Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ С ОВЗ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / ГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ОВЗ / ПОЧЕРК / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / CALLIGRAPHIC WRITING / GRAPHIC SKILL / JUNIOR STUDENTS WITH HIA / HANDWRITING / DEFECTOLOGIST TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

Данная статья раскрывает проблему формирования каллиграфического письма у младших школьных с ОВЗ. Автор подчеркивает актуальность красивого и аккуратного почерка в современной школе и указывает на основные направления работы. Перечисляются основные трудности в овладении каллиграфическим письмом у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: слабовидящие младшие школьники, умственно отсталые первоклассники. Перечислены основные задачи, которые учитель-дефектолог должен ставить на уроке с целью предупреждения и своевременной коррекции данных трудностей в овладении каллиграфическим письмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING CALLIGRAPHIC WRITING IN ELEMENTARY SCHOOLS WITH HOVS

This article reveals the problem of formation of calligraphic writing skills in primary school children with disabilities. The author emphasizes the relevance of beautiful and accurate handwriting in modern schools and points out the main areas of work. The article lists the main difficulties in mastering the calligraphic writing skills of primary school children with disabilities: visually impaired primary school children, mentally retarded first-graders. The main tasks that the teacher-defectologist should set in the classroom in order to prevent and correct these difficulties in a timely manner are listed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ С ОВЗ»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ

С ОВЗ

Аннотация. Данная статья раскрывает проблему формирования каллиграфического письма у младших школьных с ОВЗ. Автор подчеркивает актуальность красивого и аккуратного почерка в современной школе и указывает на основные направления работы. Перечисляются основные трудности в овладении каллиграфическим письмом у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья: слабовидящие младшие школьники, умственно отсталые первоклассники. Перечислены основные задачи, которые учитель-дефектолог должен ставить на уроке с целью предупреждения и своевременной коррекции данных трудностей в овладении каллиграфическим письмом.

Ключевые слова: каллиграфическое письмо, графический навык, младшие школьники с ОВЗ, почерк, учитель-дефектолог.

Annotation. This article reveals the problem of formation of calligraphic writing skills in primary school children with disabilities. The author emphasizes the relevance of beautiful and accurate handwriting in modern schools and points out the main areas of work. The article lists the main difficulties in mastering the calligraphic writing skills of primary school children with disabilities: visually impaired primary school children, mentally retarded first-graders. The main tasks that the teacher-defectologist should set in the classroom in order to prevent and correct these difficulties in a timely manner are listed.

Keywords: calligraphic writing, graphic skill, junior students with HIA, handwriting, defectologist teacher.

Введение. Проблема красивого и аккуратного почерка стала достаточно актуальной в современной школе. Этот вопрос волнует многих современных учителей, так как красивое письмо — это еще и грамотное письмо.

Современное отношение к процессу письма довольно неоднозначно. Многие настаивают на том, что в век современных информационных технологий следует упростить этот навык в силу большой распространенности печати и самостоятельного владения набором текста любого формата практически с младшего школьного возраста.

Одной из причин такой ситуации является внедрение в область образования компьютерных технологий, а с недавнего времени и системы дистанционной формы обучения. Все вышеперечисленное не способствует формированию каллиграфического письма у младших школьников. Клавиатура заменила детям ручку и карандаш. Современные первоклассники с быстротой и легкостью овладевают клавиатурой современных девайсов, в то время как письмо в тетради представляет для них большую сложность.

Причина, безусловно, кроется не только в компьютере и современных гаджетах: ограниченность во времени, которое может уделить учитель индивидуальной работе, непонимание особой значимости данной проблемы учителями и родителями, отсутствие внимания к закреплению полученных навыков не приводит к качественному формированию каллиграфического письма у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко и с первого раза.

Каллиграфическое письмо - это умение писать ровным и четким почерком с учетом правильного наклона и соблюдением соразмерности бук по отношению друг к другу [9]. В его основе лежат графо-моторные навыки, которые являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Именно они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом [6]. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

К элементарным навыкам письма относят развитие мелкой моторики пальцев рук, координации и точности движения руки.

Проблема формирования каллиграфического навыка письма рассмотрена в работах Н.Г. Агарковой [1], Т.В. Ахутина [2], С.П. Русскова [8] и др.

Обучение письму по методике В.А. Илюхиной [5] предлагает проговаривание вслух каждого элемента буквы. Система Д.Б. Эльконина [3] включает тактирование письма, его ритмизацию, которая состоит из трех этапов: обводки с помощью счета букв через прозрачную кальку; обвода под счет слов с одинаковой ритмической структурой (мак, рак); обводки с помощью счета предложений и микротекстов.

Овладению каллиграфическим письмом разными нозологическими группами первоклассников должна предшествовать грамотно поставленная пропедевтическая работа со стороны учителя-дефектолога. К основным направлениям данной деятельности относится:

- правильная посадка при письме, которая всегда корректируется с учетом индивидуальных физиологических особенностей каждого конкретного ребенка, а также учета его двигательного статуса;

- целенаправленное включение пальчиковых гимнастик, релаксационных пауз на протяжении всего урока письма (причем качество этих пауз может быть как седативного характера, так и активизирующим на продолжение работы), своевременная дыхательная гимнастика;

- постоянная смена форм деятельности учащихся с задействованием различных анализаторных систем.

Для формирования каллиграфического письма требуется также длительная пропедевтическая работа,

направленная на развитие мелкой мускулатуры пальцев и координации точности их движений. Движения пальцев и кисти к моменту поступления детей в школу еще недостаточно совершенны. Это связано в первую очередь с несформировавшейся до конца костной структурой пальцев кисти.

В связи с этим особое значение приобретают различные виды письменных работ на нелинованной бумаге, которые будут сложить эффективной пропедевтикой письму в линованной тетради. К ним следует отнести:

1. Рисование вертикальных линий разной длины:

- свободное рисование вертикальных линий.

- рисование вертикальных линий по заданию учителя.

- рисование комбинаций из вертикальных линий воспроизводимой по памяти.

2. Рисование вертикальных линий от начальной точки:

- без внимания к долине линий;

- линии одинаковой длины;

- длиннее или короче образца (по заданию педагога).

3. Рисование горизонтальных линий от начальной точки:

- разной длины;

- одинаковой длины;

- длиннее или короче образца.

4. Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам.

5. Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях.

6. Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки.

7. Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении от начальной точки.

8. Рисование прямых наклонных линий по двум точкам.

9. Дорисовывание предметов знакомыми линиями по совместному замыслу с учителем:

- по замыслу учителя с совместным анализом и копированием действий учителя, выполняемых у доски.

- по замыслу учителя с совместным анализом и самостоятельным выполнением в альбоме.

- по коллективному замыслу с совместным анализом и самостоятельным выполнением.

- по замыслу с индивидуальной помощью учителя.

10. Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти.

11. Использование разнообразных материалов: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры.

12. Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, объяснение понятий «рабочая строка», «поля».

13. Рисование бордюров из изученных линий и геометрических фигур.

14. Рисование изученных печатных букв (по заданию учителя, по образцу после выбора из ряда предложенных, по словесному описанию и др.), слогов и слов [4].

При формировании каллиграфического навыка письма обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают следующие наиболее распространенные ошибки:

1. Несоблюдение правильного наклона письма (рекомендованный наклон букв составляет угол в 65 Эта наиболее распространенная ошибка может привести в дальнейшем к отсутствию параллельности элементов букв в несформировавшемся почерке ребенка. Использование тетради с наклонной линией позволяет успешно корректировать этот недостаток письма.

2. Нарушение пропорций букв в слове, несоблюдение одинаковой высоты и ширины букв, что тоже является весьма распространенной ошибкой. Это приводит к отсутствию необходимой ровности всех букв и элементов в почерке школьника. Эффективной профилактической мерой является своевременная работа под копирку с готовыми образцами буквами, а также упражнения на развитие глазомера.

3. Пропуск или замена отдельных элементов букв, которые, как правило, связаны с нарушением внимания.

4. Несоблюдение строки (первоклассники могут писать в широкой строке вместо рабочей).

5. Наличие больших интервалов между элементами букв.

6. Несоответствие надстрочных и подстрочных элементов букв.

7. Несоблюдение полей на странице тетради.

8. Неаккуратность при оформлении записей в тетради.

Есть некоторые специфические трудности у детей разных нозологических групп. Так, формирование каллиграфического письма у детей с умственной отсталостью обусловлено интеллектуальными нарушениями: недоразвитием познавательной деятельности, слабостью обработки сенсорной информации, несовершенством межанализаторной интеграции, неразвитым чувством ритма. На уроках письма умственно отсталые первоклассники испытывают значительные трудности с моторикой пальцев рук, что влечет замедленный темп двигательных поз пальцев. Неточная координация движений -- одно из частых явлений на уроке письма в специальной (коррекционной) школе. Такие обучающиеся не всегда в состоянии правильно держать карандаш и ручку. Это значительно снижает скорость формирования каллиграфического письма по сравнению со школьниками с нормой интеллекта. Далеко не все умственно отсталые могут овладеть навыком написания отдельных букв.

Компенсация этих нарушений является необходимым условием успешного овладения каллиграфическим письмом у детей данной нозологии.

Для слабовидящих младших школьников наиболее характерны нарушения графических норм письма, а также неправильное расположение элементов букв по отношению друг к другу.

Среди характерных недостатков в расположении материала на странице отмечается незаконченное заполнение части страницы, чаще всего правой. Изображение прямых линий частично затруднено, наблюдается дрожание кисти, прямые линии получаются выгнутыми, овалы не всегда замкнутыми.

Подобные отклонения в письме характерны достаточно большому количеству слабовидящих учащихся по сравнению с их нормальновидящими сверстниками.

В первую очередь это объясняется ролью зрения в акте письма, особенно на этапе формирования. Наглядные представления графических норм письма слабовидящих младших школьников неопределенны и неустойчивы. Кроме того, трудности зрительного восприятия нередко ставят слабовидящего ребенка перед необходимостью выбора приемов и способов письма, не содействующих выработке правильных графических навыков. Правильно поставленный процесс обучения, в ходе которого формируются наглядные

представления графических норм письма и двигательных комплексов, позволяют сглаживать графические недостатки слабовидящих младших школьников.

Для предупреждения и своевременной коррекции данных трудностей учителю-дефектологу на уроке письма следует ставить следующие задачи:

1. Формировать координационные способности (развивать общую и мелкую моторики):

- развивать точность, равновесие, быстроту, силу и гибкость движений руки;

- преодолевать излишнее мышечное напряжение;

- развивать.

2. Развивать изобразительно-графические способности:

- вырабатывать и тренировать графо-моторные навыки;

- обучать навыкам графической символизации.

Анализ примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата на предмет планируемых результатов обучения письму показал, что все категории обучающиеся должны:

- усвоить гигиенические требования при письме;

- мелкая моторика пальцев и свобода движения руки должна находиться в пределах данной возрастной группы;

- уметь ориентироваться в пространстве листа в тетради и в пространстве классной доски;

- владеть начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв;

- уметь писать буквы, буквосочетаний, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

- уметь правильно соединять буквы;

- усвоить приемы и последовательности правильного списывания текста;

- уметь проверять написанное при помощи сличения с текстом -- образцом;

- уметь правильно оформлять написанные предложения (большая буква в начале предложения, точка в конце);

-владеть навыком письма большой буквы в именах людей и кличках животных;

- владеть навыком разборчивого, аккуратного письма с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Для слабовидящих обучающихся в примерных адаптированных основных общеобразовательных программах начального общего образования. добавлено владение навыком безнаклонного письма. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в программе дифференцированы следующие разделы:

- подготовка к усвоению первоначальных навыков письма;

- формирование элементарных навыков письма.

Направлениями качественной подготовки к усвоению первоначальных навыков письма умственно отсталых обучающихся служат:

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа;

- совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук;

- усвоение гигиенических правил письма;

- подготовка к усвоению навыков письма.

У слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к концу первого класса должны закрепиться умения пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики; развиться возможности нарушенного зрения в процессе работы системы «глаз-рука», улучшиться навыки ориентировки в микропространстве (в книге, в тетради) [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеперечисленного, учителю-дефектологу в процессе формирования каллиграфического письма важно ставить и решать на уроках обучения грамоте следующие задачи:

1. Формировать у учащихся первых классов правильную осанку при письме и научить контролировать ее самими школьниками;

2. Знакомить с правилами пользования письменными принадлежностями (шариковая ручка, карандаш, тетрадь);

3. Знакомить с начертаниями букв;

4. Обучать ориентировке на тетрадном листе;

5. Обучать письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона (исключение составляют слабовидящие учащиеся, которых обучают навыкам безнаклонного письма);

6. Обучать безотрывному ритмичному письму;

7. Развивать пространственную ориентировку и зрительное восприятие;

8. Развивать психомоторные навыки.

Выводы. Выработка каллиграфического письма у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья наряду с чтением и вычислительными навыками -- задача первостепенной важности. Обучение письму является сложным, осознаваемым в целом и в его элементах процессом и требует предварительной подготовки. От степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения младшего школьника с ОВЗ в учебной деятельности, но и его психофизическое развитие.

Литература:

1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к «Азбуке» О.В. Джежелей / Н.Г. Агаркова. — М.: Дрофа, 2002. — 96 с.

2. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. — М.: МПСИ, 2001. — С. 7-20.

3. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б. Эльконина / М.М. Безруких. -М.: Просвещение, 2002. -- 328 с.

4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.: под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Владос, 2007. — 239 с.

5. Илюхина, В.А. Письмо с секретом / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 2001. — № 13. — С. 12-14

6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 330 с.

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) https://fgosreestr.ru/registry/primemaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaшya-obuchayushЫxsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya/ (дата обращения: 25.08.2020)

8. Руссков С.П. Учимся писать красиво / С.П. Руссков. - Чебоксары: Чувашский педуниверситет имени И.Я. Яковлева, 2005. - 175 с.

9. Сухонина Н.С. Каллиграфия. Иллюстрированный курс: учебное наглядное пособие / Н.С. Сухонина. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2020. - 176 с.

Педагогика

УДК 372

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тавберидзе Дарья Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва); кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Карцева Елена Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ У БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ

ДРАМАТИЗАЦИИ

Аннотация. Умение говорения является важным компонентом иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка. В статье представлена методика формирования умения говорения у будущих преподавателей английского языка с помощью системы упражнений на основе средств драматизации. Установлены методические принципы создания данной системы упражнений, определены этапы формирования умения говорения, выделены типы и виды упражнений для формирования умения говорения средствами драматизации и обосновано их распределение по этапам обучения, выполняемых поэтапно в процессе формирования умения говорения у будущих преподавателей английского языка.

Ключевые слова: умение говорения, методические принципы, средства драматизации, система упражнений.

Annotation. Speaking is an important component of the foreign language communicative competence of future English teachers. The article presents a methodology for the formation of speaking skills in future English teachers using a system of exercises based on dramatization means. The methodological principles of creating this system of exercises are established, the stages of the formation of speaking skills are determined, the types and types of exercises for the formation of speaking skills by means of dramatization are identified, and their distribution by stages of training is substantiated, performed in stages in the process of forming speaking skills in future teachers of English.

Keywords: speaking ability, methodological principles, means of dramatization, system of exercises.

Введение. В настоящее время методика формирования и развития умения говорения (УГ) на начальном этапе языкового вуза требует совершенствования, а следовательно остается актуальной. Об этом свидетельствуют новейшие методические исследования, направленные на решение проблемы обучения иноязычному говорению.

В частности, Д.Б. Ковалева создала и экспериментально проверила методику обучения англоязычной дискуссии студентов неязыкового вуза [1], Л.В. Гайдукова разработала методику формирования речевых навыков и обучения говорению на иностранном языке [2], О.В. Мясникова и Т.В. Скубневская исследовали возможности использования средств дрампедагогики для обучения студентов неязыковых вузов [3].

Однако проблема построения системы упражнений для формирования УГ у будущих учителей английского языка (АЯ) средствами драматизации, насколько нам известно, осталась без внимания исследователей.

Целью статьи является обоснование методики формирования умения говорения у будущих учителей АЯ средствами драматизации на начальном этапе обучения и создание соответствующей системы упражнений.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:

1) рассмотреть методические принципы построения системы упражнений для формирования УГ средствами драматизации,

2) выделить этапы формирования УГ,

3) разработать критерии для определения типов упражнений,

4) построить систему упражнений на основе выделенных критериев.

Изложение основного материала статьи. Под понятием «драматизация» мы понимаем совокупность приемов взаимодействия преподавателя и студентов в драматических и ролевых играх, импровизациях, симуляциях и театральных проектах, направленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Система упражнений для формирования УГ средствами драматизации является отдельной, поскольку создается для усвоения одного вида речевой деятельности - говорения. Она должна учитывать дидактические и методические принципы организации процесса обучения говорению, этапы формирования и развития умений диалогической речи (ДР) и монологической речи (МР), а также особенности применения драматизации как средства обучения говорению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.