Н.И.Буковцова, О.В. Елянюшкина
_ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. ■■
_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ_
УДК 373.31
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПОЧЕРКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© 2015
Н.И.Буковцова, кандидат педагогических наук, декан факультета специального образования
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара (Россия) О.В. Елянюшкина, учитель начальных классов ГБОУ лицей г. Сызрани, Сызрань (Россия)
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы нарушения почерка у младших школьников с задержкой психического развития. Это связано с тем, что количество детей с данным нарушением за последние годы значительно увеличилось. По данным исследований нарушения почерка отмечаются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, в том числе, 18-20% - у учащихся с задержкой психического развития. Авторами статьи представлены результаты научного исследования по проблеме.
Работа по формированию каллиграфического почерка-длительный целенаправленный процесс. В настоящее время специальные методики коррекции почерка разработаны не в полной мере. В научных исследованиях предлагаются различные методы и приемы работы, а из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат. Целью проведенного научного исследования являлось определить уровень сформированности каллиграфических умений младших школьников с задержкой психического развития и разработать содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению данных нарушений у детей.
В работе описаны и научно обоснованы принципы коррекционной работы. Одним из основополагающих является принцип постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным. Важным является принцип одновариатного начертания букв, который реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Принцип наглядности, поэлементного изучения букв связан с ведущим общедидактическим принципом развивающего обучения.
Представленная авторами программа коррекционно-педагогической работы включает календарно-тема-тическое планирование и большой перечень приемов , практических упражнений и заданий. Результаты исследования, представленные в данной статье, могут использоваться в практической деятельности логопедами, учителями начальных классов, студентами высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия», родителями учащихся.
Ключевые слова: каллиграфия; каллиграфические умения; почерк; нарушение почерка у детей с ЗПР; коррек-ционно-развивающая работа по формированию каллиграфических умений.
За последние годы в начальной общеобразовательной школе значительно увеличилось количество детей с нарушениями почерка. В исследованиях А.Н.Корнева, данные нарушения отмечаются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, в том числе у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Почерк - это способность письменно-двигательного навыка или графического навыка, отобразившегося в рукописи. Понятие «каллиграфия»- это искусство писать четким, красивым почерком, который по мере выработки скорости и связанности письма приобретает индивидуальные черты. Прежде чем выработать каллиграфическое письмо, необходимо научить ребенка воспроизводить буквы и комплексы в строго определенной последовательности, которая определяется закономерностями формирования зрительно- двигательных образов письменных графических знаков [1].
Из-за неразборчивости почерка написания графем овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и приводит к сложностям изучения родного языка в дальнейшем.
Трудности обучения письму у учащихся могут
быть связаны или вызваны различными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, задержкой психического развития, отклонениями в состоянии здоровья [1].
Встречающиеся у детей нарушения можно разделить на 3 группы.
К первой группе относятся нарушения письма, связанные с нарушениями моторики, пространственного восприятия и зрительно - моторных координа-ций. Эти нарушения в большей степени отражаются в почерке и определяют внешнюю картину письма, качества почерка.
Вторую группу составляют - нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, при этом почерк может быть очень хорошим.
Третья группа составляют комплексные нарушения.
Значительные нарушения почерка отмечаются у детей с задержкой психического развития.
Под задержкой психического развития понимается нарушение нормального темпа психического разви-
Н.И.Буковцова, О.В. Елянюшкина
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ. ■■ тия, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Характеризуя проявления затруднений в овладении письмом детьми с ЗПР, можно выделить несколько видов наиболее типичных ошибок в письме детей данной категории:
1. Для первоклассников с ЗПР характерны замены и смешения букв, обусловленные трудностями их запоминания. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву и наоборот, а также при переводе печатной графемы в письменную.
2. Младшие школьники с ЗПР не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек, пишут слитно слова, что может быть связано с неполноценностью анализа языковых единиц.
3. Очень часто детей с ЗПР характеризует медленный темп письма, быстрая утомляемость, несоблюдение размера графических элементов (наличие микро или макрографии). Не соблюден единый наклон букв. Нарушен выбор элементов букв и их соединений. Письмо неразборчивое, без соблюдения норм каллиграфии.
Выработка каллиграфически правильного почерка требует специальных условий ускоренного и связного письма, реализация которых на первоначальном этапе овладения письмом чревата весьма негативными последствиями в виде различных графических ошибок и каллиграфических недочетов. К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, количества элементов при написании знака. Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформирован-ности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки [2].
Формирование каллиграфического почерка требует длительной целенаправленной коррекционной работы. В настоящее время коррекция почерка и формирование основ «правильного» почерка представлены в современных исследований работах М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Л.Р. Зиндер, Н.Г. Агарковой [1,3,4,5].
Авторы предлагают разные приемы, а из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат.
Рассматривая различные приемы и методы по обучению письму, хотелось бы обратить внимание на методику формирования каллиграфического навыка письма учащихся «Письмо с секретом» [6].
Автор выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы».
В процессе написания слов по данной методике В.А.Илюхиной предлагается проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям [7].
Технология обучения письму Е.Н. Потаповой основывается на трех этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами); развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); закрепление знаний, умений, навыков
(работа с кальками).
Обучение письму по системе Д.Б. Эльконина основано на приеме ритмизированного письма [8]. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Обучение тактированному письму авторы предлагают проводить в три этапа [9].
Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).
Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования каллиграфического компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов.
Таким образом, авторы предлагают различные приемы работы по формированию каллиграфических умений у младших школьников, но из-за отсутствия целостной системы эти приемы не всегда дают должный результат.
В связи с этим возникает потребность в разработке программы коррекционно-развивающей работы по формированию каллиграфических умений и преодолению нарушения почерка у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования - каллиграфические умения учащихся начальных классов.
Предмет - программа коррекционно-развивающей работы по формированию каллиграфических умений.
Цель исследования - на основе выявленных особенностей сформированности каллиграфических умений у младших школьников с задержкой психического развития разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить предложенную программу коррекционно-развивающей работы по формированию каллиграфических умений и преодолению нарушений почерка у детей данной категории.
Гипотеза исследования: у младших школьников с задержкой психического развития отмечается нарушение почерка, которые обусловлены несформиро-ванностью каллиграфических умений у детей данной категории.
Работа по формированию навыков каллиграфического письма и преодолению нарушения почерка будет проходить более успешно при условии разработки программы коррекционно-развивающего воздействия с применением специальных методов приемов.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования конкретизируется в решении следующих основных задач:
1. Проанализировать современные подходы к
Н.И.Буковцова, О.В. Елянюшкина
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
проблеме формирования каллиграфических умений у младших школьников.
2. Изучить особенности нарушений почерка у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Выявить уровень сформированности каллиграфических умений у младших школьников с задержкой психического развития.
4. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
5. Разработать программу коррекционно-развиваю-щего обучения по формированию каллиграфических умений у младших школьников с задержкой психического развития, провести апробацию предложенной программы и определить ее эффективность.
На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись различные методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности детей;
- статистическая обработка результатов эксперимента; качественный и количественный анализ экспериментальных данных [10, 4].
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания коррекционной работы по формированию каллиграфических навыков у учащихся с ЗПР. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности логопедами, учителями начальных классов, студентами высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия», родителями учащихся.
В соответствии с целью и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы.
Рисунок 1
Н.И.Буковцова, О.В. Елянюшкина
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
В экспериментальном исследовании принимали участие младшие школьники с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет. Все учащиеся имели нарушение почерка.
Для проведения исследования нами был разработан диктант повествовательного текста, соответствующий программным требованиям 2 класса [12]. Система оценки работ заключалась в определении соблюдения требований к каллиграфическому письму: величины букв, правильном соблюдении строки, форм букв и способах их соединения, соблюдении расстояния между буквами, гигиеническим правилам письма.
Анализ письменных работ младших школьников позволил выявить следующие типы специфических каллиграфических ошибок:
1 - несовпадение надстрочных и подстрочных элементов букв по высоте;
2 - несоответствие высоты заглавных и строчных букв по отношению друг к другу;
3 - выход за строку;
4 - искажение букв и их соединений;
5 - несоблюдение расстояния между буквами;
6 - неравномерное распределение слов на строке;
7 - разнонаправленность наклона;
8 - выход за пределы полей;
9 - неопрятность и небрежность выполнения работы.
Сравнительный анализ письменных работ диктанта (рис. 1) показал, что ошибки младших школьников с ЗПР более стойкие и значительно более частые, чем каллиграфические ошибки в работах детей без нарушений. Как мы видим, уровень сформированности каллиграфических умений младших школьников с ЗПР значительно ниже, чем у младших школьников с развитием письменной речи в норме. Это свиде-
тельствует о зависимости между нарушениями в письменной речи и уровнем овладения каллиграфией.
Таким образом, это дает основание говорить о необходимости организации и проведении специальной коррекционно-развивающей работы по формированию каллиграфических умений у младших школьников с задержкой психического развития.
С этой целью была разработана и внедрена в практику коррекционно-развивающей работы программа по формированию каллиграфических умений, рассчитанная на 36 занятий, регулярностью 2 раза в неделю. Этот период времени позволяет исправить имеющиеся каллиграфические ошибки, сформировать умение правильно изображать графемы.
Основополагающим принципом разработанной программы по исправлению каллиграфических ошибок является постепенный переход от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным.
Организация занятий имеет следующие особенности [14, 15]:
- регулярность занятий - 3 раза в неделю на протяжении 3 месяцев.
Общее количество - 36.
- длительность занятия - 35 минут.
Условия проведения занятий: занятия должны проводиться в просторном, хорошо освещенном, проветриваемом помещении. Необходимо предусмотреть наличие мест для выполнения письменных заданий [16].
Структура программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы состоит из 3 этапов:
- подготовительного;
- основного;
- заключительного.
Рисунок 2
На занятиях подготовительного этапа осуществляется работа по развитию мелкой моторики и высших психических функций, таких как внимание, память и восприятие. Выполняется штриховка, обводка предметов и рисунков по контуру, рисование узоров и бордюров. Учащиеся тренируются в пространственной ориентировке на листе бумаги, письме элементов букв.
В основной этап работы включены задания по развитию мелкой моторики рук, на изучение трех видов соединения букв, их использование при написании слогов.
На заключительном этапе учащиеся записывают с проговариванием слова, словосочетания, предложения, составляют предложения и тексты, тренируются в написании диктантов.
Для определения характера воздействия кор-рекционной работы, эффективности использования составленной программы была проведена повторная диагностика с использованием метода диктанта. Представим результаты исследования состояния почерка учащихся с ЗПР до и после коррекционной работы в виде линейчатой диаграммы (рис. 2).
Сравнительный анализ письменных работ диктантов показал, что ошибки младших школьников с ЗПР до проведения коррекционной работы более стойкие и значительно более частые, чем каллиграфические ошибки в работах детей после организованных занятий. В среднем в одной письменной работе детей до коррекционной работы обнаружены 6 специфических каллиграфических ошибок, после коррекции - 3 ошибки. То есть количество каллиграфических ошибок в письменных работах детей после проведенной коррекционной работы уменьшилось в 2 раза.
Таким образом, представленные результаты свидетельствуют о результативности разработанной программы по формированию каллиграфических умений младших школьников с задержкой психического развития. Для получения более высоких лучших результатов необходимо продолжать работу и использовать данный материал для дальнейшей коррекции нарушений почерка у детей данной категории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаркова Н.Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) // Начальная школа. 2001. №12. С. 18-21.
2. Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000. 53 с.
3. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. 1999. №4. С. 36-39.
4. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыка письма и развития письменной речи в начальных классах. М.: Просвещение, 1998. 78 с.
5. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке //
Н.И.Буковцова, О.В. Елянюшкина
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.
Советская педагогика, 1989, №5. С. 24-27.
Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо «с секретом» // Начальная школа, 1999, №10. С. 19-23
6. Агаркова Н.Г. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму // Начальная школа, 1992, №2. С. 28-32.
7. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 2002. 133 с.
8. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001.
9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула: Актоус, 1999. 185 с .
10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2001. 106 с.
11. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа. 1999. №5. С. 21-25.
12. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителей четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 2005, 238 с.
13. Гаталина Н.В., Пунина Е.Г. Развиваем мелкую моторику, серия «Мой первый учебник». СПб.: Питер, 2000, 364 с.
14. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. М.: Просвещение, 2010. 87 с.
15. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: Московский психолого - социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 287 с.
16. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа,
1999, №1. С. 16-19.
17. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999, №8. С. 12-17.
18. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа,
2000, №11. С. 39-43.
19. Психология детей с задержкой психического развития. хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб.: Речь, 2003. 347 с.
20. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. 2007, №7. С. 13-18.
Л.Н. Савина, О.С. Маковеева
АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. ■■_
HANDWRITING DEVELOPMENT FOR CHILDREN WITH MINIMAL BRAIN DYSFUNCTIONS
© 2015
N.I.Bukovtsova, candidate of pedagogy, Head of Special Education Department
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia_ O.V. Elyanyushkina, primary school teacher of lyceum in Syzran, Syzran (Russia)
Abstract. The problems of dysgraphia among primary school children with minimal brain dysfunctions are considered in the paper. We pay special attention to the problem because the number of such children has significantly increased in recent years. According to the research about 6-7% of kids studying at schools, or even 18-20% of children with minimal brain dysfunctions suffer from dysgraphia.
The authors reveal the results of the handwriting disability research.
Writing skills formation is a long purposeful process. Methods for handwriting correction have not been sufficiently developed. Different scientific papers provide with different methods, but none of them are integrated in the system so all of them can be ineffective. The aim of the research was to identify the level of writing skills among primary schoolchildren with minimal brain dysfunctions (MBD) and to work out a systematic program for correction.
The paper depicts principles of scientifically grounded correction activities. One of the fundamental principles is the switch from studying and writing simple elements to more difficult ones. Univariant letter handwriting system which is described by identity of letter forms and consistency of writing are also considered to be important principles. Visualization and step-by-step letter study principles are used in general didactics as well.
The correction pedagogic program described in the paper includes scheduling, a long list of techniques, practical exercises, and activities.
The results of the research can be used at lessons by speech therapists, primary school teachers, university students studying speech therapy, and parents.
Keywords: calligraphy; handwriting skills; handwriting; dysgraphia among children with minimal brain dysfunctions; handwriting correction
УДК 37.014.5
АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕДОМСТВ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
© 2015
Л.Н. Савина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и биохимии Пензенский государственный университет, Пенза (Россия) О.С. Маковеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и биохимии Пензенский государственный университет, Пенза (Россия)
Аннотация. Наблюдающаяся в последние годы тенденция к снижению гарантии осуществления детьми их прав приводит к необходимости повышения профессионального уровня специалистов, занимающихся данными вопросами. На практике вопросы защиты прав несовершеннолетних координируют различные ведомства, и специалисты этих ведомств, в своей деятельности часто разобщены. Для организации эффективной деятельности в данной области, был осуществлен анализ программ повышения квалификации специалистов различных ведомств, по вопросам реализации и защиты прав несовершеннолетних в процессе формирования культуры безопасного образа жизни. Анализ деятельности институтов повышения квалификации, институтов развития образования, методических центров различных уровней позволил нам выделить три основных направления развития курсов повышения квалификации специалистов: 1) повышение квалификации специалистов различных ведомств по вопросам реализации и защиты прав несовершеннолетних (юридическая направленность); 2) повышение квалификации специалистов различных ведомств по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (аспекты сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни); 3) повышение квалификации специалистов различных ведомств по вопросам формирования культуры безопасного образа жизни (основы безопасной жизнедеятельности и методики БЖД). В целом, анализ программ свидетельствует об отсутствии комплексной системы взаимодействия специалистов различных ведомств, выявленные недостатки позволяют предложить меры, направленные на повышение качества подготовки слушателей.
Ключевые слова: защита и реализация прав несовершеннолетних; культура безопасного образа жизни; культура здорового образа жизни; профессиональное развитие специалистов.