Педагогика
УДК 371
директор Мержоева Лидифа Махмедовна
Муниципальное казенное учреждение «Детская художественная школа» (г. Назрань)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование этнохудожественной культуры младших школьников. Особо важное значение сегодня приобретает обращение к истокам этнохудожественной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности Республике Ингушетии, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в формировании этнохудожественной культуры школьников.
Ключевые слова: художественная культура, традиции декоративно-прикладного искусства, школьники, формирование традиций, культуры, современная школа.
Annotation. This article examines the formation of the ethno-artistic culture of junior schoolchildren. becomes particularly significant in those regions of the Russian Federation, in particular the Republic of Ingushetia, where decorative and applied art has centuries-old traditions and retains pedagogical potential in the formation of ethno-artistic culture schoolchildren.
Keywords: art culture, traditions of decorative and applied art, schoolchildren, formation of traditions, culture, modern school.
Введение. Проблема взаимоотношения этносов и культур - одна из ведущих для российского общества. Разрешение задач преодоления этнических противоречий и расширения диалога культур во многом зависит от осознания подрастающим поколением своей этнической идентичности, укоренения развивающейся личности в пространстве национальной культуры.
Возрождение традиций этнохудожественной культуры, сохранение и передача новым поколениям основ национального мировоззрения, организация педагогического процесса на принципах этнопедагогики - одна из значимых проблем современности. В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ этнохуджественной культуры, духовное развитие общества в целом и каждой личности в отдельности.
Позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования, является принятие таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция системной модернизации сельской школы России», «Концепция художественного образования в Российской Федерации». Так, Закон «Об образовании» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время особо актуальна необходимость осуществить некоторые изменения педагогического образования в различных социальных, культурных сферах, определить его зависимость от уровня развития национального самосознания и условий региона.
Проблема формирования этнохудожественной культуры школьников в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем современной педагогики. Именно поэтому важное значение приобретает обращение к истокам этнохудожественной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности Республике Ингушетии, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в формировании этнохудожественной культуры.
Материальная, духовная и этнохудожественная культура ингушей развивалась в соответствии с характером его хозяйственной деятельности, социальных отношений, природно-климатическими и историческими условиями.
Произведения народного искусства, в частности декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания школьников необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и этическую художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, воспитывают чувство гордости за искусство своих предков.
Декоративно-прикладное искусство Ингушетии для которого характерно личностно-территориальное авторство, отличается большим многообразием. Оно имеет много жанров, основанных на принципиально различных технических приемах, декоративных мотивах и формах, исторически сложившихся навыках и художественных традициях. Ценность и плодотворность использования сложившихся традиций декоративно-прикладного творчества формирования этнохудожетвенной культуры младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству базируются также и на том, что он складывался столетиями, прошел многовековую проверку практикой, а это, в конечном итоге позволило создать, отобрать лучшие образцы, методы, приемы, своего рода художественные эталоны.
Специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников на традициях декоративно-прикладного искусства заключается в особых педагогических возможностях этнохудожественно направленной, коллективной и индивидуально-творческой деятельности школьников, позволяющей им утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованных и творчески способных к их сохранению и популяризации посредством народного творчества.
Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими факторами формирования этнохудожественной культуры младших школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
В настоящее время происходит возрождение ценностей и традиций национальной культуры, формирование ценностного потенциала становится более закономерным.
Под эпоху художественной культуры мы понимаем культуру народа. Это поможет нам рассмотреть развитие художественной культуры обучающихся средствами народного творчества в частности ДПИ, как педагогический процесс, в ходе которого с помощью художественно-образного отражения объектов действительности происходит постепенное приращение этнохудожественной культуры обучающихся.
Особую актуальность приобрело обучение содержания образования, форм и методов обучения и воспитания с учетом достижений этнической культуры и этнопедагогики. Этнопедагогизация процесса воспитания подрастающего поколения в настоящее время является ведущей концепцией дальнейшего развития общества, общеобразовательной, национальной школы.
Исследования ученых и архивные документы подтверждают мысль о том, что народы Ингушетии обладают богатым этнокультурным потенциалом. Содержание, формы, традиции формирования этнохудожественной культуры народов Ингушетии создавались веками, в них отражена национальная самобытность, самосознание, образ мышления, народная философия, система взглядов составляющие основу духовности народа.
В настоящее время назрела настоятельная необходимость осуществлять в условиях средних общеобразовательных школах целенаправленный педагогический поиск, направленный на формирование этнохудожественной культуры младших школьников с помощью предметов декоративно-прикладного искусства близко знакомых им с детства, с самого начала познания окружающего мира.
Формирование у младших школьников этнохудожественной культуры должно проводиться с учетом не только их склонности, но и природных географических условий, где они растут и воспитываются.
Важная задача исследования - выявить и показать насколько благоприятно влияние ДПИ в формировании этнохудожественной культуры младших школьников. Следовательно, необходимо расширить, обогатить, систематизировать знания учащихся о влиянии сложившихся традиций в декоративно-прикладном искусстве Ингушетии. Развить их творческое воображение, память, активизируя этот процесс разработкой декоративных композиций, изучая различные технические и технологические приемы кистевой росписи.
К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для формирования этнохудожественной культуры учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной этнохудожественной культуре. В этой связи возрастают требования к современному учителю. Который должен осуществлять учебный процессе на основе лучших традиций национальной культуры, уметь создавать необходимые условия [2].
Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования ялвляется формирование этнохудожественной культуры учащихся школ использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.
От отношения всех народов к искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны - это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» [5, с. 5-6].
«Таким образом, народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства» [1, с. 44].
Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности.
«... Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, - развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [5].
С учетом специфических особенностей и возможности использования общих принципов традиций народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения изобразительному искусству приходим к логическому выводу, что оптимальным направлением его дальнейшего развития является учет особенностей общерегиональных и конкретно национально-региональных особенностей народа.
Очень важно выявить и подчеркнуть художественно-эстетическую творческую ценность изделий декоративно-прикладного искусства. Правильное и естественное понимание, ценность красоты, предметов эстетики произведений народных мастеров может прийти лишь при условии активности мыслительной, творческой деятельности школьников. Поэтому развитие у учащихся способности, подготовленности к правильным эстетическим суждениям и оценкам представляет собой одно из основных условий формирования этнохудожественной культуры в процессе познания и посильного понимания произведений народного творчества.
В преподавании изобразительного искусства народное творчество следует рассматривать как часть общей материальной, духовной и этнохудожественной культуры младших школьников. Понимание этого аспекта позволяет определить основную цель педагогического процесса - формировать этнохудожественную культуру младших школьников, стимулировать особые качества индивида, учитывая исторический и технологический опыт народа.
В настоящее время каждому, кто каким-либо образом причастен к педагогике, нет необходимости доказывать значимость раннего формирования этнохудоственной культуры учащихся средствами декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей. Важно отметить, что интерес к этнохудожественной культуре, увлеченность творческой деятельностью детей раннего возраста сама не возникает произвольно, она создается, программируется педагогом при поддержке и глубокой заинтересованности учащихся. Художественное творчество требует не только знаний, умений и навыков в создании художественного образа, но и души которое занимает особое место в жизни художественно-
творческой деятельности ребенка. Важно особо отметить, что в процессе художественной деятельности младших школьников необходимо идти от художественного и декоративного образа, следовательно, от эмоционального содержательного насыщения этапы каждого занятия уроков изобразительного искусства. Если даже задания имеют направленность, связанную с постижением, цвета, формы, характера графической линии, здесь также необходимо, чтобы задание имело, прежде всего, нравственно-эмоциональную нагрузку.
«У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно-образное начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству» [2].
Изучение научных источников разных авторов по рассмотренной проблеме позволило определить те общие и частные признаки, показатели, и параметры, которым обладает потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании этнохудожественной культуры младших школьников.
Исходной позицией нашей научной концепции в этом плане является теоретическое обоснование воспитательной значимости традиций декоративно-прикладного искусства в формировании этнохудожественной культуры младших школьников с учетом их индивидуальных возможностей в процессе приобщения к различным видам художественной деятельности.
Как отмечают современные исследователи [1-5], дальнейшее развитие художественно-педагогического образования, включающее обновление содержания, форм, методов обучения, должны стать важным фактором приобщения учащихся к различным видам декоративно-прикладного искусства, способствовать формированию интереса к национальной этнохудожественной культуре, активному развитию теоретических способностей учащихся.
Знания, полученные на занятиях декоративного рисования, находят применение в тематических заданиях. Работа над орнаментом способствует отработке выполнения рисунков по памяти, на темы не только окружающей народного искусства: знакомство детей с народным орнаментом, формирование у них некоторых приемов народной росписи. Относительно про изобразительная основа орнамента - многократно повторяют, растительные мотивы - позволяют детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка [2, с. 29].
Выводы. Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности является народное декоративно-прикладное творчество, которое следует рассматривать как часть общей материальной и этнохудожественной культуры.
Правильное его понимание и умелое использование позволяет определить главную цель педагогического процесса - развить этнохудожественную культуры личности, стимулировать особые качества индивида, его одаренность, учитывая при этом исторический опыт народа [5; 6; 7; 9; 10; 11; 12]. Поэтому, знакомя учащихся с образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, необходимо добиться, чтобы они органически поняли приемы практической художественной деятельности, усвоили принцип традиционного, коллективного создания образов, изобразительных сюжетов, декоративных мотивов народного творчества, основных принципов (повтор, вариации, импровизации).
«Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента - многократно повторяющиеся растительные мотивы - позволяет детям сосредоточить внимание на построение пространственно-цветовой композиции рисунка» [13].
Сегодня в учебно-воспитательном процессе школы преподаватели изобразительного искусства должны понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, это одна из важнейших констант организации оптимальной этносреды обитания, своеобразная «художественная летопись» в национальной культуре.
Литература:
1. Дьюи Джон. Школа и общество. - М., 1924. -с. 44
2. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.
3. Иманмурзаева А.У., Раджабов И.М. Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10586/ (дата обращения: 06.11.2019).
4. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р. Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 117-119.
5. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности - Махачкала, 2014.
6. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности // Наука и школа. 2004. № 1. С. 20.
7. Миркиев Г.М. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства: на материале Республики Дагестан : диссертация ... кандидата педагогических наук. - Махачкала, 2006. - 198 с.
8. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве: М., 1965, с. 117
9. Саутиева Ф.Б. Теоретические подходы формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 74-76.
10. Саутиева Ф.Б. Устное поэтическое наследие и жанровые разновидности ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 252-254.
11. Саутиева Ф.Б. Характеристика условий использования фольклора в эстетическом воспитании школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 274-275.
12. Сорокопуд Ю.В., Никулина Я.С. Школа как координатор повышения воспитательного потенциала семьи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 257-259.
13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - с. 5-6