Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ЗНАЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1185
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ПИСЬМА / WRITING SKILLS / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / SPELLING / ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / FORMATION OF CALLIGRAPHIC SKILLS / LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савкина Н.Г., Шамотонова Н.А., Ермолаева Т.В., Инкина О.В.

Данная статья посвящена рассмотрению одного из аспектов наиболее важной проблемы современного образования (значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов). Рассматриваются причины стойких ошибок при формировании грамотного письма у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ЗНАЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1 2 2 2 Савкина Н.Г. , Шамотонова Н.А. , Ермолаева Т.В. , Инкина О.В.

1Доцент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования;

2Студент, педагогический факультет.

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению одного из аспектов наиболее важной проблемы современного образования (значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов). Рассматриваются причины стойких ошибок при формировании грамотного письма у младших школьников.

Ключевые слова: навыки письма, орфографическая грамотность, формирования каллиграфических навыков.

Keywords: writing skills, spelling, literacy, formation of calligraphie skills.

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе.

Цели и задачи связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, синтаксических и грамматических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

«Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания» - так определил данное понятие М.Р.Львов.

Само понятие письма делится на три составляющие: 1) Алфавит и каллиграфия; 2) Графика; 3) Орфография.

Сама основа правописания закладываются в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обуславливающий возраст, особенности детей и уровни владения знаниями.

По трем направлениям ведется обучение правописанию: 1) Соотнесение фонемы и буквы на основе развития фонематического слуха. 2) Запоминание буквенного и морфемного состава слов, активизация словаря учащихся. 3) Решение грамматико- орфографических задач, через которые осуществляется связь всех сторон языка: фонетики, лексики, графики, словообразования, грамматики, семантики.

Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем задачи, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе: 1) Формирование мотивации орфографической работы у учащихся; 2) Формирование орфографических умений по ступеням; 3) Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»; 4) Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме; 5) Формирование осознанности письма; 6) Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме; 7) Формирование каллиграфических навыков.

Связь каллиграфии и грамотности письма очевидна и весьма значима, в особенности на первоначальном этапе обучения младших школьников. В первую очередь, прежде чем

думать, как написать букву и как рационально её соединить с другими буквами, младший школьник для сначала должен решить, какую именно букву стоит ему выбрать. Если будет меньше затрачено времени на решение орфографической задачи, то больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, их правильности соединения, ритмичности и связности письма. И напротив: если больше автоматизирован навык письма, то легче и быстрее формируются орфографические умения.

Определено то, что степень формирования каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: 1) При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы; 2) Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Ошибки типа замен искажения букв чаще всего являются следствием их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв. 3) Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика.

Развитие письменной речи связано с работой коры головного мозга:

- за слуховой анализ процесса письма отвечают височные области левого полушария

- речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями управляют заднецентральные области левого полушария;

- зрительную организацию процесса письма осуществляет затылочно-теменная область;

- соблюдение чередования и последовательности букв осуществляется за счет премоторной области коры

- за сохранность замысла при письме отвечают левые лобные доли.

К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.

Необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья) двигательные умения и навыки развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании.

С позиций методического подхода Михаил Ростиславович Львов предлагает следующую классификацию ошибок письма и, следовательно, их причин: алфавитно-графические ошибки: искажение букв, иначе говоря, неполное написание или прибавление к букве элементов. Причиной ошибок является неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв. К каллиграфическим ошибкам относятся: неумение придерживаться строки; несоблюдение размера и наклона букв; вопреки образцам устойчиво неправильные соединения букв; «дрожащее письмо»; крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, размашистое, угловатое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

Данные ошибки являются индивидуальными для каждого учащегося и поддаются исправлению на дополнительных занятиях.

Графическими ошибками считаются такие, как пропуск букв по причине невнимательности или, следовательно, из-за дефектов произношения. Например: Акула -аула; шарф - шар; так как ребёнок при письме ориентируется на согласные, то возможны пропуски гласных. Например: Коньки - кньки; по причине неразличения парных звонких и глухих согласных может произойти замена букв. Например: Жучка - Шучка; По причине диалектного произношения, например: взяла - узяла; полные искажения слов, причиной которых является оптическое или кинетическое сходство букв.

В основном причины стойких ошибок заключаются в нарушениях органического характера: органические нарушения устной речи; трудности установления асимметрии полушарий головного мозга; задержка в осознании схемы тела; нарушения восприятия, анализа и воспроизведения временной и пространственной последовательности; аффективные расстройства.

Литература

1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой - С-Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, - 2004.

2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001.

3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М.: Просвещение, 1983.

4. Савкина Н.Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тюмень, 2005, 110 с.

5. Савкина Н.Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи. Международный научно-иследовательский журнал. 2013. № 1-2(8). С. 40-43.

6. Савкина Н.Г. Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учетом разной функциональной асимметрии полушарий. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. Ишим, 2010, 96с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.