Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна
Ингушский государственный университет (г. Магас)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности устного народного творчества в эстетическом воспитании школьников, где устное народное творчество имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в совершенствовании и повышении эффективности эстетического воспитания школьников.
Ключевые слова: фольклор, эстетическое воспитание, устное народное творчество, школьники, ингушский фольклор.
Annotation. This article examines the peculiarities of oral folk art in the aesthetic education of schoolchildren, where oral folk art has centuries-old traditions and preserves the pedagogical potential in improving and improving efficiency aesthetic education of schoolchildren.
Keywords: folklore, aesthetic education, oral folk art, schoolchildren, Ingush folklore.
Введение. Общественно-политические, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей, основанных на фундаментальном исследовании, освоении мировой и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего. О важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. порождает необходимость в существенном обновлении и совершенствовании системы эстетического воспитания и нравственно-эстетической ориентации учащихся школ, приведения их в соответствие с традициями и культурой народа.
Изложение основного материала статьи. Народное творчество сегодня прочно вошло в школьное образование, мы теперь твердо можем утверждать, что фольклорные корни имеют свое продолжение в культурных, воспитательно-образовательных традициях в современной педагогике. В настоящее время актуальна необходимость осуществить некоторые изменения педагогического образования в различных социальных, культурных сферах, определить его зависимость от уровня развития национального самосознания и условий региона.
Тем самым актуальность данной проблемы определяется, прежде всего тем, что никто не сомневается в острой необходимости, особенно для регионов, повышения эффективности эстетического воспитания школьников средствами фольклора и недостаточной разработанностью конкретных практических механизмов реализации данной проблемы в образовательной практике.
Между тем, в настоящее время автономии, национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создавать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, максимально дополненные региональным компонентом и учитывающие этническое самосознание, народную культуру и искусство. Прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, исторически сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности Республики Ингушетия, где устное народное творчество имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в совершенствовании и повышении эффективности эстетического воспитания школьников.
Рассмотрим как решается проблема организации эстетического воспитания школьников на основе фольклора в Республике Ингушетия.
Как уже отмечено в исследованиях последних лет [1-4] - фольклор Республики Ингушетии отражает душу народа, его поэтику, отношение к жизни и другие стороны быта нации. При знакомстве с народным творчеством можно лучше понять специфику жизни народа, его исторический путь. Фольклор показывает особенности взаимоотношений далеких предков со страной и с соседними народами [5].
Устное народное творчество Ингушетии, для которого характерно личностно-территориальное авторство, отличается большим жанровым многообразием, глубоким эстетическим содержанием, высоким мастерством, доступностью и связью с жизнью, в котором отражено миросозерцание простого народа. В фольклоре народов Ингушетии отражаются не только специфика исторического развития народа, состояние его культурного уровня, особенности традиционной экономики и социальных отношений, взаимосвязь и контакты с ближними и дальними соседями, но и выработанные веками концепции художественных традиций, обычаев, обрядов, категории этики и морали, ценностные ориентации.
Устно-поэтическое наследие ингушей состоит из многих жанров, представленных в табл. 1 [5]:
Таблица 1
Основные жанры Ингушского фольклора
№ Жанры
1. обрядовый ( юльклор,
2. пословицы,
3. поговорки,
4. лирические и героико-эпические песни
5. легенды
6. миф )Ь1
7. предания
8. сказания,
9. сказки и др.
Жанровые разновидности героического эпоса отражаются в нартских сказаниях, волшебных сказках и преданиях [5].
У ингушских младших школьников знакомство с этими жанрами происходит во внеклассной воспитательной работе, специально организованных классных часах, посвящённых национальным праздникам, а так же на следующих уроках:
• уроках ингушского языка,
• уроках чтения,
• уроках музыки,
• изобразительного искусства.
Практически на каждом школьном предмете осуществляется «вкрапление» национального компонента, использование того или иного элемента или жанра ингушского фольклора [6; 7; 8].
Совершенствование и повышение эффективности педагогического образования возможно путем активного изучения и пропаганды фольклора, повышения его роли в процессе обучения изобразительного искусства и соответствующей подготовки педагогических кадров в учебных заведениях. В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику школьного эстетического воспитания комплекс программ нового типа, определить эффективные условия, формы и методы, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции народного искусства, в частности фольклора.
Совершенствование эстетического воспитания учащихся с использованием творческого наследия народа, в частности фольклора, находится в непосредственной связи с возвышением духовного и культурного потенциала общества, воплощающего концепцию мировосприятия выработанную веками эстетические идеалы народа. Яркий художественный, фольклорный язык произведений устного народного творчества высоко эстетично и нравственно выдержано в плане выражения общечеловеческих ценностей воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям, способствует повышению эффективности эстетического воспитания школьников, активному изучению и познанию культуры народа. тому же все произведения на примере изучения фольклорного творчества по своей наглядной, образной специфике часто бывают доступнее восприятию ребенка, лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам и национально- интернационального колорита воспитывает художественный и эстетический вкус, развивает чувство прекрасного. В этой связи в последние годы научный интерес к проблеме повышения эффективности эстетического воспитания учащихся средствами фольклора существенно возрос.
Изучение и анализ этих источников позволило определить те общие и частные признаки, показатели и параметры, которыми обладает потенциал народного творчества в существенном обновлении и совершенствовании эстетического воспитания школьников. Основные положения методических концепций современных ученых соответствующего профиля в большой степени ориентированы на «общее» эстетическое воспитание школьников в масштабе страны. При этом региональные, исторически традиционные национальные эстетические и художественные особенности ингушского фольклора, а главное - их влияние на соответствующую подготовку учащихся изучены недостаточно. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и плодотворному использованию национальных художественных традиций фольклора в эстетическом воспитании школьников.
В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику школьного образования комплекс программ нового типа, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции устного народного творчества, в частности, фольклора. Однако четкая целостная эффективная система эстетического воспитания школьников с учетом глубины усвоения общекультурного народного творчества данного региона с позиции ценностного культурологического подхода до сих пор не выработана. Практика наиболее опытных и одаренных учителей до сих пор не обобщена и не систематизирована, нет дифференцированных на локальной основе методической системы и соответствующих средств обучения, учитывающих региональные, национальные, художественные особенности ингушского фольклора, позволяющих оптимально использовать общепедагогические требования в сочетании с национально-художественными традициями в школьном
преподавании изобразительного искусства. Эти вопросы до сих пор не получили должного научно-теоретического освещения в педагогической науке [9].
Каждый конкретный учитель решает их, исходя из собственных воззрений и накопленного опыта. Но. как показывает анализ образовательной практики, учителя не всегда могут эффективно использовать элементы фольклора и, в частности, устного народного творчества, в эстетическом воспитании школьников.
Среди недостатков обозначенной работы учёные [4] выделяют следующее:
• недостаточно учитывается стабильность его многовекового культурного развития, преемственность поздних и ранних художественных эстетических традиций фольклора;
• недостаточная подготовленность учителей в вопросах фольклора, недостаточная база знаний в этой области;
• отсутствие разработанных для каждого региона с учётом его специфики учебно-методических комплексов для учащихся различных возрастных групп, включающих хрестоматийный материал с произведениями устного народного творчества;
• отсутствие прочного контакта и взаимодействия со знатоками фольклора региона, которые могли бы оказать реальную помощь в знакомстве со спецификой.
Выводы. В свете сказанного надо признать, что эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора в школе находится еще на начальном этапе становления и испытывает определенные трудности. Как отмечают учёные, занимающиеся данной проблемой в регионах, отрицательным образом сказывается длительное забвение темы, отсутствие необходимых публикаций, недостаточный уровень дидактического и методического опыта учителей, призванных использовать возможности эстетического воздействия на школьника с помощью произведений фольклора.
В практике учебных учреждений наблюдается отсутствие целенаправленной работы по воспитанию эстетической культуры путем использования средств народного творчества.
В связи с этим необходимо внедрять в практику школьного эстетического воспитания комплекс программ нового типа, определить эффективные условия, формы и методы, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции народного искусства, в частности фольклора.
Литература:
1. Гасанова, Ж.Т. Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора: автореферат дис.. -Махачкала, 2013. - 23 с.
2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М., 1985.
3. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Актуализация использования традиций народного костюма в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников республики Дагестан // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 88-89.
4. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 282-284.
5. Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2 (41). С. 86-95.
6. Саутиева Ф.Б. Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 74-76.
7. Саутиева Ф.Б. Устное поэтическое наследие и жанровые разновидности ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 252-254.
8. Саутиева Ф.Б. Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 274-275.
9. Хаджимуратова А. Д. Условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7365/ (дата обращения: 07.11.2019).