Научная статья на тему 'Вклад академика Б. В. Петровского в развитие системы медицинского образования (к 110-летию со дня рождения)'

Вклад академика Б. В. Петровского в развитие системы медицинского образования (к 110-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ / ОРДИНАТУРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ / ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИРУРГИИ / РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ / УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MEDICAL EDUCATION SYSTEM / THE QUALITY OF TRAINING MEDICAL PERSONNEL / RESIDENCY / ADVANCED MEDICAL TRAINING / THE PRINCIPLES OF TEACHING SURGERY / THE ROLE OF UNIVERSITY SCIENCE / EDUCATIONAL-SCIENTIFIC-INDUSTRIAL COMPLEXES / DEONTOLOGICAL ETHICS IN MEDICAL TEACHING PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кабанова Светлана Александровна, Ложкевич Инна Юлиановна

Академик Б.В. Петровский, выдающийся русский хирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения и медицинской науки, основатель крупнейшей научной школы, внес большой вклад в реформирование национальной системы медицинского образования. По инициативе и под руководством Б.В. Петровского в целях улучшения качества подготовки специалистов здравоохранения проводилась реорганизация высшей медицинской школы, интенсивно развивалась и качественно совершенствовалась система последипломного обучения. Б.В. Петровскому принадлежит приоритет в создании учебно-научно-производственных комплексов как оригинальной формы организации научно-исследовательской, лечебной и педагогической деятельности, им были предложены принципы преподавания хирургии на дои последипломном этапах. Основные идеи академика Б.В. Петровского о специализации, этапности, преемственности, непрерывности при подготовке врачей прочно вошли в жизнь и сегодня не утратили своей актуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кабанова Светлана Александровна, Ложкевич Инна Юлиановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academician B.V. Petrovsky''s contribution to development of the medical education system (on the occasion of the 110th anniversary of his birth)

Academician B.V. Petrovsky outstanding Russian surgeon, scientist, teacher, organizer of public health and medical science, founder of the largest scientific school made a great contribution to the reform of the national medical education system. In order to improve the quality of training for health professionals, at the initiative and under the leadership of B.V. Petrovsky the reorganization of the higher medical school was carried out, the system of postgraduate education was intensively developed and qualitatively improved. B.V. Petrovsky has a priority in the creation of educational-scientific-industrial complexes as an original form of organization of scientific research, medical and pedagogical activities, he offered principles of teaching surgery at underand postgraduate stages. Academician B.V. Petrovsky's main ideas about specialization, gradualness, consistency, continuity in the training of doctors firmly entered life and today have not lost their relevance.

Текст научной работы на тему «Вклад академика Б. В. Петровского в развитие системы медицинского образования (к 110-летию со дня рождения)»

ВКЛАД АКАДЕМИКА Б.В. ПЕТРОВСКОГО В РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Кабанова С.А.1, Ложкевич И.Ю.2

1 ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского» Департамента здравоохранения г. Москвы

2 ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского», Москва

Академик Б.В. Петровский, выдающийся русский хирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения и медицинской науки, основатель крупнейшей научной школы, внес большой вклад в реформирование национальной системы медицинского образования. По инициативе и под руководством Б.В. Петровского в целях улучшения качества подготовки специалистов здравоохранения проводилась реорганизация высшей медицинской школы, интенсивно развивалась и качественно совершенствовалась система последипломного обучения. Б.В. Петровскому принадлежит приоритет в создании учебно-научно-производственных комплексов как оригинальной формы организации научно-исследовательской, лечебной и педагогической деятельности, им были предложены принципы преподавания хирургии на до- и последипломном этапах. Основные идеи академика Б.В. Петровского о специализации, этапности, преемственности, непрерывности при подготовке врачей прочно вошли в жизнь и сегодня не утратили своей актуальности.

Ключевые слова:

система медицинского образования, качество подготовки медицинских кадров, ординатура, повышение квалификации врачей, принципы преподавания хирургии, роль вузовской науки, учебно-научно-производственные комплексы, этико-деонтологическое воспитание

ACADEMICIAN B.V. PETROVSKY'S CONTRIBUTION TO DEVELOPMENT OF THE MEDICAL EDUCATION SYSTEM (ON THE OCCASION OF THE 110th ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)

Kabanova S.A.1, Lozhkevich I.Yu.2

1 N.V. Sklifosovsky First Aid Research Institute, Moscow

2 B.V. Petrovsky National Research Center of Surgery, Moscow

Academician B.V. Petrovsky - outstanding Russian surgeon, scientist, teacher, organizer of public health and medical science, founder of the largest scientific school - made a great contribution to the reform of the national medical education system. In order to improve the quality of training for health professionals, at the initiative and under the leadership of B.V. Petrovsky the reorganization of the higher medical school was carried out, the system of postgraduate education was intensively developed and qualitatively improved. B.V. Petrovsky has a priority in the creation of educational-scientific-industrial complexes as an original form of organization of scientific research, medical and pedagogical activities, he offered principles of teaching surgery at under- and postgraduate stages. Academician B.V. Petrovsky's main ideas about specialization, gradualness, consistency, continuity in the training of doctors firmly entered life and today have not lost their relevance.

Keywords:

medical education system, the quality of training medical personnel, residency, advanced medical training, the principles of teaching surgery, the role of university science, educational-scientific-industrial complexes, deontological ethics in medical teaching practices

Академик Борис Васильевич Петровский, выдающийся русский хирург, ученый, педагог, организатор здравоохранения и медицинской науки, основатель крупнейшей научной школы, более 30 лет возглавлял кафедру госпитальной хирургии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России и организованный на базе этой кафедры Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной хирургии (сегодня - ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского») и в течение 15 лет занимал пост министра здравоохранения СССР (19651980 гг.). Осознавая в полной мере, что подготовка специалистов - один из главных вопросов здравоохранения в условиях научно-технического прогресса, развития и специализации науки, в том числе медицинской, и рассматривая проблему обучения медицинских кадров как важную и сложную задачу, требующую самого пристального внимания и неотложных решений, Б.В. Петровский внес большой вклад в реформирование национальной системы медицинского образования. Основные идеи академика Б.В. Петровского о специализации, этапности, преемственности, непрерывности при подготовке врачей прочно вошли в практику.

По инициативе и под руководством Б.В. Петровского в целях улучшения качества обучения молодых специалистов проводилась реорганизация высшей медицинской школы, вводились новые программы и учебные планы в медицинских институтах, новые специальности, создавались новые учреждения учебного профиля, новые педиатрические и стоматологические факультеты, были приняты меры, направленные усиление роли науки в ву-

зах. Для усиления системы усовершенствования и специализации врачей были созданы новые факультеты и институты усовершенствования врачей, открыты факультеты повышения квалификации для преподавателей медицинских вузов, развивалась система последипломной подготовки медицинских кадров на базе клиник научно-исследовательских институтов, а также на местных крупных больничных и поликлинических базах, решалась задача по обеспечению усовершенствования практических врачей через 5 лет, во многих государственных институтах усовершенствования врачей были организованы специальные циклы по подготовке руководящих кадров здравоохранения всех уровней, большое внимание уделялось расширению материально-технической базы учреждений системы повышения квалификации медицинских работников и совершенствованию учебного процесса.

В докладе на торжественном собрании представителей медицинской общественности столицы, посвященном Дню медицинского работника, в июне 1974 г. Б.В. Петровский сказал: «Любые достижения медицинской науки, самая совершенная медицинская техника окажутся полезными лишь в том случае, если у постели больного будет гуманный и образованный человек - врач, вооруженный передовыми знаниями, мыслящий современными категориями. Вот почему важная проблема сегодняшнего дня - повышение квалификации врача. Мы должны повысить качество подготовки врачей и средних медицинских работников, улучшить систему усовершенствования врачей. Знания врачей постоянно должны совершенствоваться и углубляться, только тогда будет повышаться и качество медицинской помощи» [1]. В законодательном порядке

было закреплено, что в нашей стране усовершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников является государственной задачей, а систематическое повышение квалификации - обязанность каждого врача и провизора. В настоящее время это реализуется через внедряемую систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Решающую роль в совершенствовании структуры и организации последипломного медицинского образования сыграла передача 10 ведущих медицинских вузов страны и всех 12 институтов усовершенствования врачей из ведения министерств здравоохранения союзных республик в подчинение Министерства здравоохранения СССР (МЗ СССР), в составе которого было организовано Главное управление медицинских учебных заведений, - это положительно отразилось не только на количестве специалистов, проходящих все виды последипломного обучения, но и главным образом на качестве их подготовки. С этого периода началась разработка и внедрение во все институты единых методических принципов обучения, норм и требований, учебных планов и программ, было введено единое планирование, основанное на реальной потребности органов здравоохранения в различных видах повышения квалификации врачей и провизоров, с координацией всех планов по специализации и усовершенствованию в Главном управлении медицинских учебных заведений (ГУМУЗ).

Составной частью реформы медицинского образования явилось введение субординатуры и интернатуры. Выступая в 1975 г. на заседании Ученого медицинского совета МЗ СССР по вопросам подготовки врачей, Б.В. Петровский наметил

пути решения ряда проблем. «Для улучшения преподавания хирургии студентам 111—V курсов необходимо показывать все многообразие патологии, надо вернуться к пироговскому принципу преподавания, осуществить четкую интеграцию программы по терапии и хирургии в вопросах выбора метода лечения; повыситьтребо-вательность к домашней самоподготовке студентов, к их активной работе на лекциях; бескомпромиссно оценивать знания и умения студентов на экзаменах. В субординатуре никакими смежными дисциплинами, кроме анестезиологии и реанимации, студенты заниматься не должны; обязательна отработка операционной техники на трупах и дежурства не реже 3 раз в мес; не выполнивших программу оставлять на 2-й год без выдачи стипендии; обучение проводить в скоропомощных больницах по ургентной хирургии. Необходима преемственность между субординатурой и интернатурой, обучение надо проводить на той же кафедре по единой программе, единой методике; сократить группы интернов до 8 человек; на 60—70 кроватей — 1 группа субординаторов и 2 интерна; государственный экзамен по специальности проводить после интернатуры, а не субординатуры; четко определять уровень знаний и умений выпускника; база работы со студентами и интернами получает статус клинической, в которой должности главного врача, заместителей и заведующих отделениями должны занимать сотрудники одного медицинского вуза (заведующие кафедрами, профессора, доценты, ассистенты); отчет клинической базы должен начинаться с раздела об обучении студентов и о повышении квалификации врачей больницы. Ординатура должна готовить квалифицированного хирурга, целесообразно принимать в нее лишь через

3 года после окончания интернатуры; руководит ординатором заведующий кафедрой лично, за что ему начисляется 200 часов в год; ординатор должен вести 15 больных; экзаменационная комиссия по окончанию ординатуры должна определять врачебную категорию и указывать должность, на которой может работать данный специалист» [2]. Предложенные Б.В. Петровским принципы преподавания хирургии на до- и последипломном этапах и сегодня не утратили своей актуальности.

Академик Б.В. Петровский считал, что «нашей бедой является разделение здравоохранения на 3 части - научную, учебную и практическую, каждая из которых выполняет свои функции, цели и задачи, которые подчас не совпадают, и чем скорее мы сломаем искусственные барьеры, тем больший эффект мы получим» [2]. Еще в середине XVIII в. М.В. Ломоносов ратовал за объединение под одной крышей гимназии, университета и академии наук, о необходимости перестройки вузовской науки, поиска путей совершенствования системы обучения и воспитания молодых специалистов писали В.И. Вернадский, Л.Д. Ландау, А.И. Берг и другие выдающиеся ученые, но начало воплощению передовых идей в этом направлении было положено Б.В. Петровским. Созданная им в 1963 г. новая организационная структура «кафедра - Научно-исследовательский институт» стала прообразом существующих ныне госпитальных клиник ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет

им. А.И. Евдокимова» Минздрава России и других медицинских вузов и стала отличной клинической базой для работы со студентами, ординаторами, врачами. 5 июля 1968 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», которое предусматривало объединение научно-исследовательских институтов с профильными кафедрами медицинских вузов и институтов усовершенствования врачей. Учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) постепенно возникли во многих медицинских институтах, однако академику Б.В. Петровскому принадлежит первенство в создании этой оригинальной формы организации научно-исследовательской, лечебной и педагогической деятельности [3].

Много сил и энергии Борис Васильевич отдавал педагогической работе, своим примером подчеркивая высокую ответственность педагога в сложном и деликатном процессе формирования новых поколений врачей. Б.В. Петровский не уставал повторять, что накопление знаний - процесс постоянный, требующий систематической работы не только на студенческой скамье, но и в течение всей жизни врача, и к этому следует приучать себя как можно раньше. Специфика работы врача требует, чтобы он в течение всей своей профессиональной деятельности всегда был на уровне требований современной медицинской науки, постоянно повышал свою квалификацию. По убеждению Б.В. Петровского, становление специалиста должно происходить на хорошей базе знаний фундаментальных наук (анатомии, физиологии, пропедевтики) и опыта работы врачом общей практики.

Подготовленные Б.В. Петровским на основе богатого хирургического опыта и стремления помочь молодым овладеть сложной профессией врача «Избранные лекции по клинической хирургии», опубликованные в 1968 г., и учебник «Хирургические болезни», изданный в 1980 г., стали настольными книгами для студентов старших курсов медицинских вузов и молодых специалистов. Лекции академика Б.В. Петровского всегда поражали глубиной мысли, прозорливостью, принципиальной оценкой вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня России. Борис Васильевич — Учитель, общаясь с которым, врачи росли не только профессионально, но обогащались в историческом, культурном, общеобразовательном отношениях.

Особое внимание Б.В. Петровский всегда уделял проблеме этико-деонтологического и правового воспитания молодых специалистов (в 1988 г. вышло его фундаментальное двухтомное руководство «Деонтология в медицине») и пропаганде научного наследия корифеев отечественной медицины, что, безусловно, имело важное значение для воспитания студентов, врачей, научных работников в лучших традициях отечественной науки и медицины и решения проблемы гуманизации обучения в системе медицинского образования и врачевания в целом. В 1987 г. студенты и врачи получили возможность знакомиться с историей и тра-

дициями Российского научного центра хирургии (РНЦХ), основными научными достижениями и приоритетами хирургической школы академика Б.В. Петровского в Музее хирургии, открытом в РНЦХ по инициативе Б.В. Петровского.

«Решение любой проблемы прежде всего зависит от наличия соответствующих специалистов, поэтому подготовка и усовершенствование врачей должны быть предметом постоянной заботы организаторов здравоохранения», — говорил Б.В. Петровский в докладе на VIII совещании министров здравоохранения социалистических стран в декабре 1966 г. [4]. Учитывая это обстоятельство, несмотря на широкий круг стоявших перед ним задач, академик Б.В. Петровский сумел сделать очень много для интенсивного развития и качественного совершенствования системы обучения медицинских кадров в нашей стране.

Сегодня, сопоставляя основные положения действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года», мы видим, что многие предложения и начинания в решении проблем медицинского образования схожи с идеями, приоритетами, принципами, высказанными академиком Б.В. Петровским.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кабанова Светлана Александровна - доктор медицинских наук, заместитель директора по научно-организационной работе ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского» Департамента здравоохранения г. Москвы Ложкевич Инна Юлиановна - кандидат медицинских наук, руководитель отдела научных программ и подготовки кадров ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского» E-mail: ucheba0maiLmed.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский Б.В. Программа мира КПСС и гуманизм советской медицины (Доклад министра здравоохранения СССР на торжественном собрании представителей медицинской общественности столицы, посвященном Дню медицинского работника, 7 июня 1974 года) // Медицинская газета. 12.06.1974. С. 1-2.

2. Петровский Б.В. Тезисы выступления на заседании Ученого медицинского совета МЗ СССР // Рукопись, 1975, 6 м/п с. (из архива Б.В. Петровского).

3. Петровский Б.В. Справка о Госпитальной хирургической клинике // Рукопись, 1975, 6 м/п с. (из архива Б.В. Петровского).

4. Черкасов В.Л. VIII совещание министров здравоохранения социалистических стран. М. : Медицина, 1967. 199 с.

REFERENCES

1. Petrovsky B.V. The CPSU Peace Program and the Humanism of Soviet Medicine (Report of the Minister of Health of the USSR at the solemn meeting of representatives of the capital medical community dedicated to the Day of Medical Worker, June 7, 1974). Meditsinskaya gazeta [Medical Newspaper]. 12.06.1974: 1-2. (in Russian)

2. Petrovsky B.V. Theses of speech at the meeting of the Academic Medical Council of the Ministry of Health of the USSR. In: Manuscript, 1975, 6 m/p s. (from the archives of B.V. Petrovsky). (in Russian)

3. Petrovsky B.V. Information about the Clinical Surgical Hospital. In: Manuscript, 1975, 6 m/p s. (from the archives of B.V. Petrovsky). (in Russian)

4. Cherkasov V.L. VIII meeting of ministers of health of socialist countries. Moscow: Meditsina, 1967: 199 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.