Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ПОЧЕРК / ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ПИСЬМА / ВИДЫ ШТРИХОВОК / ЭЛЕМЕНТЫ БУКВ / CALLIGRAPHIC WRITING / HANDWRITING / GRAPHIC WRITING SKILL / TYPES OF HATCHING / LETTER ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

В данной статье рассматриваются результаты диагностики уровня сформированности каллиграфического письма у студентов факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». Автор статьи приводит основные этапы в формировании каллиграфического письма; раскрывает основные причины погрешностей письма у студентов, указывает на возможности коррекции почерка во взрослом возрасте. С целью диагностики уровня сформированности каллиграфического письма у студентов-дефектологов используются методы анкетирования, наблюдение, анализ продуктов деятельности, качественная и количественная обработка полученного материала, его систематизация и обобщение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF CALLIGRAPHIC WRITING LEVEL IN FUTURE DEFECTOLOGY TEACHERS

This article examines the results of diagnostics of the level of formation of calligraphic writing among students of the Faculty of Psychology and Pedagogical Education of the Crimean Engineering Pedagogical University. The author of the article gives the main stages in the formation of calligraphic writing; reveals the main reasons for writing errors in students, indicates the possibility of handwriting correction in adulthood. In order to diagnose the level of formation of calligraphic writing among students-defectologists, the methods of questioning, observation, analysis of the products of activity, qualitative and quantitative processing of the obtained material, its systematization and generalization are used.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты диагностики уровня сформированности каллиграфического письма у студентов факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». Автор статьи приводит основные этапы в формировании каллиграфического письма; раскрывает основные причины погрешностей письма у студентов, указывает на возможности коррекции почерка во взрослом возрасте. С целью диагностики уровня сформированности каллиграфического письма у студентов-дефектологов используются методы анкетирования, наблюдение, анализ продуктов деятельности, качественная и количественная обработка полученного материала, его систематизация и обобщение.

Ключевые слова: каллиграфическое письмо, почерк, графический навык письма, виды штриховок, элементы букв.

Annotation. This article examines the results of diagnostics of the level of formation of calligraphic writing among students of the Faculty of Psychology and Pedagogical Education of the Crimean Engineering Pedagogical University. The author of the article gives the main stages in the formation of calligraphic writing; reveals the main reasons for writing errors in students, indicates the possibility of handwriting correction in adulthood. In order to diagnose the level of formation of calligraphic writing among students-defectologists, the methods of questioning, observation, analysis of the products of activity, qualitative and quantitative processing of the obtained material, its systematization and generalization are used.

Keywords: calligraphic writing, handwriting, graphic writing skill, types of hatching, letter elements.

Введение. Подготовка конкурентноспособных специалистов в условиях современного (дефектологического) и инклюзивного образования предполагает формирование у них высокого уровня профессиональных умений и качеств. В ходе практической подготовки студентов-дефектологов 1-2-х курсов в рамках дисциплины «Каллиграфия» было отмечен низкий уровень сформированности такого профессионального навыка, как каллиграфическое письмо, которым должен владеть каждый без исключения учитель современной школы.

Стоит ли обучать письму или это атавизм и взамен этого следует обучать грамотному виртуозному владению печати на разного рода девайсах? На сегодняшний день вопрос решается в пользу последних и тем не менее в ходе современной подготовки будущих учителей овладению методикой обучения навыкам письма должно отводится значительное место.

В ходе проведения многочисленных исследований доказано, что занятия каллиграфией положительно влияют на работу и продуктивность головного мозга, улучшают моторику. «Каллиграфия — это многофункциональная наука — аналитическая, художественно-проективная, конструктивная, прогностическая» [2, с. 61. Каллиграфия — искусство писать четким и красивым почерком, направленное на улучшение культуры общения между людьми с помощью графических средств [21.

Следует отметить тот факт, что прежде, чем обучать кого-то, в первую очередь, необходимо самому великолепно владеть данным навыком. Поэтому цель курса «Каллиграфия» — приобрести или отшлифовать собственный навык письма, улучшить собственный почерк и привести начертания своих букв к каллиграфическому письму.

Изложение основного материала статьи. В основу диагностического исследования были положены теоретические знания о процессе обучения письму в традиционной начальной школе, разработанные Т.Г. Рамзаевой и М.Р. Львовым, М.М. Безруких, Л.Я. Желтовской, Е.Н. Соколовой, Н.Г. Агарковым, Ю.А. Агаркова, Е.Н. Потаповой, В.Ф. Одеговой, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетеньковой, О.Е. Курлыгиной, А.И. Воскресенской, М.Л. Закожурниковой, Н.И. Ткаченко, А.В. Семенович. А также обучение письму младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, основанное на работах А.Н. Корнева, А.К. Аксеновой, Л.М. Лапшиной, В.А. Левченко, К.В. Комарова, И.И. Мамайчук, Т.В. Ахутиной, Н.В. Пылаевой, О.Б. Иншаковой, И.М. Бгажноковой, Л.Б.Баряевой, Р.И. Лалевой, Л.С. Волковой, Л.Г. Парамоновой, М.В. Юрьевой.

В результате освоения компетенций, соответствующих требованиям ФГОС ВПО, каждый студент должен освоить:

- основы каллиграфического письма;

- методические приемы обучения письму учащихся с нарушением интеллекта;

- особенности проведения пропедевтического этапа обучения письму;

- основы психологии овладения письмом.

Исследование проводилось выборочно в 2015-2020 учебных годах на факультете психологии и педагогического образования в ГБОУВО РК «Крымском инженерно-педагогическом университете». В нем приняли участие 210 студентов 1-2 курсов дневного и заочного отделения.

С целью диагностики уровня сформированности каллиграфического письма у студентов применялись следующие методы: анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, качественная и количественная обработка полученного материала, его систематизация и обобщение.

Приведем некоторые вопросы, которые были заданы студентам в процессе анкетирования:

1. Были у вас сложности и какие в ходе овладения первоначальным навыкам письма?

2. Что на ваш взгляд является критериями красивого почерка?

3. Считаете ли вы свой почерк красивым?

4. Как быстро у вас возникает напряжение кисти в процессе письма?

5. Считаете ли вы возможным исправить недостатки собственного почерка?

6. Что по вашему мнению является причинами ухудшения почерка?

7. Должен ли на ваш взгляд учитель владеть каллиграфическим письмом?

8. Что на ваш взгляд представляет собой каллиграфия?

9. Какие упражнения вы знаете для улучшения качественных характеристик почерка?

10. Красивый почерк, на ваш взгляд, - это врожденная способность человека или приобретенный навык в процессе целенаправленного грамотного обучения?

11. Можно ли научить писать красиво школьника с ограниченными возможностями здоровья?

Уточним дифференциацию диагностических вопросов анкеты: вопросы 1-6 были ориентированы на

выявление собственной позиции студентов по отношению к личному почерку; вопросы 7-11 -способствовали раскрытию знаний студентов в области методики обучения письму и, в частности, каллиграфии.

На вопрос «Были у вас сложности и какие в ходе овладения первоначальным навыкам письма?» 78 % студентов ответили утвердительно, 12% студентов ответили отрицательно, 10% - воздержались от ответа (не помнят). Анализируя все ответы на данный вопрос в отношении указания конкретных сложностей, большинство студенческой аудитории ответили следующими замечаниями: «не получалось», «не нравился предмет обучения письму», «не нравился учитель», «никак не получалось писать красиво» и др.

Практически все студенты, как очной формы обучения, так и заочной ответили, что критерием красивого почерка являются ровные буквы (65%), 35% затруднились с ответов, предложив определение через само понятие: «Красивый почерк - это красивый».

У большинства студентов напряжение кисти руки возникает по истечении 20-25 минут непрерывного письма. Только 47% студентов считают возможным исправить недостатки собственного почерка, в то время как остальная часть (53%) скептически относится к данному и факту и считает, что почерк «ставится» в течение всего процесса обучения в школе и остается в дальнейшем неизменным.

Ответы самих студентов, равно как и анализ их продуктов деятельности (знакомство с их практическими работами) показал, что красивым свой почерк считают только 24% опрошенных, а остальная подавляющая часть студентов (66%) крайне недовольны качеством своего письма.

Практически все студенты были единогласны в своих ответах на вопрос: «Что по вашему мнению является причинами ухудшения почерка?». 87% заявили, что основополагающим фактором причины ухудшения почерка является быстрое письмо, которое не дает возможности уделить внимание красоте и качеству написания букв, слов и предложений.

На вопрос: «Должен ли на ваш взгляд учитель владеть каллиграфическим письмом?» 100% студентов ответили положительно. И в то же время большинство студентов на вопросы 8-9 затруднились ответить однозначно. Такое качество ответов по данным вопросам можно связать с провождением анкетирования в начале изучения дисциплины «Каллиграфия», когда основные методические аспекты еще не были проанализированы и не изучены в той степени, чтобы компетентно отвечать на данные вопросы. Однако исследователей интересовала сама установка студентов на процесс обучения каллиграфическому письму, которая в дальнейшем могла повлиять на весь ход успешного овладения учебной дисциплиной.

В таблице 1 показаны результаты диагностики личного мнения студентов очной и заочной форм обучения на предмет возможности формирования красивого почерка у человека. Так, на вопрос 10 («Красивый почерк, на ваш взгляд, - это врожденная способность человека или приобретенный навык в процессе целенаправленного грамотного обучения?») 74% студентов очной формы обучения и 53% заочной формы ответили положительно. В этом отношении студенты заочной формы, учитывая свой профессиональный статус, отводят ведущую роль в формировании каллиграфического письма целенаправленному грамотному обучению.

В отношении вопроса 11 («Можно ли научить писать красиво школьника с ограниченными возможностями здоровья?») количество положительных ответов между студентами очной и заочной форм обучения не сильно рознились: 68% - очная форма и 72% - заочная.

Таблица 1

Диагностика возможностей формирования красивого почерка у студентов специальности Специальное (дефектологическое) образование

Группы студентов Красивый почерк - врожденная способность или приобретенный навык в процессе целенаправленного обучения? (%) Можно ли научить писать красиво школьника с ограниченными возможностями здоровья? (%)

Да Нет Да Нет

Студенты очной формы обучения 74 26 68 32

Студенты 53 47 72 28

заочной

формы обучения

В отличие от младших школьников, для которых письменность представляет собой новую знаковую систему, студенты уже в совершенстве овладели навыком письма. И ключевым в работе со студенческой аудиторией являлся вопрос коррекции собственного почерка в сторону каллиграфического письма. Известно, что для его формирования требуется хорошо отрегулированный графический навык.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

1. Штриховка фигур, обведение трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения придерживаться строки, правильно располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, сравнивать длину линий.

2. Письмо элементов букв.

3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.

4. Письмо соединений букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв.

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке медленных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы.

Погрешности в письме у студентов обуславливались рядом причин:

- нарушение элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке);

- перенапряжение руки;

- несовершенство регуляции движений.

Процесс письма — синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. От обучающегося требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения, тонко координировать их [1].

При обучении каллиграфии усилия преподавателя направляются на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений. Именно такой подход позволяет контролировать руку при письме и дает возможность корригировать погрешности почерка во взрослом возрасте.

Развитию точности движений способствуют следующие упражнения, проводимые в тетрадях:

- орнаментальное рисование;

- рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.

Искажение букв может быть связано с несогласованностью действий двигательного и зрительного анализаторов. Для того, чтобы слить эти действия в единый процесс, полезно до написания каждой отдельной буквы проводить ее «обследование» (обведение). В данном случае рука будет помогать проверять и уточнять траекторию движения глаза, корректировать восприятие глаза, точнее видеть признаки буквы.

При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и специальные упражнения. Важнейшим из них является штриховка [3]. В таблице 2 приведены некоторые ее виды. При выполнении штриховки обучающийся не должен чувствовать усталости. Все усилия сосредотачиваются на отработке гигиенических правил письма.

Таблица 2

Виды штриховок прямыми линиями

Названия штриховки

Изображение штриховки

Вертикальная штриховка сверху вниз длинными штрихами

Вертикальная штриховка снизу вверх длинными штрихами

Вертикальная штриховка сверху вниз короткими штрихами

Вертикальная штриховка снизу вверх короткими штрихами

Горизонтальная штриховка слева направо длинными штрихами

1

2

3

4

5

6 Наклонная штриховка сверху вниз слева направо длинными параллельными отрезками ÉD

7 Наклонная штриховка снизу вверх слева направо длинными параллельными отрезками 0

8 Полуовальная штриховка сверху вниз ©

9 Центрическая штриховка по часовой стрелке справа налево (Ц

Выводы. Умение писать и писать красиво — это целое искусство, которое должным образом влияет на развитие головного мозга, дифференцировку его специализированных центров.

Владение навыком каллиграфического письма - важная составляющая профессиональных компетенций современного педагога. Обращение к проблеме каллиграфии у студенческой аудитории сегодня является хорошей пропедевтикой в становлении их как будущих учителей-дефектологов завтра.

Литература:

1. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 330 с.

2. Руссков С.П. Учимся писать красиво / С.П. Руссков. - Чебоксары: Чувашский педуниверситет имени И.Я. Яковлева, 2005. - 175 с.

3. Сухонина Н.С. Каллиграфия. Иллюстрированный курс: учебное наглядное пособие / Н.С. Сухонина. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2020.- 176 с.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Тахохов Борис Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. В проведенном исследовании установлено, что компетентностный подход, активно разрабатываемый в европейско-американском и отечественном образовании, обусловливает обращение к компетенциям, важным для учащихся разных уровней обучения. С этой точки зрения весьма актуально исследование универсальных компетенций, необходимых для выпускников начальной школы, именно: какими компетенциями, умениями и навыками должен владеть каждый ученик, проучившийся четыре года в общеобразовательной школе. Перманентное усложнение условий жизнедеятельности человека и как следствие - расширение программ школьного образования, техническое и технологическое развитие производственной и социальной жизни ведут к необходимости более ранней технологической и психологической социализации личности обучающегося. В связи с этим необходимо осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся на высоком уровне и добиваться всем содержанием и методами обучения развития у обучающихся в начальных классах таких компетенций, которые важны «здесь и сейчас», именно в сегодняшней аудитории, но в то же время носят универсальный всеобщий характер. С точки зрения автора, данные компетенции являются основой для дальнейшего развития личности, и усложнение их содержания от класса к классу составит в конечном итоге основу для последующей профессиональной компетентности специалиста и члена гражданского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: универсальные компетенции, компетентностный подход, учащиеся, личностное развитие, информация, коммуникация.

Annotation. The study found that the competence approach, which is actively developed in European-American and domestic education, determines the appeal to competencies that are important for students of different levels of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.