Научная статья на тему 'РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИГРАФИЯ / КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ОШИБКИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырдина Юлия Сергеевна, Голубь Анна Александровна, Куртова Анна Александровна.

Статья посвящена актуальной теме, а именно- формированию каллиграфических навыков у младших школьников. В статье описываются проблемы, с которыми человек может столкнуться в будущем, если не овладеет красивым почерком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CALLIGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to an urgent topic, namely, the formation of calligraphic skills in younger schoolchildren. The article describes the problems that a person may face in the future if he does not master a beautiful handwriting.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАЛЛИГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Роль каллиграфии в начальной школе The role of calligraphy in primary school

Бырдина Юлия Сергеевна;

Студентка 5 курс, факультет «Педагогический» Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)

Россия, г. Ишим

Byrdina Yulia Sergeevna;

5th year student, Faculty of "Pedagogical" Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)

Russia, Ishim

Голубь Анна Александровна;

Студентка 5 курс, факультет «Педагогический» Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)

Россия, г. Ишим

Golub Anna Alexandrovna;

5th year student, Faculty of "Pedagogical" Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)

Russia, Ishim

Куртова Анна Александровна.

Студентка 5 курс, факультет «Педагогический» Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)

Россия, г. Ишим

Kurtova Anna Alexandrovna.

5th year student, Faculty of "Pedagogical" Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)

Russia, Ishim

Научный руководитель: Савкина Наталья Геннадьевна

к.п.н., доцент

Ишимский Педагогический Институт (филиал ТюмГУ)

Россия, г. Ишим

Scientific supervisor: Savkina Natalia Gennadievna

PhD, Associate Professor Ishim Pedagogical Institute (branch of TSU)Russia, Ishim

Аннотация.

Статья посвящена актуальной теме, а именно- формированию каллиграфических навыков у младших школьников. В статье описываются проблемы, с которыми человек может столкнуться в будущем, если не овладеет красивым почерком.

Annotation.

The article is devoted to an urgent topic, namely, the formation of calligraphic skills in younger schoolchildren. The article describes the problems that a person may face in the future if he does not master a beautiful handwriting.

Ключевые слова: каллиграфия, каллиграфические умения, методы, приемы, ошибки, обучение.

Key words: calligraphy, calligraphic skills, methods, techniques, mistakes, training.

Существенную роль высококлассной работы педагога начальных классов занимает система знаний по методике преподавания русского языка в школах. Составной частью её является обучение детей грамотному, красивому письму.

Формирование у младших школьников каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными умениями - задача первостепенной значимости, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только результат продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психологическое развитие. Задача для начальной школы состоит не только в том, чтобы обучать учащихся писать, то есть осваивать графическую систему языка, переводить звуки в буквы, а также обучить писать красиво, быстро и аккуратно.

В современном обществе проблема формирования каллиграфического навыка у младших школьников становится все более актуальной и это нельзя не заметить. В нынешней ситуации в стране все люди без исключения должны быть всесторонне развитыми, так как этого требуют современное общество. Проанализировав множество научной литературы (учебники, пособия, статьи и так далее), можно с уверенностью сказать, что не малое количество ученых, а скорее даже, большинство из них, выделяет следующие структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на наиболее важные его составляющие, к которым относится:

- физическое;

- умственное;

- эстетическое;

- нравственное воспитание;

- техническое обучение.

Все они без исключения должны быть тесно связаны с развитием креативных (творческих) способностей и талантов индивидуума, а также с включением её в продуктивный труд [3]. Как уже можно заметить, речь идет о интеллектуально мыслящей личности, обладающей необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение социальных задач. Но кроме того, такой человек должен быть еще и грамотным, владеть формами письменной и устной речи.

Для начала разберемся с понятием «каллиграфия». Данный термин пришел к нам и существовал очень давно. Возник он еще в Древней Греции и состоял всего из двух слов, которые переводились на наш язык, как «красота» и «пишу». Исходя из этой, полезной нам информации, под данным термином мы будем понимать -способность писать от руки четко, разборчиво и красиво, опираясь при этом на существующие образцы письма [3, 13с].

Каллиграфия имеет значительную и важную роль в письменной речи. Остановимся на данном пункте чуть подробнее. Сначала одним из первостепенных мест отводится каллиграфическим умениям и навыкам. Второе место отводится процессу обучения детей в возрасте 7-9 лет. Текущий этап представляет собой очень важный процесс, так как именно здесь преподаватель в начальных классах видит ясную картину, а именно при написании учениками небольших текстов. Именно тогда учителю представляется полный спектр грамматических и орфографических недочетов в работах учащихся своих классов.

Механизм обучения учащихся младшего школьного возраста навыкам каллиграфии начинается уже с 1 класса и продолжается данный этап до всего прохождения курса начальной школы (до последней четверти 4 класса), т.е. данный этап представляет собой базу, которая очень необходима при закладывании в детях тех способностей, которые помогут им писать правильно, грамотного и визуально красиво в дальнейшем будущем.

На письмо учащихся каллиграфия оказывает воздействие на самых первых этапах её обучения-это превыше всего. Это осуществляется потому, что правильный почерк складывается в подсознании у учащихся в самом начале обучения - в начальной школе. Таким образом, в младших классах нужно больше внимания уделять каллиграфическому письму.

Исходя из всего вышесказанного появляются вопросы, а именно: зачем и для чего необходимо обучать детей каллиграфии? А теперь постараемся ответить на этот вопрос. Цели и задачи этого процесса очень тесно пересекаются с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Исходя из этого, мы понимаем, что на уроках письма нужно в первую очередь формировать компетенции каллиграфического самоконтроля, а также каллиграфической зоркости.

Для того, чтобы понять, как и насколько правильно подготовить каждого ребенка к письму, нам, как учителям начальных классов, необходимо определиться с такими важными критериями при обучении данному процессу как:

- акцентировать внимание ребенка (в этом не стоит торопиться), нужно изложить себе, что такое процесс письма и как складывается и формируется текущий навык у ребенка;

-конкретизировать какими именно умениями должен овладеть младший школьник (это самое главное).

Письмо - это особая форма речи, при которой все ее элементы фиксируются на бумаге посредством нанесения на нее графических символов, соответствующих элементам письменной речи.

Каллиграфическое письмо- это одно из самых трудных умений, которое должно быть сформировано в процессе обучения у учащихся и содействует грамотному, аккуратному, внимательному отношению к выполнению любой работы, а также формированию эмоционального и эстетического воспитания школьников.

В каллиграфическом письме важно следовать правилам строки, сохранять с обеих сторон страницы ровные поля, поддерживать одинаковый размер и наклон для букв, а также правильно соединять их между собой.

Как уже было сказано выше, известной и наиболее популярной проблемой в школе является формирование каллиграфического навыка. Эта проблема актуальна как для педагогов учебных заведений, так и для методистов учебных этих же образовательных заведений. Многие ученые занимались и занимаются по сей день изучением каллиграфии, они рассматривают процесс формирования навыка с многих позиций, таких как:

- развитие мышечной и тактильной памяти;

- тактированное письмо;

- обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.

Любому человеку, как ребенку, так и взрослому, необходимо писать не только разборчиво, но еще и оперативно, чтобы не пропустить важную информацию, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Основы красивого почерка человека закладываются как раз в начальной школе, поэтому в этом возрасте нужно сразу же начинать писать правильно, дабы в будущем почерк был понятен всем и радовал глаз тех, кто его читает.

Почему же или по какой причине данный вопрос волнует такое большое количество человек во всем мире? В связи с этим существует ряд проблем, связанных с плохой каллиграфией у школьников. И, если ребенок небрежно относится не только к разборчивости собственного почерка, но и к усвоению орфографии, то эта небрежность перейдет и к усвоению орфографии. При проверке написанного, человек, который это проверяет, будет с затруднением определять, какие буквы находятся на странице. Неграмотный и небрежный в жизни человек может создать о себе неправильное впечатление, если он пишет плохо. Обучение детей с помощью компьютера не всегда проходит гладко и успешно, поэтому они медленнее всего усваивают навыки каллиграфии. В последнее время всё чаще стали возникать проблемы в написании слов, а именно:

- трудности в овладении буквенной формой;

- способы соединения букв.

Давайте рассмотрим основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью. М. Р. Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.

1. Алфавитно-графические ошибки - это не дописывание или прибавление элементов букв, искажение букв. Причиной является - неустойчивое внимание или же плохое запоминание начертания букв.

2. Каллиграфические ошибки - это неумение придерживаться строки, несоблюдение наклона и размера букв, устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам), «дрожащее письмо», очень крупное или мелкое письмо, неравное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, неряшливое письмо.

Эти ошибки очень индивидуальны и чаще всего исправляются на дополнительных занятиях.

3.Графические ошибки. Сюда всходят: пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения, пропуски гласных, замена букв (причиной является не различия парных звонких и глухих согласных), по причине диалектного произношения, по причине оптического или кинетического сходства букв

Зачастую причинами типичных ошибок при письме у младших школьников является:

• Малый опыт чтения и письма;

• Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;

• Неумение сосредотачиваться, неустойчивое внимание, а также плохая память;

• Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;

• Влияние просторечия и диалектного произношения.

От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.

Дисграфия - это неполное нарушение процесса письма, проявляющееся в устойчевых, повторяющихся ошибках. Подобные ошибки обусловлены связанные с несформированностью верховных психологических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён.

Если не обращать внимание на ранее представленную проблему, то мы можем увидеть, что перед нами возникает не менее важная и крупная сложность, а именно в том, что формирование навыка письма зависит не только от физических трудностей, но и от психологических особенностей учащихся.

Обратимся к работам Е. М. Гуровой, которая отводит отдельное внимание элементам каллиграфического почерка и прорабатыванию каждого из них. Не менее важным фактом является обучение младших школьников письму в двух техниках: «В такт» или «По команде» [2, 61с].

Проводя анализ источников по теме, мы выяснили, что если придерживаться ритма, то можно с лёгкостью освоить быстрый и в то же время красивый почерк. Упражнения по письму «В такт» позволяют не только правильно писать, но и помогают детям тренировать и развивать внимание.

Каждый новый урок должен быть посвящён новой букве. Невзирая на это, младшие школьники уже к концу 1 четверти учебного года отправляются на «самостоятельный поиск».

Все без исключения учащиеся самостоятельно комментируют то, что они пишут. Они проговаривают отдельный элемент именно в тот момент, когда его пишут. При всём при этом, письмо идёт безотрывно.

Анализируя работы Н. Г. Агарковой, мы видим, что у неё имеется собственная система «ритмизированного написания». Можем заметить, что такого типа письмо становится гораздо чётче и плавнее. Ритмичность во время написания весьма важна, так как ускоряет темп написания без ущерба качеству письма. Представленный способ способствует улучшению графо - моторного компонента у учащихся. Такое письмо вводится в 3 этапа [1, 9с]:

1. По завершении первого этапа, каждый из учащихся должен обводить буквы на специально подготовленных образцах под кальку. Необходимо выполнять упражнение под счет.

2. На 2 этапе дети с помощью кальки обводят слова, которые объединены в несколько групп. В каждой из которых находятся слова, которые имеют сходную ритмическую структуру и аналогичное ударение.

3. На 3 этапе дети начинают обводить с помощью кальки слова и предложения. Далее постепенно появляются стихи и даже небольшие тексты.

Все эти упражнения необходимо выполнять в специально разработанной рабочей тетради, с помощью которой младшие школьники формируют графо-моторный элемент письма. Обсудим более подробно методику, предлагаемую Н. Г. Агарковой, в которой представлены более эффективные и альтернативные методы обучения каллиграфическому письму.

Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения [5, 35с].

Для того, чтобы предотвращать ошибки при письме, необходимо приучать школьников к тому, чтобы они быстро выполняли операции по контролю за написанием и проверкой орфограмм.

Бывают такие ситуации, когда ребёнок не успевает проверить то, что написал — именно это может привести к ошибке. Для этого необходимо проводить анализ трудных слов.

Причинами ошибок могут являться трудности в распределении внимания между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе важна автоматизация навыков.

Принципы можно реализовать с помощью поэлементно-целостного метода. Он опирается на особенности, связанные с возрастом первоклассников и психологическим развитием детей данного возраста.

Представленная методика основывается на двух категориях образов букв:

1. Зрительные образы букв, которые основаны на закономерностях восприятия с помощью зрения.

2. Двигательные образы букв. Они основаны на закономерностях движений в процессе написания.

Таким образом, каждая методика основана на принципах и подходах, имеющих надёжные исторически

сложившиеся рекомендации; современные технологии обучения развивают не только способность к письму.

Процесс обучения характеризуется тем, что увеличивается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка у ребенка. Самостоятельность в грамотном письме оценивается в индивидуальной письменной речи учащегося.

Список используемой литературы:

1. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы [Текст] / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 12-14.

2. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2000.-№ 5.- С. 61-62.

3. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 238 - С. 13.

4. Отыншинова М.Б., Усольцева Д.А., Лукина Н.В., Прокопова Я.И. Роль каллиграфии в начальной школе // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2017, №5. С. 31-34.

5. Шевелева Н.П., Полищук Б.О., Зонова Н.В., Савкина Н.Г. Опыт формирования толерантного мировоззрения у студентов посредством деловой игры // Глобальный научный потенциал. - 2014. - №9 (42). - С. 161-162.

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.