Научная статья на тему 'Формирование навыков грамотного письма младших школьников с использованием ИКТ'

Формирование навыков грамотного письма младших школьников с использованием ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1686
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЛАЙДЫ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВОПИСАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулова Зарема Магомедсайпулаевна

Для формирования орфографических навыков у младших школьников предложены экспериментально проверенные методы, приемы и виды упражнений с использованием информационно-коммуникационных технологий: звукозаписи, интерактивная доска, орфографические таблицы, озвученные и неозвученные слайды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расулова Зарема Магомедсайпулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков грамотного письма младших школьников с использованием ИКТ»

106

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

ся советы, пожелания, приказы и т.д., адресованные не конкретному лицу, а обобщенной группе лиц.

Обилие обобщенно-личных односоставных предложений с главным членом глаголом-сказуемым повелительного наклонения в форме единственного числа является яркой особенностью книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню», так как автор в доверительной форме (а на это указывает единственное число глаголов повелительного наклонения) обращается к подрастающему поколению, к молодежи с призывом «вернуться к своим корням, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте» [1. С. 8].

Таким образом, на материале текста книги Т. Дз. Мамсурова «Построй свою башню» учащиеся полилингвальной аудитории получают общее представление об обобщенно-личных односоставных предложениях. Использованный дидактический материал имеет большое значение как для осмысления изучаемых языковых единиц, так и для систематизации синтаксических знаний. Отдельные предложения, взятые из книги «Построй свою башню», не только удачно отражают описываемые синтаксические структуры, но имеют и образовательновоспитательное значение, способствуют развитию тонкого языкового чутья у учащихся.

Примечания:

1. Мамсуров Т. Дз. Построй свою башню. Владикавказ: Изд-во «Проект-Пресс», 2010. 86 с.

2. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р. Б. Сабаткоева.М. : Издательский

центр «Академия», 2005. 320 с. 3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых

единиц: В 2-х ч. / под ред. Е. И. Дибровой. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 624 с.

Notes:

1. Mamsurov T. Dz. Bild your tower. Vladikavkaz: Publishing house “Project-Press”, 2010. 86 p.

2. Theory and practice of Russian language teaching / Ed. by R. B. Sabatkoeva. M. : Publishing center “Academy”, 2005. 320 p. 3. Modern Russian language. Theory. Analysis of language units: In two parts / Ed. by E. I. Dibrovoi. M. : Publishing center “Academy”, 2006. 624 p.

Primechanija:

1. Mamsurov T. Dz. Postroj svoju bashnju. Vladikavkaz: Izd-vo «Proekt-Press», 2010. 86 s. 2. Teorija i praktika obuchenija russkomu jazyku / pod red. R. B. Sabatkoeva. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. 320 s. 3. Sovremennyj russkij jazyk. Teorija. Analiz jazykovyh edinic: V 2-h ch. / pod red. E. I. Dibrovoj. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. 624 s.

Статья поступила в редакцию 15.11.2013 г.

УДК 811.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

© 2013 Расулова З. М. МБОУ «Лицей № 39», г. Махачкала

Для формирования орфографических навыков у младших школьников предложены экспериментально проверенные методы, приемы, и виды упражнений с использованием информационно-коммуникационных технологий: звукозаписи, интерактивная доска, орфографические таблицы, озвученные и неозвученные слайды.

The author of the article offers the experimentally proved types of methods, techniques and exercises with the use of informational and communication technologies: audio tracks, interactive board, spelling tables, slides with voice and without voice for forming the spelling skills of junior schoolchildren.

Психолого-педагогические науки

• ••

107

Dlja formirovanija orfograficheskih navykov u mladshih shkol’nikov predlozheny jeksperimen-tal’no proverennye metody, prijomy i vidy uprazhnenij s ispol’zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: zvukozapisi, interaktivnaja doska, orfograficheskie tablicy, oz-vuchennye i neozvuchennye slajdy.

Ключевые слова: интерференция, информационно-коммуникационные технологии, слайды, орфографические упражнения, формирование навыков правописания.

Keywords: interference, informational and communication technologies, slides, spelling exercises, formation of spelling skills.

Kljuchevye slova: interferencija, informacionno-kommunikacionnye tehnologii, slajdy, orfograficheskie uprazhnenija, formirovanie navykov pravopisanija.

Проблема формирования навыков правописания у учащихся начальных классов на протяжении многих лет находится в центре внимания педагогов, психологов. Интерес к формированию навыков грамотного письма у младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) возник на современном этапе и является одной из актуальных задач обучения учащихся начальных классов аварской школы.

Проведённый анализ методической литературы позволяет констатировать, что вопрос использования ИКТ в обучении нерусских (аварских) учащихся русскому языку находится в стадии разработки.

В современных условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения вопросы формирования орфографических навыков у учащихся начальных классов национальной (аварской) школы с использованием информационно-коммуникационных технологий приобретают особую актуальность и значимость.

Опираясь на труды известных методистов Л. М. Зельмановой [5], И. В. Баранникова [2], А. Ф. Бойцовой [2, 6], Г. Г. Буржунова [3], Е. В. Гадустовой [4], З. Р. Магомедовой [7] и многих других отметим, «что одними из эффективных гуманитарных образовательных технологий являются современные информационно-коммуникационные технологии обучения» [1. С. 97].

Традиционно в учебно-методический комплект (УМК) по обучению орфографии входят: учебник, демонстрационные таблицы, поурочные разработки. Мы в своей практической деятельности стре-

мимся соответствовать общей тенденции к расширению образовательного пространства за счёт использования ИКТ. Изучение опыта работы передовых учителей и апробация методов и приёмов обучения орфографии младших школьников с использованием ИКТ показали эффективность их использования. Они способствуют овладению не только орфографическими нормами, но и расширению словарного запаса учащихся, развитию фонологического слуха, усвоению грамматических норм и синтаксических конструкций, развитию русской речи. «На основе современных ИКТ можно нагляднее представить специфику данного предмета, быстрее задействовать воображение обучаемых, облегчить усвоение изучаемого материала, повысить познавательный интерес» [1. С. 97]. Однако многие учителя в процессе своей педагогической деятельности редко прибегают или вовсе не обращаются к помощи ИКТ.

Одним из важных принципов обучения русскому языку в национальной школе является «комплексное овладение видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением и письмом» [8, с. 6]. Начиная с букварного периода, когда дети знакомятся с соотношением русских звуков и букв, учатся распознавать трудные звуки на слух, приобретают первоначальные навыки и умения читать и писать по-русски. Однако, анализ фактических знаний учащихся начальных классов аварских школ (Буй-накского, Казбековского, Шамильского и Унцукульского районов) путём проведения устных и письменных проверочных работ показал, что многие учащиеся аварских школ, окончив начальные классы, допускают много ошибок при чтении и письме, связанных с неразличением в

108

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

звучании русских и аварских звуков и их обозначением на письме или неумением соотнести букву русского языка с обозначаемым ею звуком в определённой позиции в слове. Причинами данного явления являются:

- интерферирующее влияние родного языка;

- особенности фонетического и грамматического строя русского языка;

- недостаточное внимание учителя к предупреждению интерференции (перенесение особенностей родного языка в русскую речь); к обучению младших школьников правильному произношению и усвоению ими звукобуквенной и графической систем русского языка на начальном этапе обучения; к использованию методов, приёмов, видов работ и современных средств обучения, направленных на выработку орфографической зоркости, развитие интереса детей и активизации их мыслительных аналитикосинтетических способностей.

В процессе наблюдений за учебным процессом в начальных классах Хебдин-ской СОШ, Унцукульской СОШ № 1, Дылымской СОШ и проверки фактических знаний учащихся начальных классов были выявлены следующие наиболее распространённые трудности при овладении ими навыками орфографии:

а) в различении гласных звуков ы-и (звук ы отсутствует в аварском языке), а также в неразличении звуков п-ф (звук ф тоже отсутствует в аварском языке): был-бил, мыл-мил; партук вместо фартук, прукты вместо фрукты и т. п.

б) в произношении звонких и глухих согласных в словах: звонких перед глухими - отсутствие ассимиляции, и в оглушении звонких согласных в конце слова, то есть в конце слов звонкие согласные произносят без оглушения: в словах хле[б], зу[б], са[д], горо[д], мор-ко[вь], огоро[д], пиро [г], моро[з]. А при письме под диктовку пишут как хле[п], вместо хлеб, зу[п] вместо зуб, са[т] вместо сад, пиро[к] вместо пирог, моро[с] вместо мороз и др., то есть пишут так, как слышат;

в) в различении твёрдых и мягких согласных - вместо мягких согласных пишут твёрдые: [малчик], [писмо], [бол-шой], [ден], [кон] вместо мальчик, письмо, большой, день, конь и т. д.;

г) в произношении безударных гласных в двусложных и многосложных

словах (в соблюдении редукции): вместо родной пишут радной, вместо доска пишут даска, вместо река, гора, вода, говорить пишут: рика, гара, вада, гава-рит и т. д.;

д) в произношении твёрдых и мягких шипящих [ж, ш, щ] и [ц]: вместо [жы-вой], [жырный], [жыл], [шыл], [шыро-кий], [цырк], [цыфра] произносят [живой], [жирний], [жил], [шил], [цирк], [цифра] и т. д.

е) в произношении предлогов со словами, начинающимися с согласных, типа: [вилесу] вместо в лесу, [сибратом] вместо с братом, [кинам] вместо к нам;

ж) в произношении сочетаний согласных в начале и в середине слова: [ишкола] вместо школа, [дуруг] вместо друг, [вудруг] вместо вдруг;

з) в произношении непроизносимых согласных, пропуск на письме непроизносимых согласных: лесница, сонце, зра-ствуй, позний;

и) в написании разделительных ъ и ь

знаков: пропуск ъ и ь знаков в словах (отезд, подезд, ручи, борба, шют), их смешение в употреблении (сьел, перъя, семъя, тебъя, травъка, обьяснил,

платъе, братъя), ненужное употребление ъ знака и т. д.

Как известно, обучение правильному письму начинается с обучения правильному произношению и восприятию звуков. Здесь требуется особое внимание к моментам, вызывающим интерференцию. В это время ребёнок сталкивается со сложным мыслительным процессом, так как овладение вторым языком - это, в сущности, процесс познания новых явлений реальной действительности, познания закономерностей второго языка через призму родного. А так как ошибки учащихся есть не что иное, как субъективные образы объективно существующих звуковых явлений, то в процессе обучения необходимо в сознании обучаемых создать новые слуховые и речедвигательные ассоциации. Поэтому выработка навыков правильного восприятия и правильного артикулирования звуков - необходимое условие для избежания ошибок в речи и на письме [2; 8]. Различению на слух русских звуков и формированию навыков правописания помогают проверенные на практике и апробированные в ходе проведения эксперимента методы и приёмы с использованием ИКТ.

Психолого-педагогические науки •••

109

Для привития навыка различения сходных звуков ы-и, ш-щ, п-ф и др. используются аудиозаписи, карточки с изображением букв на разных сторонах карточки. Например, включается звукозапись, называется слово был. Ученики поднимают карточку и показывают ту сторону, на которой изображена буква ы. Затем диктор произносит слова был, мыл, дым, сын, выучить, выйти, левый, черный, дети показывают букву ы.

Зрительной фиксации в памяти образа слова, развитию внимания и мышления, предупреждению ошибок и ускорению процесса формирования орфографических навыков помогает использование интерактивной доски, комплексных (орфоэпических и орфографических) таблиц, озвученных и неозвученных слайдов, перфокарт, то есть средств звуко-зрительной наглядности. Например, в ходе экспериментального обучения учащихся 2 класса Хебдинской СОШ и Унцукульской СОШ № 1 при изучении темы «Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме» мы апробировали следующую таблицу.

Мягкость согласных обозначается

на письме с помощью буквы Ь

на конце слова (кроме шипящих):

день, соль, тетрадь, мебель

перед согласными в середине слова:

письмо, кольцо, мальчик, большой

с помощью гласных букв

Е, Ё, Ю, Я, И

перед гласным звуком:

лук люк нос нёс

май мяч почка печка

Работа по таблице строится поэтапно. На первом этапе проводится работа над формированием навыков правильного произношения односложных слов. На втором - двухсложных. Работа над третьей частью таблицы представляет повышенные трудности, связанные со слоговым характером русской графики, когда звучание фонемы можно определить только в слоге. В процессе работы нами была учтена эта особенность русской графики. Как известно, в русской графике буквы, обозначающие согласные фонемы, имеют двоякое значение - твёрдых и мягких фонем. Конкретное фонемное значение согласных букв определяется предшествующими гласными буквами. В силу этого и буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двойную функцию:

кроме обозначения гласных фонем, они ещё указывают на мягкость или твёрдость предшествующих согласных фонем (кроме ж, ш, щ, ц, ч). В данном случае следует строить работу над произнесением сначала первых звуков в словах каждого столбика и сравнении их по мягкости - твёрдости.

Экспериментальная проверка видов упражнений, помогающих эффективной выработке и закреплению навыков правильного написания слов, позволяет выделить следующие упражнения с использованием звуковой и зрительной наглядности.

1. Упражнения с использованием аудиозаписи. Для упражнений заранее подбираются слова, словосочетания или небольшой текст, насыщенный изучаемыми орфограммами, подготавливается звукозапись упражнений, предлагается прослушать его и выписать в один ряд слова с твёрдыми, а в другой - с мягкими согласными. Например. Слушайте следующие пары слов. Запишите слова с мягкими согласными (пары слов записываются на интерактивной доске).

Уголок - уголёк; сад - сядь; масло -мясо; град - грядка; юла - Юля; лак -люк; ряд - рад.

Произнесите правильно сочетания согласных в словах град, грядка.

Или: Слушайте текст (прослушивается звукозапись). Выпишите слова с двойными согласными. Задайте к ним вопросы.

Я сидел у костра и слушал утренние голоса птиц. Мальчик рассказывал мне, как барсук лечит свой обожжённый нос. Вчера вечером он подобрался к нам и сунул нос в сковородку с картошкой. (По К. Паустовскому)

2. Упражнения с демонстрацией картинок. При проверке знаний учащихся (2 класс) по теме «Буквы после шипящих ж, ш, ч, щ» на экран проецируются рисунки: нескольких ножей, ежей, груш, шишек, карандашей, лыж, а дети пишут названия рисунков, подчёркиваются жи, ши, объясняется правописание жи, ши в словах.

3. Упражнения с пропущенными буквами. Подготавливаются слайды, которые демонстрируются и выполняются задания, представленные в них.

Например. Подберите к данным словам проверочные слова. Напишите. (3 класс).

Зима - зиммний ...- ч..сы

110

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2013

... - гр..чи ... - к..за

... - х..дить ... - СН..ЖОК . - р..ка . - с.довый Или: ^апишите слова по образцу: Образец: что делать? что делаю? что делает?

шить - шью - шьёт Лить, бить, вить, полить, свить, разбить, сшить.

Или: Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Подчеркните разделительный ь (образец и слова записываются на интерактивной доске).

Образец: стул - стулья Перо, лист, ручей, муравей, крыло. Для формирования и проверки орфографических умений и навыков учащихся в употреблении введённого нового языкового материала используются перфокарты. Их использование содействует выработке навыков самостоятельной работы не только по орфографии, но и по лексике, грамматике и развитию речи. ^апример, во 2 классе Унцукульской СОШ № 1 в период повторения или проверки знаний по теме «Правописание безударных гласных» положительные результаты в формировании орфографических навыков дала работа по перфокартам с заданием, требующим подбора проверочных слов, составления словосочетаний и предложений. Особое внимание уделяется произношению и письму слов с сочетаниями согласных в словах тропинки, пробиваются, травинки, снег.

Вставь пропущенные буквы. ^апиши проверочные слова.

на пОлянке, у трОпинки пробОваются трОвинки. с бугОрка ручей бОжит, а под ёлкой снОг лОжит. (Б. Заходер)

В процессе такой работы ученики упражняются в самостоятельном чтении, закрепляют правила правописания слов с сочетаниями согласных, проверяемых безударных гласных в различных частях

речи, в подборе родственных слов, в определении рода, числа и т. д.

Особенно эффективны такие упражнения при обучении написанию слов со стечением согласных, с йотированными буквами, с мягкими и твёрдыми знаками. Благодаря таким видам упражнений учащиеся овладевают умением определять в каком случае следует писать ту или иную букву.

Эти и подобные им упражнения могут оформляться и в виде индивидуальных карточек, которые составляются с учётом уровня знаний, умений и навыков, индивидуальных способностей детей и предлагаются учащимся со слабым, средним и высоким уровнем подготовки для выполнения содержащихся в них заданий.

Такие приёмы и виды работ учат детей оперировать буквами и слогами в слове, помогают осознать различия в звуках и буквах, словах, содействуют успешной выработке умений и навыков грамотного письма по-русски.

Результаты апробации нашей работы по формированию орфографических навыков с помощью ИКТ показали, что уровень их сформированное™ у учащихся экспериментальных классов выше на 10-14%, чем у учащихся контрольных классов.

Апробация использования средств ИКТ показала, что использование отдельно взятого средства ИКТ в формировании навыков правильного письма менее эффективно. Только комплексное использование различных средств ИКТ даёт наилучшие результаты в обучении учащихся аварской школы правописанию, способствует параллельному привитию и совершенствованию умений и навыков правильного произношения; верного употребления в речи грамматических форм, так как комплексное их использование позволяет нагляднее представить учащимся специфику русской орфографии; активизирует мышление, внимание, память учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1. Бабушкина Л. Е. Социокультурная компетенция студентов педвуза: характеристика и технологии формирования // Сибирский педагогический журнал. 2011, № 8. С. 90-101.

2. Баранников И. В., Бойцова А. Ф. и др. Методика начального обучения русскому языку в

национальной школе. Л. : Просвещение, 1981. 3. Буржунов Г. Г. Методика преподавания

русского языка в дагестанской национальной школе. Махачкала, 2004. 4. Гадустова Е. В.

Использование информационных технологий при изучении орфографии // Начальная школа.

Психолого-педагогические науки

• ••

111

2009, № 9. С. 33-37. 5. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. М. : Просвещение, 1984. 6. Использование наглядных пособий и технических средств обучения при изучении русского языка и литературы в IV-X классах / Под ред. А. Ф. Бойцовой. Л. : Просвещение, 1984. 7. Магомедова З. Р. Трудности в обучении орфоэпии в условиях двуязычия и пути их преодоления с помощью аудиовзуальных средств // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 2. С. 98-104. 8. Программа по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной

школы. Махачкала: НИИ педагогики, 2009. 124 с.

Notes

1. Babushkina L. E. Sociocultural competence of the students of Pedagogical university: Characteristics and technologies of forming // Siberian pedagogical journal. 2011, # 8. P. 90-101.

2. Barannikov I. V., Boizova A. F. and oth. Methodology of primary edication of Russian language in

the National school.L. : Prosveshenie, 1981. 3. Burjunov G. G. Methodology of teaching Russian

language in dagestan national school. Makhachkala, 2004. 4. Gadustova E. V. The use of

information technologies in studying the spelling. Primary school, 2009, # 9. P. 33-37.

5. Zelmanova L. M. Visibility in teaching Russian language. M. : Prosveshenie, 1984. 6. The use of visual AIDS and technical means of teaching Russian language and Literature in IV-X forms / Ed. by A. F. Boitzova. L. : Prosveshenie, 1984. 7. The difficulties in the teaching of orthoepy in bilingual

conditions and the methods of overcome with the audiovisual means // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2010. # 2. P. 98-104. 8. The programme of Russian language for primary dagestan national school. Makhachkala. SRI of Pedagogy, 2009. 124 p.

Primechaniya

1. Babushkina L. E. Sociokul'turnaja kompetencija studentov pedvuza: harakteristika i tehnologii formirovanija // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011, № 8. S. 90-101. 2. Barannikov I. V.,

Bojcova A. F. i dr. Metodika nachal'nogo obuchenija russkomu jazyku v nacional'noj shkole. L. : Prosveshhenie, 1981. 3. Burzhunov G. G. Metodika prepodavanija russkogo jazyka v dagestanskoj nacional'noj shkole. Mahachkala, 2004. 4. Gadustova E. V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij pri izuchenii orfografii // Nachal'naja shkola. 2009, № 9. S. 33-37. 5. Zel'manova L. M.

Nagljadnost' v prepodavanii russkogo jazyka. M. : Prosveshhenie, 1984. 6. Ispol'zovanie nagljadnyh posobij i tehnicheskih sredstv obuchenija pri izuchenii russkogo jazyka i literatury v IV-X klassah / Pod red. A. F. Bojcovoj. L. : Prosveshhenie, 1984. 7. Magomedova Z. R. Trudnosti v obuchenii

orfojepii v uslovijah dvujazychija i puti ih preodolenija s pomoshhju audiovzual'nyh sredstv // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 2. S. 98-104. 8. Programma po russkomu jazyku dlja nachal'nyh klassov dagestanskoj nacional'noj shkoly. Mahachkala: NII pedagogiki, 2009. 124 s.

Статья поступила в редакцию 02.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.