Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ АКАДЕМИК
РОЛЬ КАФЕДРЫ ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г Актобе
История кафедры госпитальной хирургии свидетельствует о том, что благодаря постоянным творческим поискам ее педагогического коллектива кафедра находилась не только в первом эшелоне разработчиков вузовского образования, но и на десятилетия опережала уровень высшего образования в стране.
Ключевыеслова: кафедра, развитиеучебнойдеятельности.
2011 год является знаменательным событием вжизни коллектива кафедры госпитальной хирургии и его многочисленных питомцев - хирургов, работающих во всех уголках республики. В этом году исполняется 50 лет со дня ее организации (сентябрь 1961 года, первый руководитель - доцент Борис Сергеевич Гудимов) как учебного подразделения молодого тогда еще Актюбинского государственного медицинского института (1957 год. Первый ректор - доцент Алмагамбет Бекишевич Даиров). Поэтому я счел своим долгом перед настоящим и, самое главное, перед будущими поколениями сотрудников и выпускников вуза, написать ее историю о самом главном поприще - организации и совершенствовании учебного процесса. К тому же я как специалист рожден и воспитан этой кафедрой, вся моя трудовая деятельность связана с этим коллективом.
На самом деле получается «Кто, если не я?». Не только близкое знакомство с историей кафедры, но еще одно немаловажное обстоятельство заставило меня вспомнить о работе коллектива по подготовке врачебных кадров. В последние годы наблюдается тенденция снижения роли педагога, фетишизация значения подготовки врачебных кадров современными информационно-обучающими технологиями. Кстати, такие негативные тенденции в истории прогресса не новы, они довольно часты. К примеру, они имели место и в клинической медицине в период внедрения в практику новых, высокоинформативных лечебно-диагностических технологий. В те годы известный американский кардиолог П.Д. Уайт писал: «Самому совершенному диагностическому аппарату нужна небольшая деталь - умный и знающий врач». Безусловно, технические средства обучения помогают, расширяют возможности педагога, облегчают передачу информации аудитории, и ее восприятие. Но при одном непременном условии, если мы научимся разумному ее использованию, не забывая по образному выражению П.Д. Уайта о небольшой детали - об умном педагоге, не забывая, что еще в мире не было и нет ни одного врача - специалиста, подготовленного обучающей технологией без участия педагога. Надеюсь, что полувековая история кафедры госпитальной хирургии по подготовке врачебных кадров ответит на эти и другие вопросы читателя. Как говорил Гиппократ: «История-учительжизни». Итак, оистории.
Госпитальные кафедры завершают преподавание предмета в стенах вуза и совершенно справедливо называются выпускающими. Уровень подготовки студентов на этих кафедрах определяет степень подготовленности молодых врачей - выпускников, готовящихся к самостоятельной практической деятельности в лечебных учреждениях. Выражаясь современным рыночным языком, выпускающие госпитальные кафедры предлагают потребителям готовую продукцию, качество которой оценивается уже не экзаменами в учебных аудиториях, а результатами работы молодых врачей в больничных палатах, в операционных, влюбыхэкстремальныхусловиях, где настигаютлюдей несчастья - болезни итравмы. Это только условия экзаменов, ожидающих выпускников. А ожидаемые результаты оценки их знаний выражаются не коэффициентами, не баллами, фиксирующимися в экзаменационных ведомостях, а жизнью или смертью пациентов, счастьем или несчастьем, отражающимся на судьбах людей. Эта особенность задачи выпускающей кафедры определяет высочайшую ответственность коллектива и уровеньтребованийксамой организации учебного процесса и педагогическому составу
Оглядываясь на пройденный полувековой путь кафедры госпитальной хирургии, с гордостью за несколько поколений коллектива можно заявить, что она с честью выполняла свои задачи, выдавая продукциютолько высшего качества. Ее выпускники не требовали последующей шлифовки и «сборки» в местных больничных «цехах», они из учебных аудиторий шли прямо в операционные лечебных учреждений. Их труд на ниве здравоохранения создал непререкаемый авторитет кафедре, вузу и стране. Такое утверждение основано на отзыве населения и на мнении нескольких поколений руководителей
лечебно-профилактическими учреждениями страны. По их мнению, наши выпускники были лучшими в республике, а в масштабе Союза уступали лишь питомцам знаменитых медицинских вузов Москвы и Ленинграда. По признанию руководителей лечебных учреждений страны, особенно Западного региона, при приеме на работу на первом месте были актюбинцы, лишь в ряде случаев отдавали предпочтение выпускникам Москвы и Ленинграда. Одно только это соперничество молодого Актюбинского государственного медицинского института по качеству выпускников с московскими и ленинградскими вузами с многовековыми традициями - высокая оценка. Однако я, как свидетель и активный участник становления и развития хирургии в Западном регионе страны, могу добавить, что даже в тех редких случаях, когда предпочтение отдавали выпускникам союзных вузов, у главных врачей срабатывал рефлекс «центр», конкуренция шла не между выпускниками, а городами - Актюбинск-Москва-Ленинград.
Такой высокий рейтинг наших выпускников создавался, прежде всего, самоотверженным трудом высококвалифицированных, любящих свое дело Педагогов. В этом, самом главном вопросе нашей кафедре повезло больше всех. С первых дней ее организации работали высококвалифицированные специалисты - профессионалы в истинном понимании этого термина. Возможно, тогда они не были крупными учеными, не все имели достаточного педагогического опыта, но в двух главных ипостасях педагогического процесса - в человеческих качествах и профессиональном мастерстве были непревзойденнымиЛичностями.
Да, с первых же дней своей организации кафедре повезло с педагогическим составом. Они были личностями Диогеновской категории, непревзойденными мастерами своего дела. В профессиональном плане в то время в городе не было равных им специалистов. Многие из них заложили основу будущих специализированных видов хирургической службы в нашем регионе. Ассистент кафедры Эдуард Израильевич Шаиро - травматологии и ортопедии, ассистентыАлександра Яковлевна Глушкова - детской ортопедии и травматологии, Лидия Николаевна Фарафонова - детской хирургии, Нина Федоровна Иванова - онкологии, Юрий Васильевич Бирючков - нейрохирургии, Анатолий Никандрович Волков -хирургической гепатологии, а общий хирург, ассистент нашей кафедры Евгений Иванович Мурашко был единственным человеком в городе, который давал интубационные наркозы с ИВЛ. Многие из них в последующем стали докторами наук, в 70-ые годы стали руководителями вновь организованных в институте новых кафедр (Э.И. Шаиро, Ю.В. Бирючков и др.) или переехали в различные центральные вузы (Б.С. Гудимов, ГП. Барсуков, А.Н. Волковидр.).
Такой высокий профессиональный рейтинг снискал им любовь и уважение студентов. Мы гордились ими, они были нашими кумирами. Придти на их занятия неподготовленными или нарушить графики дежурств в клинике, было для нас немыслимым отступлением не только от студенческих, но и общечеловеческих норм поведения. Только благодаря им многие мои сокурсники избрали себе специальность хирурга. Хотя я мечтал стать хирургом еще до поступления в институт, их высочайший авторитет повлиял и на мою судьбу. Когда мне после окончания клинической ординатуры предложили должность ассистента этой же кафедры, я отказался. Потому что по своему опыту знал, что требует студентотсвоего преподавателя и какимдолжен бытьассистентхирургической кафедры. Сравнивая себя с нашими преподавателями, посчитал себя в то время еще неподготовленным к столь ответственной работе.
Таким образом, первым и основополагающим условием всего учебного процесса является педагогический состав. Эти высокиетребования каккчеловеческим, таки профессиональным качествам педагогического состава, оставленные нам основоположниками кафедры в наследство, всегда были и остаются определяющим принципомдеятельности коллектива.
Второй принцип, которого неизменно придерживалась кафедра, творческий подход к обучению студентов, постоянные поиски новых эффективных путей внепрограммного обучения студентов. Дело в том, что официальная программа, по сути, консервативна: не может предусмотреть всех нюансов практической работы врача, порою не отвечаетзапросам и реальным возможностям практической работы хирурга. Руководителям практических лечебных учреждений нужны не формальные специалисты, имеющие диплом врача и успешно освоившие официальные программы, а знающие и умеющие врачи, которым можно доверить жизнь и здоровье больных. Освоение программы вуза и умение работать в реальных условиях сельских и районных больниц разные вещи. Эта разница иногда бывает настолько значимой, что обращает на себя внимание не только заинтересованных сторон, но и всего общества. Например, в 70-80-ые годы у известного советского сатирика Аркадия Исааковича Райкина был поучительный для педагогов и популярный номер, правда, посвященный выпускникам технических вузов... Бригадир сантехников вызываетксебе молодого выпускника, вручаетемугазовый ключ и говорит: «Всето, чемутебя учили в институтевтечение пятилетзабудь, и начинай учитьсяуменяделу». Поэтомув задачу обучения на госпитальной клинике наряду с формальным выполнением официальной программы
входит еще и наука врачевания выпускников всем необходимым «мелочам»... Причем научать добросовестно, чтобы перед нашими выпускниками открывались двери всех лечебных учреждений страны. Приведу лишь наиболее значимые, эффективные формы обучения субординаторов-хирургов, не практиковавшиеся вдругих вузах Советского Союза.
С 1979 года ввели обязательные дежурства студентов в процедурных кабинетах хирургической клиники, самостоятельное выполнение всех лечебных процедур, вплоть до переливания крови под контролем медицинской сестры. В результате все наши выпускники научились сами выполнять все сестринские и врачебные хирургические процедуры и в случае необходимости в условиях сельских и районных больниц они могли подготовить себе медицинских сестер.
С 1980 года в практику обучения будущих хирургов внедрили обязательные дежурства на станциях скорой медицинской помощи (1 раз в неделю) и санитарной авиации в составе врачебной бригады. И эта форма обучения была подсказана потребностями практики, необходимостью научить молодых врачей работе в нестандартных экстремальных условиях. Проблема была настолько серьезной, что спустя несколько лет (1982-1983 годы) эту форму обучения включили в официальную программу медицинских вузов СССР Кчести нашего коллектива, он первым в стране, предвидя важность проблемы, стал у истоков новой формы обучения будущих врачей.
С 1984 года в программу подготовки субординаторов-хирургов впервые в стране внедрили месячный цикл прохождения топографической анатомии и оперативной хирургии. Может у кого-то возникает вопрос: «Зачем? Они ведь проходили этот цикл на 3-4 курсах». Да, прошли, но тогда они были студентами 3 курса, многие еще не знали, какую специальность выберут. У них не было главного стержня изучения -мотивации. На VI курсе субординаторы - хирурги знали, что этот предмет - основа всей его будущей работы («Без анатомии - нетхирургии» Н.И. Пирогов). Многие студенты в процессе работы в клинике уже успели испытать недостаток конкретных знаний по этому предмету При такой мотивации изучение предмета не является повторением курса, представляетпринципиально новый подходкосвоению предмета.
Говоря об этом нововведении кафедры в учебный процесс, считаю своим приятным долгом отметить большую помощь руководителя кафедры топографической анатомии профессора Валентины Васильевны Морозовой. Валентина Васильевна вместе с нами реализовала эту новую форму обучения выпускников. К сожалению, ныне эта форма подготовки субординаторов и интернов-хирургов, без которой вообщетрудно представить и хирургию, и хирурга, до сих пор не нашла места в официальных программах.
С 1985 года в учебный процесс внедрили индивидуальную форму обучения субординаторов-хирургов в зависимости от успеваемости студентов. Из числа отличников учебы, активных членов СНО, легко справлявшихся с официальной программой, создавались мини-группы, занимавшиеся с руководителем кафедры и опытными доцентами по новой программе. Они освобождались от формальных ежедневных занятий в группах, посещая только общие семинары. Посещали библиотеки, различные научно-практические конференции, привлекались к дежурствам в клинике вне графика, командировались на 2-3 месяца в соседние областные центры (Шевченко, Уральск, Гурьев) для практической работы по местам жительства студентов. По договоренности со смежными кафедрами прохождение, так называемых смежных циклов, переносилось в удобное для таких студентов время. Конечно, были сложности. Истину «кто хочет работать - найдет способы, кто не хочет - причины» мы испытали не только на своей, но и на «шкуре» сотрудников смежных кафедр (травматологии и ортопедии, ЛОР-болезней, офтальмологии идр.). К их чести, они всегда шли навстречу: «искали способы» и находили их. Этот опыт дает возможность утверждать, что на самом деле нет и не бывает плохих кафедр, плохих сотрудников. Если таковые имеются, то это связано с отсутствием новых, результативных, объединяющих коллективы вуза идей.
С 1986 года на кафедре внедрили в практику новую форму выпускных экзаменов в виде защиты дипломных работ Ежегодно на кафедре 5-6 студентов - кружковцев оформляли и защищали на заседании государственной экзаменационной комиссии свои научные исследования в виде дипломных работ Это начинание было поддержано и внедрено в практику кафедрами детской хирургии (заведующий, профессор Б.К. Дженалаев), акушерства и гинекологии (заведующий, профессор К. К. Кудайбергенов, в последующем -Т.М. Укыбасова) и др. Кстати, у многих наших выпускников эти дипломные работы переросли в диссертационные исследования, легли в основу кандидатскихдиссертаций. Не скрою, было нелегко. Во-первых, все начинания были первыми не только в республике, но и в масштабе Союза. Поэтому, прежде всего, необходимо было получить добро и поддержку администрации вуза, смежных кафедр. Во-вторых, новые формы обучения требовали разработки программ и планов, методических рекомендаций для студентов и ассистентов. А при внедрении в учебный процесс лапароскопической хирургии - учебных пособий (Н.И. Изимбергенов. Лапароскопическая хирургия. Курс лекций. Актобе, 2008). На все это требовалась уйма времени. Но никто не жаловался, наоборот, все сотрудники кафедры были воодушевлены возможностью осуществления своих же идей. Кроме того, была мотивация -
необходимость готовить настоящих, всесторонне подготовленных к любым условиям практической работы врачей. Мы видели результаты своего труда - как встречали руководители лечебных учреждений страны наших выпускников, как отзывались о работе. Это было высшей наградой для коллектива кафедры!
И еще об одном, заслуживающем серьезного внимания нововведении кафедры, - внедрении в практику подготовки субординаторов-хирургов современной эндовидеохирургической технологии. Хотя новая перспективная технология появилась еще в 90-ые годы, найдя широкое применение в лечебных учреждениях, но она еще не вошла в официальную программу подготовки врачей в вузе. И это отставание программы преподавания хирургии от реальных потребностей практики с каждым годом становилось все более ощутимым: выпускники существенно отставаютотжизни. Учитывая это обстоятельство, коллектив кафедры впервые в стране в 2006 году в программу подготовки субординаторов-хирургов ввел новый цикл - лапароскопическую хирургию. Даже этот важнейший и широко распространенный в практическом здравоохранении раздел хирургии пока не нашел отражения в существующей официальной программе обучения студентов. Если учесть, что инициатива коллектива реализовалась в нелегкий для высших учебных заведений период, 2006 год, и уже третьим поколением сотрудников реализуется (руководил кафедрой М.Н. Изимбергенов - питомец кафедры 80-х годов), то можно с уверенностью сказать, что лучшиетрадиции коллектива, заложенныеегоосновоположниками, бережнохранятся и преумножаются.
Говоря об учебном процессе нельзя забывать и о работе студенческого научного кружка, являющегося его неотъемлемой частью. Причем, по нашему мнению, более высокого уровня, где на первый план выступает творческая активность обучающихся: решается одна из основополагающих задач обучения - активное восприятие, творческое мышление. Говоря о задачах педагогики французский философ - просветитель Шарль Монтескье (1669-1755) писал: «Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Работая в научном кружке, студент вынужден думать не по приказу педагога, а из-за внутренней потребности понять и оценить факты, им же полученные в процессе научных исследований. Однодело, когда пользуютсяготовыми ответами, совсемдругое, когдаответы ищутсами.
Студенческий научный кружок на кафедре создали на второй год после ее организации в 1962 году. Из первых кружковцев вышли известные врачи и ученые: профессора Асылбек Ермаганбетович Тулеуов, Булат Ихсанович Баспаев, автор этих строк, которому посчастливилось быть первым старостой кружка, главные хирурги области - доцент Естурган Кашаганович Мухантаев (Мангыстауская область), Юрий Николаевич Хван (Западно-Казахстанская область). Работой кружка руководил непосредственно заведующий кафедрой доцент Борис Сергеевич Гудимов, придававший серьезное значение работе студентов. Этот принцип соблюдается в коллективе и поныне. Кафедра организовала в ЦНИЛе свою операционную, специальные блоки в виварии для содержания экспериментальных животных, где хозяйничали кружковцы. Принципиально важно, когда студенты чувствуют себя хозяевами положения, а не подсобниками преподавателей. Благодаря активности и ответственности студентов (они ведь хозяева!), мы никогда не испытывали недостатка в экспериментальныхживотных. Студенты ловили их по всему городу и доставляли в виварий. Сами же студенты выхаживали прооперированных животных. Животными и операционной пользовались не только кружковцы, но и студенты - субординаторы, учившиеся технике оперативных вмешательств на органах брюшной полости. Многие наши животные представляли собой уникальные экземпляры, живя, практически, с остатками органов после резецирования, удаления и множества, наложенных студентами мыслимых и немыслимых анастомозов. Представьте, многие из нихпри хорошем уходе выживали. Студенты их буквально носили на руках, делясь с ними завтраками и обедами. Все эти подробности я знаю из практики своего сына Мирсаида (ныне доктора медицинских наук, профессора хирургии), выходившего из дома с мешком и приманками для собак, пороюдлядоставки ихввиварий пользовался моей машиной.
В самом начале статьи я упомянул о роли педагога и современных информационно-обучающих технологий в подготовке врачей. Хочу продолжить и дополнить эту мысль. Если в 60-ые годы основоположники кафедры имели в своем распоряжении классныедоски, мел и ватмандлятаблиц и схем, то сегодня, спустя 50 лет, мы имеем самую совершенную обучающую технологию. Расстояние между этими двумя качественно новыми этапами солидное, вполне достаточное для оценки творческого потенциала любого научно-педагогического коллектива. В этом плане история прохождения этого пути нашей кафедрой очень поучительна. Она, держала одну руку с мелом у доски, другую - на пульте самой совершенной для своего времени обучающей технологии. Многие наши выпускники 80-90 годов, наверное, помнят «технические чудеса» кафедры госпитальной хирургии. Для облегчения учебного процесса мы выпросили на железнодорожном вокзале справочную установку. Огромный ящик высотой около 2 метров, шириной около 1 метра, неимоверно тяжелый (жаль, что не сохранили), предназначенный для информирования населения о движении поездов и обо всем, что с этим связано. Мы запрограммировали
его на преподавание хирургии: нажимаешь кнопки - получаешь тут же все необходимые сведения. Эти установки были настолько популярными у студентов в период экзаменационных сессий, что у аудитории устраивалась большая очередь.
В 80-ые годы в областной ГАИ (госавтоинспекция) появились первые электронные экзаменаторы для выпускников автошкол. Когда я увидел это «чудо» с двумя ответами (зеленый цвет - сдал, красный - не сдал), забылосвоей основной цели - сдатьэкзамен на право вождения автомобилем, думалтолько, какбы его достать для кафедры. Именно, достать, а не приобрести. Во-первых, нигде их не было, во-вторых, ни один здравомыслящий руководитель института тогда бы меня не понял. Но мы достали! Не знаю, как они это узаконили, гаишники нам подарили устройство на 22 рабочих места. Мы их использовали для тестового контроля знаний студентов. Это позволило нам существенно расширить сферу обучения: стали практиковать освобождение студентов от сдачи обязательных экзаменов с учетом результатов тестирования и их активности в работе клиники. А как ценили студенты это нововведение кафедры, которое они называли «автоматом»! Они радовались, гордились званием «автоматчика». Думаю, что в основе этой искренней гордости и радости лежало не освобождение от экзаменов (для них они не представляли трудностей), а справедливость оценки их труда и заслуженного чувства собственного достоинства. К сожалению, в жизни не во всех коллективах и не всегда предоставляется студентам возможность радоваться результатам своего труда, оценивать себя достойно. Малейшая несправедливость и даже отличные оценки, полученные не по заслугам хорошими студентами, не вызываютрадости, атолькочувствостыда перед однокурсниками.
И наконец, еще об одной стороне организации учебного процесса на кафедре - о языковой подготовке выпускников с учетом языка местного населения. Врач, лишенный возможности разговаривать со своими пациентами на их родном языке не может полноценно выполнять свои основные врачебные функции -понимать и лечить больного. Не зря древние персидские врачи говорили: «Три средства имеются у врача против болезней - Слово, Растения, Нож». Как видите, всемогущее Слово стоит впереди всех лекарственных средств и хирургических пособий. Исходя из этой истины, коллектив кафедры с первогодня своей организации придавал большое значение языковой подготовке своих выпускников. Было время, когда поднимать этот вопрос как проблему, заставлять студентов, особенно неказахской национальности, изучать казахский язык могло быть неправильно понято со всемивытекающими последствиями. Несмотря на такой риск, коллектив кафедры с первых дней своего основания придавал самое серьезное значение самостоятельному изучению казахского языка русскоязычными студентами. Не только требовал, но и помогал своим выпускникам. Мы подготовили и издали карманный казахско-русский медицинский разговорник (Н.И. Изимбергенов и др.). Студенты охотно изучали язык и многие неплохо освоили его на разговорном уровне в рамках своей работы. Потому что мотивация была совершеннодругая - внутренняя потребность приобретения возможности общения со своими пациентами.
Как известно, основу подготовки специалистов в вузах и всего учебного процесса составляет морально-этическое и духовное воспитание студентов. Обучение и воспитание - единое неделимое понятие. Малейшийдиссонанс между обучением и воспитанием можетпривести кобратным результатам -вместо пользы нанесет вред обществу (Аль-Фараби, Х век). Эта мысльс наибольшей прямотой выражена в словахукраинского философа-гуманистаХУШ века Григория Саввича Сковороды (1722-1794): «Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца. Он все свои знания употребит во зло». На первый взгляд это кажется невероятным обвинением. Но... эти опасения выдающихся умовчеловечестваХиХУШ вековчудовищным образом подтвердилисьвХХвеке -в античеловеческих преступленияхфашистских медиков во время II мировой войны. Коллектив кафедры с первых дней своей организации придавал этой проблеме решающее значение. Вся учебная работа проводилась в органической связи с морально-этическим, духовным воспитанием студентов. Вряд ли есть надобность утверждения того, что достигнутые коллективом успехи в учебном процессе во многом определялись глубоко продуманной, с учетом специфики врачебной деятельности, воспитательной работой. Но об этом в другой раз. Учитывая чрезвычайную важность проблемы воспитания будущих врачей, требующей специального обсуждения эти вопросы я сознательно не включил в рамки данной статьи, требующей специального обсуждения, причем не только в историческом аспекте, но и в рамках нынешнего времени.
В целом многие новаторства обучения выпускников, разработанные впервые кафедрой госпитальной хирургии, можно оценить с позиций нового времени как предшественники современных международных стандартов подготовки специалистов, в последние годы внедряющихся в практику. Например, «рейтинговый» метод оценки знаний студентов является аналогом нашего освобождения лучших студентов от обязательных экзаменов по результатам успеваемости и активности работы студентов в клинике. Подготовка субординаторов-хирургов по индивидуальной программе не что иное, как «кредитная
система обучения», к которой еще предстоит перейти. А завершение обучения защитой дипломных работ вполне можно оценить как подготовку специалистов в магистратуре. Суть дела ведь заключается не в названии того или иного способа, а в его принципиальных основах. С этих позиций многие нововведения кафедры, основанные на строгом индивидуальном подходе, существенно отличаются от современных стандартов, основанных на единых принципах без учета индивидуальных интеллектуальных особенностей обучающихся. Поэтому, естественно, по мере накопления опыта эти международные стандарты будут совершенствоваться и дополняться с учетом особенностей страны, реальных условий регионов и всевозрастающихтребований квыпускникам вузов в условиях рынка и конкуренции. И вполне возможно, что при этом более приемлемым окажется опыт педагогического коллектива не Гарварда или Оксфорда, а кафедры госпитальной хирургии Актюбинского государственного медицинского института.
Таким образом, история кафедры свидетельствует, что благодаря постоянным творческим поискам педагогический коллектив кафедры находился не только в первом эшелоне разработчиков вузовского образования, но и надесятилетияопережал уровеньвысшегообразованиявстране.
О роли истории, начиная с Гиппократа, сказано много. В том числе есть и мудрое утверждение писателя Абиша Кекильбаева: «История изучается не для того, чтобы знать когда, что было, а для того, чтобы извлечь из нее уроки, полезные сегодня и в будущем». Будем надеяться, что история кафедры госпитальной хирургии окажется полезной и сегодня, и в будущем.
ТYЙIН
Н.1. 131МБЕРГЕНОВ
БАТЫС КАЗАХСТАН МЕДИЦИНАЛЫК УНИВЕРСИТЕТ1Н1Н ОКУ КЫЗМЕТ1НЩ КАЛЫПТАСУЫ МЕН ДАМУЫНДА ГОСПИТАЛЬДЫК ХИРУРГИЯ КАФЕДРАСЫНЫН YЛЕСI
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетлк медицина университету Актебе каласы
Жумыста госпитальдык хирургия кафедрасыныч соцгы курс студенттерше (субординаторлар) хирургия мамандыгын окыту эдiстерi женшде айтылады. Кафедраныч 50 жылдык тарихында юке асырылган ресми багдарламалардан тыс, жача оку эдсiтерi керсеттген (студенттердi жеке программамен окыту, тэжiрибеге топографиялык анатомия, лапароскопиялык хирургия т.б. хирургтерге ете кажет циклдарды косу). Болашак дэрiгерлердi дайындауда студенттердiч гылыми когамыныч орны, ресми оку багдарламасын кYнделiктi тэжiрибе емдеу орындарынычдэр^ерлерге коятын талаптарын ескере отырып толыктыру, студенттерге косымшасабактарберуженiнде¥сыныстарайтылFан.
Негiзгiсвздер:кафедра, окытуiсiндамыту
SUMMARY
N.I. IZIMBERGENOV
ROLE OF HOSPITAL SURGERY CHAIR IN FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE WEST KAZAKHSTAN MEDICAL UNIVERSITY
West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city
Forthefirsttime historical aspectquestions of training ofsurgeons-subinterns accordingto original methods of training of the graduates were developed at the chair of hospital surgery (training under the individual programme introduction of the cycles ofstudy oftopographical anatomy, laparoscopicsurgery inthis programme, etc.) are discussed in the article.The role of the students' scientific circle in training of future doctors is underlined especially. The creative approach to the official programme of preparation of its expansion and supplements takinginto account real conditions, requirements ofpractical public health services is propagandized.
Keywords:chair, developmentofeducational activity.