Научная статья на тему 'РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИГРАФИЯ / ПОЧЕРК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / ГРАМОТНОСТЬ ПИСЬМА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ПОЭЛЕМЕНТНО - ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД ПИСЬМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Анжелика Константиновна, Пономарева Анастасия Владимировна

В данной статье рассматривается роль и значение каллиграфии в младшем школьном возрасте. Уточнены понятия «каллиграфия» и «почерк». Представлены ключевые принципы формирования каллиграфических умений. Также представлен обзорный анализ некоторых методик формирования графических навыков школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CALLIGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL AGE

This article discusses the role and importance of calligraphy in primary school age. The concepts of "calligraphy" and "handwriting" have been clarified. The key principles of the formation of calligraphic skills are presented. Also presented is an overview analysis of some methods for the formation of graphic skills of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Роль каллиграфии в младшем школьном возрасте The role of calligraphy in primary school age

Григоренко Анжелика Константиновна

Студент 5 курса Факультет Педагогический "Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова" (филиал) ТюмГУ

Россия, г. Ишим e-mail: violletta99@Jbk.ru

Grigorenko Anzhelika Konstantinovna

Student 5 term Faculty of Pedagogical Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (branch) TSU

Russia, Ishim e-mail: violletta99@bk.ru

Пономарева Анастасия Владимировна

Студент 5 курса Факультет Педагогический "Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова" (филиал) ТюмГУ

Россия, г. Ишим e-mail:poanastasia@mail. ru

Ponomareva Anastasia Vladimirovna

Student 5 term Faculty of Pedagogical Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (branch) TSU

Russia, Ishim e-mail: poanastasia@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается роль и значение каллиграфии в младшем школьном возрасте. Уточнены понятия «каллиграфия» и «почерк». Представлены ключевые принципы формирования каллиграфических умений. Также представлен обзорный анализ некоторых методик формирования графических навыков школьников.

Annotation.

This article discusses the role and importance of calligraphy in primary school age. The concepts of "calligraphy" and "handwriting" have been clarified. The key principles of the formation of calligraphic skills are presented. Also presented is an overview analysis of some methods for the formation of graphic skills of schoolchildren.

Ключевые слова: каллиграфия, почерк, младший школьный возраст, графический навык, грамотность письма, двигательный навык, поэлементно - целостный метод письма.

Key words: calligraphy, handwriting, primary school age, graphic skill, writing literacy, motor skill, element by element - a holistic method of writing.

Роль каллиграфии в младшем школьном возрасте

В настоящее время важно воспитание всесторонне развитой личности ребенка, то есть личности, умеющей критически и творчески мыслить, решать нестандартные задачи в разных видах деятельности. Также важным компонентом всестороннего развития личности является грамотность и умелое использование различных форм устной и письменной речи на практике.

Младший школьный возраст - это период активного развития письменной речи детей, когда формируется правильный и аккуратный почерк. Такой почерк подразумевает каллиграфический самоконтроль, осознанность и каллиграфическую зоркость.

Каллиграфия - это древнегреческий термин, который в дословном переводе означает «красиво писать». Это умение аккуратно, гармонично и уверенно писать от руки, используя установленные эталоны письма. Многие исследователи относят каллиграфию к отрасли изобразительного искусства. Это обусловлено тем, что данное умение совмещает в себе функции изображения и письма. Оно наполнено эмоциональной окрашенностью, которая выражается в особом изображении письменных букв и знаков при их оформлении. Так, каллиграфия способствует выражению индивидуальности, творческого начала, эмоций автора, а также транслирует необходимый текст в доступной для восприятия форме [1].

Каллиграфия в наши дни не теряет своей актуальности и востребованности. К ней обращаются в таких сферах жизнедеятельности как:

- полиграфия (оформление оригинальных пригласительных, открыток, меню, афиш, логотипов и т.д.);

- промышленность (печать на одежде, сумках, роспись посуды, мебели и т.д.);

- дизайн интерьеров (роспись стен, картин и других элементов помещений);

- образование.

Почерк ученика - это устойчиво сформировавшаяся индивидуальная манера письма, которая закреплена в привычном использовании характерных для руки ученика движений. Почерк ученика неразрывно связан и является косвенным основанием психологических особенностей индивида. Фундаментом развития и формирования почерка младшего школьника является письменно - двигательный навык. Особенность данного навыка - это индивидуальность исполнения и четкость выполнения ранее изученных движений [9].

Индивидуальность почерка выражается в:

1) форме исполнения букв и отдельных элементов (округление, заострение или сужение);

2) растянутости или резкой сжатости;

3) расстоянии между написанными буквами;

4) отрывности или безотрывности письма;

5) ритмичности или аритмичности;

6) четкости линий или их неровности;

7) особенностях наклона букв (без наклона, наклон вправо, наклон влево и т.д.) [3].

В системе обучения начальной школы важной особенностью является развитие каллиграфического почерка учеников, который берет свое начало уже в первом классе, когда идет продуктивная работа по формированию каллиграфических навыков школьников. Ученикам важно осознавать цели, задачи и практическую значимость выполняемых действий. Каллиграфический почерк - это навык осознанного и четкого следования эталонам (стандартам) графического написания букв алфавита. Такой почерк можно определить по следующим показателям:

- соблюдение правил написания букв в строке: следование поддержанию ровных полей (справа и слева) при написании текста на страницах тетради;

- соблюдение одинаковых пропорций (высоты и ширины) букв;

- соблюдение регламентированного и одинакового наклона букв, равного 65 градусам;

- следование установленным стандартам написания букв;

- соблюдение правильного соединения букв [6].

Развитие каллиграфических навыков в начальной школе имеет строгую и поэтапную структуру:

1. Мотивация младших школьников по направлениям каллиграфической работы.

2. Формирование каллиграфических навыков по ступеням.

3. Формирование фонематического слуха.

4. Развитие языковой интуиции (языковой способности) учеников, т.е. результат практической языковой деятельности на уроках.

5. Формирование каллиграфической зоркости, которая является фундаментом осознанности и самоконтроля при письме.

6. Осознанность каллиграфического письма.

7. Формирование связной речи младших школьников.

8. Формирование умения использовать уместно и правильно в практической деятельности пунктуационные знаки [3].

Каллиграфия неразрывно связана с грамотностью письма в начальной школе. Это обусловлено тем, что прежде чем каллиграфически верно написать элементы буквы и её соединения с другими буквами, ученик должен правильно выбрать необходимую букву в слове. Когда орфографические навыки школьников становятся автоматизированными и на них ученики затрачивают меньше времени, тогда каллиграфический почерк становится четким, ритмичным и связным. Развитие каллиграфических навыков напрямую связано с грамотностью написание слов. Например, если ученик имеет крупный, размашистый почерк, то ему тяжелее усваивать и вычленять орфограммы из-за затруднения в зрительном восприятии букв, а если почерк младшего школьника мелкий, неряшливый, то зачастую искажается структура написанного слова и появляются стойкие орфографические ошибки [4].

Подходы к формированию и развитию каллиграфических навыков освещаются в работах В.А. Илюхиной, Е.Н. Потаповой, М.М. Безруких, Н.Г. Агарковой, Е.М. Гуровой и др.

Е.М. Гурова рекомендует уделять внимание отдельным фрагментам каллиграфического почерка и отрабатывать с учениками изолированно каждый из них. При этом важно обращать внимание на ритмическую сторону письма (письмо в такт или по команде). Ритм и такт позволяет младшему школьнику быстро и качественно освоить не только каллиграфический почерк, но и развить упорность, старательность, память, а также концентрацию внимания, которая важна при восприятии необходимой информации [5].

В.А. Илюхина рекомендует при формировании каллиграфического почерка младших школьников во время безотрывного письма самостоятельно проговаривать все написанные ребенком буквы. Так школьники запоминают основные элементы букв, которые чаще всего встречаются при написании [7].

H.Г. Агаркова предлагает свою систему формирования каллиграфического почерка младших школьников. Ритмизированное письмо имеет три этапа развития:

I. Под счет ученики обводят изучаемые буквы на заготовленных шаблонах под кальку.

2. Под счет ученики обводят сгруппированные по признаку ритмики или ударения слова.

3. Ученики, используя кальку, обводят предложения, небольшие стихотворения и тексты по шаблону.

Данные упражнения систематизировано и поэтапно представлены в рабочих тетрадях [2].

H.Г. Агаркова выделяет ключевые принципы формирования каллиграфического почерка в младшем школьном возрасте:

I. Регулярность и систематичность проводимых занятий по каллиграфии.

2. Изучение написания букв поэлементно.

3. Стабильность одинакового и правильного написания букв.

4. Группировка буквенных знаков [1].

Данные принципы являются актуальными при их регулярном применении в своей практической работе на занятиях по письму, благодаря чему действия младших школьников становятся уверенными, аккуратными и автоматизированными. Но перед этим у детей должен закрепиться в памяти зрительный образ элементов и

соединений письменных знаков, чтобы школьник понимал, какие элементы ему необходимы при написании той или ной буквы русского алфавита. Также необходимо четко различать и помнить какие соотношения существуют на письме между всеми элементами. Это позволяет воспроизводить букву из памяти поэтапно, используя двигательные действия. Именно это создает прочную основу для сознательного формирования каллиграфического почерка младших школьников.

Принципы Н.Г. Агарковой осуществляются в практической деятельности с опорой на поэлементно -целостный метод письма. Выбор данного метода вытекает из возрастных и психологических особенностей детей шести - семи лет. Метод предполагает изучение зрительных и двигательных образов букв. Зрительные образы букв основываются на зрительном восприятии школьником буквы. Двигательный образ букв, в свою очередь, возникает благодаря закономерным движениям руки в процессе написания той или иной буквы [2].

Так методика формирования каллиграфического почерка Н.Г. Агарковой дает возможность педагогу не только сформировать у своих учеников аккуратный, красивый и правильный почерк, но и развить координированные действия рук детей, образную, двигательную, словесно - логическую и даже эмоциональную память.

Методика формирования каллиграфических навыков письма В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» содержит теоретическую составляющую данного навыка, авторскую методику обучения, а также педагогические заметки и наблюдения. Автор уделяет особое внимание формированию у учеников набора необходимых для письма ориентиров, которые способны облегчить формирование каллиграфического почерка, сделав выполняемые действия логичными и понятными для детей. На первом этапе предлагается проанализировать образец письма, то есть выделить основные элементы буквы, ее расположение в тетради, ход движения руки, распределение силы нажима. Второй этап предполагает анализ материала и инструментов. Изучается расположение полей, строк в тетради, их высота, количество и наклон. Третий этап направлен на изучение условий и способов выполнения действий. Ознакомление начинается с положения корпуса (посадка на стуле, правильное размещение рук и ног), размещения тетради на парте, отсутствия напряжения в кистях рук, положения письменных принадлежностей в руке и т.д. Данный этап является наиболее значимым в формировании графического навыка младших школьников так, как непосредственно влияет на здоровье ребенка. Следующий этап дает возможность ученикам освоить анализ операций исполнительного характера. Педагог раскрывает значение главных способов и методов выполнения основных движений рук, явные их признаки. Данный этап ярко демонстрирует неразрывность процесса создания буквы и его конечного результата. Пятый этап предполагает разработку плана двигательных движений. Ученик анализирует цели и задачи предложенного ему задания и соотносит их с итоговым результатом, после чего выбирает соответствующий способ действия и набор необходимых операций исполнительного характера. И последний этап формирования у младших школьников набора необходимых для письма ориентиров - это самоконтроль. Он дает возможность проанализировать качество выполненных действий в рамках письма и скорректировать полученный результат, если он не соответствует заявленным эталонам [7].

В.А. Илюхина предлагает педагогам для эффективного формирования каллиграфического почерка младших школьников универсальный алгоритм письма (на примере буквы «и»):

1. Изображение в тетради прямых наклонных линий, которые тренируют нажим и четкость действий. Учителю важно уделять внимание расстоянию между элементами письма.

2. Разграничение рабочей строки на составные части. Это необходимо для аккуратного выполнения букв и их соединений друг с другом.

3. Выполнение округленной линии в нижней части строки для соединений между необходимыми линиями.

4. Выполнение крючкообразной линии до середины строки.

5. «Секрет» - выполнение прямой четкой линии, которая продолжает крючкообразные элементы.

6. Выполнение «скрытия секрета», то есть ведение элемента вниз к нижней линии строки.

7. Завершение написания второй по счету крючкообразной линии [7].

При обучении письменным навыкам младшие школьники обязательно отрывают руку от элементов. Это необходимо для снятия напряжения и усталости, а также для смены положения тетради или расположения письменных принадлежностей. Но на этом этапе очень важно научить учеников писать элементы и буквы безотрывно (ученик, оторвав руку от изображаемой буквы, отдыхает, а затем ставит ручку в ту же точку, где закончил движение и продолжает дальше). Если данное умение будет успешно сформировано, это обеспечит быстрое формирование графического навыка, его скоропись и высокое качество получаемых результатов в ходе письма [8].

Таким образом, мы видим, что каллиграфический почерк в младшем школьном возрасте - это фундаментальное умение, необходимое для развития графического навыка. Его формирование возможно только при систематической работе и четком соблюдении основных правил, а также алгоритмов. Мотивация учеников позволяет осознанно развить графический навык. Для этого важно, чтобы ученики понимали значение выполняемых действий и были искренне заинтересованы в формировании каллиграфического почерка.

Список используемой литературы:

1. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя. Москва: Дрофа, 2000.

2. Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. Москва: Просвещение, 1993. 318 с.

3. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. Москва, 1993. 48 с.

4. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. Москва: Просвещение, 2003. 107с.

5. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. 2000. №5. С. 61-62.

6. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. Москва: просвещение, 2005. 238 с.

7. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом // Начальная школа. 1999. №10. - С. 37-52.

8. Савкина Н.Г., Шевелева Н.П. Специфика подбора методов обучения с учетом мозговой организации познавательных процессов учащихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 136-138.

9. Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников // Начальная школа. 1987. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.