Раздел VII
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ, НАУКОВЕДЕНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ НАУКИ И БИОЭТИКИ
УДК: 378.661(470.312): 378.02: 61(091) DOI: 10.12737/9091
РОЛЬ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ В РЕШЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
О.В. ТЕРЕШКИНА
Тульский государственный университет, Медицинский институт, ул. Болдина 128, г. Тула, 300028
Аннотация. В данной статье рассматривается роль истории медицины в решении методологических проблем педагогики медицинского вуза и вопросы актуализации методики преподавания истории медицины.
Автор даёт обобщённую характеристику тем трудностям, которые сложились с преподаванием и изучением истории медицины в настоящий момент, подчёркивает значимость применения междисциплинарного комплексного подхода для успешного осуществления воспитательного процесса в вузе, в частности, что история медицины является частью более общей фундаментальной специальности «История и философия науки». Значительное внимание в статье отведено роли истории медицины в воспитательной системе медицинского вуза.
Статья раскрывает так же роль исследований по истории медицины и использование биографического метода в исследовании жизненного пути выдающихся представителей медицинской профессии в теоретико-методологическом аспекте проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования.
Ключевые слова: История медицины, медицинский вуз, учебный процесс, воспитательная система, наука, гуманизация, исторический пример, человек, философия.
THE ROLE OF THE HISTORY OF MEDICINE IN THE SOLUTION OF METHODOLOGICAL PROBLEMS
PEDAGOGY IN MEDICAL INSTITUTE
O.V. TERESHKINA Мейка1 Institute, Tula State University, Boldin Str., 128, Tula, Russia, 300012
Abstract. This article discusses the role of medical history in the solution of methodological problems pedagogy of medical institute and the methods of teaching the history of medicine. The author gives the general characteristic of the difficulties that exist in the teaching and learning of the history of medicine at the moment, emphasizes the importance of applying a comprehensive interdisciplinary approach to the successful implementation of the educational process at the University, in particular, that the history of medicine is part of a more general fundamental degree "History and philosophy of science". Considerable attention is paid to the role of medical history in the educational system of medical school.
The article reveals the role of research on the history of medicine and the use of the biographical method in the study of the life path of prominent representatives of the medical profession in the theoretical-methodological aspect of the problem of humanization of higher professional medical education.
Key words: history of medicine, medical school, teaching, educational system, science, humanization, historical example, person, philosophy.
Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых методикой
И.П. Павлов [4] Слово звучит лишь в отзывчивой среде...
П.Я.Чаадаев [7]
В целеобразующем пособии по педагогике медицинского вуза Пешева Л.П. среди сформулированных с методологических позиций насущных проблем, поставленных перед медицинской педагогикой, особое место, основополагающую позицию занимают
переориентация студентов с учёбы «на отметку» на стремление к получению профессиональных знаний и формирование у студентов нравственных принципов поведения при лечении больных, в работе с коллегами; социализация студента как личности, как будуще-
го врача. Подчёркивается, что для успешного решения перечисленных проблем необходимы нестандартные методологические подходы и приёмы.
Сам процесс обучения выполняет две важные функции: образовательную и воспитательную. Проблема воспитания (перевоспитания) взрослых людей (студентов), уже сложившихся как личность, со своими особенностями характера, взглядами на жизнь, отмечена как одна из основных проблем педагогики высшей школы, в то же время воспитание должно стать основным компонентом образования, т.к. согласно Пешеву Л.П.: «Без должного воспитания все профессиональные знания, навыки становятся лишь инструментом ремесленника, не способного к творческой продуктивной деятельности».
Помимо того, что воспитание шире и сложнее обучения, результаты воспитания не поддаются быстрой проверке, процесс воспитания сам по себе является многофакторным, воспитание ещё и не имеет строгих, чётких организационных форм, как обучение. Этим определяется сложность воспитательного процесса и в медицинском вузе, основной целью которого является формирование у студентов принципов высоконравственного поведения, предполагающих наличие целого ряда черт.
Все педагоги и старой, и новой школы сходятся в едином мнении, что эффективность воспитательного процесса зависит не от применения каких-то отдельных оригинальных методик и приёмов, а от чётко спланированной системы воспитания [5].
В качестве одного из средств «предметной поддержки учебного процесса» Миронова А.В., Петри-щенко И.А. выделяют учебные дисциплины гуманитарного цикла, которые могут и должны выступать как самостоятельное средство профессионального саморазвития студентов, поскольку они обеспечивают такой тип связей в отношении между образовательными программами, который позволяет реализовать различные варианты развития человека, общностей, проживающих в данное время и в данной образовательной системе [3].
В системе воспитания медицинского вуза особое место занимают история медицины и медицинская этика (биоэтика).
История медицины, как никакая другая дисциплина (наука) может и должна способствовать решению базисной по отношению к остальным - «переориентации с учёбы «на отметку» на стремление к получению профессиональных знаний», а так же в синтезе с медицинской этикой формированию у студентов нравственных принципов поведения (при лечении больных, в работе с коллегами.
Это возможно лишь при возникновении стойкого интереса к выбранному делу жизни, для пробуждения которого, история медицины имеет прекрасный инструмент - биографический и исследовательский методы (например, в региональном компоненте (краеведческом аспекте [8,10,11]).
В основу педагогических исследований проблем воспитания в настоящее время положен принцип гуманизации. Проблемам гуманизации как общества в целом, так и высшего профессионального образования, в том числе и медицинского, в настоящий момент придаётся огромное значение и уделяется пристальное внимание. Подробный анализ проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования даёт Шкиндер В.И. в статье «Проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования: теоретико-методологический аспект» [14].
И он, в частности, указывает, что: «Не меньший вклад в решение проблемы гуманизации ВПМО могут внести исследования по истории медицины и использование биографического метода в исследовании жизненного пути выдающихся представителей медицинской профессии ...».
Именно в истории медицины, как и в ряде других наук, актуально и важно использование понятия «пробуждающей формулировки», предложенной П.С. Та-рановым, как особенной словесной конструкции, удивительность которой в том, что она имеет свойство будить в людях аналогичные мыслительные почувство-вания, каковые были в том, кто дал ей жизнь [7].
Но прежде всего, необходимо вернуть достойное место (авторитет) самой истории медицины в ряду фундаментальных учебных дисциплин медицинского вуза. На наш взгляд, существует две основные причины её нынешнего статичного состояния. Образование в вузе всегда тесно связано с развитием науки, что прекрасно отражает цитата на постаменте памятника Н.И. Пирогову: «Отделить учебное от научного в университете нельзя; но научное и без учебного всё-таки светит и греет, а учебное без научного, как бы ни была приманчива его внешность, - только блестит».
Во-первых, история медицины, как наука, пребывает в состоянии, свойственного современному состоянию науки в целом, которое охарактеризовано в докладе биофизика, директора ИТЭБ РАН, доктора ф.-м. наук Г.Р. Иваницкого [2]: «.в процессах дробления, идущих в самой науке, анализ превалирует над синтезом. Когда область науки формируется, - ее создают широко образованные дилетанты из других областей, а когда она дробится, то ее дробят и уничтожают профессионалы, знающие все о немногом. Этот процесс характерен для всех наук, особенно в XX веке. Многие высказывают опасения, что это ведет к потере целостности восприятия мира. Пример - высказывание известного биохимика Эдвина Чарграффа (1975 г.): «Излишняя дробность представления о природе, зачастую приводящая к ее полному исчезновению, делает мир похожим на Шалтая-Болтая, которого не удалось собрать: такой мир может стать еще более неуправляемым по мере того, как от континуума природы будут отламывать - «для более тщательного изучения» - кусочки все мельче и мельче... И чудесный, красочный ковер распускается по ниточкам: одну за другой нити вытаски-
вают, разрывают, изучают; в конце концов узор забывается и восстановить его невозможно». Лишь на уровне целого мы воспринимаем пространственно-временное готовое творение. Однако тут возникает проблема: поскольку живой организм в отличие от завода или храма строить некому, то мы должны, следовательно, приписать самим «кирпичам-молекулам» свойства, отвечающие одновременно и за план строительства и за сам процесс строительства, т.е. за самоорганизующийся процесс. В основе любой самоорганизации лежит необратимость (умение различать прошлое и будущее) и случайность. Ни генетика, ни молекулярная биология, а тем более биохимия, пока не могут ответить на вопрос - как на основе случайности возникает детерминированность - готовое здание?».
Во-вторых, истории медицины не удалось избежать и того, о чём пишет С.Э. Шноль (доктор биологических наук, профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (Пущи-но)) как историк советской и российской науки в своей три раза переиздававшейся книге - «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки»: «Интеллектуальная основа общества сохраняется лишь при условии связи поколений, при непосредственном общении «отцов» и «детей». Поколение послевоенной интеллигенции, поколение студентов и аспирантов 1945-1947 гг. составило основу регенерации нервной системы общества после террора прошедших десятилетий и партийно-государственного «руководства» наукой. Представители этого (моего) поколения завершают свою жизнь. Наши ученики и последователи связывают своими жизнями почти разорванную цепь времён от дореволюционной России до нашего «послеперестроечного» времени. Они представляют собой островки и скопления нервной и нравственной ткани общества, которые необходимы для обеспечения положительного результата драматического метаморфоза нашей страны, для возрождения нашей науки в условиях переживаемого нами сейчас «положительного метаморфоза» от тоталитаризма к демократии. Это их задача. Смогут ли они её выполнить?».
В общем, в периодизации развития истории медицины в нашей стране этот период можно было бы назвать периодом застоя, характеризующегося верностью научным традициям, скромностью и трезвостью, о которых Волков Г. [1] говорит следующее: «Ряд ценностных и «правильных» с общечеловеческой точки зрения понятий (верность, скромность, трезвость), по отношению к науке приобретают значения, противоречащие самой её сути: «верность науке» (верность научным традициям) - приверженность догмам, «научная скромность» - бесплодность, а «научная трезвость» - склонность идти на компромиссы и трусость мысли. Вот что говорит Гегель о «трезвости» в научном познании: когда мы трезвы, то
мы жаждем. Но не так ведёт себя «трезвая мысль». У неё, оказывается, особый талант и ловкость. Она трезва, и она не жаждет истины, её сытность непреходяща, она самодовольна и самоуспокоенна. Тем самым «трезвая мысль» выдаёт себя с головой и показывает, «что она является мёртвым рассудком, ибо лишь мёртвое воздерживается от еды и питья и вместе с тем сыто и таковым остаётся».
Наиболее полно и детально непростая ситуация, сложившаяся к настоящему времени с историей медицины, охарактеризована профессором Балалыкиным Д. А. на научно-методическом совещании по истории медицины в рамках IV Общероссийской конференции «Медицинское образование и наука - 2013», по вопросам актуализации методики преподавания истории медицины, обновление программ и улучшение качества подготовки научно-педагогических кадров.
Несмотря на то, что: «История медицины - важная фундаментальная учебная дисциплина, изучению которой уделяется значительное место в программе высшей медицинской школы, вместе с тем эта специальность, во-первых, не может похвастаться обилием русскоязычной учебной литературы. ... Перечень учебной литературы по истории медицины, к сожалению, умещается в нескольких строках». Во-вторых, «огромный временной промежуток - развитие медицины до XVII века остается мало разработанным в дополнительной учебной литературе. Существует немалое число интересных очерков и популярных описаний тех или иных эпизодов античной и средневековой медицины, не носящих системного характера. С нашей точки зрения, причина состоит в сохраняющейся зависимости современной российской историко-медицинской мысли от некоторых устаревших методических и историографических тенденций, берущих начало в советской исторической науке».
И наконец, безусловным является тот факт, что история медицины является частью более общей фундаментальной специальности, именуемой «История и философия науки». «.К сожалению, очевиден дефицит учебной литературы, рассматривающий медицину именно под таким методологическим углом зрения. Практика преподавания показывает, что курсы истории медицины и философии в учебной программе медицинских ВУЗов существуют параллельно, вне содержательной и смысловой связи друг с другом.
Медицина - наука и фундаментальная, и прикладная одновременно. .Изучение обстоятельств зарождения, становления и развития медицинской науки (как частной области общей истории науки) и практических знаний (как «искусства врачевания») и есть предмет деятельности историков медицины.
Однако, история медицинской науки и история искусства врачевания совсем не одно и то же. .В современной истории науки есть четкая периодизация, четкие критерии научного знания, которыми
пользуются и современные ученые в нашей стране и за рубежом».
Следуя великому Т. Бильроту: «Только слабые духом, хвастливые болтуны и утомлённые жизнью боятся откровенно высказывать о совершённых ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед сознанием своей ошибки». Назрела насущная необходимость изменить ситуацию с учётом всех выявленных недостатков, и именно на это направлен ряд последовательных действий, предпринимаемых, к примеру, кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Фактически идея, возникновение которой обусловлено реалиями изменившегося времени, невозможностью функционирования «старых» методов в этих новых потребностно-мотивационных условиях, спускается как распоряжение, инициатива «свер-ху»,и есть полная готовность исполнения, осуществления, принятие её «снизу», т.к. уже сформировалась «почва», слишком явно несоответствие материала поставленным задачам, аналогичная идея движется во встречном направлении.
Все трудности, сложившиеся с преподаванием и изучением истории медицины не могли остаться не замеченными и в ходе нашей работы (история медицины читается на кафедре медико-биологических дисциплин лечебного факультета медицинского института ТулГУ). Было выявлено существующее в настоящий момент «несовершенство» системы преподавания дисциплин социогуманитарного и естественнонаучного циклов, во-первых, в связи с систематической раскоординированностью и непоследовательностью, во-вторых, в связи с низким начальным уровнем подготовки студентов. Был накоплен определённый региональный опыт в решении вопросов по актуализации методики преподавания истории медицины и обновления программы [6,9,12,14].
Именно поэтому попытка реформирования дисциплины история медицины, в нашем случае, легла на благодатную почву, и хотя подход к решению проблемы не всегда одинаков, что вполне закономерно, осознание необходимости реформирования и результат анализа сложившейся ситуации абсолютно идентичны.
В частности, перевод дисциплины История медицины с третьего курса на первый оставил её вне связи с философией: философия преподаётся на втором курсе. Нужно ли говорить о связи философии и истории медицины?! Только частный случай: медицина, как наука формировалась из религиозно-философских систем, а именно - религиозно-философские системы создавали (или, напротив, не создавали) условия для развития науки. Наука как «продукт» развития религиозно-философских систем, которые в свою очередь заложили базис для современной науки, создали мировоззренческие и гносеологические предпосылки. Но мы лишаемся
базиса по религиозно-философским системам из философии ввиду раскоординированности программы. То же, например, с медицинской этикой (биоэтикой). Как можно было «оставить» историю медицины, без философской трактовки таких понятий как человек, здоровье, нездоровье, смерть, героизм, альтруизм, долг и т.п.?
С другой стороны, этот перевод вполне оправдан как раз в плане наиболее скорейшей переориентации студентов с учёбы «на отметку» на стремление к получению профессиональных знаний и усиления мотивации выбора врачебной профессии в случае её недостаточности, если мы говорим о роли истории медицины в воспитательной системе медицинского вуза, гуманизации высшего профессионального медицинского образования.
Яровинский М.Я. в своём курсе лекций по медицинской этике писал об узкой специализации в медицине в целом: «.Неизвестно, куда зайдет медицина в своей дифференциации, неуклонной специализации. .Говоря о деятельности «узких специалистов» невольно вспоминаешь Козьму Пруткова: «Однобокий специалист подобен «флюсу». К сожалению, за больным органом они далеко не всегда видят страдающего человека. И попытки ограничиться воздействием только на больной орган тоже не всегда эффективны» [15].
«На вершине треугольника «врач - пациент -болезнь» всегда должен стоять грамотный врач с его аналитическим («клиническим») мышлением, душевным отношением к больному, виртуозно отработанными практическими навыками. Но формирование и воспитание таких качеств у студента зависит от содержания, качества программы обучения, от педагогического мастерства преподавателя при планировании реализации учебного процесса, а так же от грамотного контроля его выполнения».
Говоря о деятельности «узких специалистов» в медицине в целом, нельзя игнорировать аналогичную ситуацию и по отношению к педагогам, осуществляющим процесс обучения и воспитания в медицинском вузе, и по отношению к самому подходу к обучению и воспитанию.
Шкиндер В. И. приводит принятую на Эдинбургском конгрессе новую стратегию развития медицины и медицинского образования, как ориентирующую подготовку врачей на сочетание общечеловеческих гуманистических универсалий с национальной и региональной спецификой систем медицинской помощи. Он же резюмирует позицию ВОЗ и Всемирной Федерации медицинского образования, как имеющую главный акцент на подготовке врачей, «обладающих всесторонними навыками и широким мировоззрением, которые были бы способны интегрироваться в совместную деятельность, как других работников здравоохранения, так и представителей других секторов».
Шкиндер В.И. характеризует ситуацию, историческим примером, указывая на то, что «всего лишь
столетие назад медицинская профессиональная подготовка осуществлялась в системе университетского образования на фундаменте основательной естественнонаучной и гуманитарной подготовки. Врачи, оканчивающие университеты, становились, как правило, врачами общей медицинской практики, что, по определению, предполагало системный подход к оценке человеческого здоровья и к лечению болезней. Дислокация медицинских факультетов в составе университетов способствовала широкому естественнонаучному и гуманитарному образованию будущих специалистов, обмену идей, концепций и теорий, что также способствовало формированию широкого научного мировоззрения будущих врачей. Интеллигентность как свойство личности всегда определялось и определяется поныне широтой культурного кругозора, обрести который можно только путем всестороннего образования, самообразования и развития креативных способностей.
Такого рода медицинское образование имело два неоспоримых преимущества: системный подход к человеку и его организму в процессе лечения и оценка врачом своей профессиональной деятельности как служения долгу перед Богом и человечеством. Такой подход явился на рубеже 19-20 вв. главным условием для подготовки нескольких поколений земских врачей, внесших огромный вклад в сохранение здоровья нации и улучшение демографической обстановки в дореволюционной России в целом» [13,14].
Для теоретического обоснования новой гуманной концепции воспитания исследования рекомендуется проводить на стыке современных знаний из областей многих наук [5].
Синтезировать «разрозненное» - цель междисциплинарного комплексного подхода для успешного осуществления воспитательного процесса в вузе.
Успех воспитания в нужном направлении, выработки необходимых ценностных ориентиров, или, напротив - «отсев» случайных в медицине людей до колоссальных по меркам человеческой жизни хроно-затрат (с начальных курсов), по нашему убеждению, напрямую зависит от успешного применения междисциплинарного комплексного подхода.
«Старый спор между преподавателями, что важнее для студента систематичность и глубина знаний или открытие широких перспектив в их накоплении, мы отважно и безоговорочно решаем в пользу второго фактора: чтобы пытаться найти свое место в науке, надо видеть горизонты ее развития. А когда Вы найдете это место - углубление научных знаний будет Вашей собственной профессией.».
Литература
1. Волков Г. У колыбели науки. М.: Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». 224 с.
2. Иваницкий Г.Р. «275 лет Российской Академии Наук и история биофизики» // Биофизика. 1999. Т. 44, № 6. 1144 с.
3. Миронова А.В., Петрищенко И.А. Гуманитарные дисциплины как средство профессионального саморазвития студентов. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Изд-во ТулГУ. 2013. 424 с.
4. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1951. Т.3, с. 90.
5. Пешев Л.П. Педагогика медицинского вуза: учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета. 2011. 184 с.
6. Субботина Т.И., Терёшкина О.В., Иваши-ненко Д.М. К вопросу применения исследовательского метода обучения студентов при освоении дисциплины «история медицины». Перспективы развития вузовской науки // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №1. С. 183
7. Таранов П.С. Анатомия мудрости: Сто двадцать философов: в 2т. Т.2. Симферополь: Таврия, 1997. 624 с.
8. Терешкина О.В Историко-этический аспект медико-биологического эксперимента: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ. 2012. 86 с.
9. Терешкина О.В. Влияние процесса обучения в вузе на формирование мировоззренческих идей студентов. Сб. ст. преподавателей и аспирантов Тул-ГУ: Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения. Выпуск 1. Изд-во ТулГУ, 2005. 196 с.
10. Терешкина О.В. К вопросу о роли Дома-музея В.В. Вересаева в формировании системы ценностей молодого поколения врачей // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 4. С. 191-195.
11. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н. Из истории здравоохранения и становления общественной медицины в Тульской области: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 92 с.
12. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н., Иванов И.Н. К вопросу преподавания истории медицины на лечебном факультете. /Сб. ст. преподавателей и аспирантов ТулГУ: Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения. Выпуск 6. Изд-во ТулГУ, 2010. 156 с.
13. Терешкина О.В., Бобкова Е.Н., Иванов И.Н., Яшин А.А. Анализ предпочтений студентов при изучении истории медицины на лечебном факультете: аспекты личностно-ориентированного обучения // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. 18. № 4. С. 283-284.
14. Шкиндер В.И. «Проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования: теоретико-методологический аспект». Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: Сб. статей и тезисов докладов. Уральская гос. медицинская академия. Под ред. К.В.Кузьмина. Екатеринбург, 2009. 386 с.
15. Яровинский М.Я. Лекции по курсу « Медицинская этика» (биоэтика). 3-е изд., испр. и доп. М.: Медицина, 2004. 528 с.
References
1. Volkov G. U kolybeli nauki. Moscow: Izd. TsK VLKSM «Molodaya gvardiya». Russian.
2. Ivanitskiy GR. «275 let Rossiyskoy Akademii Nauk i istoriya biofiziki». Biofizika. 1999;44(6):1144 Russian.
3. Mironova AV, Petrishchenko IA. Gumanitarnye distsipliny kak sredstvo professional'nogo samorazvi-tiya studentov. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp.1. Izd-vo TulGU; 2013. Russian.
4. Pavlov IP. Polnoe sobranie sochineniy. Mos-cow-L.; 1951. Russian.
5. Peshev LP. Pedagogika meditsinskogo vuza: uchebnoe posobie. Saransk: Izdatel'stvo Mordovskogo universiteta; 2011. Russian.
6. Subbotina TI, Tereshkina OV, Ivashinenko DM. K voprosu primeneniya issledovatel'skogo metoda obu-cheniya studentov pri osvoenii distsipliny «istoriya me-ditsiny». Perspektivy razvitiya vuzovskoy nauki. Mezh-dunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013;1:183. Russian.
7. Taranov PS. Anatomiya mudrosti: Sto dvadtsat' filosofov: v 2t. T.2. Simferopol': Tavriya; 1997. Russian.
8. Tereshkina OV. Istoriko-eticheskiy aspekt me-diko-biologicheskogo eksperimenta: ucheb. posobie. Tula: Izd-vo TulGU; 2012. Russian.
9. Tereshkina OV. Vliyanie protsessa obucheniya v vuze na formirovanie mirovozzrencheskikh idey stu-dentov. Sb. st. prepodavateley i aspirantov TulGU: Pe-dagogicheskoe masterstvo: problemy, poiski, resheniya. Vypusk 1. Izd-vo TulGU; 2005. Russian.
УДК: 378.661 (470.312): 378.018: 61(091) (470.312)
10. Tereshkina OV. K voprosu o roli Doma-muzeya V.V. Veresaeva v formirovanii sistemy tsennostey molo-dogo pokoleniya vrachey. Vestnik novykh meditsins-kikh tekhnologiy. 2012;19(4):191-5. Russian.
11. Tereshkina OV, Bobkova EN. Iz istorii zdra-vookhraneniya i stanovleniya obshchestvennoy meditsi-ny v Tul'skoy oblasti: ucheb.posobie. Tula: Izd-vo TulGU; 2013. Russian.
12. Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivanov IN. K vo-prosu prepodavaniya istorii meditsiny na lechebnom fakul'tete. Sb. st. prepodavateley i aspirantov TulGU: Pedagogicheskoe masterstvo: problemy, poiski, reshe-niya. Vypusk 6. Izd-vo TulGU; 2010. Russian.
13. Tereshkina OV, Bobkova EN, Ivanov IN, Yashin AA. Analiz predpochteniy studentov pri izuchenii istorii meditsiny na lechebnom fakul'tete: aspekty lich-nostno-orientirovannogo obucheniya. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2011;18(4):283-4. Russian.
14. Shkinder VI. «Problemy gumanizatsii vysshego professional'nogo meditsinskogo obrazovaniya: teoreti-ko-metodologicheskiy aspekt». Sotsial'naya rabota i se-strinskoe delo v sisteme zdravookhraneniya: problemy professional'noy deyatel'nosti i innovatsii v podgotovke kadrov: Sb. statey i tezisov dokladov. Ural'skaya gos. meditsinskaya akademiya. Pod red. K.V.Kuz'mina. Ekaterinburg; 2009. Russian.
15. Yarovinskiy MYa. Lektsii po kursu « Meditsinskaya etika» (bioetika). 3-e izd., ispr. i dop. Moscow: Meditsina; 2004. Russian.
DOI: 10.12737/9092
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО
ПОКОЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ
О.В. ТЕРЕШКИНА
Тульский государственный университет, Медицинский институт, ул. Болдина 128, г. Тула, 300028
Аннотация. В данной статье обосновывается идея о том, насколько важно владеть историческими сведениями по развитию медицинской отрасли в конкретном регионе, в котором «формируется» и планирует в дальнейшем вести врачебную деятельность специалист. Особое внимание в работе автор придаёт значению нравственных примеров, достойных подражания для поколения будущих врачей, сделан акцент на таких составляющих врачебной профессии и личности врача, как духовная культура, уровень образованности, высокая нравственная позиция, моральная ответственность. Обосновывается мысль о необходимости и полезности привлечения студентов к исследовательской деятельности в изучении истории здравоохранения области.
В статье обусловлена актуальность подобных исследований в том числе, и необходимостью сведения к минимуму врачебных ошибок, и как следствие - ятрогений, на пути выработки опытности, становления и приобретения квалификации врача. Основное содержание составляет характеристика процесса комплексного исследования истории здравоохранения г. Тулы и Тульской области.
Ключевые слова: История медицины, история здравоохранения, биографичность, студенческие научные исследования, нравственный пример, Тульское губернское земство.