Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ШКОЛЬНИКИ / ИНГУШСКИЙ ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / AESTHETIC EDUCATION / ORAL FOLK ART / SCHOOLCHILDREN / INGUSH FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутиева Фатима Белановна

В данной статье рассматриваются особенности устного народного творчества в эстетическом воспитании школьников, где устное народное творчество имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в совершенствовании и повышении эффективности эстетического воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES OF ORAL FOLK CREATIVITY IN THE PROCESS OF ORGANIZING AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

This article examines the peculiarities of oral folk art in the aesthetic education of schoolchildren, where oral folk art has centuries-old traditions and preserves the pedagogical potential in improving and improving efficiency aesthetic education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Ингушский государственный университет (г. Магас)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности устного народного творчества в эстетическом воспитании школьников, где устное народное творчество имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в совершенствовании и повышении эффективности эстетического воспитания школьников.

Ключевые слова: фольклор, эстетическое воспитание, устное народное творчество, школьники, ингушский фольклор.

Annotation. This article examines the peculiarities of oral folk art in the aesthetic education of schoolchildren, where oral folk art has centuries-old traditions and preserves the pedagogical potential in improving and improving efficiency aesthetic education of schoolchildren.

Keywords: folklore, aesthetic education, oral folk art, schoolchildren, Ingush folklore.

Введение. Общественно-политические, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей, основанных на фундаментальном исследовании, освоении мировой и отечественной культуры прошлого, постоянном изучении культуры настоящего. О важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. порождает необходимость в существенном обновлении и совершенствовании системы эстетического воспитания и нравственно-эстетической ориентации учащихся школ, приведения их в соответствие с традициями и культурой народа.

Изложение основного материала статьи. Народное творчество сегодня прочно вошло в школьное образование, мы теперь твердо можем утверждать, что фольклорные корни имеют свое продолжение в культурных, воспитательно-образовательных традициях в современной педагогике. В настоящее время актуальна необходимость осуществить некоторые изменения педагогического образования в различных социальных, культурных сферах, определить его зависимость от уровня развития национального самосознания и условий региона.

Тем самым актуальность данной проблемы определяется, прежде всего тем, что никто не сомневается в острой необходимости, особенно для регионов, повышения эффективности эстетического воспитания школьников средствами фольклора и недостаточной разработанностью конкретных практических механизмов реализации данной проблемы в образовательной практике.

Между тем, в настоящее время автономии, национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создавать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, максимально дополненные региональным компонентом и учитывающие этническое самосознание, народную культуру и искусство. Прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, исторически сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности Республики Ингушетия, где устное народное творчество имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в совершенствовании и повышении эффективности эстетического воспитания школьников.

Рассмотрим как решается проблема организации эстетического воспитания школьников на основе фольклора в Республике Ингушетия.

Как уже отмечено в исследованиях последних лет [1-4] - фольклор Республики Ингушетии отражает душу народа, его поэтику, отношение к жизни и другие стороны быта нации. При знакомстве с народным творчеством можно лучше понять специфику жизни народа, его исторический путь. Фольклор показывает особенности взаимоотношений далеких предков со страной и с соседними народами [5].

Устное народное творчество Ингушетии, для которого характерно личностно-территориальное авторство, отличается большим жанровым многообразием, глубоким эстетическим содержанием, высоким мастерством, доступностью и связью с жизнью, в котором отражено миросозерцание простого народа. В фольклоре народов Ингушетии отражаются не только специфика исторического развития народа, состояние его культурного уровня, особенности традиционной экономики и социальных отношений, взаимосвязь и контакты с ближними и дальними соседями, но и выработанные веками концепции художественных традиций, обычаев, обрядов, категории этики и морали, ценностные ориентации.

Устно-поэтическое наследие ингушей состоит из многих жанров, представленных в табл. 1 [5]:

Таблица 1

Основные жанры Ингушского фольклора

№ Жанры

1. обрядовый ( юльклор,

2. пословицы,

3. поговорки,

4. лирические и героико-эпические песни

5. легенды

6. миф )Ь1

7. предания

8. сказания,

9. сказки и др.

Жанровые разновидности героического эпоса отражаются в нартских сказаниях, волшебных сказках и преданиях [5].

У ингушских младших школьников знакомство с этими жанрами происходит во внеклассной воспитательной работе, специально организованных классных часах, посвящённых национальным праздникам, а так же на следующих уроках:

• уроках ингушского языка,

• уроках чтения,

• уроках музыки,

• изобразительного искусства.

Практически на каждом школьном предмете осуществляется «вкрапление» национального компонента, использование того или иного элемента или жанра ингушского фольклора [6; 7; 8].

Совершенствование и повышение эффективности педагогического образования возможно путем активного изучения и пропаганды фольклора, повышения его роли в процессе обучения изобразительного искусства и соответствующей подготовки педагогических кадров в учебных заведениях. В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику школьного эстетического воспитания комплекс программ нового типа, определить эффективные условия, формы и методы, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции народного искусства, в частности фольклора.

Совершенствование эстетического воспитания учащихся с использованием творческого наследия народа, в частности фольклора, находится в непосредственной связи с возвышением духовного и культурного потенциала общества, воплощающего концепцию мировосприятия выработанную веками эстетические идеалы народа. Яркий художественный, фольклорный язык произведений устного народного творчества высоко эстетично и нравственно выдержано в плане выражения общечеловеческих ценностей воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям, способствует повышению эффективности эстетического воспитания школьников, активному изучению и познанию культуры народа. тому же все произведения на примере изучения фольклорного творчества по своей наглядной, образной специфике часто бывают доступнее восприятию ребенка, лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам и национально- интернационального колорита воспитывает художественный и эстетический вкус, развивает чувство прекрасного. В этой связи в последние годы научный интерес к проблеме повышения эффективности эстетического воспитания учащихся средствами фольклора существенно возрос.

Изучение и анализ этих источников позволило определить те общие и частные признаки, показатели и параметры, которыми обладает потенциал народного творчества в существенном обновлении и совершенствовании эстетического воспитания школьников. Основные положения методических концепций современных ученых соответствующего профиля в большой степени ориентированы на «общее» эстетическое воспитание школьников в масштабе страны. При этом региональные, исторически традиционные национальные эстетические и художественные особенности ингушского фольклора, а главное - их влияние на соответствующую подготовку учащихся изучены недостаточно. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и плодотворному использованию национальных художественных традиций фольклора в эстетическом воспитании школьников.

В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику школьного образования комплекс программ нового типа, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции устного народного творчества, в частности, фольклора. Однако четкая целостная эффективная система эстетического воспитания школьников с учетом глубины усвоения общекультурного народного творчества данного региона с позиции ценностного культурологического подхода до сих пор не выработана. Практика наиболее опытных и одаренных учителей до сих пор не обобщена и не систематизирована, нет дифференцированных на локальной основе методической системы и соответствующих средств обучения, учитывающих региональные, национальные, художественные особенности ингушского фольклора, позволяющих оптимально использовать общепедагогические требования в сочетании с национально-художественными традициями в школьном

преподавании изобразительного искусства. Эти вопросы до сих пор не получили должного научно-теоретического освещения в педагогической науке [9].

Каждый конкретный учитель решает их, исходя из собственных воззрений и накопленного опыта. Но. как показывает анализ образовательной практики, учителя не всегда могут эффективно использовать элементы фольклора и, в частности, устного народного творчества, в эстетическом воспитании школьников.

Среди недостатков обозначенной работы учёные [4] выделяют следующее:

• недостаточно учитывается стабильность его многовекового культурного развития, преемственность поздних и ранних художественных эстетических традиций фольклора;

• недостаточная подготовленность учителей в вопросах фольклора, недостаточная база знаний в этой области;

• отсутствие разработанных для каждого региона с учётом его специфики учебно-методических комплексов для учащихся различных возрастных групп, включающих хрестоматийный материал с произведениями устного народного творчества;

• отсутствие прочного контакта и взаимодействия со знатоками фольклора региона, которые могли бы оказать реальную помощь в знакомстве со спецификой.

Выводы. В свете сказанного надо признать, что эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора в школе находится еще на начальном этапе становления и испытывает определенные трудности. Как отмечают учёные, занимающиеся данной проблемой в регионах, отрицательным образом сказывается длительное забвение темы, отсутствие необходимых публикаций, недостаточный уровень дидактического и методического опыта учителей, призванных использовать возможности эстетического воздействия на школьника с помощью произведений фольклора.

В практике учебных учреждений наблюдается отсутствие целенаправленной работы по воспитанию эстетической культуры путем использования средств народного творчества.

В связи с этим необходимо внедрять в практику школьного эстетического воспитания комплекс программ нового типа, определить эффективные условия, формы и методы, которые должны гармонично сочетать федеральный компонент с региональным, ассимилирующим вековые национальные традиции народного искусства, в частности фольклора.

Литература:

1. Гасанова, Ж.Т. Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора: автореферат дис.. -Махачкала, 2013. - 23 с.

2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М., 1985.

3. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Актуализация использования традиций народного костюма в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников республики Дагестан // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 88-89.

4. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 282-284.

5. Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2 (41). С. 86-95.

6. Саутиева Ф.Б. Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 74-76.

7. Саутиева Ф.Б. Устное поэтическое наследие и жанровые разновидности ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 252-254.

8. Саутиева Ф.Б. Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 274-275.

9. Хаджимуратова А. Д. Условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами национально-художественной культуры Чеченской Республики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7365/ (дата обращения: 07.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.