения: Севастопольский государственный университет, который включает в себя Морской институт - ведущий центр подготовки специалистов как для морских судов, так и береговых предприятий морского профиля; ГУП РК «Конструкторско-технологическое бюро "Судокомпозит"», известное своими разработками в области композитных технологий; АО «Центральное конструкторское бюро "Коралл"», ориентированное как на военное, так и на гражданское судостроение.

Государственную и правовую поддержку может оказывать областное и местное самоуправление в лице Правительства, Министерства экономического развития, Министерства промышленной политики, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым [16].

Реализация кластера предполагает создание в Крыму производственно-технических условий для судостроения полного жизненного цикла: от разработки проекта до спуска судов на воду, эксплуатации и судоремонта. Таким образом, судостроительный кластер должен объединить предприятия по производству и ремонту судов, а также предприятия, производящие оборудование для судов. Синергетический эффект будет реализован благодаря межфирменной кооперации, согласованному взаимодействию с системой образования, осуществлению совместных НИОКР, а также благодаря обслуживанию потребностей туристического сектора, рыболовных хозяйств и транспортных предприятий. Таким образом, положение в отрасли начнет меняться вследствие создания современного судостроительного кластера, способного строить корабли любого класса и суда любого типа, а также производить необходимую для судостроительной отрасли и флота продукцию.

2. Химический кластер. Химическая промышленность Крыма по стоимости производимой продукции занимает третье место после машиностроения и пищевой промышленности. По данным Министерства экономического развития Республики Крым, химическая отрасль региона представлена следующими основными предприятиями: Армянский филиал ООО «Титановые Инвестиции» - «Крымский Титан» (производство диоксида титана, г. Армянск), ПАО «Крымский содовый завод» (производство соды, г. Красноперекопск), АО «Бром» (производство брома и бромовых соединений, г. Красноперекопск). Их продукция составляет более 90 % объема выпуска продукции химической отрасли региона, а также почти половину товарного экспорта республики. Развитие химической промышленности связано с

48

наличием в регионе уникальных соляных месторождений. Благодаря уникальным сырьевым, земельным и трудовым ресурсам в регионе сформировалась своеобразная структура химических производств. Так, под влиянием потребительского фактора в республике были организованы производства изделий бытовой химии, изделий из пластмасс, парфюмерной продукции. Однако ряд предприятий, в частности экспортоориентированное ООО «Титановые инвестиции» - «Крымский титан», производящее двуокись титана, титановые белила и красители для текстильной промышленности, ориентировано на привозное сырье и было размещено в Крыму только по причине наличия места для сброса отходов производства. Производимая им продукция полностью вывозится за пределы республики [17, с. 46].

Переходный период предприятия пережили не без потерь. Объемы производства в зависимости от вида продукции упали на 10-30 %. Учитывая то, что АО «Бром» и ПАО «Крымский содовый завод» работают на крымском сырье, им удалось восстановить прежние объемы производства. В отличие от названных предприятий, ООО «Титановые инвестиции» - «Крымский Титан» полностью ориентирован на импортное сырье. В сложившихся условиях хозяйствования, помимо сырьевой проблемы производства диоксида титана, предприятиям химической отрасли Крыма также предстоит решать и другие проблемы [17, с. 4749].

Во-первых, проблемы, связанные с разрывом налаженных связей с потребителями, изменением рынков сбыта и поиском новых деловых партнеров.

Во-вторых, логистические проблемы, связанные с высоким износом автодорожной инфраструктуры в зоне действия предприятий, а также переориентацией транспортных потоков. Если раньше производители основную часть своей продукции отправляли через одесский порт, то сейчас - через порт Керчь.

В-третьих, практически все функционирующие на полуострове предприятия химической промышленности нуждаются в модернизации, которая невозможна при отсутствии инвестиций, в том числе и зарубежных.

В-четвертых, проблемой предприятий отрасли также является утилизация промышленных отходов. Сегодня отходы, которые образуются на предприятиях Красноперекопского района, вывозятся на полигон для складирования промышленных отходов и мусора, который не отвечает требованиям экологической безопасности. Слив сточных вод осуществляется в место удаления отходов -кислотонакопитель, не имеющий очистных сооружений.

Таким образом, в связи с тем, что в настоящее время в химической отрасли действует кооперация между крупнейшими предприятиями северного Крыма, представляется возможным ее кластерное развитие. Кроме того, в кластер могут войти другие предприятия химической отрасли. Также перспективным является развитие сотрудничества с предприятиями, применяющими инновационные технологии. Так, в рамках интеграции химических заводов Крыма в российские отраслевые холдинги с целью развития систем сбыта на российском рынке

49

представители «Башкирской содовой компании» и «Крымский содовый завод» заявили о возможном сотрудничестве и наметили совместные пути развития.

На основании вышесказанного можно сделать выводы о наличии в регионе предпосылок для создания химического кластера с потенциалом расширения номенклатуры продукции, взаимодействия с агропромышленным комплексом, глубоких технологических преобразований и перехода на экологичные технологии.

3. Агропромышленный кластер. Расположение региона в умеренно-континентальном климате с субтропическими условиями в пределах Южного берега Крыма, высокие значения теплообеспеченности, значительные площади под черноземами (более 40 % площади региона) и большая доля земель сельскохозяйственного назначения (2/3 от общей площади земель) дают возможность выращивать в Республике Крым разнообразные сельскохозяйственные культуры. Основными сельскохозяйственными районами республики являются Красногвардейский (15,4 % от общего объема сельхоз продукции), Джанкойский (14,2 %), Симферопольский (9,1 %), Нижнегорский (7,4 %), Сакский (6,8 %), Ленинский (6,3 %) и Первомайский (5,9 %).

Сельское хозяйство, являясь ключевым звеном агропромышленного комплекса Республики Крым, обеспечивает население региона и отдыхающих продуктами питания, а также является стабильной базой сырья для пищевых промышленных предприятий и одним из основных направлений экспорта (рис. 4).

Плодово-ягодные культуры 9 %

Картофель и овощебахчевые 24 %

Технические культуры 8 %

Кормовые культуры 0,5 %

Продукция животноводства 45%

_ Прочая продукция растениеводства 1 %

Скот и птиц 28 %

Молоко 12 %

Рис. 4. Структура сельскохозяйственного производства Республики Крым [18]

На основании данных, представленных на рис. 4, следует, что структуру продукции сельского хозяйства Республики Крым в равной мере формирует продукция растениеводства и животноводства.

В определенных подотраслях сельского хозяйства Республика Крым занимает ведущие позиции среди российских регионов. В 2014 году на Республику Крым приходилось 13,4 % валового сбора винограда в России, 3,8 % - плодов и ягод,

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,6 % - овощей, 1,8 % - меда, 1,5 % - шерсти, 1,3 % - яиц, 1,2 % - зерна. Республика Крым в 2014 году занимала 3 место в России по валовому сбору винограда, входила в десятку лучших регионов по валовому сбору ягод и плодов (7 место) и овощей (10 место); в 20-ку - по производству шерсти (15 место) и сбору меда (18 место); в 30-ку - по валовому сбору зерна (27 место), производству скота и птицы на убой (24 место), по поголовью овец и коз (24 место) и производству яиц (29 место). Еще одной отраслью специализации Республики Крым является выращивание эфиромасличных культур (кориандра, шалфея, розы и лаванды).

Пищевая промышленность является ведущей отраслью Республики Крым и занимает порядка 30 % от общего промышленного производства региона. Объем реализации ее продукции находится примерно на уровне 18,8 млрд рублей. Этой отрасли принадлежит пятая часть всех региональных промышленных предприятий. Основные статьи реализации продукции данной отрасли представлены на рис. 5.

Напитки 43% -

Мукомольно-

крупяная промышлен-

ность, крахмалы 5%

Молочные -/ продукты 6%

-Мясо и мясная продукция 33%

Хлеб и хлебобулочные изделия 7%

Другое 6%

Рис. 5. Структура производства и реализации пищевой продукции [18]

Крым всегда был аграрным регионом и сегодня должен максимально быстро возродить свою мощь. В настоящее время существуют реальные возможности динамичного развития агропромышленного комплекса региона на основе горизонтальной и вертикальной интеграции. По нашему мнению, важная роль в переходе предприятий АПК на интенсивные основы экономического роста принадлежит образованию агропромышленного кластера.

Главными преимуществами Республики Крым, которые станут базисом для формирования и дальнейшего развития агропромышленного кластера региона, являются:

• исключительный для России комплекс агроклиматических условий, обеспечивающий высокую урожайность традиционных культур и позволяющий выращивать многочисленные субтропические культуры, в том числе виноград, фрукты, орехи, эфиромасличные;

• обширная береговая линия, обеспечивающая возможность развития рыбного хозяйства, в том числе марикультуры;

• возможность использования синергетического эффекта между наличием отраслевого научного комплекса, практической основы и рекреационных

51

возможностей с целью развития кадрового потенциала сельскохозяйственной науки и агропромышленного комплекса Республики Крым;

• доступ к портовой инфраструктуре, обеспечивающей возможность экспорта сельскохозяйственной продукции, выращенной в Крыму. Это преимущество особенно важно с учетом перегруженности портовых мощностей Новороссийска (в случае снятия санкций).

Агропромышленный кластер представляет собой инновационно направленную территориально локализированную структуру с элементами сетевой организации, созданную на основе аграрного природопользования, включающую различные сферы АПК, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости от выращивания сельскохозяйственного сырья до его переработки в конечную продукцию.

Структура кластера может быть следующей:

• научно-исследовательские организации, вузы, инициативные группы, одиночные исследователи и изобретатели, разрабатывающие и поставляющие на рынок новые технологии переработки сельскохозяйственного сырья, производители программного обеспечения в области агроэкологии;

• предприятия и организации, личные подсобные хозяйства населения и фермерские хозяйства, занимающиеся производством, заготовкой, переработкой, хранением и сбытом сельскохозяйственной продукции;

• организации рыночной инновационной инфраструктуры: центр трансфера технологий, выставки, ярмарки, научно-инновационный центр, инжиниринг-центр;

• организации-инвесторы: банки, инновационные банки и фонды, венчурные фонды, бизнес-союзы и ряд других;

• административные структуры республики, оказывающие государственную и правовую поддержку развитию агропромышленного кластера: Правительство, Министерство экономического развития, Министерство промышленной политики, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Таким образом, агропромышленный кластер будет способствовать повышению

совокупного потенциала АПК за счет формирования и развития высокотехнологичного, инновационного производства, результатом которого будет не только изготовление конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, но и создание наукоемких рабочих мест, строительство современных инфраструктурных объектов производственного и социального назначения в сельской местности.

Создание промышленно-инновационных кластеров непременно повлечет за собой потребность увеличения доли конкретных рынков, расширения сфер деятельности и влияния, что может быть обеспечено, прежде всего, за счет эффективной интеграции в экономическое пространство Российской Федерации. В связи с тем, что в цели развития Республики Крым присутствует инновационная составляющая, на этапе формирования и дальнейшего эффективного функционирования указанных кластеров должны решаться основные задачи, связанные с инновационной деятельностью:

52

• исследование рынка передовых продуктов и технологий;

• тестирование возможности приобретения лицензий;

• изучение возможности участия в разработках со сторонними организациями,

совершенствующих технологические процессы или продукты;

• исследование логистических составляющих предстоящей деятельности;

• оценка эффективности инноваций;

• поиск дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации

инновационных проектов [19].

При решении поставленных задач в Республике Крым кластерные структуры столкнутся с двумя основными проблемами: недостаточностью собственного инновационного потенциала, выражающегося в нехватке финансовых, информационных, интеллектуальных, материально-технических и других видов ресурсов; неспособностью части персонала воспринимать инновации [20]. Данные проблемы должны решаться в момент создания промышленно-инновационных кластеров, и только тогда их деятельность будет результативной.

Для решения поставленных задач и проблем необходима системная организация промышленно-инновационных кластеров и объединение их деятельности, которая должна включать структурные и функциональные компоненты. К структурным компонентам можно отнести специальные уполномоченные органы управления, научно-инновационные центры, формирующие и координирующие научно-техническую и инновационную политику самих кластеров.

Кроме того, для организации эффективных промышленно-инновационных кластеров недостаточно использования внутреннего потенциала и соответствующих методов управления. Необходимы всесторонняя поддержка государственных органов власти, формирование регионального законодательного поля осуществления промышленной и инновационной деятельности, состоящее в создании благоприятного инвестиционного климата и налогового стимулирования. Впоследствии лидирующие рыночные позиции промышленно-инновационных кластеров Республики Крым обеспечат рост макроэкономических показателей региона.

ВЫВОДЫ

Рассмотрев перспективы экономического развития Крымского региона с точки зрения кластерного подхода, отметим следующее:

1. Функционирование кластеров в регионе позволит комплексно развивать существующие отрасли экономики.

2. В современных реалиях (наличие экономических санкций, стремление США и ряда европейских государств изолировать Крымский регион от мировой экономики, отсутствие иностранных инвестиций и т. д.) кластерный подход позволит более эффективно развивать региональную экономику, используя при этом механизм государственно-частного партнерства.

53

3. Внедрение кластерной идеологии является мощным инструментом перехода от отраслевого подхода к более эффективным формам организации производства, кооперации, обеспечивающим конкурентоспособность на региональных рынках.

4. Сетевой характер взаимодействия участников кластерных образований способствует установлению более эффективного диалога власти, науки и бизнеса посредством взаимовыгодного сотрудничества и реализации совместных проектов, что, в свою очередь, может способствовать увеличению валового регионального продукта.

5. Создаваемые в регионе кластеры обеспечивают более активное освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов, тем самым придавая импульс ускорения для экономического развития региона.

Таким образом, кластерный подход применительно к Крымскому региону представляется наиболее рациональным и перспективным, позволяющим осуществить полноценное вхождение Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. О. Л. Пелявского и др. - М.: Вильямс, 2005. 608 с.

2. Rosenfeld S. A. Bringing business into the mainstream of economic development // European Planning Studies. 1997. № 5. P. 3-23.

3. Feser E. J. Old and New Theories of Industry Clusters // Clusters and Regional Specialization London: Pion Limited, 1998 P. 26.

4. Enright M. Regional Clusters and Economic Development: a research agenda // Business Networks: Prospects for Regional Development. Berlin: Walter de Gruyter, 1996.

5. Боуш Г. Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления: монография. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2013. 408 с.

6. Краснокутский П. А. Реализация кластерного подхода как детерминанта инновационного развития регионов // Вестник Донского государственного технического университета. 2011. № 3. С. 384-391.

7. Лизунов В. В. Роль кластеров в стратегическом планировании, инновационном развитии и конкурентоспособности регионов // Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17). С. 97-108.

8. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ. 2002. № 3. С. 2229.

9. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы: монография. Смоленск: Ойкумена, 2005. 496 с.

10. Третьяк В. П. Кластеры предприятий: монография. Иркутск, 2006. 219 с.

11. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 123-129.

12. Мамутов Р. М. Свободная экономическая зона и ее роль в устойчивом развитии региона (на примере Республики Крым) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-2. С. 27-32.

13. Структура ВРП по видам экономической деятельности (валовая добавленная стоимость) / Официальный сайт Крымстата [Электронный ресурс]. URL: http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/0c2e0e804063dcb39409ff4d45abe5e4 /111%D1%85%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+ %D0%92%D0%A0%D0%9F+%D0%BF%D0%BE+%D0%92%D0%AD%D0%94%2C%25.pdf.

14. Концепция разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период / Официальный сайт Министерства экономического развития Республики

54

Крым [Электронный ресурс]. URL:

http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_konc.pdf.

15. Симченко Н. А., Цехла С. Ю., Плугарь Д. И. Анализ структурных сдвигов в развитии машиностроительной отрасли Крыма // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 8 (90).

16. Kirilchuk S. P., Bondarenko J.V.To the question of evaluating economic efficiency of investments // International conference on modern researches in science and technology: materials of the I international research and practice conference January 31th, 2017, Berlin, Germany: Scientific public organization «Professional science», 2017. P.261-288.

17. Павлуненко Л. Е., Ковшик Ю. С. Химическая промышленность Республики Крым: проблемы и перспективы // Развитие Крыма: проблемы и перспективы: сб. научн. трудов по материалам I Междунар. научно-практич. конф. 30 ноября 2016 г. М.: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 45-50.

18. Борщ Л. М., Савицкая И. С. Особенности создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2015. № 2 (31). С. 131-137.

19. Пискун Е. И., Кудревич В. В. Детерминанты социально-экономического развития Республики Крым: теория и практика // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. статей Междунар. научно-практич. конф.: 7-8 апреля 2016 г. СПб.: СПбГУ, 2016. С. 215-221.

20. Kirilchuk S. P., Nalivajchenko E. V.Improvement of the Intellectual Assets Management in the Information Economy // Journal of Applied Economic Sciences (Romania, Scopus). Volume XI, Issue 4 (42), Summer 2016, P. 662-671.

Статья поступила в редакцию 11.12.2017

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.