Научная статья на тему 'Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников'

Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧЕРК / HANDWRITING / НАРУШЕНИЕ / VIOLATION / КАЛЛИГРАФИЯ / CALLIGRAPHY / КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / CALLIGRAPHIC SKILLS / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгиреева Ж.М., Воротынцева В.И., Исенова А.Д., Ошаева А.Е., Ческидова А.В.

Статья посвящена проблеме формирования каллиграфических умений у учащихся младших классов с нарушениями почерка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПОЧЕРКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Байгиреева Ж.М.1, Воротынцева В.И.1, Исенова А.Д.1, Ошаева А.Е.1, Ческидова А.В.1,

Савкина Н.Г.2 ©

1 2

Студент; к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования «Тюменский государственный университет» Ишимский педагогический институт им.

П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования каллиграфических умений у учащихся младших классов с нарушениями почерка.

Ключевые слова: почерк, нарушение, каллиграфия, каллиграфические умения, младший школьник.

Keywords: handwriting, violation, calligraphy, calligraphic skills, primary school students.

Под каллиграфией мы подразумеваем способность человека писать красивым и понятным почерком. Сегодня все чаще рассматривая тетради младших школьников, мы делаем вывод, что у большинство современных учеников, впрочем, как и взрослых людей, почерк далеко не каллиграфический. Хотя раньше такой тенденции не наблюдалось. В чем причина? Почему дети допускают множество ошибок? Из-за чего в младших классах сегодня так сложно обучать детей правильному письму? Все эти вопросы интересны не только педагогам, но и родителям.

Развитие каллиграфического почерка - это не быстрый процесс, требующий целенаправленных усилий. К сожалению, современные методики по коррекции плохого почерка недостаточно проработаны. Несмотря на то, что множество научных трудов предлагают те или иные методы работы с детьми, системность в этом вопросе отсутствует, поэтому положительный результат достигается крайне редко. [5, 7]

Все больше детей страдают нарушениями почерка уже в начальных классах.

Мы считаем, что эта тема очень важная, так как развитие правильного почерка - это достаточно специфический процесс, имеющий свои трудности и особенности. Важно научить детей писать не только красиво, но быстро и при этом сохранить красоту почерка. Именно школа является тем местом, где дети приобретают базовые основы красивого почерка.

Различные статистические исследования демонстрируют значительный рост количества детей, имеющих не проходящие проблемы в каллиграфии. Сегодня до 30 процентов детей страдают от плохого почерка. [6, 344]

Под почерком мы подразумеваем навык, носящий письмо-двигательный характер и проявляющийся в том, как выглядит рукопись человека.

Прежде чем ребенок освоит каллиграфическое письмо, его нужно научить просто, воспроизводить буквы. Необходимо учитывать при этом закономерности развития зрительных образов букв в сознании человека.

Младшие школьники, имеющие плохой почерк, часто заменяют буквы или смешивают разные буквы. Это создает трудности для их заучивания. Детям сложно преобразовать звуки и буквы между собой. Эти дети могут испытывать затруднения в том, чтобы переписать печатный текст от руки.

© Байгиреева Ж.М., Воротынцева В.И., Исенова А.Д., Ошаева А.Е., Ческидова А.В., Савкина Н.Г., 2017 г.

Также многие ученики с плохим почерком не справляются с задачей начинать предложения с заглавной буквы, а заканчивать его точкой. Некоторые слова они пишут вместе, что свидетельствует о недостаточном развитии навыка по анализу единиц языка.

Также эти дети пишут чаще всего очень медленно и быстро утомляются. Сложно дается соблюдение размера разных элементов букв. Такие дети могут писать либо слишком крупно, либо слишком мелко. Трудно дается сохранять единый наклон для каждой буквы. Соединения также делаются неправильно. Сложно разобрать то, что написано. Нормы каллиграфии не соблюдаются.

Для того, чтобы сформировать каллиграфический почерк, нужно создать определенные условия, которые поспособствуют связному и быстрому письму. Если эти условия не соблюдаются с первых же уроков письма, то это может привести к плохим последствиям в виде множества графических ошибок и несоблюдения каллиграфических норм.

Каллиграфическими ошибками мы считаем проблемы с соблюдением пропорций для разных элементов букв, несоблюдение угла наклона. Это часто порождается тем, что недостаточно сформирована координация движений всех частей рук, участвующих в письме.

Для того, чтобы развить каллиграфический почерк, нужно провести масштабную целенаправленную работу по коррекции у детей с нарушениями почерка. Такие авторы, как С.П. Ефимова, Н.Г. Агаркова и М.М. Безруких предоставляют информацию о том, как правильно корректировать «неправильный» почерк. [1, 36]

Однако стоит учитывать то, что, хотя авторы и предлагают различные методы работы, отсутствие системного похода приводит к нестабильному результату. Особое внимание хотелось бы обратить на методику, которая называется «Письмо с секретом». Это специальная корректирующая методика, которая позволяет улучшить почерк учащихся.

В.А. Илюхина утверждает, что учащихся нужно приучать проговаривать каждую букву во время письма на первых порах.

Согласно методам Е.Н. Потаповой, коррекционная работа проводится для того, чтобы развить тактильную и мускульную память, а также закрепить полученные навыки красивого почерка.

Д. Б. Эльконина также предлагает свою систему письменного обучения. Она утверждает, что необходимо тактировать письмо, что позволит добиться плавности и ритмичности, а также со временем ускорять темп написания текстов. Существует три последовательных этапа, которые необходимо внедрить в учебный процесс согласно автору.

Этап один проявляется в том, что ученики обводят образцы букв под тактический счет при помощи кальки.

Этап два проявляется в том, что с помощью прозрачной кальки учащиеся обводят не буквы, а слова, объединенные в группы так, чтобы каждая группа состояла из одной и той же структуры.

Этап три заключается в том, чтобы под тактический счет обводить предложения с помощью кальки. В качестве предложений используются микротексты или небольшие стихи. [7, 40]

Одно из важнейших значений формирования у детей красивого почерка имеет показ педагогом того, как производится письмо с помощью доски. Можно считать, что демонстрация написания совместно с объяснением - это главный метод, формирующий каллиграфический почерк.

Важно так писать на доске, чтобы каждый ученик мог легко наблюдать за процессом в деталях. [3, 61]

Существует так называемый метод копирования. Однако он применяется не так часто, как предыдущие.

Если ученики копируют представленный образец, то это позволяет им выработать навыки сохранять пропорции, размеры букв, правильно держать их направление и придавать им нужную форму.

С другой стороны, обведение образца может помочь развивать двигательные представления ученика.

Иногда преподаватели выдают ученикам готовые образцы и просят их скопировать эти образцы с помощью кальки. Если это делается под руководством педагога, то психологически это несет определенную пользу. Ребенок закрепляет правильные движения по написанию букв. Но для этого необходимо следить за тем, чтобы ребенок осуществлял копирование так, как будто бы пишет буквы сам. Если он будет обводить готовый образец в произвольной форме, то это не только не принесет нужного результата, но и может выработать у него привычку неправильно писать. [2, 216]

Еще один интересный прием - это так называемое воображаемое письмо. Ребенок обводит в воздухе буквы из образца. Это позволяет не только задействовать двигательные чувства ученика, но и помочь ему зрительно воспринимать готовый текст. Например, образец можно написать на доске и затем попросить ребенка в воздухе как бы обвести этот текст. Также ученики могут писать по воздуху, не имея готового образца, а просто держа в руке ручку. Это позволяет оживить проводимые занятия. Однако учитель при этом не способен проконтролировать, насколько правильно и точно выполняет свои движения ребенок, ведь результат его деятельности не отражен на носителе. [4, 13]

Метод копирования и воображаемое письмо мы рассматриваем лишь как вспомогательные способы, которые позволяют улучшить действие основных. Также это позволяет вызвать у детей интерес к занятиям и сделать их более увлекательными.

В первом классе и до конца начальной школы осваиваются правила, касающиеся физического положения: посадка ребенка, расположение тетради и ручки. [1, 36]

Правила не нужно выдавать детям за один присест. Нужно использовать принцип постепенности. Например, сначала можно учить детей использовать одинаковый наклон для всех букв. Уже до того, как начинается письмо букв, нужно приучать детей к этому правилу. Наклонные линии дети должны писать согласно этому правилу.

В этой статье описано лишь несколько методов, которые можно применить для обучения красивому почерку детей начальных классов. Помимо этих способов можно найти и многие другие. Например, дети могут рисовать бордюры, штриховать мелкие формы букв и другие интересные приемы. Какой именно прием использовать, зависит от многих факторов. На разных этапах развития нужно учитывать степень сформированности письма у детей и то, в чем они нуждаются больше всего.

Итак, сегодня существует острая потребность в том, чтобы приучать детей к каллиграфическому почерку. Нужно проводить коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения почерка.

Литература

1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39.

2. Бердслей, О. Шедевры графики [Текст] / О. Бердслей. - М.: ЭКСМО, 2009. - 216 с.

3. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. -2000.- № 5.- С. 61-62.

4. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: просвещение, 2005. - 238 - с. 13.

5. Савкина, Н.Г. Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учётом разной функциональной асимметрии полушарий [Текст] / Н.Г. Савкина. - Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Ишим, 2010.

6. Савкина, Н.Г. Педагогическое сопровождение леворуких учащихся [Текст] / Н.Г. Савкина. -Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. С. 343-345.

7. Савкина, Н.Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи [Текст] / Н.Г. Савкина. - Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 1-2 (8). С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.