Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КАЛЛИГРАФИЯ / КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова А.В., Салаватова А.М., Бойко Р.А.

В статье представлены теоретические обобщения процесса формирования письменной компетенции младшего школьника по средствам каллиграфического умения. Актуальность, поднимаемого в статье вопроса, связана с выявлением проблем ухудшения почерка младшего школьника и стоящей перед учителем начальной школы задачей, повышения процента детей, владеющих каллиграфически точным навыком письма. Первостепенные правила овладения каллиграфического навыка - это правила нахождения положения тетради, посадки обучающегося, а после уже правила, связанные с процессом письма, такие как наклон и положение букв на строке. Формирование письменной компетенции через каллиграфический навык младшего школьника - важнейшая задача учителя начальной школы. Данная статья посвящена вопросу изучения письменной компетенции младшего школьника через подбора диагностики для определения уровня сформированности каллиграфических умений у младших школьников. При выявлении уровня сформированности каллиграфических умений у первоклассников в статье описаны критерии и показатели оценки: графическая грамотность; скорость письма; каллиграфическая четкость; связность; устойчивость. На основе выделенных критериев и показателей сформированности каллиграфических умений у первоклассников также представлены характеристики уровней: высокий средний и низкий. В соответствии с критериями и показателями сформированности каллиграфических умений у первоклассников были подобраны диагностические задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PROCESS OF FORMING THE WRITTEN COMPETENCE OF A JUNIOR SCHOOL STUDENT

The article presents theoretical generalizations of the process of forming the written competence of a junior schoolchild by means of calligraphic skills. The relevance of the issue raised in the article is associated with identifying the problems of deteriorating handwriting of a primary school student and the task facing an elementary school teacher, increasing the percentage of children who have a calligraphically accurate writing skill. The primary rules for mastering a calligraphic skill are the rules of landing, the position of the notebook, and then the rules related to the writing process, such as the tilt and position of letters on a line. The formation of written competence through the calligraphic skill of a junior schoolchild is the most important task of an elementary school teacher. This article is devoted to the issue of studying the written competence of younger students through the selection of diagnostics to determine the level of formation of calligraphic skills in younger students. When identifying the level of formation of calligraphic skills among first graders, the article describes the criteria and indicators of assessment: graphic literacy; calligraphic clarity and stability; connectivity; writing speed. On the basis of the selected criteria and indicators of the formation of calligraphic skills among first graders, the characteristics of the levels are also presented: high, medium and low. In accordance with the criteria and indicators of the formation of calligraphic skills, diagnostic tasks were selected for the first graders.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

L© ® This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 © Martynova А. V., Salavatova А. М., Boyko R.A., 2021

«ig 4 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-4-12

-^ Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021

1 УДК Ч 373.31

TO THE QUESTION OF THE PROCESS OF FORMING THE WRITTEN COMPETENCE OF A JUNIOR SCHOOL STUDENT

Martynova A.V., Salavatova A.M., BoykoR.A.

Nizhnevartovsk state University", Nizhnevartovsk, Russian Federation

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Мартынова А.В., Салаватова А.М., Бойко Р.А.

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г.Нижневартовск, Российская Федерация

Abstract. The article presents theoretical generalizations of the process of forming the written competence of a junior schoolchild by means of calligraphic skills. The relevance of the issue raised in the article is associated with identifying the problems of deteriorating handwriting of a primary school student and the task facing an elementary school teacher, increasing the percentage of children who have a calligraphically accurate writing skill. The primary rules for mastering a calligraphic skill are the rules of landing, the position of the notebook, and then the rules related to the writing process, such as the tilt and position of letters on a line. The formation of written competence through the calligraphic skill of a junior schoolchild is the most important task of an elementary school teacher. This article is devoted to the issue of studying the written competence of younger students through the selection of diagnostics to determine the level of formation of calligraphic skills in younger students. When identifying the level of formation of calligraphic skills among first graders, the article describes the criteria and indicators of assessment: graphic literacy; calligraphic clarity and

Аннотация. В статье представлены теоретические обобщения процесса

формирования письменной компетенции младшего школьника по средствам каллиграфического умения. Актуальность, поднимаемого в статье вопроса, связана с выявлением проблем ухудшения почерка младшего школьника и стоящей перед учителем начальной школы задачей, повышения процента детей, владеющих каллиграфически точным навыком письма. Первостепенные правила овладения каллиграфического навыка - это правила нахождения положения тетради, посадки обучающегося, а после уже правила, связанные с процессом письма, такие как наклон и положение букв на строке. Формирование письменной компетенции через

каллиграфический навык младшего школьника -важнейшая задача учителя начальной школы. Данная статья посвящена вопросу изучения письменной компетенции младшего школьника через подбора диагностики для определения уровня сформированности каллиграфических

stability; connectivity; writing speed. On the basis of the selected criteria and indicators of the formation of calligraphic skills among first graders, the characteristics of the levels are also presented: high, medium and low. In accordance with the criteria and indicators of the formation of calligraphic skills, diagnostic tasks were selected for the first graders.

Keywords: competence, calligraphy, calligraphic literacy, calligraphic skill, the formation of calligraphic skills.

REFERENCES

[1]

Salavatova A.M. Formation of readiness of bachelors of pedagogy for professional activity in schools with ethnocultural content of education: abstract of dissertation. candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - Moscow, 2014 .- 27 p.

[2] Istrofilova O.I. Study of the teacher's readiness to participate in the innovative educational process. In the collection: Social and pedagogical education: vectors of development. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editors L.A. Ibragimova, E.A. Bauer. 2019.S. 23-27.

[3] Trofimova M.A. Psychological and pedagogical problems of school failure of students of primary school age // XXII All-Russian scientific and practical conference of Nizhnevartovsk State University / scientific. ed. YES. Pogonyshev. Part 2. Social sciences. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2020.S. 493-497.

[4] Rechkova S.V. Calligraphy is an important part of a Russian lesson. Education and Science: Current State and Development Prospects. - Tambov: LLC "Consulting company Ucom", 2015. - S. 149-150.

[5] Fundamentals of calligraphic writing: theory and methodology: teaching aid / auth-comp. Yu.M. Ivkina, Zh.S. Iskuzhieva. - Orenburg: "South Ural", 2019. -64 p.

[6] Ivanova N.D., Sergeeva B.V. The main types of calligraphic errors, the reasons for their occurrence and how to eliminate them. Scientific-methodical electronic journal concept. - Kirov: Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2017. - pp. 278-285.

[7] Martyshova D.A., Chuvakova I.Ya., Makarova D.S. The role of calligraphy in primary school. Education and training: theory, methodology and practice.

умений у младших школьников. При выявлении уровня сформированности каллиграфических умений у первоклассников в статье описаны критерии и показатели оценки: графическая грамотность; скорость письма;

каллиграфическая четкость; связность; устойчивость. На основе выделенных критериев и показателей сформированности

каллиграфических умений у первоклассников также представлены характеристики уровней: высокий средний и низкий. В соответствии с критериями и показателями сформированности каллиграфических умений у первоклассников были подобраны диагностические задания.

Ключевые слова: компетенция, каллиграфия, каллиграфическая грамотность,

каллиграфическое умение, формирование каллиграфических умений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Салаватова А.М. Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Москва, 2014. - 27 с.

[2] Истрофилова О.И. Исследование готовности педагога к участию в инновационном образовательном процессе. В сборнике: Социальное и педагогическое образование: векторы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.А. Ибрагимова, Е.А. Бауэр. 2019. С. 23-27.

[3] Трофимова М.А. Психолого-педагогические проблемы школьной неуспеваемости обучающихся младшего школьного возраста //XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета /науч. ред. Д.А. Погонышев. Ч. 2. Общественные науки. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2020. С. 493-497.

[4] Речкова С.В. Работа над каллиграфией важная составляющая часть урока русского языка. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 149-150.

[5] Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебно-методическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. -Оренбург: «Южный Урал», 2019. - 64 с.

[6] Иванова Н.Д., Сергеева Б.В. Основные виды каллиграфических ошибок, причины их

Cheboksary: Limited Liability Company "Center for Scientific Cooperation" Interactive Plus ", 2017. - pp. 290-293.

[8] Krasavina Yu.V. Features of the formation of calligraphic skills in teaching writing in primary schoolchildren // Problems of modern pedagogical education. - Yalta: Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky", 2015. - pp. 156-162.

[9] Martynova A.V. On the question of the formation of the speech culture of the future primary school teacher // Social and pedagogical education: vectors of development materials of the international scientific and practical conference. Responsible editors L.A. Ibragimova E.A. Bauer 2019. Publisher: Nizhnevartovsk State University. S.31-33.

[10] Agarkova N.G. Fundamentals of the formation of graphic skills in primary schoolchildren // Primary school. - 1999. -№4.

возникновения и способы устранения. Научно-методический электронный журнал концепт. -Киров: Межрегиональный центр

инновационных технологий в образовании, 2017. - С. 278-285.

[7] Мартышова Д.А., Чувакова И.Я., Макарова Д.С. Роль каллиграфии в начальной школе. Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» , 2017. - С. 290-293.

[8] Красавина Ю.В. Особенности формирования каллиграфических навыков обучения письму младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2015. -С. 156-162.

[9] Мартынова А.В. К вопросу о формировании речевой культуры будущего учителя начальной школы // Социальное и педагогическое образование: векторы развития материалы международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л.А. Ибрагимова Е.А. Бауэр 2019. Издательство: Нижневартовский государственный университет. С.31-33.

[10] Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. - 1999. - №4.

Author Contributions. Martynova A. V. — writing a text, statistical data processing; Salavatova A.M. processing of materials, research concept and design; Boyko R.A. — literature review. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

collection and

Martynova A.V. — SPIN ID: 7723-1346; ORCID ID: 0000-0002-5387-7637

Research interests, number of main publications: Study of pedagogical processes, more than 46 publications were published 1 in WoS, 8 in the Higher Attestation Commission and 36 in conference proceedings.

Salavatova A.M. — SPIN ID: 2040-5750; ORCID ID: 0000-0003-2632-5017

Research interests, number of main publications: Study of pedagogical processes, more than 49 publications were published 5 in WoS, 8 in the Higher Attestation Commission and 38 in conference proceedings.

Boyko R.A. — Research interests, number of main publications: Study of pedagogical processes, more than 5 publications were published 5 in conference proceedings.

Вклад авторов. Мартынова А.В. — написание текста, статистическая обработка данных; Салаватова А.М. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования; Бойко Р.А. — обзор литературы. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Мартынова А.В. — SPIN ID: 7723-1346; ORCID ID: 0000-0002-5387-7637

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение педагогических опубликованы более 46 публикаций из них 1 в WoS, 8 в ВАК и 36 в материалах конференций.

Салаватова А.М. — SPIN ID: 2040-5750; ORCID ID: 0000-0003-2632-5017

процессов,

К

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение педагогических процессов, опубликованы более 49 публикаций из них 5 в WoS, 8 в ВАК и 38 в материалах конференций.

Бойко Р.А. — Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение педагогических процессов, опубликованы более 5 публикаций из них 5 в материалах конференций.

For citation: Martynova A.V., Salavatova A.M., Boyko R.A. TO THE QUESTION OF THE PROCESS OF FORMING THE WRITTEN COMPETENCE OF A JUNIOR SCHOOL STUDENT // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №9. pp. 4-12. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-4-12.

Для цитирования: Мартынова А.В., Салаватова А.М., Бойко Р.А. К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №9. С. 4-12. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-9-4-12.

Введение. В связи с мировой массовой компьютеризацией, в том числе и в образовании сегодня все реже можно встретит школьника с красивым и правильным почерком. Но как бы не было компьютеризировано общество, ручное письмо не утратит свою актуальность, поэтому необходимо иметь навык каллиграфического письма.

Умение ценить и понимать народное искусство есть необходимый элемент общей культуры человека. Весьма востребованной и обусловлена необходимостью возрождения общечеловеческих ценностей, где

значительная роль отведена развитию национального самосознания людей [1, с.13].

Развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Основными компонентами инновационной деятельности исследователи называют

усовершенствование управленческого

аппарата, ресурсного и научно-методического обеспечения. Инновационное поведение - это не приспособление, а максимальное развитие своей

индивидуальности, самоактуализации. [2, с.24].

В понимании подрастающего поколения важны культура письма, культура ценности чистописания. Ведь обладание компетентностью каллиграфического навыка одна из важных составляющих в современном обществе, в виду того, что подрастающее поколение больше печатает на

компьютере, чем пишет ручкой.

Период обучения грамоте - важный этап в формировании личности каждого ребенка. В период развития познавательного потенциала обучающегося начальной школы необходим личностно-деятельностный

подход: ориентация на личность как цель образования, ... развитие и поиск индивидуальных качеств каждого

обучающегося; организация условий для творческого самоопределения и

самовыражения каждого ученика; поддержка в образовательном процессе . его индивидуально-психологических особенностей [3, с. 496] ... умение ценить и понимать народное искусство есть необходимый элемент общей культуры человека [3, с. 61].

Каллиграфия - это искусство писать точным и красивым почерком. Каллиграфическое умение начинает формироваться с работы в прописях, с написания отдельных элементов букв: кружочков, палочек, полуовалов и т.д., а после уже изучается написание самих букв.

Каллиграфический навык - это трудное рече-рукодвигательное действие, которое конкретно проявляет себя, в первую очередь, как речевое, а во вторую, как, двигательное. Как следствие этого в процессе обучения начальному письму и формирования графического навыка необходимо создавать такие методики и целесообразные условия, в которых встречаются данные закономерности.

Формирование письменной

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

компетенции через каллиграфический навык младшего школьника - одна из важнейших задач учителя начальной школы. От правильного формирования письменной компетенции зависит дальнейший почерк обучающихся.

Выделяют следующие основные задачи по каллиграфии: работа над формой букв, развитие мышц руки, работа над соблюдением равных расстояний между буквами в слове и между словами на строке, работа над соблюдением одинаковой высоты букв на строке, на странице, работа над соблюдением наклона, работа по усвоению учащимися разных вариантов соединений букв, работа над развитием ритмичности и плавности письма, работа над увеличением скорости письма при сохранении его отчётливости, исправление индивидуальных недочётов в письме учеников [4, с.149]

Цель настоящего исследования. Данная статья посвящена вопросу изучения письменной компетенции младшего школьника через диагностику уровня сформированности каллиграфических

умений у младших школьников.

Целью исследования явилось изучение письменной компетенции у младших школьников. Цель исследования

предполагает решение следующих задач: 1. Провести обзор научных публикаций, посвященных вопросу формированию каллиграфических умений у младших школьников. 2. Предложить диагностику сформированности каллиграфических

умений у первоклассников.

Материал и методы. В формирование каллиграфического навыка выделяют три этапа: аналитический, синтетический, автоматизация [5, с. 36].

1 этап - овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания действия.

2 этап - соединение отдельных элементов в целостное действие.

3 этап - образование навыка как действия. Характерными чертами данного этапа являются плавность написания, быстрота и легкость выполнения.

Педагоги в своей педагогической деятельности используют данные приемы формирования каллиграфических умений у обучающихся:

✓ Показ - процесс демонстрации письма и объяснения способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Демонстрируются способы соединения букв; демонстрация буквы сопровождается объяснением: где начинается письмо буквы, в какую сторону делается закругление, куда вести руку, акцентируется величина элемента.

✓ Копирование - этот способ применяется ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик практикуется в выполнении правильного движения: размах, форма, порция, размер, направление.

✓ Воображаемое письмо или письмо в воздухе - данный прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении обучающийся пишет реально, но в воздухе. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Можно анализировать форму буквы, раскладывать букву на составы, визуально выделяемые элементы, например, А состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы В и Б.

✓ Списывание с готового образца -прием основывается на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически,

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

продолжительное обведение утомляет ученика.

✓ Письмо под счёт или в такт счёту - он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. Счёт ведётся так: основной элемент движения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на себя пишется под счёт «1-2-3», соединительное движение - под счёт «И», которое произносится то длиннее, то короче, зависит от длины пути.

✓ Прием ошибочного написания -спорным является приём показа ошибочного написания. Применяется данный прием для того, чтобы обучающиеся сами увидели, в чём ошибка и сами смогли найти ответ, как не допускать таких ошибок. При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается только карточка.

Первостепенные правила овладения каллиграфического навыка - это правила посадки, положения тетради, а после уже правила, связанные с процессом письма, такие как наклон и положение букв на строке.

Для того, чтобы письменная компетентность обучающихся была сформирована и почерк обучающегося был аккуратным, четким и легко читаемым требуется работа над такими качествами письма, как [5, с. 25]:

- четкость, разборчивость письма (верное и точное написание букв в соответствие с образцом);

- равнонаклонность (правильного наклона, параллельности штрихов, одинаково направленных);

- линейность (соблюдение строки сверху и снизу);

- правильность соединения элементов при написании букв, соединения между буквами, соединение между словами в строке, оно должно быть равномерным;

- размерность (буквы должны быть одной высотой).

Немаловажным при обучении письму

являются существующие единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей, таких как: писать в тетради нужно аккуратным и разборчивым почерком, тетради

обучающихся первых классов

подписываются учителем, необходимо соблюдать поля с внешней стороны страницы, в первом классе дата работ по письму не пишется, в тетради необходимо обозначить номер упражнения, задачи, указывать, домашняя это работа или классная. [6, с. 280].

Отдельно выделим методику предложенную В.А. Илюхиной «Письмо с секретом», которая подразумевает формирование мускульной памяти. В данной методике предполагается, что обучающиеся при письме пишут отдельные элементы безотрывно, и проговаривают каждую букву в процессе ее написания. При проговаривании обучающиеся легко усваивают элементы букв, которые встречаются чаще всего. На каждом уроке рассматривается написание новой буквы. Также В.А. Илюхиной уделено большое внимание самостоятельности обучающихся. Автор предполагает, что обучающиеся должны самостоятельно комментировать написание отдельной буквы или целого слова, при этом проговаривая каждый элемент при его написании [7, с. 291]. Для того, чтобы процесс обучения письму более интересным и разнообразным, Илюхиной В.А. предложены 7 упражнений:

1. Упражнение: на развитие глазомера ребенка.

2. Упражнение: прямая с закруглением внизу отрабатывается на соответствии 3 вариантов элементов («пуанты»).

3. Упражнение: правописание буквы «И» -царицы букв.

4. Упражнение «Секрет».

5. Упражнение: конструирование букв.

6. Упражнение: «Гнездышко» - образуется при соединении элемента «прямая с закруглением вверху/внизу» (дети отмечают точками).

7. Упражнение: «Шалашики» - образуются

w

при условии правильного соединения букв: верхнее/нижнее/среднее [8].

Вопрос, связанный с формированием письменной культуры младшего школьника и формировании речевой культуры имеет общую цель - воспитание грамотного подрастающего поколения [9, с.32].

Результаты и обсуждение. При выявлении уровня сформированности каллиграфических умений у первоклассников мы опирались на критерии и показатели оценки, разработанные Н.Г. Агарковой [10]:

✓ Графическая грамотность - данный критерий указывает на наличие/отсутствие ошибок, возникающих в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении звуковой формы слова на бумаге.

✓ Связность - данный критерий указывает умение выполнять правила соединения букв и вместе с этим координировать движения руки, продвигая ее вправо по мере начертании целостных графических комплексов.

✓ Каллиграфическая четкость и устойчивость - данный критерий указывает умение соблюдать правильную и постоянную высоту, ширину и угол наклона элементов в букве и букв в соединениях.

✓ Скорость письма - данный критерий указывает на то, что количество буквенных знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени.

К причинам возникновения

графических ошибок относятся, в первую очередь, это - недоразвитие у обучающихся звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во вторую очередь, это -несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному

смысловому значению. Графическая грамотность проявляется в графических ошибках - данные ошибки предполагают пропуски, перестановки и различные замены

букв, соответствующих ошибкам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике.

Таким образом, выделенные критерии сформированности каллиграфических

умений у первоклассников выявляют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

На основе выделенных критериев и показателей сформированности

каллиграфических умений у первоклассников были сформулированы характеристики уровней.

✓ Высокий - обучающийся не совершает ошибок на этапе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге; обучающийся выполняет правила соединения букв и вместе с этим координирует движения руки, продвигая ее вправо по мере начертании целостных графических комплексов; обучающийся соблюдает постоянную и правильную высоту, ширину и угол наклона элементов в букве, а также букв в соединениях; обучающийся способен написать большое количество буквенных знаков в связном тексте за указанное время.

✓ Средний - обучающийся допускает ошибки только в наиболее сложных случаях перекодировки звуковой формы слова в графическую (орфограммы); обучающийся не выполняет правила соединения некоторых букв, недостаточно координирует движения руки, продвигая ее вправо по мере начертании целостных графических комплексов; обучающийся допускает отдельные отклонения от правильной и постоянной высоты, ширины и угла наклона элементов в букве и букв в соединениях; ученик способен написать среднее количество буквенных знаков в связном тексте за указанное время.

✓ Низкий - обучающийся совершает много ошибок в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге; обучающийся не выполняет правила соединения букв, не координирует движения

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание "

руки, продвигая ее вправо по мере начертании целостных графических комплексов; обучающийся не соблюдает правильную и постоянную высоту, ширину и угол наклона элементов в букве и букв в соединениях; обучающийся пишет медленно, не способен написать большое количество буквенных знаков в связном тексте за указанное время.

Авторами подобраны диагностические задания исходя из критериев и показателей сформированности каллиграфических

умений у первоклассников:

Задание 1. Цель. Определить умение писать без ошибок в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге (критерий «графическая

грамотность»).

Содержание. Для выявления графической грамотности обучающихся используется диктант со связным текстом. Это более сложный вид речевой деятельности в сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще вызывает трудности, чем обратный процесс.

Текст диктанта: «Тихо шумят своими ветвями сосны. Косматые еловые лапы плотно прикрывают землю. На краю леса красиво цветёт липа. В лесу пахнет смолой и ягодами. Лес ожил. Всюду звенят птичьи голоса. Они перекликаются между собой различными звуками.»

Предложенный диктант включает в себя слова, в первую очередь, не отличающиеся большой сложностью звуков-фонем по слухо-артикуляционным свойствам, во вторую, не отличающиеся сложностью буквенных знаков по зрительно-двигательным признакам. В диктант включаются слова с графемами, различающимися количеством, размером и пространственным положением элементов. Методика подсчета графических ошибок включает в себя определение фактического количества нарушений норм графики в тексте (однотипные ошибки подсчитываются как единая ошибка).

Задание 2. Цель. Определить умение соблюдать правильную и постоянную ширину, высоту и угол наклона элементов в букве и букв в соединениях (критерий «каллиграфическая четкость и

устойчивость»).

Содержание. Для определения каллиграфической четкости и устойчивости письма используется текстовый диктант, который указан в задании 1. Методика подсчета каллиграфических ошибок включает в себя определение фактического количества нарушений норм каллиграфии в тексте (однотипные ошибки подсчитываются как единая ошибка).

Задание 3. Цель. Определить умение выполнять правила соединения букв и вместе с этим координировать движения руки, продвигая ее вправо по мере начертании целостных графических комплексов (критерий «связность»).

Содержание. Для определения связности письма используется словарный диктант, где в начале слов встречаются разные типы соединений: верхнее, среднеплавное и нижнее:

- верхнее: цыпленок, укроп, письмо, апрель, сюжет;

- среднеплавное: охрана, игра, избушка, веревка, учитель;

- нижнее: тяпка, удача, мама, котенок, алмаз.

Методика подсчета каллиграфических ошибок включает в себя определение фактического количества нарушений норм каллиграфии в тексте (однотипные ошибки подсчитываются как единая ошибка).

Задание 4. Цель. Определить умение выполнять много буквенных знаков в связном тексте за единицу времени (критерий «скорость»).

Содержание. Для определения скорости письма используется списывание текста с карточки. Текст включает в себя 20 слов (113 букв) и обучающиеся списывают текст самостоятельно с карточки в течение 1 минуты:

«Изюм - это маленькие и очень сладкие

■w

сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. Из сорта кишмиш получается изюм без косточек».

Оценка выполнения:

- 25 букв и более: высокая скорость письма;

- 17-24 буквы: средняя скорость письма;

- до 16 букв: низкая скорость письма.

За каждое задание обучающийся мог получить от 1 до 3 баллов. Правильно выполненное задание оценивалось 3 баллами. Максимальное количество баллов за все задания составило 12 баллов.

Обработка результатов:

- 10-12 баллов - высокий уровень;

- 6-9 баллов - средний уровень;

- менее 6 баллов - низкий уровень.

Выводы. Предложенная диагностика позволит педагогу оценить уровень сформированности каллиграфических

умений у первоклассников, и выявить основные ошибки при письме, на которые учителю будет необходимо обратить внимание при дальнейшей работе с

обучающимися. Уровень сформированности каллиграфических умений определяется исходя из указанных критериев. В соответствии с критериями и показателями сформированности каллиграфических

умений был подобран ряд диагностических заданий, оценив которые можно точно определить уровень сформированности каллиграфического почерка. Предложенная методика и предложенные упражнения позволят обучающимся устранить допускаемые ошибки при письме и развивать каллиграфические умения, доводя их до автоматизма.

Таким образом, ввиду массовой компьютеризация в современном обществе процент людей, имеющих каллиграфически верный почерк, сокращается. Существующая масса научно-методической литературы, обилие методов и приемов формирования каллиграфических умений младших школьников доказывает возможность и перспективность организации

педагогической работы в направлении формирования данного умения.

Corresponding Author: Salavatova Asil Magomedovna -Candidate of Pedagogycal Sciences, associate Professor, head of the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education, Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk,

Russian Federation

E-mail: asil-06@list.ru

Ответственный за переписку: Салаватова Асиль Магомедовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и педагогического и социального образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск,

Российская Федерация

E-mail: asil-06@list.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.