Научная статья на тему 'Специфика работы по развитию графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития'

Специфика работы по развитию графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / GRAPHIC SKILLS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбуллаева Фериде Рустемовна

В данной статье анализируются особенности работы по развитию графических способностей у младших школьников с задержкой психического развития. Раскрывается понятие «графических навыков», психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы по развитию графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Специфика работы по развитию графических навыков у младших школьников с задержкой психического развития Хайбуллаева Ф. Р.

Хайбуллаева Фериде Рустемовна /Khaybullaeva Feride Rustemovna — преподаватель, кафедра специального (дефектологического) образования, факультет психологии и педагогического образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье анализируются особенности работы по развитию графических способностей у младших школьников с задержкой психического развития. Раскрывается понятие «графических навыков», психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития.

Abstract: this paper analyzes the features of the work on the development of graphic abilities of younger schoolboys with a mental retardation. The notion of 'graphic skills, "psycho-pedagogical characteristics of younger students with mental retardation.

Ключевые слова: графические навыки, младшие школьники с задержкой психического развития. Keywords: graphic skills, junior high school students with mental retardation.

Младшим школьникам с задержкой психического развития свойствен ряд особенностей, у них отсутствует готовность к школьному обучению. Чаще всего дети данной категории не усваивают в полной мере программный материал. Причинами всего этого являются недостатки памяти, в частности, всех видов запоминания: непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного, то есть общее отставание и своеобразие мыслительной деятельности.

Определено, что многие у школьников с задержкой психического развития ощущают затруднения в ходе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). А также, снижена скорость перцептивных операций. Одной из главных особенностей младших школьников с задержкой психического развития является малоразвитая активность, которая при сохранении анализаторов, необходимых для развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Специфической чертой познавательной деятельности является снижение способности к приёму и переработке перцептивной информации, что выявляется в процессе формирования графической грамотности [3, с. 123-126].

В словаре А. В. Петровского слово «графика» имеет несколько значений. Одно из них гласит, что графика в лингвистике изучает систему отношений между звуками речи и буквами письма [4].

Н. Г. Агаркова дала определение графическому навыку. Графический навык -автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков речи в буквы. По ее мнению, графический навык вбирает в себя все содержимое графики [1].

А. К. Аксёнова отметила, что графический навык - это сложное речерукодвигательное действие. Она подчеркивает, что письмо представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Графические навыки формируется совместно с чтением, орфографией и развитие письменной речи [2, с. 23-24].

Овладение графической грамотностью зависит от развития сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций является показателем готовности к овладению графическими умениями младших школьников.

В процессе изучения детей с задержкой психического развития было выявлено, что нарушения моторного развития наблюдается у них с детства. Эти дети позже возрастных нормативных норм начинают держать голову, сидеть, стоять. С запозданием у них формируется локомоторные функции. Родители таких детей отмечают у них трудности с овладением навыков самообслуживания. У большинства детей отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук [3, с. 156-157].

Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, отмечает И. Н. Садовникова. У ребёнка в школьном возрасте не все участки коры головного мозга достаточно развиты, что затрудняет процесс овладения письмом [7].

Е. Н. Российская выделяет важность развития движения пальцев и кисти рук для овладения графическим навыкам. Формирование графических навыков нужно формировать задолго до

| 89 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016

поступления ребёнка в школу. В предшкольном возрасте дети рисуют на бумаге линии или каракули, ещё не контролируя, не направляя зрением свою руку.

Позднее включается зрительный контроль - ребёнок рисует, пишет. Развивают руки, пальцы и глаза ребёнка - лепка, конструирование. Все ученики начальной школы проходят несколько фаз становления графического навыка [6].

При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития следует принимать во внимание характерные черты психического развития детей, только тогда возможно установить главные направления и суть коррекционной деятельности.

Школьники с задержкой психического развития владеют существенно наименьшим запасом практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Только особые коррекционные целенаправленные упражнения, процедуры, задания, дидактические игры могут помочь одолеть отмеченные отклонения в их развитии [3].

Е. Н. Потапова проанализировала технику обучения письму у школьников младших классов. Данная техника базируется на трёх этапах: развитие мускульной памяти (упражнения для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами); развитие тактильной памяти (работа с шаблонными карточками для обвода); закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Обратим внимание на то, как расшифровала Е. Н. Потапова, что такое собственное понимание и решение проблемы каллиграфического письма в начальной школе, вносящие элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно. Данная методика уместна и в коррекционно-развивающей работе по развитию навыка у младших школьников с задержкой психического развития [5]. Этапы методики обучения письму:

I этап — постановка пальчиков и руки в целом

II этап — развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточек для обвода букв пальцами. С позиции Е. Н. Потаповой, развитие тактильной памяти является основой при овладении письмом. Кончики пальцев передают импульс (сигналы) в мозг, информация воспринимается мозгом, после чего идёт обратный импульс — как писать.

III этап — закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками — кальками, они являются буквами, словами, соединениями и отдельными элементами [5].

Упражнения для учеников, цель которых состоит в обведении рисунка по контуру, заполнении его плоскости элементами и буквами, заштриховывании цветными карандашами, ведут к развитию мелкой мускулатуры руки первоклассника, умению правильно держать ручку в руке, развивают глазомер и композиционные навыки. Во время выполнения детьми данной работы, учителю предоставляется возможность акцентировать своё внимание на правильную посадку учеников, на положение прописи на парте и ручки (карандаша) в руке, на порядок написания и каллиграфию изучаемой буквы и ее элементов.

Следовательно, развитие графического навыка письма младших школьников с задержкой психического развития является длительным и достаточно сложным процессом.

Литература

1. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа, 1999. № 4. С. 15-17.

2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 239.

3. Дети с ЗПР / под ред. Власовой Т. А. М., 1983. С. 245.

4. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1985. С. 195.

5. Потапова Е. Н. Радость познания: Книга для учителя / Е. Н. Потапова. М.: Просвещение, 2000. С. 240.

6. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: Айрис - пресс, 2004. 230 с.

7. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983. С. 15-19.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016 | 90 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.