Научная статья на тему 'Формирование навыков нормативного произношения слов со стечением согласных с использованием аудиовизуальных средств'

Формирование навыков нормативного произношения слов со стечением согласных с использованием аудиовизуальных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУЯЗЫЧИЕ / ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ / ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Заграт Расуловна

В статье актуализируется значимость использования аудиовизуальных средств в повышении эффективности выработки навыков нормативного произношения слов со стечением согласных в начальных классах аварской школы. Анализируются причины трудностей и типы ошибок в произношении слов с сочетаниями согласных. Разработана система преодоления интерференции при обучении правильному произношению слов со стечением согласных с помощью аудиовизуальных средств. Предложены экспериментально проверенные методы и приёмы проведения фонетико-орфоэпической работы по формированию навыков правильного произношения слов со стечением согласных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков нормативного произношения слов со стечением согласных с использованием аудиовизуальных средств»

УДК 811.161.1

Магомедова Заграт Расуловна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования Дагестанского государственного педагогического университета, hajiyav@gmail.com, Махачкала Республика Дагестан

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НОРМАТИВНОГО ПРОИЗНОШЕНИя СЛОВ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫх С ИСПОЛьЗОВАНИЕМ

аудиовизуальных средств

Аннатация. В статье актуализируется значимость использования аудиовизуальных средств в повышении эффективности выработки навыков нормативного произношения слов со стечением согласных в начальных классах аварской школы. Анализируются причины трудностей и типы ошибок в произношении слов с сочетаниями согласных. Разработана система преодоления интерференции при обучении правильному произношению слов со стечением согласных с помощью аудиовизуальных средств. Предложены экспериментально проверенные методы и приёмы проведения фонетико-орфоэпической работы по формированию навыков правильного произношения слов со стечением согласных.

Ключевые слова: двуязычие, интерференция, сочетания согласных, аудиовизуальные средства, орфоэпические таблицы, фонологический слух.

Magomedova Zagrat Rasulovna

Candidate of pedagogical sciences, professor of the pulpit of theoretical basics and technology of the initial lingual education of DSPU, hajiyav@gmail.com, Makhachkala, Republic of Dagestan

THE FORMATION OF REGULATORY PRONUNCIATION SKILLS OF WORDS WITH JOINT CONSONANTS WITH THE USE OF AUDIOVISUAL MEANS OF EDUCATION

Abstract. There is developed a system for overcoming interference in teaching to the correct pronunciation of words with joint consonants using audiovisual means of education.

Keywords: bilingualism, interference, joint consonants, audio-visual means of education, table of pronunciation, phonological hearing.

К числу наиболее устойчивых относятся ошибки при произнесении слов со стечением двух и более согласных в начале, середине и конце слова. Очень часто учащиеся-аварцы «облегчают» произношение слов путём вставки дополнительного гласного перед сочетанием согласных внутри или после их группы. Например, вместо школа -[ишкола], птица - [питица], стена - [исте-на], прочный - [порочный], шкаф - [ишкап], завтра - [завтара], танк - [танка] и т.д.

В связи с отсутствием произносительного минимума для начальных классов дагестанской школы нами был произведён анализ толкового словаря русского языка для учащихся национальных школ [1]. В процессе анализа определялась частотность употребления слов со стечением согласных.

Словарь содержит около 3500 наиболее

употребительных слов русского литературного языка, включая производные. Это наиболее необходимые для активного общения в различных условиях повседневной жизни.

В словаре имеется 1472 слова со стечением согласных. Из них в начале 365 слов, в середине - 972 слова, в конце -135 слов, что составляет около 43% всех слов словаря. В них содержатся сочетания из двух, трёх, четырёх, даже из пяти согласных, например, класс, близко, здравствуй, бодрствовать и т.д.

Известно, что в начальных классах формирование и развитие речи начинается с усвоения отдельных слов и типовых предложений. Согласно действующей программе [4], учащиеся 1 класса должны усвоить 650 слов, в том числе 233 со стечением согласных (например, дверь, стол, стул, стекло, хлеб, твой, брюки, вставать).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

Во 2 классе для активного усвоения предусматривается 700 слов, из них 361 со стечением согласных: бросить, внук, встреча, второй, вчера, глубокий, гнездо, дневник, завтрак и др.

В лексическом минимуме 3 класса 750 слов, из которых 421 слово со стечением согласных: вспомнить, скворец, взрослый, вдвоём, включить, вслух, крупный, средний, хвалить и др.

В 4 классе для активного усвоения предусматривается 800 слов, из них 472 со стечением согласных: благодарить, бутерброд, вдали, внимание, вскакивать, всякий, простой, столовая, список, стрелка и др.

Анализ толкового словаря [1] и словаря-минимума для активного усвоения учащимися начальных классов [4] показал высокую частотность слов со стечением согласных звуков.

Фонетической системе аварского языка нехарактерно стечение согласных, особенно в начале слова. Русские слова со стечением согласных авароязычными учащимися произносятся со вставкой гласного звука между или перед согласными: вместо школа - [уш-кул, ишкол], вместо клуб - [кулуб], вместо брюки - [бурюки] и др. В аварском языке возможно только сочетание двух согласных в начале слова кв, чв ц^: квер - «рука», цЫа - «звезда», квартМ - «молоток», ч^адан - «развалины» и в середине слова на стыке слогов, например, парчи - «кувшин», гьуинлъи - «сладость», мутЫг1лъи - «покорность», мухбир - «корреспондент», и т.д.

Высокая частотность слов со стечением согласных звуков, трудности, связанные с их произношением учащимися, распространённость и устойчивость ошибок - всё это требует особого внимания к выработке у учащихся твёрдых орфоэпических навыков в ходе работы со словами данной категории, а также пересмотра видов работ по выработке навыков правильного произношения слов со стечением согласных с использованием аудиовизуальных средств (АВС).

Экспериментальное обучение показало, что необходимо проводить упражнения для выработки навыка слитного произношения единым потоком воздуха двух или более согласных при одном гласном звуке. Причём целесообразно произносить слоги с постепенным наращиванием в них согласных. Например, произношению слова стул предшествует работа над слогами ту, сту - стул; произношению слова встреча - ре, тре,

стре, встре - встреча; произношению слова строить - ро, тро, стро - строить; произношению слова вдруг - ру, дру, друг, вдруг.

Обучение произношению слов, имеющих стечение согласных в конце слова, проводилось аналогичными приёмами - путём произнесения слогов с наращением согласных. Например, кус - куст, вер - верх, шар - шарф, вол - волк.

Такие упражнения сопровождались зву-ко-буквенным анализом, прослушиванием аудиозаписи слогов и слов, произносимых как учителем (в качестве образца), так и учащимися (для сравнения произношения).

Преимущество предлагаемых нами приёмов подтверждают данные экспериментального обучения. В экспериментальных классах навыки правильного произношения слов со стечением согласных сформировывались у всех учащихся в течение 2-4 уроков. В контрольных классах формирование этих же навыков протекало на 7-8 уроках.

При правильной организации обучения с использованием средств звуко-зрительной наглядности основная масса учеников сравнительно быстро преодолевает трудности, которые обычно встречаются на начальном этапе, и усваивает правильное русское произношение. Если отдельные ученики, испытывают затруднения в освоении того или иного звука, то учителю приходится работать с ними до или после урока в течение 5-8 минут. Таким образом, преодолеваются трудности в произношении, и ученики начинают произносить тот или иной звук правильно.

Отработку орфоэпических навыков следует проводить постепенно и систематически. При этом необходимо замечать у учащихся малейшие неправильности произношения и работать над их исправлением с привлечением АВС. Ошибки в произношении, допущенные учеником, должны быть исправлены сразу.

Наблюдения показали, что одна из основных причин трудностей в обучении учащихся правильному русскому произношению в начальных классах аварской школы кроется в том, что в родном языке ударение проявляется не так четко, как в русском.

В процессе проведения фонетико-орфо-эпической работы с использованием аудиозаписи не следует пренебрегать и традиционными методами: имитация, артикуляция, сравнение-сопоставление. В качестве образца для подражания и артикулирования подготавливаются звукозаписи с начитан-

38

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

ными текстами, предложениями и слогами. В целом должны быть разработаны система использования аудиовизуальных средств и теснейшим образом примыкающее к ней содержание обучения орфоэпии с учетом имеющихся в традиционной методике приемов, а также особенностей русского и аварского языков. Эта работа включает несколько этапов:

- первый этап определение трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении произношению;

- второй - подбор материала для орфоэпических упражнений и других видов работ;

- третий этап - подготовка на флеш-карте аудиозаписи или диска с упражнениями для использования на уроке.

- четвёртый - проведение упражнений для выработки первоначальных умений и навыков правильного произношения, то есть для развития фонологического слуха.

Орфоэпическую работу следует начинать с заданий на имитацию. Имитация является, как известно, одним из основных методов обучения учащихся правильному произношению [2], и именно с его помощью можно выработать фонологический слух у детей для дифференциации звуков русского языка. Так как имитация представляет собой простое подражание, нужно стараться, чтобы произношение учителя было безупречным.

Технология проведения этой работы: включается аудиозапись слова с трудным звуком, а учащиеся слушают, затем повторяют его. Учитель следит за их произношением и исправляет ошибки. Наиболее сложные слова диктор и вслед за ним учащиеся произносят по слогам. С целью ускорения выработки навыков правильного произношения обеспечивается и зрительная поддержка с использованием интерактивной доски и проектора. При их отсутствии на доске делается запись с использованием цветных мелков: ударный слог выделяется красным цветом, предударный - зеленым, заударный - синим. Опытное обучение показало, что в целях экономии времени запись лучше сделать предварительно или подготовить слайды и таблицу-плакат. Этот приём называется приёмом проговаривания с визуальной опорой.

- пятый - проведение упражнений по развитию и совершенствованию умений и навыков правильного произношения.

После проговаривания слова сначала по слогам, а затем и целиком, дети составляют с

ним словосочетания и предложения. То есть проводятся упражнения на артикулирование и употребление слова в речи. При этом предусматривается работа над артикуляцией сочетаний согласных и отдельных звуков.

Экспериментальная проверка видов упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата, позволяет выделить в качестве наиболее эффективных следующие:

а) упражнения в громкости произношения с использованием АВС: например, произносятся слова бежать - вбежать - сбежать, бежать -вбежать - сбежать и т.д. то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шепота;

б) упражнения в темпе произношения: те же слова произносятся медленно, всё убыстряя темп;

в) упражнения в произношении трудных звукосочетаний. С этой целью используются скороговорки, чистоговорки, которые вслед за диктором нужно проговорить быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд (3 раза).

- шестой включает работу по проверке сформированности произносительных умений и навыков.

Результаты апробации нашей работы по формированию навыков правильного произношения слов со стечением согласных с помощью АВС показали, что уровень их сформирован-ности у учащихся экспериментальных классов выше на 15-17%, чем у учащихся контрольных классов. Предлагаемая методика получила одобрение у учителей-практиков и может быть использована в ходе обучения учащихся орфоэпическим нормам русского языка.

Библиографический список

1. Бирюков В. Г., Ветвицкий В. Г. Толковый словарь русского языка. - Л.: Просвещение ЛО, 1982. - 382 с.

2. Бойцова А. Ф. Обучение русскому произношению в нерусской школе. - М.: Просвещение, 1960. - 210 с.

3. Полукеева Е. В. Педагогическая диагностика развития у студентов умений профессионально-иноязычной деятельности //Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 5. - С 75-83.

4. Программа по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы. -Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2009. - 124 с.

5. Суховей Е. А., Тум Е. А. Компетентност-ный подход в преподавании дисциплины «Деловой русский язык» студентам-нефилологам» // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 8 - С.136 -140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.