Научная статья на тему 'Роль изобразительной деятельности в формировании познавательной активности старших дошкольников'

Роль изобразительной деятельности в формировании познавательной активности старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ТИПЫ АКТИВНОСТИ / TYPES OF ACTIVITY / ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / TENDENCY IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STAGES / ВИДЫ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FORMS / DEPICTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Елена Руфовна

В статье рассматривается сущность понятия «познавательная активность», его специфика, а также виды и типы, тенденции, этапы и методы развития и стимуляции познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DEPICTIVE ACTIVITY IN MOLDING THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE SENIOR PRESCHOOLERS

The article is focused on the essence of the concept of cognitive activity, its specific character, types, tendencies and development stages, as well as forms, methods of development and stimulation of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Роль изобразительной деятельности в формировании познавательной активности старших дошкольников»

#

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ROLE OF DEPICTIVE ACTIVITY IN MOLDING THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE SENIOR PRESCHOOLERS

Е. Р. Фадеева

В статье рассматривается сущность понятия «познавательная активность», его специфика, а также виды и типы, тенденции, этапы и методы развития и стимуляции познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, типы активности, тенденции в развитии познавательной активности, этапы развития, виды, изобразительная деятельность.

E. R. Fadeeva

The article is focused on the essence of the concept of cognitive activity, its specific character, types, tendencies and development stages, as well as forms, methods of development and stimulation of cognitive activity.

Keywords: cognitive activity, types of activity, tendency in the development of cognitive activity, development stages, forms, depictive activity.

Ребенок дошкольного возраста - личность думающая, наблюдающая, любознательная, экспериментирующая. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу изобретений и открытий, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности. По мнению психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное становление и развитие личности. Искусству и творческой деятельности отводится в этом процессе особое место. Именно в них создаются наиболее благоприятные предпосылки для проявления и воспитания познавательной активности у старших дошкольников, складываются способы познавательной и практической продуктивной деятельности, адекватные поставленным познавательным задачам.

В работах Е. Е. Клопотовой подчеркивается яркое проявление познавательной активности в дошкольном возрасте, находящее свое проявление в бесконечных детских вопросах «Почему?». По мнению автора, организация учебного и воспитательного процесса должна быть построена таким образом, чтобы всегда пробуждать у дошкольников желание активно использовать свои силы и возможности, становиться в позицию активного деятеля. У детей дошкольного возраста ярко выражена творческая активность. Для дальнейшего развития познавательной и творческой активности дошкольников можно использовать занятия по разнообразным видам изобразительной деятельности [1].

Продуктивные и творческие виды деятельности стимулируют развитие познавательной активности у старших дошкольников. Естественные для ребенка любопытство и познавательная потребность перерастают в любознательность, а затем - в познавательный интерес и постепенно формирующуюся потребность к систематическому активному усвоению знаний, умений и навыков [1].

Чтобы формирование познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста шло успешно на

занятиях различными видами изобразительной деятельности, взрослому необходимо знать особенности развития творческой деятельности старших дошкольников, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и четко представлять себе, что понимается под данным определением. В современной науке существуют различные точки зрения относительно понятия «познавательная активность»:

Ряд ученых, такие как Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Дж. Локк и другие, рассматривают данное понятие как естественное стремление детей к познанию, которое проявляется с ранних дней его жизни.

Л. С. Выготский, П. Н. Груздев, Н. Н. Поддьяков придерживаются другой, достаточно популярной точки зрения и определяют познавательную активность как характеристику деятельности дошкольника.

Еще одна группа ученых считает, что познавательная активность - это качество личности, которое включает в себя стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Среди педагогов и психологов, разделяющих данную точку зрения, можно отметить Г. И. Щукину, Л. И. Божович, Т. И. Шамову и др.

Выделяются несколько типов активности:

1. Репродуктивно-подражательная активность. С ее помощью опыт деятельности накапливается через опыт другого. Здесь приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через освоение опыта других.

2. Поисково-исполнительская активность. Это более сложный тип, так как он предполагает большую степень самостоятельности. Здесь ребенок выступает в роли исполнителя, а педагог ставит перед ним задачи.

3. Творческая активность - высший тип активности. Здесь задачи могут ставиться самими детьми, но способы их решения всегда выбираются новые и оригинальные [2].

Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста понимается активность, проявляе-

Ф

мая в процессе познания. Она выражается в заинтересованности старших дошкольников в получении информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его.

Выделяются следующие тенденции в развитии познавательной активности старших дошкольников:

1. Противоречие в представлениях. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок очень хорошо чувствует, что тех представлений, которые у него уже сформированы, не достаточно для познания окружающего мира.

2. Стремление расширить кругозор. Для детей старшего дошкольного возраста характерно стремление к познанию нового.

3. Стремление вникнуть и выявить существующие связи и отношения. Старшие дошкольники стремятся не только узнать как можно больше, но и понять существующие между различными явлениями связи, вникнуть в суть изучаемого. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-сим-волическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

4. Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Познавая различные объекты, события, явления, ребенок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путем созидания [3].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дает возможность охарактеризовать познавательную активность дошкольников как сложное психическое образование со следующими чертами:

1. Избирательная направленность.

2. Органическое единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов.

3. Действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на изучение предметов и явлений окружающей действительности, в преодолении трудностей, проявлении волевых усилий для достижения целей.

Как показывают исследования Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой и др., познавательная активность не является психическим качеством личности, присущим ей с рождения. Она формируется в процессе деятельности дошкольника, его активном участии в окружающей его социальной жизни. При этом путь развития познавательной активности ребенка проходит в несколько этапов:

1. Интерес к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира.

2. Проникновение в сущность предметов и явлений окружающего мира.

3. Обнаружение связей и отношений, существующих между предметами и явлениями окружающего мира [4].

Мир, в котором живет и развивается дошкольник, наполнен богатым содержанием, он многогранен, разнообразен, противоречив. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понять окружающий мир, активно проявляет интерес к его познанию. Все это способствует развитию активности ребенка в процессе познания. В творческой изобразительной деятельности познавательная активность дошкольников рассматривается как усвоение ими доступного и адаптированного к возрасту художественного опыта и дальнейшее самостоятельное использование его в творческой деятельности. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о видах, жанрах, материалах изобразительного искусства и их возможностях, способах работы и использования влияет на развитие чувств, отношение к миру, стимулирует поведенческую и познавательную активность, влияет на развитие личности в целом.

По мнению Р. И. Капустиной, педагоги и воспитатели, руководя процессом познания ребенком окружающего мира, новых видов деятельности, должны отбирать такой материал для изучения дошкольниками, который помогал бы им учиться устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между предметами и явлениями, сравнивать их между собой, анализировать, а также развивать творческое отношение к познанию [5].

В процессе занятий изобразительным творчеством у старших дошкольников стимулируются и развиваются самые разнообразные виды активности:

1. Познавательная активность.

2. Эмоциональная активность.

3. Активность, способствующая установлению связей между разными видами деятельности.

4. Активность, способствующая уточнению представлений детей о видах, жанрах, материалах изобразительного искусства и способах их использования.

5. Творческая активность.

Все эти разновидности активности дошкольников на занятиях различными видами изобразительной деятельности развиваются и стимулируются соответствующими группами методов:

1. Методы, стимулирующие познавательную активность.

2. Методы, стимулирующие эмоциональную активность.

3. Методы, развивающие умение устанавливать связи между разнообразными предметами и явлениями окружающего мира.

4. Методы, уточняющие и развивающие представления детей о видах, жанрах, материалах изобразительного искусства, способах и техниках изображения.

5. Методы, стимулирующие творческую активность.

Основной формой обучения в детском саду являются

занятия, на которых воспитателями, педагогами дополнительного образования создаются благоприятные условия для усвоения детьми знаний, умений и навыков в различных областях деятельности, развития способностей детей, формирования познавательной активности. Занятия по

$

изобразительной деятельности, организованные с использованием разнообразных способов действия, множеством игровых ситуаций, стимулируют формирование и проявление познавательной активности в различных ее видах.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся во всех возрастных группах. В процессе проведения занятия очень важна эмоциональность педагога, настраивающего детей на выполнение задания, - это повышает внимание детей к заданию, их познавательную активность. При проведении занятий по изобразительной деятельности выделяются три основные части: первая - объяснение детям темы занятия, его цели. Педагог настраивает детей на выполнение какого-то вида работы: рисования, лепки, аппликации, конструирования и т. д., активизирует внимание и создает эмоциональный настрой в соответствии со спецификой задания и возрастными особенностями детей. Все вышеперечисленное - важнейшие компоненты познавательной активности.

Во второй части занятия происходит самостоятельная работа детей по выполнению заданий педагога или работа по собственному замыслу. На занятиях по изобразительной деятельности роль педагога на данном этапе сводится к стимулированию действий детей словесными методами, активизации памяти, опыта и знаний ребенка по данной теме. При возникновении затруднений выясняется причина и предлагаются разнообразные варианты разрешения сложившийся ситуации.

Третья часть занятия предполагает анализ выполнения задания и его оценку. По окончании работы над заданием устраивается выставка детских работ - рисунков, скульптур, аппликаций, конструкторских поделок, их обсуждение и положительная оценка педагогом. Эта часть занятия может содержать и игровой момент: педагог создает ситуацию и

предлагает детям поиграть со скульптурами, конструкциями, украсить рисунками и аппликациями группу.

На протяжении всего занятия по изобразительной деятельности педагогом решается множество задач: формируется способность к обучению, активизируется творческий процесс и познавательная активность дошкольников.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность, во всем многообразии проявления видов, жанров, средств, способов изображения и техник содержит большие возможности для формирования и дальнейшего развития познавательной активности старших дошкольников. При этом самыми эффективными могут являться такие методы, как постановка проблемных вопросов, использование воображаемых ситуаций, рассказ педагога, активное слушание, подбор и показ высокохудожественных образцов изобразительного искусства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клопотова Е. Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2005.

2. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.: Учпедгиз, 1935.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

5. Капустина Р. И. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 10.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ СРЕДСТВАМИ КВИЛЛИНГА

DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE AT THE ART DESIGNING CLASSES BY MEANS OF QUILLING

В. Н. Гурвиц

В статье рассматривается тема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию средствами квиллинга. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по квиллингу.

Ключевые слова: развитие, творчество детей, художественное конструирование, квиллинг, занимательность, побуждающая к деятельности.

V. N. Gurvits

In the article the theme of development of creation for the children of senior preschool age is examined with the help of classes on the artistic constructing facilities of quilling. Valuable for the development of the methodology research are formulated, the basic stages of development of creation at the quilling classes are underlined.

Keywords: development, children's creativity, artistic constructing of quilling entertaining, propulsive to activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.