Научная статья на тему 'Роль студенческих научных обществ в подготовке будущих врачей'

Роль студенческих научных обществ в подготовке будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ғЫЛЫМ / КАФЕДРА / CHAIR / НАУКА / SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изимбергенов Н. И.

Участие студентов в работе СНО повышает творческую активность, прививает им навыки анализа и обобщения опыта, поиска и использования необходимой литературы. Работа СНО является важной составляющейучебного процесса и одним из критериевоценкидеятельности кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STUDENT''S SCIENTIFIC SOCIETIES IN THE PREPARATION OF FUTURE DOCTORS

Participation of students in work of student's scientific societies (SSS) raises creative activity, imparts them skills ofthe analysis and generalization ofexperience, search and usingofthe necessary literature. WorkofSSS is an important component of educational process andoneof criteria ofan estimation of activity of chai rs.

Текст научной работы на тему «Роль студенческих научных обществ в подготовке будущих врачей»

УДК 614.2:378

Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ академик

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г Актобе

Участие студентов в работе СНО повышает творческую активность, прививает им навыки анализа и обобщения опыта, поиска и использования необходимой литературы. Работа СНО является важной составляющейучебного процесса и одним из критериевоценкидеятельности кафедр.

Ключевые слова: студент, наука, кафедра.

Чтобы понять роль целенаправленного научно-творческого воспитания студентов в их будущей врачебной деятельности будет нелишним напомнить ряд общеизвестных положений об истоках научного познания.

Стремление узнать новое, разобраться в окружающих его предметах и явлениях - универсальное физиологическое свойство человека, является одним из врожденных инстинктов организма (исследовательский или по И.П. Павлову «что такое?»). Поэтому определенный минимум стремлений к познанию нового, решению неизвестных задач присущ каждому. Но в жизни кто-то эти задатки развивает дальше, путем целенаправленной работы достигает высоких результатов и, как говорят в народе, становится ученым. Каким именно ученым вопрос другой. Самое главное - эта способность, если нет врожденных или приобретенных вследствие различных заболеваний в утробе матери или в детском возрасте, поддается развитию и совершенствованию путем целенаправленныхтренировок.

Кто-то свои интересы к познанию нового ограничиваетлишьжитейским минимумом. Эти ограничения у части людей распространяются и на их профессиональную деятельность. Они свою привычную работу выполняют практически механически так, как когда-то их научили, без осмысления и стремления к ее совершенствованию. Утакогочеловека продукция (результаты работы) и в 1-ый, ив 20-ый, и в 100-ый разы остается однойи той же. Естественно, отсутствие анализа, осмысления своей деятельности, стремления к ее совершенствованию (элементы научного поиска) не позволяют им накапливать опыт. К сожалению, удельный вес людей с ограниченной умственной способностью в обществе довольно высок. Например, известные чешские психологи Милан Боухал и Роберт Конечный считают, что около 20 % населения планеты страдаютумственной недостаточностью (М. Боухал, Р Конечный. Психология в медицине. Прага, 1974). Причины разные: заболевания матери во время беременности, заболевания или травмы вдетском возрасте и др. То есть объективные, перед которыми человечество пока бессильно. Общенародное житейское мнение об этом бессилии остроумно выразил канцлер Германии Отто Бисмарк: «Перед глупостью бессильны даже боги». А объективная научная точка зрения о природной недостаточности умственной способности приведенавзамечательной книге С.С. Юдина «Размышленияхирурга», М., 1968. «...Знание дело наживное, нехватка природных способностей - затруднение намного хуже, ибо даже большим прилежанием нельзя восполнить то, чем обидела сама природа...». Как видите, дело безнадежное, единственное что остается - это надежда, что такие молодые люди не окажутся среди студентов, хотя бы медицинских вузов, где речь идет о здоровье и жизни людей. И, наконец, третья по удельному весу основная часть людей свои врожденные исследовательские потребности успешно распространяют в сферу своей производственной, профессиональной деятельности. Именно это обстоятельство является мощным стимулом к совершенствованию этого качества у человека, лежит в основе накопленного в человеческом обществе опыта, в конечном итоге определяет прогресс в той или иной отрасли.

Любая сфера человеческой деятельности требует умственного потенциала, творческого подхода к делу, возможно, в различной степени в зависимости от сложности выполнения, ответственности перед обществом. Что касается врачебной деятельности, то она целиком и полностью основана на напряженной научно-исследовательской, творческой работе, начиная от диагностики, лечения и, кончая прогнозированием результатовлечения, исходазаболевания. Причем этотскрупулезный научный анализ навсехэтапах ведения больных проводится без стандартов, каждый разопределяется индивидуальнодля конкретного больного и его заболевания. В связи с этой особенностью сложность выполнения врачебной деятельности выходит далеко за рамки чисто научных исследований в общепринятом смысле. Поэтому мыслительная, научно-творческая деятельность врача называется не научным, а клиническим мышлением. Здесь определение «клиническое» определяет всю сложность проблемы: отсутствие стандартов, индивидуальностьлюбыхдействий врачавотношении каждого конкретногобольного.

Чтобы объяснить данное положение приведем примерную схему клинического мышления врача у постели больного.

98 Батыс Казахстан медицина журналы №2(30)2011 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г.

1. Оценкаанамнестических, клинико- лабораторныхданных.

1. Оценка специфичности полученных данных для предполагаемогозаболевания.

2. Выявление и объяснение противоречий.

3. Дополнительные специальные методы исследования с учетом пунктов 1 и 2.

1. Учет индивидуальных особенностей.

2. Сопутствующая патология.

3. Осложненияданногозаболевания.

4. Возможное влияние назначенного лечения на сопутствующие заболевания, на индивидуальные особенности больного.

5. Осложнения самоголечения.

Каквидите, каждый шагврача- поисктретьего придвух неизвестных, сложнейшая творческая работа. Эта научная работа выполняется не в тиши лаборатории, а у постели больного, не по заранее составленной программе, а по конкретным условиям характера заболевания. Поэтому врач для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей должен уметь суммировать результаты всех исследований, обобщать и объяснять механизм их возникновения, предвидеть возможные направления развития патологического процесса. Только в этом случае возможен правильный диагноз, результативное лечение и профилактика будущих осложнений.

Таким образом, любой врач является ученым-исследователем, который от своих коллег -профессиональных ученых отличается более неблагоприятными условиями работы (у постели больного, экстренность случаев) и чрезвычайно высокой степенью ответственности за результаты. Профессиональныйученый при неудавшихся исследованиях можетповторить их, изменивусловия, искать объяснение негативным результатам. А врач-ученый лишен этих льгот, он не имеет права на неверные заключения и неудачные результаты.

Разумеется, элементам клинического мышления студентов обучают на клинических кафедрах. Однако на этих занятиях они больше присутствуют при умственной работе педагога, чем участвуют, необходимые теоретические познания накапливают путем выучивания и запоминания без мобилизации мысли, собственныхтворческих резервов. Какговорил французский просветительфилософ Ш. Монтескье: «Обучение не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Приобретение знаний без мобилизации умственных, творческих возможностей самих обучающихся является не самым эффективным способом.

В этом плане участие студентов в работе студенческих научных обществ (СНО) дополняет традиционный учебный процесс, создает мотивацию к мобилизации творческих возможностей обучающихся, заставляетдумать, оценивать и обобщать полученные им результаты. Студент из свидетеля превращается в активногоучастника процесса (обучения, исследования, анализа идр.) его нетолькоучат, но и сам учится. Следовательно, работа СНО является важной, причем более продуктивной в плане интеллектуально-творческого развития, частьюучебного процесса.

К сожалению, во многих кафедральных коллективах к работе СНО относятся как к научной работе, которая учебной программой не предусмотрена, следовательно, можно и не заниматься. По нашему глубокому убеждению, такая позиция по всем канонам педагогики ошибочна. Работа СНО в медицинских вузах является частью учебного процесса и служит важнейшим критерием оценки деятельности кафедральных коллективов. Да, мы не готовим будущих ученых, готовим врачей, владеющих научной методологией, способных к клиническому мышлению: постановке правильных диагнозов, назначения своим пациентам правильного лечения и умению анализировать результаты этого лечения. Если перефразироватьбытующий в научной среде афоризм, тоСНО работаетподевизу «Ученым можешьты не быть, но стать хорошим врачом обязан». Мои убеждения, естественно, основаны, прежде всего, на многолетнем педагогическом опыте, включая непосредственное руководство работой СНО кафедры госпитальной хирургии на протяжении более четверти века. Кроме того, в формировании этих убеждений, если не главное, то немаловажное значение имел мой собственный опыт бывшего кружковца кафедры биологии и результаты оценки того, что дала работа в кружке. Причем оценки не юноши - студента, а сегодняшнегоубеленногосединой педагога-врачасрасстояниядлиноюболеечем в пятьдесятлет. Еслия в своей профессиональной деятельности чего-то достиг, то этим во многом обязан работе кружка, под руководством замечательного педагога с энциклопедическим образованием, своего первого наставника Софьи Наумовны Гординой.

Предполагаемыйдиагноз

V

Дифференциальный диагноз

V

Лечение

„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №2 (30) 2011

Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г. \ _____

В обсуждении и оценке роли СНО в подготовке будущих врачей в стенах вуза наиболееубедительным и поучительным примером, по нашему мнению, служит история нашего же университета и его первых кафедральных коллективов. Они были организованы в 1957 году. Ауже через год, в 1958 году, несмотря на все сложности организационного периода (нехватка материально-технической базы, учебных помещений, педагогических кадров и др.) на кафедрах биологии (зав. -доцент С.Н. Гордина), анатомии (зав. - доцент А.П. Сорокин) функционировали студенческие научные кружки. Это свидетельствует о том, что основоположники вуза и кафедральных коллективов не проводили грани между учебным процессом и работой СНО, понимая их какединый процесс.

Если говорить о самой организации работы СНО, то, разумеется, она зависит от изучаемой дисциплины и специфики кафедры. Тем не менее, многие принципы остаются едиными. Например, кафедры биологии и госпитальной хирургии по специфике изучаемого предмета совершенно разные. В то же время педагогические принципы и приемы активизации творческой, мыслительной деятельности студентов, привития навыков анализа - обобщения, оценки явлений и фактов едины. Поэтому нет ничего удивительноговтом, что работа СНО на кафедрехирургии нами организовывалась «по образу и подобию» научного кружка кафедры биологии, который в то время был одним из лучших в институте и моим первым университетом.

Работа базируется на следующих принципах:

- максимально широком охвате студентов для участия в работе СНО. При этом не обязательно, чтобы кружковцы занимались плановыми научными исследованиями, важно участие. Обычно на заседаниях кружка присутствуют35-40 студентов, а конкретно исследованиями занимаются 7-10 человек;

- максимальном ограничении теоретических докладов, простых анализов историй болезней, не требующихактивноготворческогоучастия, самостоятельных поисковстудентов;

- большего количества экспериментальных исследований, клинических исследований, имеющих научную новизну и входящих в план НИР сотрудников кафедры. Это очень важный принцип, существенно облегчающий организацию и проведение исследований, внедрение их результатов в практику. При этом сотрудники кафедры получают добровольных помощников, а студенты будут иметь заинтересованных и хорошо знающих проблему руководителей;

- чтение кратких лекций, выступление ведущих сотрудников перед кружковцами с информацией о новостях, о решениях съездов, конференций хирургов. Встречи студентов с ветеранами хирургии, хирургамисельских, районных больниц, имеющиенетолькопознавательное, ноиважноевоспитательное значение;

- этапных разборов хода выполнения планов научных исследований студентов, обсуждения и отбора научных работ для вынесения на общевузовскую студенческую конференцию, на различные республиканские и международные студенческие форумы;

- создание условий в клинике для работы кружковцев (дежурства вне расписания, проведение исследованийубольных, встречиснаучными руководителями идр.);

- создание условий для выполнения студентами экспериментально-поисковых работ. Для этого мы организовали в ЦНИЛе свою операционную, специальные блоки в виварии для содержания экспериментальных животных, где хозяйничали кружковцы. Принципиально важно, чтобы студенты были хозяевами, а не подсобными помощниками преподавателей. Благодаря активности и ответственности студентов (они ведь хозяева!) мы никогда не испытывали недостатка в экспериментальных животных. Студенты ловили их по всему городу и доставляли в виварий. Сами же студенты выхаживали прооперированных животных. Причем этими животными и операционной пользовались не только кружковцы, а все студенты - субординаторы, которые учились технике оперативных вмешательств на органах брюшной полости. Многие наши животные представляли уникальные экземпляры, они жили практически с остатками органов - после резецирования, удаления и множества наложенных студентами мыслимых и немыслимых анастомозов. Представьте, многие из них выживали, благодаря хорошему уходу. Студенты их буквально «носили на руках», делились с ними своими завтраками и обедами. Все эти подробности я знаю из практики своего сына Мирсаида (ныне доктор наук, профессор хирургии), который уходил из дома с мешком и приманками для собак, порою для доставки их в виварий пользовался моей машиной.

В организации работы немаловажное значение имеют меры по дифференцированной справедливой оценке активности студентов, поощрению их труда. Без контроля и дифференцированной оценки результатов любой труд теряет свой смысл, убивает инициативу и желание заниматься. Эта психология труда вообще, которая должна соблюдаться везде и всюду. Ксожалению, она не всегда соблюдается даже взрослыми.

Если взрослые, умудренные жизненным опытом люди, могут понять и терпеть, то ждать от студентов такой же «мудрости» не приходится. Они со свойственным им максимализмом вопросы решают очень быстро - перестаютзаниматься. И очень правильноделают. Если результаты их работы васне интересуют, относитесь одинаково и к тем, кто работает, и кто не работает, то спрашивается «Кому нужна такая работа?». Студенту, точно, не нужна. Поэтому контроль, справедливая оценка и, самое главное,

100 Батыс Казахстан медицина журналы №2 (30) 2011 ж. / " "

__/ Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г.

одобрение, поощрение творческой активности студентов является важным условием успеха. Кстати, для этого не требуется особых материальных затрат. Мы в своей практике обходимся поощрением лучших студентов дипломами, грамотами (их полно в любом киоске) и ценными подарками в виде книг, учебных пособий и учебников, издаваемых сотрудниками кафедры. Самое главное - необходимо помнить об этой особенности человеческой (тем более студенческой) психологии. Вообще, чтобы работать с молодежью, необходимо помнить и свою молодость. Разве мы сами были безразличны к оценке своих трудов в студенческие годы? Нет, конечно. Потребность в одобрении, в справедливом отношении к нему и его стараниям-врожденноедушевноесвойствочеловека.

Большое значение в работе СНО имеет тщательная, заранее продуманная подготовка проведения заседаний кружка. К каждому заседанию необходимо тщательно готовить аудиторию, демонстрационные аппараты и оборудование. На заседании должны присутствовать все сотрудники кафедры. Это подчеркивает значимость события, повышает ответственность студентов. Кроме того, заранее продуманная повестка дня нужна, чтобы у участников заседания не создавалось мнения о «напрасно потерянном времени».

Студенты - особый вид людей. Они могут находить сколько угодно времени для любых, даже с нашей точки зрения, бесполезных дел, но только не для скучных занятий и заседаний, проводимых на кафедре. Такая у нихтрогательная щепетильность в отношении своих наставников. Это небезразлично и коллективу кафедры. Если студенты напраснотеряютвремя, то педагогитеряютавторитет, причем не напрасно.

Такие взаимные разочарования сторон более вероятны в практике теоретических кафедр. На клинических кафедрах их вполне можно исключить. Для этого необходимо чаще практиковать на заседаниях общества демонстрацию интересных клинических случаев, методику использования разработанныхвклинике новых способовдиагностикиилечения, обсуждение и анализврачебных ошибок. Такое оживление заседаний общества представляет большое удовольствие не только для студентов, но и для профессионалов. Эффективность предложенной формы организации работы СНО проверена на многолетнем опыте коллектива. Многие наши бывшие кружковцы стали докторами наук профессорами (М.Н. Изимбергенов, Б.С. Жакиев, К.К. Сабыр, А.З. Бралов и др.). СНО кафедры, начиная с 1984 года до распада СССР, постоянноучаствовало во всех Всесоюзных и Республиканских студенческих олимпиадах, занимая призовые места. Многие наши кружковцы награждены Почетными грамотами Министерства высшего образования КазССР (Г. Гильманова, М. Изимбергенов, Е. Есмуханов, Ю. Захаров, К. Мамбетов, Ю. Веселов и др.). Впервые в истории института кружковцы М.Н. Изимбергенов и Г.К. Гильманова награждены Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Казахстана. Это только отдельные страницы славной истории СНО кафедры. Сколько оно дало многочисленным практическим врачам, трудно и, вряд ли, можно оценить. Достаточно сказать, что почти все ведущие хирурги Западного Казахстана (главные специалисты, заведующие отделениями) и сотрудники хирургических кафедр нашего университета прошли через горнилоСНО.

Обсуждая роль СНО в подготовке молодых специалистов в стенах вуза, нельзя пройти мимо и возможных ошибок в организации проведения этой важной работы. Они разнообразны, зависят от многих субъективных и объективных причин, специфики кафедры и т.д. Тем не менее, следует особо выделить одну, на наш взгляд, нездоровую тенденцию, получившую развитие в последние годы. Это - поручение студентам выступить с готовымидокладами, написанными руководителями, использование студентов не в качестве творца, а в качестве чтеца-модератора результатов чужого труда. Такая практика противоречит канонам педагогики вообще и цели, задачам СНО, в частности. Мы студентов учим паразитизму, прививаем им навыки пользования результатами чужого труда. Опасность этого явления не только и не столько в том, что нерадивый студент получает незаслуженную оценку, торжествует несправедливость. Все это полбеды. Самая главная опасность в том, что студент в силу своего развития этот недобросовестный поступок своего наставника может принимать за норму, за этический стандарт в науке. Это уже беда полная. Кто знает, какое развитие в дальнейшем получит в душе молодых людей наша необдуманная «доброта»! Не нашей ли «добротой» отчасти объясняется духовный, морально-этический уровеньсегодняшних казахстанскихученых, который, ксожалению, оставляетжелатьлучшего?

Каквидите, вопросы не простые, врядли можно найти однозначные ответы. Мы полагаем, чтодело не в ответах, а в постановке вопросов, которые сами по себе для добросовестных педагогов служат мерой профилактики возможных ошибок.

Обобщая свою мысль о роли СНО в обучении студентов, можно заключить, что работа СНО и ее эффективность служат одним из важных критериев деятельности кафедральных коллективов, научно-творческого потенциала и педагогического мастерства сотрудников кафедры. Участие студентов в работе СНО, освоение ими навыков анализа и обобщения материала, поиска и использования необходимой медицинской литературы стимулируют творческую активность, со временем переходя во внутреннюю потребность совершенствования, самообразования. Это уже совершенно другой, с позиции канонов классической педагогики, идеальныйуровеньобучения.

„ , _I I „„ _________Батыс Казакстан медицина журналы №2(30)2011 ж. 101

Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г. \ ____

ТYЙIН

Н.1. 1З1МБЕРГЕНОВ

БОЛАШАК ДЭР1ГЕРЛЕРД1 ДАЙЫНДАУДАГЫ СТУДЕНТТЕРД1Н ГЫЛЫМИ КОГАМЫНЫН МАИЫЗЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету Актебе каласы

Жумыста болашак дэр^ер мамандарын дайындаудагы студенттердiч гылыми когамыньщ мачызы женiнде айтылады. К/^ам жумысын тиiмдi уйымдастыру, студенттердiч шыгармашылык белсендтИн кетеру, кездесетiн кемшiлiктержэне оларды болдырмауженшде усыныстар берiлген. Автор студенттердiч гылыми когамы оку жумысыныч мачызды белИ, эр кафедраныч жумыс керсетюштер^ч бiрi деген корытынды жасайды.

Негiзгiсвздер: студент, гылым, кафедра.

SUMMARY

N.I. IZIMBERGENOV

ROLE OF STUDENT'S SCIENTIFIC SOCIETIES IN THE PREPARATION OF FUTURE DOCTORS

West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city

Participation of students in work of student's scientific societies (SSS) raises creative activity, imparts them skills ofthe analysis and generalization ofexperience, search and usingofthe necessary literature. WorkofSSS is an important component of educational process andoneof criteria ofan estimation of activity of chai rs. Ключевые слова: a student, a science, a chair

УДК 371-001

Ж.С. СУНДЕТОВ, Е.Ш. ШАЙХИМОВ, Г.Ж. КАНДЫГ¥ЛОВА, Т.Ж. СYНДЕТОВ

ТЕОРИЯЛЫК КАФЕДРАЛАРДА ПРОБЛЕМАЛЫК БАГЫТТАП ОКЫТУ ЭД1С1Н КОЛДАНУ МЭСЕЛЕЛЕР1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттк медицина университету Актебе каласы

Проблемалык багытталган окыту теориялык пэн кафедраларында студенттерге дэрiстердi енжарлы тычдатпай оларды белсендi iзденуге жэне бокп ойды кабылдауга Yйретедi. Сондыктан теориялык, медицина-биологиялык жэне клиникалык пэндер интеграциясы мен координациясы оку-эдiстемелiк жумыста кез келген медициналыкжогаргы окуорньндажеткiлiктiYлкен келемдi мэнге ие. Ал бом беру бос энциклопедиялык болмай, ашык емiрлiк тэжiрибелiк дэл мысалдармен берiлу керек. Шет ел тiлiн тiлдiк емес оку орындарында коммуникативтiкэдiспен окыту казiргi багдарламаларды iске асыруда еч колайлы багыт.

Нег/'зг/'свздер: проблема, оцыту, кафедра.

Шетел авторлары, медициналыкокуорындарында проблемалькбаFьттапокьтудь (ПБО) колдануда, окушылардыч материалдарды мечгеру келемi, YPДiстiк окьтудаFь мечгеру келемiмен бiрдей болуына карамастан, емтихан нэтижелерi, ПБО эдiсiмен окьFан курстарда, ежелгi эдiстермен салысты^анда жоFарь екендiгiн атап керсетедi. ПБО эдiсiн колданFан курстарда, студенттер тэжiрибелiк жетiлген даFДьльFьна байланысты, кездестiрген зэрулiктердi ез бетiнше шешетiн кабiлеттерi бар, ездерЫ баFалай да, даFДьль акпараттыкдеректердiжинайдабiлетiн, окушы ретiндетаньтабiлген [1].

102 Батыс Казахстан медицина журналы №2 (30) 2011 ж. / " "

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (30) 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.