РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОПРОСЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ УГРОЗАМ
А.Н. Тарасов, д-р филос. наук, доцент Е.А. Найдёнова, канд. ист. наук
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-
Шанского
(Россия, г. Липецк)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-195-197
Статья подготовлена в рамках исполнения государственного задания на НИР Министерства просвещения РФ 2024 года, научный проект на тему: «Модель экосистемы исторического образования в условиях современных глобальных вызовов», соглашение № 073-032024-074/8 от 28 августа 2024 г.
Аннотация. Статья посвящена роли исторического образования в деле противостояния современным глобальным вызовам. В статье показан опыт реализации экосистемы исторического образования, который может быть успешно интегрирован в современной педагогической практике. Дан подробный анализ сущности современных глобальных вызовов, выявлены их причины, специфика и последствия для трансформации системы международных отношений. Представлены условия и подходы к организации образовательного пространства таким образом, что они не просто вовлекают обучающихся в изучение истории, но и эффективно реализуют воспитательный потенциал исторического образования.
Ключевые слова: экосистемный подход в образовании, глобальные вызовы, воспитание, циф-ровизация, историческое образование, школьное образование, краеведение, региональный компонент школьного образования.
Современный мир переживает время масштабных изменений, которые проявляются в самых разных сферах общественного бытия. Причём вовлечёнными в этот сложный процесс оказываются все регионы мира и абсолютное большинство государств, что, в свою очередь, выступает ещё одним подтверждением масштабности происходящего.
Прежде всего, указанные изменения проявляются в экономической сфере, что отражается в смене мирового экономического лидера. Если прежде, на протяжении более века экономическим лидером были Соединённые Штаты Америки, то сегодня мы являемся свидетелями увеличения доли Китая в мировом ВВП. Более того, экономисты считают, что уже к концу 2020-х годов КНР догонит США по уровню ВВП [1-2]. Процесс смены экономического лидера происходит в непростых условиях межгосударственных отношений.
Можно с вполне высокой степенью уверенности утверждать, что экономическая трансформация приводит к многополярному
миру, при котором на планете появится несколько экономических центров, каждый из которых будет равным конкурентом другому. В этом случае, безусловно, будет выстроена более справедливая система межгосударственных экономических отношений.
Трансформация экономики неизбежно затронет иные сферы, например, политику, что проявляется в идущих геополитических изменениях. Прежняя система межгосударственных отношений, существовавшая более 30 лет, постепенно разрушается. Сущность этой системы основывается на наличии единственного гегемона. Без сомнения, изменения в мировой политике обусловлены экономической трансформацией, поскольку именно экономическая мощь государства выступает фундаментом политической динамики. Сегодня на мировой политической арене активно формируются новые геополитические союзы, объединяющие, казалось бы, ментально/социокультурно разные народы. Типичным примером в этом отношении выступают страны БРИКС.
Не обошли стороной свершающиеся изменения и сферу духовной культуры. Здесь происходят достаточно противоречивые, сложные процессы. С одной стороны, в условиях идущей в странах евроатлантической цивилизации социокультурной трансформации, этот регион постепенно теряет былую привлекательность. Более того, отдельные проявления, активно распространяющиеся здесь, вызывают глубокие опасения и категорическое неприятие со стороны представителей других цивилизаций.
Итак, современный этап развития человечества характеризуется переходностью, когда прежние идеалы, лидеры и установки уходят, а на смену им приходят новые. Возникает ситуация, которую вполне корректно можно охарактеризовать в терминах «плюрализация» и «релятивизация».
Смена мировоззренческой парадигмы порождает ситуацию неустойчивости. Субъект в этих условиях теряет ориентиры, на которые можно опереться при оценке происходящего. Прежние ценности, вроде бы уже утратили актуальность, а новые - которые принимались бы как устоявшиеся/общечеловеческие - ещё не утвердились. С другой стороны, создаётся пространство смысловой неопределённости, легитимируются как норма возникающие альтернативы. Новые оценки воспринимаются как адекватные. Они находят сторонников среди всё большего числа обывателей, что и порождает ситуацию плюрализации - множества точек зрения/позиций по одному и тому же вопросу, каждая из которых не просто имеет право на существование, но и воспринимается как истинная. Причём количество таких истин оказывается значительным.
Описанная ситуация смысло-
вой/идеологической неопределённости порождает множественные риски. Среди них -риски динамики национальной идентичности. В самом общем смысле эти риски связаны с утратой субъектом тех основных характеристик, которые определяли его ментальную специфику на протяжении длительного исторического периода [3]. Утрата национальной идентичности в дальнейшем способна привести к утрате культуры, характерной для данного народа. В определённой степени эти разрушительные процессы идут в условиях глобализации, когда утрачивается уникальное, а
на смену ему предлагается универсальное, претендующее на всеобщий характер.
В этих условиях отдельные общества пытаются противостоять идущим деструктивным тенденциям. Причём в авангарде этого противостояния находятся те государства и цивилизации, которые активно оберегают свою культур от агрессивного западного влияния. Именно сохранение и развитие/приумножение национальной культуры должно стать основным направлением противостояния современным геополитическим вызовам и угрозам. Для её сохранения могут быть использованы различные средства.
Мощным потенциалом в этом отношении обладает историческое образование. Именно историческое образование среди иных со-циогуманитарных направлений в наиболее концентрированном виде обладает тем огромным воспитательным потенциалом, каковой не характерен для иных. История сочетает в себе знания различных отраслей научного знания, позволяет испытать чувство гордости за своё Отчество. Изучение прошлого страны нацелено не просто на передачу конкретного фактологического материала (даты, события, персоналии), но несёт мощный воспитательный потенциал. Субъект в этих условиях получает знания о прошлом своей страны, становится сопричастным истории своего народа, он получает возможность пережить славные страницы былого, испытывая различные эмоции. Безусловно, историческое знание развивает чувство критики происходящего. Именно прошлое достаточно часто показывает, как следует и как не следует поступать в той или иной ситуации. Не следует забывать и о том, что история народа - это, прежде всего, история его культуры. Достижения в тех или иных формах культуры формируют устойчивое чувство гордости за прошлое своего Отчества.
Именно поэтому коллектив Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского в качестве темы Государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР в 2024 году выбрал создание модели экосистемы исторического образования в условиях современных глобальных вызовов. Опираясь на давние традиции исторического образования университет решил подкрепить их инновациями. В
этой связи, развивая прежде реализованный проект «Исторический кванториум» [4], было решено развить на этой площадке блок региональной истории, подключив школьников и студентов СПО.
На портале в увлекательной форме ведущие учёные-историки Липецка рассказывают о событиях региональной истории. Данный проект восполняет и другой пробел - недост-таок материала по истории родного края (краеведческий компонент на уроках истории). При этом, всё общение осуществляется на цифровой площадке. В результате формируется мощный сплав достижений исторической науки и цифровых технологий, который воздействует на сознание обучающихся школ и СПО.
Библиографический список
1. Санжина О.П., Вэнь Ю., Санжин Б.Б. Формирование инновационного потенциала КНР: региональная и государственная политика // Региональные проблемы преобразования экономики. -2024. - № 8(166). - С. 215-225.
2. Ян Х. Анализ различий в управлении человеческими ресурсами китайских и российских предприятий // Инновации и инвестиции. - 2024. - № 4. - С. 255-258.
3. Угольникова О.Д., Купенко В.Г., Курнакова А.Д. Социальные угрозы идентичности: выявление, методы исследования // Безопасность в профессиональной деятельности: сборник научных статей. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. - С. 196-205.
4. Интернет-портал Исторический кванториум. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://историческийкванториум.рф/.
THE ROLE OF HISTORICAL EDUCATION IN COUNTERING MODERN GLOBAL
THREATS
A.N. Tarasov, Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor E.A. Naydenova, Candidate of Historical Sciences
Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky (Russia, Lipetsk)
Abstract. The article is devoted to the role of historical education in confronting modern global challenges. The article shows the experience of implementing the ecosystem of historical education, which can be successfully integrated into modern pedagogical practice. A detailed analysis of the essence of modern global challenges is given, their causes, specificity and consequences for the transformation of the system of international relations are identified. The conditions and approaches to organizing the educational space are presented in such a way that they not only involve students in the study of history, but also effectively implement the educational potential of historical education.
Keywords: ecosystem approach in education, global challenges, education, digitalization, historical education, school education, local history, regional component of school education.
Другим элементом экосистемы выступает работа школы-лаборатории молодого историка. На площадке, как интересующиеся обучающиеся школ и учреждений СПО, так и начинающие педагоги, студенты-практики могут получить от старших коллег бесценный опыт, как теоретического, так и методического характера.
Таким образом, научный коллектив ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского предлагает модель экосистемы исторического образования как эффективное средство воздействия на сознание обучающихся. Очевидно, что модель предполагает опору, как на традиции классического образования, так и использование современных цифровых технологий.