УДК 37.032
Алексеева С.О.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, Липецкий государственный педагогический университет имени Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)
Башкатов И.А.
доктор педагогических наук, доцент кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, Липецкий государственный педагогический университет имени Семенова-Тян-Шанского (Россия, г. Липецк)
Мещеряков В.Д.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Липецк)
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности формирования личности школьника средством изобразительного искусства. Искусство рассматривается в качестве посредника между человеком и внешним миром, как одна из форм передачи накопленного поколениями нравственно-эстетического опыта, а также как средство накопления личного опыта познания законов и закономерностей окружающего мира.
Ключевые слова: формирование личности, изобразительное искусство, эстетическое воспитание, художественное творчество.
Формирование личности происходит под воздействием большого количества факторов. Период школьного обучения у человека связан в первую очередь с гносеологической потребностью, вместе с тем, свойственно преобладание эмоциональной сферы в познании. В школьном возрасте происходит активное развитие способности перехода от конкретного мышления к абстрактному, на что в основном и ориентирован традиционный подход в школьном образовании. Вместе с тем, обучение направленное, не только на развитие абстрактного мышления, но и опирающиеся на образное мышление, занимавшее место основного инструмента познания в дошкольном и младшем школьном возрасте, обеспечивает принцип преемственности одного звена обучения к другим, что в свою очередь делает весь процесс обучения более комфортным для школьников, отчасти решая вопросы адаптационного характера. Образная форма изучения окружающего мира продолжает оставаться потенциально мощным средством в формировании личности школьника.
Петрова Н.Ю. в своём исследовании поднимает проблему определения научного статуса педагогического потенциала изобразительного искусства в формировании личности младшего школьника. Указывает на его роль в «духовно-нравственном развитии и эстетическом восприятии мира, воспитании художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством» [4, с. 113]. Также указывает на изобразительное искусство как средство познания, что в свою очередь через умственное развитие связывает с развитием речи.
При переходе в среднее звено школьного обучения, изобразительное искусство не должно терять своего значения в формировании личности.
Н.В. Бычкова и В.В. Волкова, проводя экспериментальное исследование, указывают на роль уроков изобразительного искусства «...с применением краеведческого материала с их разнообразными ресурсами и творческим потенциалом» [1, с. 188]. Решению проблемы формирования духовно-нравственной культуры
личности через изобразительное искусство занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Г. Песталоцци, П.П. Чистяков, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Л.Г. Медведев.
Соприкосновение с художественным творчеством позволяет окунуться в эстетическую форму освоения мира. Это связанно со способностью художника передавать в своей работе некий сюжет, поднимая определённую тему и передать своё отношение к изображённому. Огромное значение имеет то, как прочитывается созданный образ зрителем, то есть школьником. Ещё большее значение в формировании своего отношения к окружающему имеет сам процесс создания образа. Когда школьник не просто анализирует представленный к его вниманию сюжет, но и сам пытается передать прочувствованное - это позволяет более основательно проникнуться в привлекшую внимание проблему, изучить её более внимательно.
Газманом О.С. введено понятие «базовая культура личности» - «реализуемая в деятельности человека: знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения» [2, с. 96]. Так изучение искусства в школе направленно на решение задач духовно-эстетического обогащения, обучения умениям и навыкам, позволяющим вовлекать школьников в активную художественно-творческую деятельность, а также развития творческих способностей.
Л.Г. Медведев утверждает, что изучение шедевров мирового искусства и культуры в плане формирования эстетических и духовно-нравственных качеств личности не может заменить «последовательную, мотивированную практическую деятельность, направленную... на эмоционально-образное познание окружающего мира в процессе посильного освоения различных способов изображения» [3, с. 138].
Саутиева Ф.Б. в своём исследовании теоретических подходов формирования личности школьников также акцентирует значение самодеятельности в образовательно -воспитательном процессе, обращая внимание на подлинно творческие её проявления в противовес ««репродуктивной», повторяющей известные образцы» [5, с. 75].
На формирование личности школьника влияет абсолютно всё, что так или иначе
с ним соприкасается. Именно поэтому ребёнок должен быть окружён наибольшим
количеством образов, способных вызвать яркие положительные эмоции, необходимые
17
для формирования положительных качеств его личности. Искусство рассматривается в качестве посредника между человеком и внешним миром, как одна из форм передачи накопленного поколениями нравственно-эстетического опыта, а также как средство накопления личного опыта познания законов и закономерностей окружающего мира. Таким образом, изобразительное искусство выступает в качестве средства, удовлетворяющие такие специфические потребности человека, как созерцать, наблюдать, анализировать, творить, принадлежать культурной общности, позволяя проявлять свою индивидуальность, в процессе чего происходит формирование личного мировоззрения.
Список литературы:
Бычкова Н.В., Волков В.В. Изобразительное искусство как средство формирования духовно-нравственной культуры личности // Культура. Духовность. Общество. 2012. №1. С. 187-191. Иванова Ю.В., Михайлова А.Е. Формирование абстрактных понятий нравственной сферы младших школьников как основа нравственного становления личности // Альманах мировой науки. 2017. №5(20). С. 95-99.
Медведев Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся // Философия образования. 2016. №6(69). С. 134-140.
Петрова Н.Ю. Педагогический потенциал изобразительного искусства в формировании и развитии личности младшего школьника // В сборнике: Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции инновации. Сборник научных статей. 2016. С. 112-115.
Саутиева Ф.Б. Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания // Мир науки, культуры, образования. №1 (74) 2019. С. 74-76.