4. Solganik I. Ya. Sintaksicheskaya stilistika [Syntactical stylistics]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1991, 182 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Абдурахманова Азра Гитиномагоме-довна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе (ТМОРЯиЛ), филологический факультет, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала; e-mail: azra.a-nova @mail.ru
Буржунова Марина Гаруновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры ТМОРЯиЛ, филологический факультет, ДГПУ, Махачкала; e-mail: [email protected]
Мадиева Заира Зайнутдиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры ТМОРЯиЛ, филологический факультет, ДГПУ, Махачкала; e-mail: zaira. [email protected]
Принята в печать 26.09.2016 г.
5. Figurovsky I. A. Sintaksis tselogo teksta i uchenicheskie pis'mennye raboty [Syntax of complete sentence and pupils' written works]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1961, 171 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Azra G. Abdurakhmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Teaching Russian Language and Literature (TMTRLL), faculty of Philology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala; e-mail: [email protected]
Marina G. Burzhunova, Ph. D. (Phylolo-gy), assistant professor, the chair of TMTRLL, faculty of Philology, DSPU, Makhachkala; email: marina.garunovna @mail.ru
Zaira Z. Madieva, Ph. D. (Phylology), assistant professor, the chair of TMTRLL, faculty of Philology, DSPU, Makhachkala; e-mail: [email protected]
Received 26.09.2016.
Теория и методика обучения / Theory and Methods of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 811.161.1(07) / UDC 811.161.1(07)
Формирование орфоэпических и орфографических умений и навыков у авароязычных учащихся 1 класса с использованием информационных технологий
©2016 Магомедова З. Р., Расулова З. М.
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 39»,
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме. Цель. Рассмотреть особенности формирования грамотного произношения и письма у первоклассников, разработать системы формирования орфоэпических и орфографических умений и навыков с использованием информационных технологий. Методы. Анализ причин трудностей в произношении и правописании авароязычных учащихся. Результаты. Предложены экспериментально проверенные упражнения, даны методические рекомендации по формированию навыков правильного произношения и грамотного письма. Выводы. Предлагаемые методы и приёмы по преодолению ошибок в произношении и правописании могут быть использованы при обучении авароязычных первоклассников нормам орфоэпии и орфографии русского языка.
Ключевые слова: звукобуквенный анализ, фонетические упражнения, тренировочные упражнения, комплексные упражнения, орфографические навыки, таблицы, слайды, карточки, картинки, аудиозаписи.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
Формат цитирования: Магомедова З. Р, Расулова З. М. Формирование орфоэпических и орфографических умений и навыков у авароязычных учащихся 1 класса с использованием информационных технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 137-142.
Pronouncing and Spelling Skills Formation of Avar-Language First-Grade Pupils with the Use of Information Technologies
©2016 Zagrat R. Magomedova1, Zarema M. Rasulova2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Municipal Budget Educational Institution «Lyceum № 39», Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Abstract. Aim. The aim of this article is to examine the peculiarities of first-grade pupils' orthography and pronunciation formation, and to establish the system of pronouncing and spelling skills formation with the use of information technologies. Methods. Analysis of difficulties cause in pronunciation and spelling of avar-language pupils. Results. The author suggests experimentally proven exercises, gives the methodological recommendations of right pronunciation and orthography. Conclusions. It is possible to use these methods and techniques of mistakes overcoming in pronunciation and orthography during teaching the norms of orthoepy and orthography of the Russian language to the avar-language first-grade pupils.
Keywords: letter-sound analysis, phonetic exercises, training exercises, complex exercises, spelling skills, tables, slides, cards, pictures, audio recordings.
For citation: Magomedova Z. R., Rasulova Z. M. Pronouncing and Spelling Skills Formation of Avar-Language First-Grade Pupils with the Use of Information Technologies. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Pedagogical and Psychological Sciences. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 137-142. (In Russian)
Введение
Формировать орфоэпические и орфографические умения и навыки у учащихся младших классов можно в том случае, если дети сознательно и прочно усвоят учебный материал. А это достигается при правильной организации работы с детьми, когда разумно сочетаются устные и письменные упражнения, регулярно проводится текущее повторение. Следует отметить, что учителя начальных классов добиваются прочного усвоения программного материала по русскому языку. Однако и орфоэпическая и орфографическая грамотность учащихся не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Причин тому много. Главная, на наш взгляд, - отсутствие системы в формировании и развитии как орфоэпических, так и орфографических навыков, в искоренении ошибок не только в правописании, но и в недостаточном формировании и развитии навыков произношения. Подробнее об этом говорится в работах
А. Ф. Бойцовой [1], З. Р. Магомедовой [24].
Большинство ошибок, допускаемых авароязычными учащимися начальных классов в устной речи и письменных работах по русскому языку, вызвано неумением правильно произносить звуки и звукосочетания русского языка: в сельских школах Дагестана учатся дети, не посещавшие детские сады (к сожалению, в отдалённых аулах нет дошкольных учреждений), не проходившие обучение в подготовительных группах и не имеющие даже элементарных навыков русской речи.
Цель и методы исследования
Учитывая все это, необходимо тщательно готовиться к каждому уроку, при этом стараться использовать разнообразные методы, приёмы, виды и формы работы. Необходимо обратить особое внимание на правильное произношение учащимися русских звуков и звукосочетаний, усвоение значения и написания слов. Такая комплексная работа должна проводиться,
начиная с 1 класса. Вот уже 7-ой год в 5-ти экспериментальных классах (Кахибской Средней общеобразовательной школе (СОШ) Шамильского района, Унцукуль-ской СОШ № 1 и № 2 Унцукульского района, Нечаевской СОШ № 1 и № 2 Кизилюр-товского района) по нашим разработкам работают учителя начальных классов. Следует отметить, что результаты эксперимента положительные.
Вначале ведётся работа над словами, произношение и написание которых совпадают. Например, ещё в период предварительного устного курса дети учатся выделять и воспроизводить русские звуки в словах, произношение которых не представляет трудности: парта, дом, мама. В букварный период сначала учим детей проведению звукового анализа этих слов, а затем обозначению этих звуков соответствующими буквами на письме, используя разрезную азбуку. Одновременно с усвоением звукового состава слова дети запоминают его буквенный образ. Завершающим этапом работы по изучению каждого звука является письмо. Здесь необходимо умело использовать опыт детей по проведению звукового анализа и синтеза, приобретённый на уроках родной грамоты.
Особые трудности вызывают при письме слова, произношение которых не совпадает с написанием. В данном случае сначала необходимо добиться орфоэпического произношения, а затем читать по слогам. Целесообразно с первых же дней обучения письму обращать внимание детей на различия между произношением и написанием. При этом необходимо помнить, что не допускается практиковать орфографическое чтение, чтобы предостеречь детей от неправильного произношения, так как у них ещё не сформировались навыки русской орфоэпии, а неправильное произношение даже в первый раз может закрепиться в памяти учеников, а затем переучивать, как утверждает методика, будет намного сложнее.
Одним из условий, способствующих формированию и развитию как орфоэпических, так и орфографических умений и навыков, является выявление видов ошибок, которые допускают авароязычные учащиеся в произношении и правописании. Диагностирование характера ошибок помогло в определении видов упражнений
по привитию навыков правильного произношения и правописания.
Исследование данной проблемы показало, что эффективными видами работ по привитию навыков правильного произношения и написания слов являются фонетические упражнения, которые, как известно, формируют у учащихся навыки деления слов на слоги и звуки. Приведём отрывок урока, проведенного в первых экспериментальных классах по усвоению слов со звуком [щ] (с. 92) по «Русской азбуке» Г. И. Магомедова и М. И. Шурпаевой (по ним работают в экспериментальном порядке и школы, где мы проводим свои исследования).
На первом этапе объясняется значение новых слов: искать, ищи, плащ, щенок.
Показываем учащимся картинки (демонстрируется рисунок щенка - слайд 1). Учитель спрашивает:
- Кто это?
- Это щенок.
- Что делает щенок?
- Щенок сидит.
- Скажите, сколько слов в этом предложении?
- Два слова.
- Назовите первое слово в предложении.
- Щенок.
- Назовите второе слово в предложении.
- Сидит.
Назовите в слове щенок первый звук.
- Первый звук [щ].
Произношение звука [щ] отрабатывается в составе слогов ща, щу, ще, щи, а затем слов: пища, роща, ищу, плащи, ещё. Учащиеся тренируются в произношении слогов и слов индивидуально и хором. Затем предлагается ученикам найти букву, которая обозначает звук [щ]. По просьбе учителя один из учащихся находит букву щ в разрезной азбуке. После этого в процессе чтения по учебнику слов и текста «Щенок» проводится работа над произношением звука [щ]. При чтении необходимо следить за правильным произношением. После этого работаем над слоговым и звукобук-венным анализом слов щенок, ящик, овощи.
Особое внимание обращается на разницу в произношении щ и ш, отрабатывается произношение звуков [щ] и [ш] в словах щенок - шерсть, ящик - пиши.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 4. 2016
Далее (на экране демонстрируется слайд 2) проводится работа над схемами и тренировкой детей в правильном произ-
ношении и письме слов со звуками и буквами ш, щ, составлением предложений с некоторыми словами.
груша шуба шерсть шить
Затем проводятся орфографические упражнения - запись слов, в которых ш и щ пропущены в начале, в середине и в конце.
На экране демонстрируется слайд 3 с рисунками. Учащиеся называют изображённые предметы:
С каждым из названных слов составляются предложения.
Подобным образом проводятся упражнения и при изучении других букв. Например, работа над звуком и буквой ы. (Звук [ы] отсутствует в аварском языке. Поэтому учащиеся вместо звука [ы] произносят звук [и]). На урок приносим заранее подготовленные картинки, рисунки, разрезную азбуку, таблички с новыми словами, слайды.
Показывая детям картинки, спрашиваем, кто знает, как называются эти предметы по-русски: (мыло, сыр, цыплёнок). Отрабатывается правильное произношение звука [ы]; выделяем его из слов и определяем место звука [ы] в словах. Проводятся тренировочные упражнения для формирования навыков правильного произношения звука [ы]. (На экране демонстрируется слайд 4). Измените данные слова так, что-
роща щука щека щи.
бы получилось много предметов. Запишите, подчеркните в образованных словах слоги на конце.
стол - столы роза - розы
год - коза -
ответ - корова -
А теперь скажем правильно слова мы, мыло, розы, козы, коровы (индивидуальная и хоровая отработка произношения этих слов).
Работа над произношением звука [ы] продолжается и в процессе чтения текста на стр. 35 «Русской азбуки». Сначала читает текст учительница, потом читают его учащиеся. При этом особое внимание обращается на произношение отдельных слов. Повышенное внимание следует уделить слабым ученикам и тем, у кого произношение звука [ы] не отвечает нормам литературного произношения. Тренируемся в произношении слогов мы, ны, ты, ры; далее сопоставляется ы и и: ми - мы, ни - ны, ти - ты, ри - ры, ви - вы, си - сы, ди - ды.
В связи с отсутствием звука [ы] в родном языке дети допускают ошибки не только в произношении, но и при письме. А для преодоления трудности в формировании умений правильного произношения и письма проводятся комплексные упражнения, суть которых заключается в том, что фонетические упражнения сочетаются с орфографическими; устное составление предложений со словами с только что усвоенной орфограммой с их письмом. Здесь имеет место не только тренировка, но и проверка знаний учащихся.
Таким образом, сначала на материале знакомой лексики тренируем детей в правильном произношении слов с особым акцентом на звук [ы] типа: дым, мыло, сыр, рыба. Потом - сопоставляем: дыня - Дина, мыло - мило, а затем пишем и т. д. Упражнения подбираются вызывающие интерес у детей, активизирующие познавательно-мыслительную деятельность и знания об окружающей действительности, включающие элементы игры и соревнования.
Следует отметить, что отгадывание и заучивание загадок развивает внимание, память, наблюдательность, речь первоклассника. Поэтому следующий этап урока - работа над загадками.
1. Включается аудиозапись с чтением загадок. По просьбе учителя дети называют из прослушанных загадок слова, в которых имеется звук [ы]. 2-3 ученика повторяют слова со звуком [ы]. Тренируются в правильном произношении слов со звуком [ы] и составлении предложений со словами, в которых имеется данный звук.
2. Списывание загадок со вставкой пропущенных букв или слов:
1. Ходят весь век, а не человек (На экране демонстрируется рисунок часов).
2. Зимой бел.. .й,
Летом сер...й. (На экране появляется рисунок зайца).
3. Каждой тут в лесу талант
И певец, и муз.. .кант.
4. Руки м.. .ть пошла Людмила,
Ей понадобилось ... (На экране - мыло)
3. Заучивание загадок.
Для закрепления темы на экране демонстрируется цветная картинка «Цвет».
При выполнении устных упражнений обращается внимание не только на произ-
ношение, но и на смысл слов, на сознательное их усвоение и правильное написание. Этим и устанавливается связь между устной и письменной речью. Перед объяснением нового материала используются таблицы для знакомства учащихся с трудными словами и их правописанием. Такие таблицы снабжаются картинками для зрительного восприятия значения слов. Таблица висит в классе в течение недели, затем её сменяет другая. Систематическое использование таблиц способствует развитию орфографической зоркости.
Слова из таблиц и слайдов включаются в упражнения на карточках, которые время от времени даются учащимися как самостоятельные задания. Такие задания позволяют проверить прочность усвоения учениками изученного учебного материала и определить умеют ли учащиеся практически применить полученные знания.
Например, после работы на нескольких уроках над словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, предлагаются карточки, в которых надо вставить слова мой, моя, моё, мои, дописать окончания в прилагательных мужского, женского, среднего рода и во множественном числе и записать полученные сочетания.
Карточка
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Формированию навыков грамотного письма способствует также списывание. Для списывания подбираются небольшие тексты, в которых есть слова и изученные орфограммы и учащиеся чаще всего допускают ошибки.
Заключение
Приведённые задания в сочетании с упражнениями на произношение позволяют формировать у младших школьников прочные произносительно-орфографические и речевые навыки. Результаты апробации
нашей работы по формированию навыков правильного произношения и правописания с использованием ИК показали, что уровень их сформированности у учащихся экспериментальных классов на 17-20 % выше, чем у учащихся контрольных классов. Предлагаемые виды упражнений по преодолению ошибок учащихся получили одобрение у учителей - практиков и могут быть использованы при обучении аваро-язычных учащихся нормам орфоэпии и орфографии русского языка.
Литература
1. Бойцова А. Ф. Обучение русскому произношению в нерусской школе. М. : Просвещение, 1960. 210 с.
2. Магомедова З. Р. Трудности в обучении орфоэпии в условиях двуязычия и пути их преодоления с помощью аудиовизуальных средств
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 2. С. 98-104.
3. Магомедова З. Р. Формирование навыков нормативного произношения слов со стечением согласных с использованием аудиовизуальных средств // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 37-39.
1. Boytsova A. F. Obuchenie russkomu pro-iznosheniyu v nerusskoy shkole [Teaching Russian pronunciation in the non-Russian school]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1960. 210 p.
2. Magomedova Z. R. Difficulties in teaching the orthoepy in the conditions of bilingualism and ways to overcome them with the help of audiovisual means of education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 2. P. 98-104.
3. Magomedova Z. R. Standard pronunciation skills formation of words with the concurrence of
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магомедова Заграт Расуловна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования (ТО-иТНЯО), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), заслуженный учитель Республики Дагестан, Махачкала, Россия; e-mail: hajiyav@gmail. com
Расулова Зарема Магомедсайпулаевна,
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 39», Махачкала, Россия, email: [email protected]
Принята в печать 24.09.2016 г.
4. Магомедова З. Р., Расулова З. М. Трудности обучения предлогам учащихся начальных классов и пути их преодоления с помощью аудиовизуальных средств // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 94-99.
consonants with the use of audiovisual means of education. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2014. No. 1. P. 3739.
4. Magomedova Z. R., Rasulova Z. M. Difficulties in teaching primary schoolchildren to prepositions and ways to overcome them with the help of audiovisual means of education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2015. No. 2. P. 94-99.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Zagrat R. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Theoretical Basics and Technologies of Primary Language Education (TBTPLE), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Honored teacher of the Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Zarema M. Rasulova, primary school teacher, Municipal Budget Educational Institution "Lyceum № 39", Makhachkala, Russia, email: [email protected]
Received 24.09.2016.
References