Журнал Национального научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова
3
Преподавание лапароскопической хирургии в медицинском ВУЗе
Н.И. Изимбергенов, М.Н. Изимбергенов, А.С. Койшибаев
Западно-Казахстанская государственная медицинская академия им. М.Оспанова УДК 615.777.5
Медициналыц институтте лапароскопиялыц хирургияга оцыту
Н.1.Ымбергенов, Н.1.Ымбергенов, А.С. Цойшибаев Жумыста авторлар республикамызда алгаш рет cmydeHmepdi оцыту программасына цазiргi лапароскопиялыц хирургияны енгiзудi усынады№ Оздертщ тэжiребесiне CYüeHe отырып, хирургиялыц бул жаца тарауын 6 жэне 7 курстарда оцытудыц пайдалы екендтн дэлелдейдi.
Teaching of laparascopic surgery at higher medical institution
N.I.Izimbergenov, M.N.Izimbergenov, A.S. Koischibaev In this work the authors, being the first in the republic, raise the problem of introduction of new section of modern surgery "Laparoscopic Surgery" into the program of training of students at the higher medical institutions. On the basis of the experience of teaching this subject in the 6th year (subinternship in Surgery) the authors prove the expediency and advantages of training of future surgeons by broadened program.
Основное требование при подготовке специалистов в стенах высших медицинских учебных заведений - строгое соответствие программы обучения выпускников сегодняшнему уровню медицинской науки и практики. Без соблюдения этого принципа вузы будут выпускать ущербных специалистов, не способных решать реальные задачи здравоохранения. Прежде чем использовать таких специалистов для самостоятельной работы в лечебных учреждениях, их приходится доучивать, приводить вузовский багаж знаний выпускника в соответствие с реальными условиями практического здравоохранения.
Надо сказать, что эта проблема не нова. Из-за консерватизма вузовских программ, «старения» знаний студентов к моменту начала самостоятельной работы, определенное несоответствие между уровнем подготовки врачей и потребностями лечебных учреждений существовало всегда. Это традиционное расхождение, которое компенсировалось в процессе работы врача, особенно стало заметным в последние 10-15 лет в связи с внедрением в практику современной эндовидеохирургической технологии, оперативной лапароскопии. Новая технология внесла в хирургическую практику принципиальные изменения, причем настолько значимые, что французскими хирургами они названы «второй французской революцией».
Второй важный момент - ошеломляющая скорость распространения нового метода. Думаем, что не ошибаемся, утверждая, что история медицины до этого не знала случаев такого быстрого и повсеместного распространения того или иного нового способа лечения или диагностики. Если в первые годы (19901995 годы) видеоэндоскопические технологии
использовались в крупных республиканских и областных лечебных учреждениях, то в настоящее время малоинвазивная хирургия стала достоянием почти всех районных и городских больниц. Сегодня большинство хирургических операций, традиционно являющиеся уделом начинающих хирургов (аппендэктомия, грыжесечение, ушивание перфоративных язв и т.д.) выполняются лапароскопическим методом. К этим сугубо медицинским проблемам присоединились и социальные факторы - население требует выполнения этих видов оперативных вмешательств.
На этом фоне бурно развивающегося научно-технического прогресса в практическом здравоохранении программа вузовской подготовки специалистов пока остается без существенных изменений. И этот разрыв между уровнем подготовки врачей в стенах вузов и реальными условиями работы хирургических отделений страны достиг недопустимых пределов.
Наши выпускники после окончания субординатуры и интернатуры сегодня не могут полноценно работать ординаторами хирургических отделений больниц, включая и районные. Самое главное, они приступают к работе, не имея четких представлений о возможностях, об ограничениях и недостатках нового метода. Естественно, они не могут правильно оценить роль и определить место новой технологии среди имеющихся в распоряжении врачей способов выполнения оперативных вмешательств. Как известно, именно эти вопросы служат основой рационального использования любого метода лечения и, в том числе, современной эндови-деохирургической технологии.
По-видимому, этими изъянами подготов-
4
Вестник хирургии Казахстана
ки врачей в вузе объясняются имеющиеся на сегодня негативные тенденции в применении лапароскопии в клинической практике: стремление расширить показания к ее использованию, склонность к фетишизации метода, недостаточная общая подготовка эндовидеохирургов по основным разделам традиционной открытой хирургии.
Учитывая это обстоятельство, нами в 2006 году впервые в стране в программу подготовки субординаторов-хирургов введен специальный курс(цикл)лапароскопической хирургии. Наша инициатива является первой не только в республике, но и в странах СНГ Поэтому мы были лишены возможности перенять или ориентироваться на опыт коллег Например, эта проблема в России впервые обсуждалась в мае 2006 года в г. Казань на расширенном заседании правления общества эндоскопических хирургов России. В это время мы уже работали над программой преподавания курса, организацией обсуждения и утверждения ее в соответствующих подразделениях вуза, а в 2006-07 учебном году реализовали на практике.
Для преподавания курса отведено 8 лекционных и 14 практических часов. На лекциях излагались: история вопроса, особенности и отличия лапароскопической хирургии от традиционной, показания, противопоказания, возможные ошибки и осложнения метода, меры их профилактики. Отдельно излагались возможности метода в плановой и неотложной хирургии. Практические занятия включали знакомство студентов с аппаратурой и оборудованием, присутствие на лапароскопических операциях, изучение в записях наиболее часто выполняемых операций в специально оборудованных классах, работа на самодельных тренажерах, которые изобретены сотрудниками кафедры.
Большие трудности испытывали в обеспечении студентов необходимыми учебными пособиями. Пока в странах СНГ нет адаптированных для студентов учебников и учебно-методических пособий. Поэтому первоначально пришлось обходиться лекционным материалом и методическими пособиями, составленными сотрудниками кафедры. В этом году нами издан типографским способом курс лекций (Н.И. Изимбергенов. Лапароскопическая хирургия. Актобе, 2008, 85
с.), подготовлен и его электронный вариант. К сожалению, пока тираж книги (300 экз.) не удовлетворяет потребностям нуждающихся в ней студентов. Тем не менее, начало уже есть, выпущен труд, который ведущими учеными страны - рецензентами, рекомендован в качестве учебного пособия для студентов старших курсов и врачей интернов. При заинтересованности медицинских вузов и соответствующей организации переиздания и распространения данное учебное пособие может стать доступным для всех студентов.
Как уже указывалось, для преподавания лапароскопической хирургии мы выбрали XII семестр - время прохождения студентами субординатуры по хирургии. Выбор именно этого семестра, по нашему мнению, наиболее оправдан. Во-первых, студенты на У-курсе завершают общую подготовку по предмету и на базе их знаний по традиционной хирургии значительно облегчается восприятие новых методов выполнения оперативных вмешательств.
Во-вторых, знакомство с основами лапароскопической хирургии во время субординатуры позволяет выпускникам более полноценно проходить интернатуру на базе лечебных учреждений, оснащенных современной эндовидеохи-рургической технологией.
Как показало анкетирование учащихся, студенты хорошо отзываются о ценности прохождении цикла. Кстати, все занятия со субординаторами по циклу лапароскопической хирургии активно посещали и интерны, проходящие обучение на нашей базе.
Таким образом, необходимость обучения студентов новому направлению хирургии не вызывает сомнений. Первый и самый трудный шаг уже сделан. Еще предстоит преодолеть немало трудностей, связанных с обеспечением необходимыми учебно-методическими, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, организацией кабинетов, оснащенных стандартными тренажерами. Надеемся, что наша инициатива будет поддержана коллегами из других вузов и эта, на наш взгляд, отвечающая насущным запросом практического здравоохранения, методика подготовки специалистов будет официально внедрена во всех медицинских учебных заведениях страны.