Раздел VI ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ, НАУКОВЕДЕНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭТИКИ НАУКИ И БИОЭТИКИ
УДК 61 (091)
АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ НА ЛЕЧЕБНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ: АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
О.В.ТЕРЕШКИНА, Е.Н. БОБКОВА, И.Н. ИВАНОВ, А.А.ЯШИН*
В данном сообщении рассматривается проблема важности личностно-ориентированного обучения истории медицины с целью оптимизации учебного процесса. При помощи вопросника проведена проверка стартовых знаний студентов медицинского института, приступающих к изучению истории медицины.
Ключевые слова: история медицины, профессиональная направленность обучения; личностно-ориентированные методы, межпредметные связи.
«Го, чему учили древние, так незначительно и по большей части так маловероятно, что я не надеюсь приблизиться к истине иначе, как удаляясь от путей, которым они следовали»
Рене Декарт
Студенты, обучающиеся в медицинских вузах по специальности «Лечебное дело» (на третьем курсе) приступают к изучению дисциплины «История медицины». Роль дисциплины «История медицины» невозможно недооценивать. Преподавание этой дисциплины позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессии. Завершив изучение общей истории медицины на курсе истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических, профилактических и клинических дисциплинах медицинских вузов.
Была проведена предварительная проверка стартовых знаний, с целью определения уровня подготовки студента, приступающего к изучению данной дисциплины. Данная процедура вполне обоснована, т.к. за два предыдущих года обучения студентами уже пройдены курсы таких специальных дисциплин, как нормальная анатомия, цитология, гистология, эмбриология, нормальная физиология. Параллельно с курсом истории медицины преподается микробиология, патологическая физиология, патологическая анатомия. Предваряет вышеназванные курсы история становления каждой из этих дисциплин, области медицинских знаний.
Проверка проводилась при помощи следующего вопросника:
1. Что изучает история медицины?
2. Для чего нужна эта дисциплина в медицинском ВУЗе? Нужна ли вообще, если нет, то почему?
3. Что такое исторический метод в изучении истории медицины?
4. Приведите периодизацию и хронологию всемирной истории.
5. Развитие врачевания (медицины) в какой исторический период представляет для Вас наибольший интерес?
6. Перечислите известных Вам врачевателей (медиков, ученых, философов, связанных с врачеванием и медициной) в порядке значимости и представляемого для Вас интереса. О ком из них Вы хотели бы больше узнать, чья биография представляется Вам наиболее увлекательной, или практически более значимой?
7. Какой исторический период Вам наиболее интересен в плане развития медицины? Врачевание в какой стране (части света)?
8. Какая форма опроса для Вас наиболее приемлема, лучше всего способствует усвоению Вами нового (изучаемого) материала:
A. устный регулярный;
B. Тестовый;
C. контрольная работа;
* Тульский государственный университет, медицинский институт, 300600, Тула, ул. Болдина, 128.
Д. семинар-клуб (равноправная беседа);
Е. докладно-реферативный.
В данном исследовании мы приводим статистику и анализ ответов на 6 и 7 вопросы.
Исследование педагогических возможностей курса «История медицины» ведется с той целью, чтобы его предметное содержание обеспечивало формирование естественнонаучного, с гуманистической направленностью мировоззрения и других профессиональных качеств специалиста в области медицины, а основными путями эффективного решения этой задачи являются:
- обеспечение профессиональной направленности обучения;
- применение личностно-ориентированных методов обучения;
- использование разнообразных форм самостоятельной работы;
- широкое применение межпредметных связей.
Анализ полученных в ходе опроса данных позволяет установить, что:
1. Всего учащимися были названы 91 фамилия исследователей в области медицины и врачевателей, с чьими биографиями и результатами деятельности студенты хотели бы ознакомиться в курсе «История медицины».
Из них 22 фамилии ученых и медиков, наиболее часто встречающихся у студентов в ответе на вопросы вопросника: возглавляет перечень Гиппократ, имя легендарного врачевателя встречается в 80% работ, помимо Гиппократа из истории медицины древнего мира лидируют Асклепий - 20%, Аристотель - 20%, Гален - 23%. В средневековье интересуют Авиценна - 34%, Парацельс - 10%, Леонардо да Винчи - 10%, Андреас Везалиус - 5%.
На втором месте по частоте встречаемости знаменитый физиолог Павлов И.П. - около 60%, хирург Пирогов Н.И. - 50%, иммунолог и бактериолог Мечников И. И. - около 70%, физиолог Сеченов И.М. - в 30% работ.
2. Большой процент исследователей (15%), «попавших» в список персон являются по специализации в области медицины микробиологами, вирусологами, иммунологами и бактериологами. Факт нахождения их фамилий в большем количестве относительно ученых-медиков иных специальностей легко объясняется тем, что изучение дисциплины «Микробиология, вирусология и иммунология» осуществляется параллельным курсом с «Историей медицины».
3. Далее список представлен фамилиями исследователей в области медицинских специальностей (10%), в честь которых даны названия различным морфологическим структурам процессам, законам; авторами учебников и атласов; видными деятелями в области медицины, например, Аносов, Бокерия Л.А., Бурденко
Н.Н., Склифосовский Н.В.. Такие имена, как Павлов И.П., Пирогов Н.И., Сеченов И.М. известны еще со школьной скамьи.
4. В 40% работ встречаются единичные фамилии, т. е. упоминающиеся только в одной работе, среди них: Петров А.В., Воробьев А.И., Якубович Н.М., Зиновьев Г.Е., Земмельвейс И.Ф., Джанелидзе Ю.Ю., Мудров М.Я.
Первоначально нахождение в перечне персон легендарных имен, мы были склонны объяснять желанием студентов «не ударить в грязь лицом», предполагая, что такие имена, как Гиппократ, Везалий, Павлов, например, перечислены скорее для количества, и на самом деле, студенты обладают должным объемом биографических знаний по этим персонам.
В то же время было выявлено, что большинство учащихся именно «слышали» эти фамилии, но затрудняются внятно и конкретно ответить на вопросы о том, чем занимались исследователи и деятели в области медицины, обладатели этих фамилий. Восполнить пробелы, удовлетворить этот интерес, одна из целей курса.
5. В ответе на вопрос: «Какой исторический период Вам наиболее интересен в плане развития медицины? Врачевание в
какой стране (части света)?» предпочтения по времени студентами распределилось следующим образом: Древний мир - 18%, Средние века - 20%, Новое время - 29%, Новейшее время - 33%. Следует отметить небольшую разницу в предпочтении изучения, ознакомления со становлением медицины и накоплением медицинских знаний в различные исторические временные периоды.
Интерес именно к Новейшему времени объясним, во-первых, желанием студентов соответствовать выбранной специальности, быть «профпригодными», «не изобретать велосипед». Во-вторых, приобретение информации именно по современному состоянию дел в области медицины и медицинских исследований связано с определенными финансовыми и временными затратами (медицинские журналы отечественные и зарубежные, платные научные труды в интернете). То есть обладать сведениями за счет изучаемой дисциплины и времени, выделенной на ее изучение. Такое желание видится нам естественным, обоснованным, совпадающим с преследуемыми данным курсом (История медицины) целями.
6. Предпочтения к изучению по странам распределились следующим образом:
Наибольшее количество студентов интересует развитие медицины в отечественном государстве: Россия - 30%. Далее следуют Европа - 15% и Китай - 15%. Оставшиеся 40% приходятся на Индию, Японию, Рим, Египет, Грецию и Германию, от 1 до 5%.
Интерес к изучению становления медицинских дисциплин в Европе объясним сильным развитием этой области знаний в эпоху Ренессанса именно в Западной Европе, с которой связаны имена основоположников изученных студентами на предыдущих курсах дисциплин: например, анатомия - Леонардо да Винчи, Андреас Везалиус.
Интерес к Китаю, китайской медицине помимо России и Европы (на одном уровне с Европой) является заслуживающим внимания фактом, и по нашему мнению, объясняется:
- активным развитием взаимоотношений между нашими двумя странами в настоящий момент;
- той ролью и положением, которое занимает Китай в современном мировом сообществе: сильная активно развивающаяся именно сейчас страна (безусловно, этот факт известен из новостных передач средств массовой информации);
- историческое наследие: китайской медицине пять тысячелетий;
- Китай был (и, по сути, остается) страной социалистического лагеря, так же как Советский Союз, а следовательно, информация об истории, развитии, культуре, науке в этой стране всегда была для нас (Советского Союза, России) «в открытом доступе».
Таким образом, анализ предпочтений к изучению позволяет при изложении материала курса, не отступая от основной рабочей программы, делать акцент на той или иной персоне, времени (периоде), государстве (части света), а так же выявить «пробелы» в исторических знаниях по специальным дисциплинам, тем самым:
- обеспечивая профессиональную направленность обучения;
- применяя личностно-ориентированные методы обучения;
- более широко применять межпредметные связи.
Полагаем так же, что общепринятые лекции по истории
становления той или иной дисциплины целесообразнее читать, не предваряя курс, а завершая его. Приводим следующую аргументацию: большое количество названий морфологических структур, законов, процессов дается по фамилиям их первооткрывателей или дополнивших сведения о них, исследователей. Пока эти структуры, законы, процессы не изучены, не знакомы обучающемуся, нет «субстрата» для их запоминания и возникновения ассоциаций. А так же тяжелее оценить значимость того или иного открытия, изобретения. Другое дело, когда курс пройден, дисциплина изучена - названия становятся «говорящими», и биография и труды ученого, исследователя приобретают стойкую ассоциацию с объектом исследования.
Литература
1. Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения. Сб. материалов преподавателей и аспирантов ТулГУ, получивших диплом «Преподаватель высшей школы» / Изд.: ТулГУ, Тула, 2005, 194 с., с.179-183.
2. Сорокина, Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина // Изд. Академия.- М.: 2005 .- 560 с.
3. Таранов, П.С. 120 философов, анатомия мудрости / П.С. Таранов // Изд. Таврия, Симферополь.- 1997.- 2 том.- 624 с.
THE ANALYSIS OF STUDENTS' PREFERANCES WHILE STUDYING
THE HISTORY OF MEDICINE AT THE MEDICAL FACULTY:
THE ASPECTS OF PERSONALLY ORIENTED TRAINING
O.V. TERESHKINA, E.N. BOBKOVA, I.N. IVANOV, A.A. YASHIN Tula State University, Medical Institute
The article highlights the problem of significance of personal oriented studying the history of medicine aiming at educational process optimization. A questionnaire has been used for testing initial knowledge of the students of the medical institute at the beginning of studying the history of medicine.
Key words: history of medicine, professionally oriented training, personally oriented training, interdisciplinary connections